Тема 9. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.



Это направление деятельности прокуратуры - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью - состоит в обеспечении согласованности взаимодействия соответствующих государственных структур, специально наделенных полномочиями к сфере противодействия преступности.

Координация преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению. Предпосылками координации действий правоохранительных органов являются единство задач, стоящих перед ними, их административная независимость друг от друга и строгое разграничение компетенции.

Таким образом, предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении их общей задачи, осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов.

Координация зачастую позволяет достигать взаимодополнения, сложения сил и средств, позволяющих получать качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью.

Справедливо высказывается мнение, что «борьба с иными, непреступными, правонарушениями также может осуществляться в рамках координационной деятельности, поскольку она направлена на установление и устранение таких правонарушений, которые могут способствовать совершению преступлений, перерастать из непреступных в преступные».

В соответствии со ст. 8 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Следует отметить, что в п. 8 ст. 3 Закона СССР о прокуратуре было зафиксировано, что органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Таким образом, законодатель не ограничивал рамки координации только борьбой с преступностью.

В Законе о прокуратуре первоначально функция координации вообще не была упомянута. И тем не менее в условиях отсутствия правовой регламентации большинство региональных прокуроров по-прежнему занимались координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Следовательно, направление координационной деятельности прокуратуры оставалось востребованным и жизненно необходимым. Это заставило законодателя вновь закрепить за прокуратурой координационную функцию в редакции Закона о прокуратуре.

Данное направление деятельности прокуратуры регламентируется Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом нашей страны (далее - Положение).

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на принципах соблюдения законности; равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий; самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством РФ полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий; ответственности руководителей каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений и др. (ст. 4 Положения).

Вопросы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью регулируются также ведомственными актами. Так, в Регламенте Генеральной прокуратуры Российской Федерации сказано, что Генеральный прокурор РФ является председателем Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов. Координационные совещания руководителей федеральных правоохранительных органов созываются Генеральным прокурором РФ и проходят под его председательством (п. 5.18). Процедура подготовки и проведения Координационного совещания, а также осуществление контроля за реализацией принятых им постановлений определяется Положением и Регламентом Координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ. Координационная деятельность по борьбе с преступностью соответствующих структур правоохранительных органов в федеральном округе осуществляется Главным управлением или управлениями Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, которые обеспечивают организацию и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов в соответствующих федеральных округах. Созывают и возглавляют такие координационные совещания заместители Генерального прокурора РФ (п. 5.19).

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, Главной военной прокуратуре предписано наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы. Установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров иных специализированных прокуратур.

В Приказе Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 №189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» указано на необходимость систематически рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов положение с соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. В ходе данных совещаний следует освещать выявленные прокуратурой нарушения, принципиально ставить вопрос об их устранении и недопущении впредь.

Приказом Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 №84 (ред. от 20.04.2010) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на прокуроров субъектов РФ возложены полномочия по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории субъектов РФ; на транспортных прокуроров - аналогичные полномочия на транспорте и в таможенной сфере; на военных прокуроров - в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору (на правах прокурора субъекта РФ) надлежит осуществлять координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологическими правонарушениями, осуществляемой на территории субъектов РФ, расположенных в бассейне реки Волги. Прокурорам, ЗАТО Межгорье и комплекса Байконур (на правах прокуроров субъектов РФ) надлежит осуществлять координацию деятельности по борьбе с преступностью правоохранительных органов, осуществляемой ими на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур.

Таким образом, в пределах установленной компетенции прокурорами специализированных прокуратур должна обеспечиваться координация деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью.

В специальной литературе подчеркивается, что положительный результат решения сотрудниками правоохранительных органов, поставленных перед ними задач достигается, как правило, тогда, когда сотрудники, выполняющие работу по раскрытию преступлений отдельных видов, действуют в соответствии с определенной специализацией, установленной для их службы. Узкая специализация по типам преступлений гарантирует концентрацию усилий оперативных работников и следователей на сходных задачах и обеспечивает разделение труда на общих участках работы и адекватно способам деятельности преступников. Вместе с тем, актуализируется проблема координации их деятельности.

Таким образом, осуществляемая прокуратурой координация правоохранительных органов является процессом параллельного, согласованного (скоординированного) динамического функционирования различных механизмов - механизмов разных правоохранительных органов. Несмотря на определенные различия в структуре и принципах действия, содержание функционирования каждого из них в результате координации органами прокуратуры становится взаимообусловлено содержанием функционирования другого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.91 (0.013 с.)