Часть первая. Введение в систематическое богословие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть первая. Введение в систематическое богословие.



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Введение в систематическое богословие.

 

I. Введение в евангельское систематическое богословие

 

A. Определение:

 

“… Систематическое богословие – это любое исследование применительно к любой теме которое дает ответ на вопрос: чему в целом Библия учит нас сегодня?. …Систематическое богословие подразумевает подбор и осмысление всех важных отрывков из Библии, касающихся той или иной темы, а затем ясное изложение содержащегося в них учения, чтобы нам стало понятно, во что нам следует верить в рамках исследуемого вопроса ” (Грудем).

 

B. Проблема современной церкви:

 

· Отвержение знания

«Вредно изучать СБ, т.к. знания надмевают. Достаточно просто читать Библию и молиться»

 

«…знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.» (1Кор. 8:1)

 

Возражения:

- Бог повелевает иметь знание Его Слова.

- Любое знание в человеческом сознании систематизируется.

- В 1Кор. 8:1 не овергается знание, как таковое, а говориться о правильной мотивации в процессе получения знания.

 

· Лень в получении знания

«… это нудно и скучно, зачем тратить время на изучение, когда есть столько других важных дел?»

 

Возражения:

 

- Учеба по определению требует усилий.

- Бог повелевает прилагать огромные усилия в изучения Писания (Ис.Н. 1:7-8), поэтому легкий путь – не Божий путь!

- Отсутствие правильных знаний может перечеркнуть множество «благочестивых» усилий.

!!! Два актуальных наблюдения о богословии и церкви:

1) В книге Льюиса младшего беса наставляли, чтобы он учил людей не думать… ни о чем! – К. С. Льюис (Письма Баламута).

 

2) В результате влияния этого мира у евангельских христиан есть, как его назвал Гиннесс, евангельский “призрак ума.” – Ос Гиннесс (Os Guinness, Fit Bodies and Fat Minds: Why Evangelicals Don’t Think and What To Do About It [~В здоровом теле ленивый ум: почему не думают евангельские христиане и что с этим делать]).

 

C. Конкретные причины для изучения богословия

 

Чтобы иметь необходимое для истинного поклонения.

 

Притчи 1:7 “Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.”

 

Псалом 24:4, “Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.”

 

2 Тимофею 1:12 “По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день” (ср. Титу 1:1).

 

Примечание: Истинное поклонение единому истинному Богу Библии никогда не может быть отделено от правильного понимания того, Кто этот Бог.

 

“Невозможно ничего правильно познать, если не познать Бога; и никакое изучение не будет успешным, какой бы великой ни была его цель, если не будет изучения Бога. О творении мы мало знаем, если только не знаем, как оно связано с Творцом: отдельные буквы, разрозненные слоги – та же бессмыслица. Кто упускает из виду Того, Кто есть ‘альфа и омега, начало и конец’ и не видит во всем Того, Кто есть ‘все во всем’, тот вовсе ничего не видит”. Ричард Бакстер, «Реформатский пастор» (Richard Baxter, The Reformed Pastor, Carlisle: The Banner of Truth Trust, 1994, 56).

 

Чтобы принести пользу в жизни, индивидуально и коллективно.

Филиппийцам 3:8, “Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…”

 

1 Иоанна 5:12-13, “Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.”

 

1 Тимофею 6:3-4a, “Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает…”

 

a. Доктринально, здравое богословие принесет пользу церкви, поскольку даст более полное и точное представление о Боге.

 

b. Практически, здравое богословие принесет пользу семьям (см. Втор. 6:1-7; Притч. 1:7; 2 Тим. 1:5; 3:14-15).

 

c. В связи с освящением, подлинные библейские изменения коренятся в правильном понимании Бога (т. е., в здравом богословии).

 

“Нигде в Писании мы не находим учения, излагаемого ради него самого, вне связи с жизнью. Библейские авторы соотносят свои учения с тем, как они применяются в жизни.” Уэйн Грудем

 

 

3. Чтобы исполнить “Великое поручение.”

