Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные войны в интернете

Поиск

Информационные войны в интернете

 

Введение.


В данной серии статей я планирую рассказать о таком важном явлении, затрагивающем сеть интернет, как информационные войны. Не секрет, что в наше время на планете Земля противоборство между различными центрами силы носит во многом информационный характер. Это касается как взаимоотношений между государствами, так и между различными социальными группами, или классами. Последствия информационных войн могут быть столь же глобальными и долговременными, что и результаты войн настоящих. Так, поражение в холодной информационной войне стоило жизни такому государству, как Советский Союз. Вместе с СССР была разгромлена и вытеснена в андеграунд коммунистическая идеология. В связи с этим, особо остро стоит задача самоопределения человека в хаосе информационных битв, т. е. осознание им своих интересов, ибо без такого осознания невозможно никакое развитие гражданского общества, ровно как и эволюция общественных отношений в целом. Проблема в том, что отсутствует какая-либо универсальная методология, позволяющая описывать противоборства в информационной сфере так же целостно и логично, как военная история описывает классические войны. Поэтому, большинство пользователей интернета, особенно молодежь, не в состоянии ориентироваться в происходящих в сети процессах и легко подхватывает такие идеи и информационные вирусы, которые наносят ущерб их классовым, или общественным интересам. То есть становятся жертвами информационных атак. Предлагаемый материал имеет цель помочь преодолеть пробелы в понимании законов течения информационных войн, а значит должен увеличить выживаемость и эффективность собственных усилий, как бойцов информационного фронта, так и мирных жителей, случайно попавших в зону боевых действий.

 

Часть первая: цели и смысл информационных войн.

 

Классификация методов ведения информационных войн.

Из изложенного выше становится понятна и классификация методов, которые используются при ведении информационной войны.

Первая и основная классификация - по цели:

- Методы пропаганды
- Методы контрпропаганды.

Методы пропаганды нацелены на то, чтобы донести до населения требуемые идеи, т. е. сформировать на определенном участке информационного пространства нужные информационные сущности. Соответственно, методы контрпропаганды нацелены на дискредитацию вражеских идей, разрушение вредных информационных сущностей и недопущение их возникновения в дальнейшем.

Вторая классификация - по характеру действия.

- Явные методы.
- Неявные (скрытые) методы.

Явные методы отличаются от неявных тем, что в них цель и характер воздействия не скрываются от противника. Например, агитация - это пример явной пропаганды, а информационный вирус - скрытой. В первом случае агитатор явно указывает, какую идею он доносит до публики. Во втором же случае, доносимая идея (вирус) маскируется, в то время как явно афишируется совсем другая идея, как правило, популярная и способствующая распространению вируса. Забегая вперед, отметим, что скрытые методы информационных войн наиболее эффективны при информационном наступлении на позиции противника, а явные методы больше подходят для защиты и укрепления подконтрольной территории. Таким образом, мы получаем четыре основные группы методов ведения информационных войн - явная пропаганда, скрытая пропаганда, явная контрпропаганда и скрытая контрпропаганда. В дальнейшем мы рассмотрим эти группы подробнее.

Фактор времени.


Одним из ключевых факторов, определяющих успешность кампании по информационному воздействию, является время. Часто бывает так, что даже слабая, непрофессиональная и плохо организованная пропагандистская акция заканчивается внушительным результатом только потому, что ей повезло провестись в нужный момент времени. Наоборот, мощнейшая и тщательно подготовленная информационная атака может разбиться о стену, если время ее выбрано не удачно.

Причина этого банальна и заключается в том, что люди, как это не странно, довольно недоверчивые существа. Которые неохотно воспринимают любую новую информацию и очень не любят отказываться от своих убеждений. Не верите? Подойдите к первому попавшемуся прохожему на улице и попросите дать денег взаймы, пообещав отдать на следующий день в два раза больше. Или сходите в церковь и попытайтесь доказать батюшке, что Бога не существует. Не получается? Но информационные войны ведь ведутся, а значит серьезно влиять на убеждения людей все же возможно.

