Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетика жанров трагедии, комедии и эпоса в «поэтике» аристотеля (384-322 до Н. Э. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Поэтика» Аристотеля является главным источником сведений о греческой драме. «Он посвящен, собственно говоря, вопросам не столько эстетическим, сколько литературоведческим, а именно трагедии и эпосу. Но литературоведение, как и вообще всякое искусствоведение, только в своих специальных построениях может относиться непосредственно к эстетике» А.Ф. Лосев История античной эстетики, том IV.- М.: «АСТ», 2000, С.22. В ней Аристотель дает теории трагедии, эпоса и комедии, которые на многие века становятся фундаментальными определениями жанров. Трагедия. Эстетической основой этого жанра является категория «трагическое». Эта философская и эстетическая категория характеризуется общественно-историческим или личным конфликтом, который приводит к потере важных для жизни ценностей. Трагическое в античную эпоху характеризуется подавлением личного начала, над которым, возносится благо полиса и понимание судьбы как силы, господствующей в природе и обществе. Поэтому трагическое в античности часто описывалось через понятия рока и судьбы в противоположность новоевропейской трагике, где источником трагического является сам субъект. Образцом понимания трагического в древнегреческой философии, может служить философская концепция Аристотеля, где трагическое представляет собой подражание человеческой жизни (мимесис) с её переходами от счастья к несчастью, с её виной, преступлениями, расплатой и наказанием - то есть острейших жизненных противоречий. Знаменитое определение трагедии Аристотеля основано на понятии катарсиса, на идее очищающей роли искусства: «Трагедия есть: подражание действию серьезному и законченному, имеющему определенный объем, речью, украшенной различными ее видами отдельно в разных частях, подражание действием, а не рассказом, совершающим посредством сострадания и страха, очищение подобных аффектов" Аристотель. Поэтика - М.,2000, b.1449 Катарсис -- буквально переводится как очищение, или освобождение. Аристотель употребляет этот термин для того, чтобы описать воздействие на зрителя драматических произведений. Когда мы смотрим пьесу, события которой порождают в нас страх и сострадание, он полагал, что мы освобождаемся от этих эмоций, и таким образом мы уходим из театра освобожденными и очищенными. Противоположная точка зрения относительно этой теории состоит в том, что такие пьесы порождают в нас такие чувства, которые мы, за неимением этих впечатлений, не имели бы и не должны были бы иметь: например, агрессивные эмоции. Сама трагедия представляется Аристотелю как нечто целое, имеющее свое начало, середину и конец. Аристотель также определяет основные композиционные элементы трагедии: «Итак, в каждой трагедии непременно должно быть шесть (составных) частей, соответственно чему трагедия обладает теми или другими качествами. Эти части: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция. К средствам воспроизведения относятся две части, к способу воспроизведения одна, к предмету воспроизведения три, и кроме этого - ничего.» Аристотель. Поэтика. - М.,2000, b. 1073 9) Театры Архитектура театров, так же как и архитектура пропилей, является, как было указано выше, ответвлением религиозного искусства греков. Известно религиозное происхождение сценических представлений. Алтарь, помещавшийся по середине театра, напоминал об этом. Представлениями большого театра Афин руководил жрец Диониса. Понятие театра так тесно связывалось с религией, что нередко неподалеку от театров помещались кладбища, как это было, например, в Сиракузах и в Айзани. Театры служили также местом народных празднеств; например раздача почетных венков в Афинах происходила в театре. До V в. грекам известны были только передвижные подмостки и сиденья для зрителей, устроенные на подмостьях. Во время Эсхила довольствовались еще этой скромной мизансценой. Обвал подмостьев во время представления драмы Пратина внушил мысль о замене этих непрочных нагромождений более основательным сооружением. Театр Диониса в Афинах и был первым опытом постройки постоянного помещения.