 

Матфея 28:19-20, “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.”

 

“…Задача исполнения Великого поручения… заключается не только в проповеди, но также и в учении. А учить всему, что повелел Иисус, в широком смысле, означает учить тому, чему сегодня учит нас вся Библия. Учиться самим и учить других тому, что говорит вся Библия – это [по] необходимости означает собирать и кратко излагать все отрывки из Писания, которые имеют отношение к той или иной конкретной теме.” Грудем, «Систематическое богословие», 21.

 

Чтобы объяснять и защищать учение Библии (как утвердительно, за истину, так и отрицательно, против заблуждения).

 

2 Тимофею 2:15, “Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.”

 

1 Петра 3:15, “Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.”

 

Титу 1:9, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.”

 

a. Так поступал Иисус Христос (Мф. 4:1-11; см. Лк. 4:1-13).

 

b. Так поступали апостолы (см. Деян. 17:22-34; 2 Тим. 3:16-17).

 

c. Так поступала ранняя церковь (см. Деян 2:42; Иуд. 1:3).

 

Чтобы вернуть богословие в церковь (где оно и должно быть).

 

1 Тимофею 3:15, “чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.”

 

D. Общая цель и предназначение богословия

 

1. Познавать и любить Бога – Иеремия 9:23-24

 

2. Бояться Бога – Екклесиаст 12:13-14

 

3. Поклоняться Богу – Иоанна 4:23-24

 

 

“ богословие актуально в современной обстановке, потому что хорошее богословие ведет к благочестию, богоугодному характеру, христианской жизни общины и к эффективному служению” (Clark, 57).

 

 

E. Конкретные опасности без изучения богословия

 

1. Нестабильность –

 

2. Недостаток различения –

 

3. Ересь –

 

4. Греховность –

 

5. Законничество –

 

6. Прагматизм/гуманизм –

 

7. Слабое руководство –

 

8. Мистицизм/упование на опыт –

 

9. Огорчение истинных лидеров –

 

10. Ложное поклонение –

 

11. Другие…?

 

F. Должный подход к изучению богословия

 

1. Нам следует изучать богословие с молитвой.

 

Псалом 118:18, “Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.”

 

Филиппийцам 1:9, “и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве…”

 

“Каким бы умным ни был студент, если он не будет со смиренным сердцем молиться о том, чтобы Бог даровал ему способность понимать и верить, и если перестанет следить за своими личными отношениями с Господом, то он не сможет осознать и принять в вере учения Писания. И, как следствие, возникнут заблуждения, а разум и сердце такого студента изменятся не к лучшему, а к худшему. <…> Чаще всего нам требуется не большее количество информации, а более глубокое осмысление той информации, которой мы уже располагаем.” Грудем, «Систематическое богословие», 27-28.

 

2. Нам следует изучать богословие со смирением.

 

Истинное изучение богословия не приведет к такому знанию, которое “надмевает” (1 Кор. 8:1), но приведет к смирению и любви в отношении других и пред Богом.

 

1 Петра 5:5, “Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.”

 

Иакова 3:13, “Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.”

 

3. Нам следует изучать богословие с радостью и хвалой.

 

Поскольку истинное богословие – это изучение живого Бога, оно должно побуждать изучающего восхищаться природой Бога и Его великими делами.

Псалом 18:9, “Повеления Господа праведны, веселят сердце.”

 

Псалом 118:14, “На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.”

 

Псалом 118:103, “Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим!”

 

Псалом 118:111, “Откровения Твои я принял, как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего.”

 

Псалом 118:162, “Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль.”

 

 

G. Заключение

 

“Именно Библия наделяет авторитетом богословское учение и нравственные указания церкви, потому что сама Библия – это свидетельство Бога о Себе. …Евангельское богословие и этика подчиняются авторитету Библии, потому что Библия, в конечном счете, исходит от Самого Господа. И потому цель евангельского богословия – знание, находящееся под контролем Библии, актуальное в данном окружении, ведущее к духовной мудрости: к благочестию, богоугодному характеру, к жизни в христианской общине и служению в этом мире” (Clark, 98).