Ибо. Для каждого человека бывают моменты, когда его сознание раскрывается и готово проглотить внутрь себя любую информационную "пищу", не подвергая ее абсолютно никакому критическому анализу и воспринимая как нечто само собой разумеющееся. Обычно такое бывает в детстве, но не только. В наше время, когда все вокруг быстро меняется, люди всегда соприкасаются с чем-либо, о чем у них еще не было априорной информации, и в силу этого еще не сформировалось т. н. "мнение". И вот тут-то и возникает интересный эффект. Стоит человеку задаться вопросом относительно того, в чем он осознано не разбирается, но очень хочет разобраться и узнать ПРАВДУ, как его ментальные фильтры расслабляются, уши развешиваются в разные стороны, а башка превращается в открытый для заливки любого информационного варева жбан, главное что-бы повар был умного вида экспертом "в теме".

Как правило, в открытом состоянии голова пребывает не долго и вскоре она закрывается, а залитая туда жижа застывает, образуя кристаллическую решетку Знания. И тут, как говорится, кто не успел - тот опоздал. Отсюда следует очень важный вывод: для проведение пропагандистской операции очень важно, чтобы в момент операции у таргет-группы сформировалась максимальная степень активной неопределенности по тому вопросу, по которому планируется агитация. Под активной неопределенностью в данном случае понимается осознанное незнание ответа на вопрос с желанием получить его.

Именно поэтому, все профессиональные информационные операции тщательно планируются по времени, которое выбирается со снайперской точностью.

 

Часть вторая: пропаганда.

Явная пропаганда

Визуальные образы.

Слова - классификаторы.

Создание аналогий.

Иллюзия документальности.

Угроза.

Искажение размеров.

Апеллирование к интеллекту.

Ссылка на авторитеты.

Группа поддержки.

Эффект интерактивности.


Явной называется такая пропаганда, при которой декларируемые идеи совпадают с реально продвигаемыми. То есть пропагандист не скрывает цель своей пропаганды, хоть и использует для нее не всегда честные технологии. Перечислим наиболее часто встречающиеся приемы.

 

Визуальные образы.

Этот прием заключается в том, что для передачи идеи используются яркие образы, которые вызывают относительно легко узнаваемых фигурантов требуемые эмоции. Наиболее удобный инструмент для этого - карикатура. На ней политические противники изображаются толстыми, кривыми, горбатыми уродцами, но при этом со злобной и хитрой улыбкой. При их изображении используются серые и черные цвета. Свои люди, наоборот, показываются стройными и благородными красавцами с добрым и величественным взглядом. Как правило, их фигуры выводятся в светлых и цветных красках. Подобным образом можно использовать и другие виды искусства - кино, мультфильмы, и т. п.

 

Слова - классификаторы.


Нужные эмоции можно возбуждать, вызывая в голове человека соответствующие ассоциации через использование правильных слов-классификаторов. Грамотно использованное слово-классификатор само по себе способно вызвать множество ярких ассоциаций и образов. Например, услышав всего два слова "Зима" и "праздник", мы сразу представляем себе новогоднее веселье и снежные забавы. Подобные слова позволяют экономить время, передавая в сжатом виде огромный объем информации. При этом, называя какой-либо предмет определенным словом, мы тем самым подчеркиваем какую-то его специфическую особенность, не обращая внимания на остальные характеристики. Таким образом, данный предмет классифицируется и занимает в картине мира слушателя нужное место. Естественно, грех не использовать эти свойства слов-классификаторов в пропаганде. С помощью классификаторов, описывающих объекты или события, информация форматируется так, что получатель пропагандистского сообщения принимает навязываемое ему определение ситуации. Например, если требуется вызвать негативное отношение к участникам акции протеста, то их называют "хулиганами", "экстремистами", "агрессивно настроенной толпой". Если же нужно, наоборот, показать протестующих с хорошей стороны, используются эпитеты "народ", "рабочие", "мирные демонстранты".