ОБЩИЕ ПРИЕМЫ УСТРОЙСТВА ТЕАТРОВ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ
Театр Диониса дошел до нас в искаженном переделками виде. Самые древние его части относятся, как кажется, ко времени реставрации театра оратором Ликургом в IV в.; остатки сцены относятся уже ко времени Антонинов; вкус к археологии, господствовавший в эту эпоху, обусловил здесь воспроизведение примитивных форм, так что, если мы не имеем оригинала, то зато обладаем, по-видимому, очень верной копией На рисунке 290 показан общий вид сооружения, представленный сохранившимися частями IV в., датированными или определяемыми стилистически. Открытый амфитеатр располагается ярусами по южному склону Акрополя; поверх открывается море и вдали виднеется о. Эгина. «Орхестра» A представляет собою свободную площадку, предназначенную для передвижения хоров, а также служит резонатором. Алтарь Диониса занимает центр амфитеатра, трон его жреца отмечен на рисунке буквой В. Сцена, в собственном смысле, представляет собой узкую трибуну, выдвинутую перед служебным двориком, фоном которого служит элегантная дорийская колоннада. Лестницы соединяли трибуну со двором арьерсцены и, по всей вероятности, также с площадкой орхестры. Главнейшие детали указаны на рисунке 291: разрез скамей амфитеатра, профиль трибуны и детали колонны из колоннады арьерсцены. В дни гражданских празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку. Никакой иллюзорности при этом не получалось, так как глубина сцены не «раздавалась». Вся мизансцена носила условный характер: дверь, в которую входил персонаж, указывала на его роль или происхождение; поэтому декорации сводились к нескольким картинам, повешенным на передвижной экран, служивший фоном, или поддерживаемым шестами, укрепленными во дворе арьерсцены. Изменения, происшедшие в римскую эпоху
Таков был эллинский театр, и все древние театры в основном повторяли эту композицию (Сиракузы, Эпидавр и др.). Изменения, внесенные в римскую эпоху, заключались в перенесении хора на трибуну и в допущении зрителей на площадку орхестры. Это изменение повлекло прежде всего расширение трибуны. Для улучшения слышимости, в целях отражения звука, нужно было поднять стену арьерсцены, рискуя загородить открывающийся за нею вид. Само собой разумеется, что в связи с наплывом зрителей на орхестру алтарь, ставившийся в центре, исчезает. На рисунке 292 (Оранж) показан пример театра, отвечающего новым требованиям (план); на рисунке 293 – теоретическая схема построения и планы (чертежи).
ПЛАНЫ
Ниже приводится сопоставление планов греческих и римских театров по Витрувию. Греческий театр (рисунок 293, G). – Опишем окружность радиусом, равным радиусу орхестры. Разделим ее на двенадцать равных частей и, соединяя точки разделения через три в четвертую, получим квадрат ABCD; сторона AB отмечает переднюю сторону трибуны; линия MN, касательная к общей окружности ограничивает трибуну сзади. Две дуги, описанные из точек O и O' радиусом, равным диаметру орхестры, определяют длину трибуны; оси дверей определяются проектированием точек деления окружности на сторону Лестницы, ведущие на орхестру, расходятся радиусами из тех же точек деления окружности; далее количество делений удвоится. Видоизмененный театр римской эпохи (рисунок 293, R). – Здесь окружность орхестры делится на двенадцать частей. В прошлом примере точки деления группировались через три в четвертую, чтобы получить вписанный квадрат, здесь – через четыре в пятую; получается равносторонний вписанный треугольник abc; диаметр o и o' – граница передней части трибуны; сторона ab – глубина сцены. Таким образом, трибуна получается гораздо глубже, чем в греческом театре. Увеличение глубины вызвано необходимостью предоставить место хору; в этом лежит основное различие. Остальное убранство в греческом и римском театрах одинаково. Ни один из известных нам театров не осуществляет этих теоретических планов со всей строгостью, но они свидетельствуют о методическом характере ума древних, в чем следует отдать им справедливость. В особенности следует отметить употребление равностороннего треугольника, в частности в отношении распределения дверных пролетов, которые, соответственно сказанному ранее, не подчиняются никаким модульным законам, потому что только чисто геометрическая зависимость соединяет одни части с другими, придавая композиции единство и ритм.
