Обоснование изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра.



Согласно ст. 22 настоящего Федерального закона федеральный или региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия только при наличии заключения государственной историко-культурной экспертизы, свидетельствующей о том, что объект перестает соответствовать критериям отнесения его к имеющейся категории (подробнее см. комментарий к ст. 22).

Пример: по результатам государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающий принятие решений об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения "Доходный дом Р.Б. Бебутовой, 1908 - 1910 гг., архитектор Г.А. Гельрих", расположенного по адресу: г. Москва, Рождественский бульвар, д. 9, стр. 1, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения и о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, был составлен акт от 20 апреля 2017 г.

В заключении экспертизы проанализированы такие критерии, как датировка объекта, градостроительное и ансамблевое значение, авторство, ремесленно-технологическая (материальная) ценность, сохранность исторического облика общей объемно-пространственной структуры, сохранность конструктивной системы, архитектурно-декоративная отделка интерьеров, декоративно-художественная ценность фасадов, мемориальная ценность, уникальность, включенность в научный оборот, общественное внимание к сохранению. На этом основании эксперт пришел к выводу, что по критериям типологической представительности, историко-архитектурной ценности, историко-градостроительной значимости рассматриваемый объект культурного наследия регионального значения обоснованно может быть включен в ЕГРОКН в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

По результатам экспертизы были сделаны выводы о том, что следует:

- считать целесообразным изменение категории историко-культурного значения объекта на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения;

- считать обоснованным принятие решения о включении объекта в ЕГРОКН в качестве объекта культурного наследия федерального значения (памятника);

- границы территории объекта культурного наследия федерального значения (памятника), режим использования его территории и предмет охраны установить согласно приложениям к данному акту <35>.

--------------------------------

<35> Официальный сайт Министерства культуры РФ. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2017/09062017_2.pdf (дата обращения: 1 августа 2017 г.).

 

Порядок исключения объекта из ЕГРОКН регламентирует ст. 23 комментируемого Закона. Исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства РФ в случае полной физической утраты объекта культурного наследия либо утраты им историко-культурного значения. Кроме того, допускается исключение объекта культурного наследия из реестра (п. 27 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утв. Приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203) при разрушении в результате стихийного бедствия или иных природных факторов и невозможности его воссоздания как памятника, а также при завершении археологического исследования памятника, в результате чего он полностью утрачивается.

Исключение объекта наследия из ЕГРОКН осуществляется исключительно на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, целью проведения которой является обоснование исключения объекта культурного наследия из реестра (подробнее см. комментарий к ст. 23). Полный перечень документов, на основании которых Минкультуры РФ может быть принято решение об исключении объектов из числа памятников истории и культуры местного значения по обращению органов государственной власти субъектов РФ, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 12 мая 1999 г. N 335 "О порядке рассмотрения обращений органов государственной власти субъектов Российской Федерации об исключении объектов из числа памятников истории и культуры местного значения".

Документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из ЕГРОКН, а также документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, указаны в числе объектов историко-культурной экспертизы в ст. 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569, в заключении экспертизы должен быть указан однозначный вывод экспертизы об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение) исключения объекта культурного наследия из реестра, изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия в зависимости от цели экспертизы.

Пример: по результатам государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей принятие решения об исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия регионального значения "Дом жены коллежского асессора Д.А. Братолюбовой, XIX в.", расположенного по адресу: г. Великий Новгород, ул. Знаменская, 21/19, был составлен акт от 15 марта 2017 г.

Экспертная комиссия в заключении указала, что в настоящее время в результате проведения строительных работ на экспертируемом объекте все его особенности, позволяющие относить его к объектам культурного наследия регионального значения, за исключением первой (его местоположения, причем в искаженном виде), утрачены. Натурным обследованием, подтвержденным материалами фотофиксации, установлен факт умышленного уничтожения основной, жилой части здания, в результате чего оно потеряло главные типологические черты, послужившие основанием для его принятия под государственную охрану.

В заключении экспертизы обосновано мнение членов экспертной комиссии о том, что данный объект культурного наследия регионального значения не обладал той особой исторической, архитектурной, научной, художественной или иной значимостью, которая делала бы обоснованным принятие решение о его воссоздании в порядке исключительного случая, тем более что для такого воссоздания посредством реставрации отсутствуют достаточные научные данные, поскольку обмерная и иная фиксация объекта перед его разборкой не была проведена. На этом основании экспертная комиссия пришла к выводу о целесообразности исключения объекта культурного наследия "Дом жены коллежского асессора Д.А. Братолюбовой, XIX в." из единого государственного реестра объектов культурного наследия в связи с утратой им историко-культурного значения (согласно п. 2 ст. 23 настоящего Федерального закона) <36>.

--------------------------------

<36> Официальный сайт Министерства РФ. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2017_new/10_04_2017_01.docx (дата обращения: 1 августа 2017 г.).

 

5. Установление требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия в целях обеспечения его сохранности.

В редакции, действовавшей до 7 марта 2017 г., к целям проведения государственной историко-культурной экспертизы относилось определение соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия. В редакции, введенной Федеральным законом 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ, данный абзац комментируемой статьи предусматривает две цели проведения государственной историко-культурной экспертизы:

- установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

- установление границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в их границах.

Понятие территории объекта культурного наследия и правила определения границ территории такого объекта содержатся в ст. 3.1 настоящего Федерального закона. Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены Приказом Минкультуры России от 4 июня 2015 г. N 1745 "Об утверждении Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия", которым определен состав документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (подробнее см. комментарий к ст. 3.1).

Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, указываются в охранном обязательстве, и их соблюдение является обязательством физического или юридического лица, которому объект культурного наследия, включенный в ЕГРОКН, принадлежит на праве собственности. Данные требования определены в ст. 5.1 настоящего Федерального закона (подробнее см. комментарий к указанной статье). Пункт 3 ст. 66 ВК РФ также предусматривает, что особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных ВК РФ, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в ЕГРОКН.

Зонам охраны объектов культурного наследия посвящена ст. 34 настоящего Федерального закона. В частности, она устанавливает, что порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством РФ. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. N 972, устанавливает, что проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения. На основании данного проекта с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия утверждаются границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон (подробнее см. комментарий к ст. 34).

В ст. 30 настоящего Федерального закона в числе объектов историко-культурной экспертизы указаны проекты зон охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569, в зависимости от вида экспертизы в заключении экспертизы должен быть указан однозначный вывод экспертизы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия:

- требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

- установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия и особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.014 с.)