 

Создание аналогий.

Прием основан на склонности людей мыслить аналогиями. Для того, чтобы показать сущность изучаемого явления, мы часто используем другое, более известное и изученное явление, имеющее что-то общее с изучаемым. Например, для понимания процесса распространения электромагнитных волн, можно представить себе волны на поверхности воды. Но данный метод, годящийся для обучения школьников студентов уже известным науке физическим явлениям, не всегда годится для описания, или прогнозирования еще не изученных явлений. Ибо в первом случае используются априори корректные относительно рассматриваемых свойств аналогии, а во втором, корректность аналогии еще не известна. Часто бывает так, что решающими оказываются не общие свойства явлений, а игнорируемые строителем аналогии различия. В этом случае, аналогия просто не работает и вводит людей в заблуждение. Тем не менее, стремясь увеличить эффективность пропаганды, пропагандисты не особо утруждают себя вопросами корректности приводимых аналогий, а иногда и вовсе специально конструируют заведомо ложные аналогии.

 

Иллюзия документальности.

Сообщение, или новость кажутся тем достовернее, чем больше они подкреплены реальными фактами, а особенно непосредственно наблюдаемыми событиями. Новость в газете, сопровождаемая фотографиями с места событий, вызовет больше доверия, нежели голый текст. Еще большее воздействие оказывают видеорепортажи. Способность напрямую транслировать происходящее является главным преимуществом телевидения, превращая его в мощное оружие пропаганды. Наибольший результат достигается тогда, когда репортаж ведется из самой гущи событий, а зритель ощущает себя непосредственным участником разворачивающегося действия. Если такой репортаж сопроводить нужными словами, создающими требуемую картину происходящих событий в целом, то эта картина наверняка будет принята публикой как достоверная.

 

Угроза.

Данная стратегическая методика заключается в том, что агитация строится на критике того субъекта, который воспринимается целевой аудиторией как враг. Например, используя антиамериканские настроения в обществе, можно понизить доверие к оппозиции, просто заявив, что ее деятельность финансирует госдеп США. По этой же причине, агитация среди националистов редко обходится без упоминания мирового сионизма. Разновидность приема - создать предварительно ярко выраженную угрозу, которая заставит людей бояться и искать защиту. После этого, любая позиция, направленная против данной угрозы, будет вызывать больше доверия, чем она бы вызвала в обычной ситуации. Угрозой может быть что угодно: террористы, "русские фашисты", свиной грипп, и т. п.

 

Искажение размеров.

Особенность воздействия инфосферы на общественное сознание такова, что люди не всегда представляют себе масштабы тех явлений, о которых говорят в СМИ и которые обсуждаются в интернете. Например, люди больше боятся погибнуть в результате теракта, чем в результате автокатастрофы, хотя, по статистике, число жертв автокатастроф значительно превышает число жертв террористических актов. Дело в том, что информационная активность вокруг какого-либо явления позволяет ему занять неэквивалентное его реальному статусу положение. Муссирование какой-либо проблемы в СМИ позволяет значительно повысить ее значимость в сознании людей по сравнению с ее реальной значимостью. И наоборот, замалчивание определенных вопросов приводит к тому, что население, за исключением тех людей кого эти вопросы касаются непосредственно, думает, что этих вопросов не существует. Таким образом, происходит искажение размеров в создаваемой у аудитории картине мира, где мухи могут вырастать до размеров слонов, а слоны превращаться в мух. Для получения эффекта данный прием должен применяться на длительных временных отрезках, поэтому его следует отнести к разряду стратегических.

 

Апеллирование к интеллекту.