УСТРОЙСТВО ДЕТАЛЕЙ
Машины. – На рисунке 294 приведено аксонометрическое изображение сцен театров в Сиракузах (S) и в Помпеях (R), где хорошо сохранились части, по-видимому, театральных машин; может быть, удастся среди этих остатков определить футляр органа и даже восстановить вид и действие самых машин. Конечно, они были очень несложны – сложность не свойственна грекам, и можно с уверенностью сказать, что греки, как настоящие моряки, применяли здесь механизмы, употреблявшиеся для морской оснастки. В конце рва, идущего вдоль сцены театра Сиракуз, имеются остатки ворота. Подшипники, укрепленные в подвале, аналогичные которым обнаружены в театре Диониса, заставляют предполагать существование вращающихся валов, предназначенных для смены декораций. Мы не рискуем на реконструкцию, представляющую более интереса для истории механики, чем для истории архитектуры; из анализа театра S в Сиракузах мы можем извлечь указание на существование подвижной конструкции самой сцены. Трибуна сцены. – В театре Сиракуз нет никаких следов постоянной трибуны с мраморным основанием; наоборот, место, которое должна была бы заменить трибуна, замощено плитками, и в нем замечаются дыры, расположенные на равном расстоянии друг от друга, и желоб в виде дуги окружности; это доказывает отсутствие всякой постоянной трибуны; трибуна театра в Сиракузах была подвижная. Театр в Эпидавре также не имеет признаков неподвижной трибуны. Единственный пример такой неподвижной трибуны дорийского времени находится в Делосе; надписи позволили Омоллю с достоверностью установить, что трибуна Делоса относится к III в. до н.э. и что она сообщалась с орхестрой при помощи передвижной лестницы. Не будь этого аргумента, все заставляло бы склоняться к мнению Дерпфельда о том, что в эллинскую эпоху представления происходили целиком на самой площадке орхестры. Треугольные призмы и декорации переднего и заднего планов. – В Сиракузах, Помпеях, Арле, Таормине вдоль края трибуны имеются прямоугольные углубления, по-видимому, пазы для декоративных ваз, украшавших авансцену. Что же касается декорации заднего плана, то дело обстояло следующим образом, – по крайней мере во времена Витрувия. Позади центральной части сцены виднелась богато украшенная задняя стена сцены. Широкие двери были снабжены деревянными створками, расписанными пейзажами, подобными тем, навстречу которым двери, казалось, открывались. Декорация в полном смысле слова, декорация, скрывающая архитектуру и изменяемая в соответствии с требованиями драмы, существовала в противоположных концах задней стены авансцены; она представляла собой живопись, распределенную на трехгранных вращающихся призмах (рисунок 293), поворачиваемых к зрителю нужной стороной. Занавес. – Известно существование театров, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия. Мазуа построил очень искусную гипотезу об устройстве занавеса: полые стержни, входящие один в другой, помещались в углублении перед авансценой и выдвигались, как в бинокле. Конструкция слишком сложна, чтобы можно было приписать ее грекам. Впрочем, высота занавеса, возможная при этой конструкции, закрывала бы сцену только от первых рядов зрителей; по всей вероятности, занавес составлял принадлежность театров с закрытой сценой, как например театра в Оранже; он был, в известном подобии нашему, прикреплен к деревянной раме авансцены, и единственная разница заключалась в том, что он опускался, а не поднимался, как наш. Акустические приспособления. – Слышимость в греческих театрах, даже в разрушенном состоянии, изумительна. Возможно, что отчасти она обусловливалась скалистым характером местности, в которой располагались театры Мы уже указывали, что в эллинскую эпоху для звукоотражения использовалась площадка орхестры, роль которой переходит к задней стене сцены с тех пор, как толпа допускается на площадку орхестры и своим присутствием заглушает звук. Задняя стена сцены во многих