Одним из наиболее ценных качеств в современном обществе, вне всякого сомнения, является ум. Человеку нравится, когда его считают умным, и поэтому он прилагает все усилия, чтобы стать умнее, образованнее. Ну, или, хотя бы, выглядеть таковым в глазах окружающих. Это свойство людей умело используют манипуляторы, устанавливая искусственные ассоциации между определенными точками зрения и интеллектом. При этом возникает иллюзия, что умный человек может считать только так, а если он считает по другому - то он дурак. Фразы типа "ты же умный и должен понимать, что Советский Союз развалился сам", "не будь дебилом, выкинь эту чушь про коммунизм из головы", "пора бы уже повзрослеть и понять, что выборы это всего лишь клоунада, которая ничего не решает" являются хорошим примером того, как стремление людей стать "взрослее" и "умнее" канализируется в принятие выгодной манипуляторам точки зрения.
Другой похожий прием из этой же серии - апеллирование к науке, как источнику объективной истины. Типичный пример - широко используемые фразы "ученые доказали", или "по мнению ученых". Сообщение, идущее за подобными фразами, будет априори вызывать больше доверия.

Ссылка на авторитеты.

Довольно эффективным способом придать своим словам дополнительный вес является апеллирование к известному авторитету, популярному в той аудитории, в которой ведется пропаганда. Это может быть религиозный деятель, или пророк из священного писания, если агитация ведется среди верующих людей. В сообществе атеистов неплохо сработает ссылка на высказывание известного ученого, а в молодежной тусовке любителей рок-музыки доверием будет пользоваться мнение лидера уважаемой рок-группы. Наконец, агитацию среди коммунистов целесообразно сопровождать цитатами из классиков - Маркса, Энгельса, Ленина и т. д. Фраза "Маркс писал, что..." наверняка окажется существенным аргументом в обсуждении существующей политико-экономической ситуации, хотя все прекрасно понимают, что Карл Маркс жил давно и понятия не имел о том, как будет устроено общество в 21-м веке. Люди, особенно пользователи интернета, склонны ориентироваться на мнения хорошо известных и уважаемых личностей, которых они считают компетентными и беспристрастными. Таких личностей часто называют "лидерами мнения", или неформальными лидерами. К ним относятся известные журналисты, политологи, блоггеры и прочие сетевые писатели. По мнению некоторых исследователей, сильнее всего на формирование у обывателя мнения по какому-либо вопросу влияют отнюдь не массированные пропагандистские кампании в СМИ, а циркулирующие в обществе идеи, мифы и установки, источниками которых как раз и являются упомянутые неформальные лидеры. Таким образом, воздействуя на авторитетных в том или ином сообществе лидеров, можно транслировать в данном сообществе нужные настроения.

 

Группа поддержки.

Как было замечено выше, люди в массе своей стремятся согласовывать свою точку зрения с мнением окружающих, чтобы она не сильно отличалась от общественного мнения. Из этого следует, что намного комфортнее в дискуссиях чувствуют себя те, кто имеет единомышленников. Если человек видит, что он одинок в своем мнении, и все высказывающиеся вокруг думают иначе, то он сам начинает сомневаться в своей позиции. И если не отказывается от нее совсем, то хотя бы старается не высказывать, чтобы на него не смотрели, как на идиота. Эта особенность человеческой психики вовсю используется пропагандистами, особенно в интернете. Группа поддержки из нескольких человек способна эффектно сымитировать общественное мнение, оставляя комментарии к статье, или посты на форуме. Даже если в статье высказывается по меньшей мере спорная, или однобокая точка зрения, положительные комментарии создадут у читателя иллюзию популярности оной.

 

Эффект интерактивности.

 

Психологические эксперименты показали, что человек склонен больше доверять таким источникам информации, с которыми он либо находится в тесном контакте, либо имеет возможность в такой контакт вступить. В частности, если человек непосредственно участвует в каком-либо обсуждении, то он с большей охотой меняет свое мнение под воздействием аргументов других участников, чем пассивные наблюдатели дискуссии. Похожим образом, игрок в компьютерную игру сильнее втягивается в процесс, чем зритель фильма. Данный эффект называется эффектом интерактивности и широко используется на телевидении в различных ток-шоу, когда у зрителей есть возможность совершать звонки в студию во время прямого эфира, участвовать в телефонном голосовании и т. д. В результате, у аудитории не возникает ощущения одностороннего воздействия и комплекса «безучастности адресата». Еще большее распространение этот эффект получил в интернете, где вовлечение людей в дискуссии на форумах и в комментах значительно повысило эффективность пропагандистской работы.

 

 

Скрытая пропаганда

Контрабанда.

Информационный вирус.

Таран.

Прицеп.

Канализирование.

Скрытая суперпозиция.

Киношное преследование.

Формирование дискурса.

Наведение ассоциаций.

 

Суть скрытой пропаганды состоит в том, что распространяемая информация содержит в себе несколько различных идей, одни из которых являются декларируемыми, то есть как бы пропагандируются, а другие, будучи замаскированными, предназначены для формирования у аудитории нужного мнения. Скрытая пропаганда эффективна за счет того, что она обходит существующие в сознании фильтры, нацеленные на обнаружение пропаганды и включение необходимой ментальной защиты от нее. Существует множество приемов и трюков скрытой пропаганды, рассмотрим наиболее интересные из них.

Контрабанда.


Классический случай скрытой пропаганды - простое замешивание пропагандистского сообщения в кучу маскировочной информации, которая заведомо вызовет доверие аудитории. При этом пропагандистское сообщение подается в будничном сером тоне, как нечто обыденное и общеизвестное, а маскировочная информация, наоборот, делается яркой и привлекающей внимание. Задача состоит в том, чтобы аудитория начала обсуждать маскировочную информацию, а пропагандируемую проглотила, не заметив подвоха. К этой технологии относится и известное правило "на 10% лжи должно приходиться 90% правды", активно используемое манипуляторами сознанием.
Часто маскировочная информация включает в себя абсолютно точные данные, вплоть до мельчайших подробностей, чтобы усилить иллюзию достоверности.

 

Информационный вирус.


Развитием технологии "контрабанда" является использование так называемых информационных вирусов. Информационный вирус представляет собой информацию, которая состоит из внешней оболочки, способствующей распространению вируса, и внутренней начинки, содержащей пропагандируемую идею. Существует несколько классов вирусов, в том числе и безоболочковые, в которых размножающаяся информация сама по себе несет пропагандистское действие. Но все вирусы имеют одно и тоже свойство - они настолько привлекают к себе внимание публики, что подхватываются ею и начинают стремительно размножаться посредством сарафанного радио, интернета и крупных СМИ. Для этого тело вируса должно быть небольшим, ярким и легко усваиваемым. Подойдет эффектный видеоролик на злободневную тему, юмористический клип, прикольная картинка, короткий и запоминающийся слоган, типа "не тормози - сникерсни", и т. п. При этом сама пропагандируемая идея не должна быть слишком ярко выраженной: во-первых, эффект достигается за счет массовости и повторения, а во-вторых, слишком яркий посыл может активизировать защитные фильтры сознания.

Таран.

 


Часто требуется сделать так, чтобы пропагандируемая идея охватила как можно больше народу, но при этом не только осталась бы незамеченной, но и не вызвала сколько-нибудь существенных подозрений. Для этого используется схема из двух информационных блоков - первого, ударного, и прикрываемого, представляющего из себя относительно безобидное сообщение с внедренной внутрь пропагандой. При этом прикрываемый блок является логическим продолжением ударного и паразитирует на его популярности. Задача ударного блока - привлечь к себе внимание, вызвав бурные обсуждения и подготовив аудиторию к появлению прикрываемого блока. Прикрываемый блок действует как обычная контрабанда, но при этом не вызывает подозрения, поскольку рассматривается как часть общей кампании.

 

Прицеп.