античных театрах, в частности в Оранже, Арле и Помпеях (рисунок 294, P), имеет в центре углубление в форме вогнутого рефлектора, несомненно придуманного для ограждения распространения звука. Витрувий сообщает, что даже створки дверей задней стены сцены были расположены таким образом, чтобы углубить голос; они соответствовали деке струнных инструментов, и актеры, как он указывает, поворачивались к ним, чтобы усилить звучание своего голоса. Витрувий указывает еще на одно приспособление: удаление массива из-под сидений скамей и помещение туда с акустическими целями ваз в качестве резонаторов. Они усиливали не безразлично все звуки, а только те, которые играли в музыкальной схеме главную или характерную роль. Греческое богослужение может дать нам представление об этом эффекте. Оно строится, как и античная музыка, на сочетании групп созвучий из четырех нот, «тетрахорд», и, в то время как мелодия развивается то в одной, то в другой из них, певец выдерживает ноту, характеризующую тетрахорд. Этот греческий способ отличается большой научностью: ноты тетрахорда расположены в порядке их значения для гармонии, и количество резонаторов регулировалось таким образом, чтобы усиливать звуки соответственно их значительности. Впрочем, акустические вазы, по-видимому, находили очень редкое применение; и, кажется, их существование можно распространить самое большое на два театра – в Айзани и Сагунте. ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ
Из числа греческих театров отметим, после афинского, театр в Эпидавре, произведение Поликлета Младшего, считавшийся у греков самым лучшим; театр Херонеи, в котором места для зрителей высечены в виде сектора в скале; театр в Дельфах с подвижной трибуной сцены; Делос, где мы установили существование неподвижной трибуны; театр Сегесты в Сицилии с открывающимся из него прекрасным видом; театр в Тоармине, до переделок римского времени имевший в качестве фона пейзаж с Этной; театр в Сиракузах, оживлявшийся водопадом над скамьями верхнего ряда. В Малой Азии – в Айзани, Тралле – три театра Лаодикеи Ликийской, в Гиераполисе; театр в Аспенде, местонахождение которого в горах Киликии способствовало почти полной его сохранности; в Сирии – в Джераке. Независимо от этих зданий с открытыми местами для зрителей существовали театры меньших размеров, предназначенные для камерных постановок, незначительная величина которых позволяла их перекрывать. Помпеи, наряду с большим театром, обладали крытым «одеоном». Наиболее известным из одеонов был афинский; крыша его напоминала палатку Ксеркса. Почти в каждом греческом городе был театр, потому, что пьесы были частью многих религиозных праздников. Греки наслаждались пением и танцами, общением с прекрасной музыкой. Но самые первые театры использовались только для фестивалей. Театры были построены на склонах холмов, на открытом воздухе, где можно было одновременно собрать более 18.000 зрителей. Сейчас это кажется невозможным в те времена, когда люди воевали и иногда с трудом понимали друг друга без меча и копья. Сейчас все знают, что люди с разных уголков мира могут найти взаимопонимание, если выучат английский. Это можно сделать и дистанционно, например, онлайн программа английского языка, поможет быстро освоить все аспекты английского. Но в греческом театре было тихо, все друг друга понимали, так как греческие диалекты очень похожи между собой. Театры были открыты, воздух проникал в центр, они были построены в полукруглой форме с разноуровневыми рядами. Форма театров давала всем в аудитории превосходное изображение, а это также означало, что все могли хорошо услышать актеров, которым не нужно было надрываться. В центре театра был круговой пол для танцев (оркестр), с алтарем для жертвоприношений посвященных Дионису. Сцена была немного поднятая. Период развлечений греки чередовали с работой и отдыхом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.01 с.) |