Еще одним развитием техники "контрабанда" является методика под названием "прицеп". Здесь пропагандируемая идея цепляется к заведомо поддерживаемому аудиторией идеологическому комплексу, но в отличие от классической контрабанды не маскируется в нем, а органически в него встраивается. Грамотно сконструированный "прицеп" впоследствии начинает играть в своем идеологическом комплексе такую же важную роль, как и головное "транспортное средство", становясь неотъемлемой его частью. Формирование "прицепа" требует длительной и тонкой работы, поэтому эта технология в основном применяется в стратегическом масштабе.

 

Канализирование.


Данный метод напоминает "прицеп", с той лишь разницей, что в нем "прицеп" со временем становится главнее, чем "головной транспорт". При канализировании пропаганда сначала подстраивается под вкусы и взгляды целевой аудитории с тем, чтобы вызвать доверие к источнику. После того, как источник пропаганды стал пользоваться достаточным доверием, производится плавное смещение акцентов агитации на те пункты, которые требуется пропагандировать в данной аудитории. Ставка делается на постепенное, неторопливое, «эволюционное» изменение повестки дня, а вместе с ней и настроений людей. Хороший пример канализирования - Германия 30-х годов, когда классовая борьба немецкого пролетариата была постепенно преобразована в борьбу за чистоту нации. Канализирование - широко применяемый стратегический пропагандистский прием.

 

Скрытая суперпозиция.


Довольно эффективный прием скрытой пропаганды - дискуссия, в которой, якобы, участвует несколько совершенно разных точек зрения. Тем не менее, если все эти точки зрения сложить, то получится единый вектор, несущий в себе совершенно посторонний посыл, не являющийся предметом дискуссии и из-за этого не заметный наблюдателю. Например, скрытая суперпозиция возникнет, если в споре между представителями различных религиозных конфессий будет затронута тема советского атеизма. Встроенные в дискуссионную аргументацию антисоветские тезисы не будут классифицированы как пропаганда, а значит, минуют защитные фильтры сознания.С помощью скрытой суперпозиции легко прятать пропагандируемые идеи, просто замешивая их в лозунги противоположных политических лагерей. Прием может использоваться как в тактическом, так и в стратегическом масштабе.

 

Киношное преследование.

Одним из самых распространенных штампов американских боевиков является преследование главного героя, при котором он, несмотря на все нанесенные удары, падения с высоты и огнестрельные ранения, в конце концов не только остается жив, но и выходит из схватки победителем. По такому же принципу можно раскручивать какую-либо идею, или деятеля - просто критикуя его, но такой критикой, которая вместо нанесения ущерба репутации критикуемого, привлекает к нему внимание. Хороший результат даст изображение объекта жертвой в борьбе с несправедливостью и т. п. Разновидность методики - откровенно слабая и топорная, с легко обнаруживаемыми грубыми приемами вранья, критика какой-либо идеи. Такая критика может создать ощущение, что раз отрицание идеи выливается в откровенный идиотизм, значит сама идея не так уж и плоха. Как и предыдущий прием, "киношное преследование" может применяться в разных масштабах.

 

Формирование дискурса.


Один из самых мощных стратегических приемов скрытой пропаганды. Под дискурсом подразумевается такая система из фактов, их размерностей, оценок и вопросов, которая обуславливает классификацию и репрезентацию реальности в сознании людей в данный период времени. Иными словами, дискурс - это тот контекст, в котором живет любая дискуссия, и который обуславливает возможные варианты ответов на возникающие в ходе нее вопросы. Простейший вариант дискурса - это обычный вопрос, предполагающий два варианта ответа. Например: "вы за коммунистов, или за демократов?". Тот кто задает дискурс получает существенное преимущество, ибо определяет те рамки и правила игры, под которые должны подстраиваться участники дискуссии. Создание устойчивого и хорошо выраженного дискурса - длительная, сложная и ресурсоемкая задача, которая под силу лишь крупным игрокам. Для этого надо в течении длительного времени муссировать и раздувать некоторые события, гипертрофировать важность одних проблем, и не замечать проблем других, искусственно противопоставлять определенные идеи и принципы.Зато после того, как дискурс создан, аудитория становится более управляемой и предсказуемой, а значит и более манипулируемой.

 

Наведение ассоциаций.

Этот прием используется для того, чтобы сформировать у аудитории определенное отношение к чему-либо. Работает она очень просто: в сообщениях СМИ объект специально привязывается к определенного рода контекстам, вследствие чего создаются ассоциации между этим объектом и данными контекстами. Например, азербайджанцы начинают фигурировать исключительно в новостях криминальной хроники, в результате чего у читателей начинает формироваться ассоциация "азербайджанцы - криминал". Часто используется так называемый "эффект ореола", когда сознание само связывает два объекта или явления, если они фигурируют в одной новости, или расположены рядом на фото. В частности, нахождение рядом на фотографии со знаменитым или высокопоставленным человеком несколько повышает статус в глазах окружающих.

 

 

Анонимность.

Борьба энергий.


В отличие от классических СМИ, интернет-среда имеет следующие особенности, которые необходимо учитывать при ведении интернет-пропаганды.

Анонимность.


Интернет позволяет создавать виртуальных персонажей, наделяя их вымышленной внешностью, характером и историей. В сети можно с одинаковым успехом быть эльфом, орком, гоблином, или Дартом Вейдером. В то же время возможно создание и псевдореальных, якобы неанонимных, персонажей, которых наблюдатель будет считать вполне реальными. Действуя под видом псевдореального персонажа с вымышленной, но правдоподобной, легендой, пропагандист может вести пропаганду с большей степенью доверия со стороны публики.

 

Борьба энергий.


Решающее значение для жизни идей в интернете имеет их энергетика. Энергия какой-либо идеи определяется как взвешенная сумма людей, придерживающихся данной идеи, где веса определяются увлеченностью человека идеей и его способностью эту идею отстаивать и продвигать. При этом одни идеи способны вытеснять другие - идеи со слабой энергетикой редко живут долго и гибнут под сапогами более мощных идей, имеющих поддержку широких масс. Это происходит по двум основным причинам. Во-первых, память человека не может одновременно удерживать много идей, всегда появляются несколько доминирующих, а остальные забываются. Во-вторых, как уже было сказано, люди стремятся общаться с единомышленниками, а значит популярные идеи значительно чаще образуют вокруг себя сетевые сообщества. Таким образом, масштабная и эффективная пропаганда в сети интернет возможна лишь при задействовании мощных ресурсов, включающих в себя огромное количество блогов, сайтов и пропагандистов. Стоимость этих ресурсов ничуть не меньше, а чаще даже и больше, чем требуется для пропаганды в традиционных СМИ. Но что будет, если значительными ресурсами будут обладать несколько сил, имеющих противоположные интересы? Тогда преимущество получит тот, кто лучше сумеет использовать энергию попутного ветра, то есть чьи идеи окажутся больше скоррелированы с настроениями целевой аудитории. Таким образом, при планировании пропагандистской кампании требуется хорошо изучить ту аудиторию, с которой предлагается вести работу. Те, кому это удастся, смогут управлять и извлекать пользу из казалось бы неуправляемой огромной стихийной энергии всемирной сети.

 

Сущность контрпропаганды.

 

Итак, мы перечислили те основные приемы, с помощью которых людям внедряют в головы нужные знания, идеи и принципы. Тем не менее, это всего лишь небольшая и довольно примитивная часть того арсенала, который используется в современных информационых войнах. Пожалуй, то что вы узнали в предыдущей главе - сущие пустяки по сравнению с тем, что вам предстоит узнать далее. Ибо самое разрушительное и высокотехнологическое информационное оружие создано отнюдь не для созидания, а для разрушения. Это оружие контрпропаганды, способное разрушить любой идеологический комплекс, любое знание, превратив голову человека в набитый информационной трухой чан, который можно при необходимости быстро набить каким-нибудь примитивно-первобытным мифом.


Напомним, что под контрпропагандой мы понимаем комплекс мер, нацеленных на разрушение в заданном информационном пространстве вредных информационных сущностей и недопущение их возникновения в дальнейшем. Далее будет использоваться термин нейтрализации информационных сущностей (идей). Многие теоретики не разделяют методы пропаганды и контрпропаганды на два отдельных класса, и, отчасти, они правы. Большинство реальных военно-информационных операций нельзя однозначно отнести к пропаганде, или контрпропаганде, поскольку пропаганда одних идей часто сопряжена с контрпропагандой других и, наоборот. К тому же, как мы увидим далее, ряд методов контрпропаганды являются аналогами соответствующих пропагандистских приемов. Тем не менее, существует и ряд фундаментальных отличий, свойственных именно контрпропаганде, как средству информационного подавления и разрушения. Из этих отличий вытекают специфические принципы и технологии контрпропаганды, несводимые к каким-либо принципам, или технологиям, используемым для пропаганды.

 

Типы контрпропаганды.


Как уже было сказано, контрпропаганда ставит своей целью разрушение нежелательных информационных сущностей и их сокрытие от целевой аудитории. Это можно сделать двумя основными способами:

1.Цензура. Крайний способ контрпропаганды - прямая цензура, когда автору вредного сообщения просто затыкают рот. Типичный пример: менты скручивают "несогласного" с плакатом неугодного властям содержания. Цензура хорошо подходит для традиционных СМИ, таких как газеты, радио и телевидение. Неправильную передачу можно закрыть, своевольного ведущего - уволить, ненужный кусок текста из статьи можно просто вырезать. Этот тип контрпропаганды осуществляют главные редактора СМИ, отбирающие только удобные для владельцев данного СМИ новости и дающие слово только тем, кто говорит выгодные оным владельцам вещи.

2.Прямая контрпропаганда. В "демократическом" обществе прямая цензура не может использоваться на всю катушку, а значит, не эффективна. Поэтому, для борьбы с нежелательными идеями используется непосредственная (классическая) контрпропаганда, которая заключается в густом замешивании оных идей с разнообразными нечистотами. Эффект непосредственной контрпропаганды основан на том, что если человек говорит, а в него летят куски дерьма, то вникать в его идеи будет непросто, да и мало кто захочет это делать.

3.Неявная контрпропаганда. В отличие от прямой контрпропаганды и цензуры, она направлена не на само содержащие вредную идею сообщение, а на то, чтобы потребитель не смог эту идею из сообщения извлечь. Спектр инструментальных средств неявной контрпропаганды чрезвычайно широк, а достигаемый при грамотном сочетании различных инструментов эффект многократно превосходит результаты, получаемые только за счет прямых методов. Наиболее распространенным примером неявной контрпропаганды может служить управление вниманием аудитории, которая часто пропускает мимо ушей то или иное сообщение, отвлекаясь на другие, менее важные, но, тем не менее, активно обсуждаемые. Высший пилотаж - манипуляция дискурсом, когда публика вообще теряет способность понимать определенные вещи. Это достигается путем внедрения ей в мозг такого логико-лингвистического аппарата, в котором данные вещи просто нельзя выразить, а через это и воспринять. Но, об этом чуть позже, а пока рассмотрим основные достоинства и недостатки перечисленных типов контрпропаганды.

 

Цензура и непосредственная контрпропаганда активно применялись в СССР для пресечения проникновения буржуазных идей в сознание советских граждан. Тем не менее, они не помогли, ибо имеют один фундаментальный недостаток. Чтобы его проиллюстрировать, воспользуемся следующей аналогией из радиотехники: у нас есть приемники содержащего информацию сигнала, которые мы хотим оградить от прие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.117 (0.021 с.)