 


 

I. Введение в библиологию

 

A. Определение:

 

“Библиология – раздел систематического богословия, рассматривающий вопросы о природе и качествах Библии. Библиология стремится понять, что за книга Библия, каков ее авторитет для христианской веры и практики, до какой степени и каким образом следует считать Библию божественным откровением” (Grenz, Guretzki, and Nordling, Pocket Dictionary of Theological Terms, 20).

 

II. Авторитет Писания

ВЫВОД

 

Библия авторитетна! Это единственный достоверный и авторитетный источник Богопознания, существующий в нашем мире и данный нам Самим Богом! Следовательно, если Библия является единственным истинным источником религиозного авторитета, то я должен исполнять все, что в ней написано! Автор Библии – Бог, Который по справедливости является Авторитетом, Тем, Кто имеет право предписывать нам, во что нам верить и как действовать. В заключении несколько практических советов.

 

Не обманывайтесь! Вне Бога и Библии нет авторитета! Разрушив под собой фундамент Божьего Слова, сегодня многие церкви тонут в пучине либерализма. Отвергая авторитетность и достаточность Писания, верующие получают компас без стрелки и в итоге заблудятся, отвергая богодухновенность и непогрешимость Писания, вы получаете движение без дорожных знаков и в итоге разобьетесь.

 

Читайте! И вы увидите, что Библия авторитетна. Авторитетность - это то, что отличало проповедь Иисуса Христа от того, что говорили фарисеи и книжники. Авторитетность - это то, что отличает Божье Слово от «бабьих басен».

 

Ощутите! Как авторитетная истина задевает человеческую гордость за живое, забирая авторитет у человека и отдавая его полностью в руки боговдохновенного Слова.

 

Смиритесь! Тогда, когда Слово Божье будет стучаться в двери вашего сердца для того, чтобы внести туда волю Бога, не закрывайтесь на семеро замков, не печальтесь, не прогоняйте Его, а откройте вашу жизнь и честно посмотрите Ему в «глаза». Будьте честны сами с собой! Скажите: «Да, Господи, я здесь согрешил, здесь я поступил не правильно, тут мне нужно измениться, прости меня!» Самообман это то, что мешает Богу действовать в нашей жизни. Смиритесь перед авторитетом Бога и Его Слова!

 

Бодрствуйте! Дьявол усиленно нападает на Библию и атакует ее авторитет. Он знает, откуда идет главная угроза. Поэтому он сделает все возможное, чтобы обрушить на вас свои воды – грязные потоки не библейских источников авторитета.

 

Помните! «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Единственный источник! С воплощенным Словом нас может познакомить только написанное Слово. Помните! Власть возрождать души у Иисуса Христа (Мф. 28:19), поэтому проповедуйте распятого Христа! (1Кор.1:21).

 


A. Подготовка библейских авторов

 

1. Земные авторы обладали такими же качествами, как и все люди, созданные по подобию Божьему.

 

2. Уникальные особенности земных авторов были подготовлены Божьим провидением.

 

a. Провидение Божье распространялось на их далеких предков.

 

“Подготовка была… физической, интеллектуальной и духовной, причем она должна была идти на протяжении всей их жизни, и даже должна была начаться с их далеких предков, так что в результате нужные люди оказались в нужном месте в нужное время, наделенные такими качествами, стремлениями и навыками, чтобы они написали именно те книги, которые были им уготованы” (B. B. Warfield, The Inspiration and Authority of the Bible, 155).

 

b. По провидению Божьему у каждого автора сформировалась своя “уникальная перспектива”.

 

1) Каждый был под влиянием факторов, специфических для его времени и места.

 

2) Особая наследственность и окружение, образование и интересы.

 

3) Особый словарный запас и стиль письма.

 

c. Божье провидение проявлялось во многих областях их жизни.

 

1) Бог материально заботился о необходимом для жизни пророка.

 

2) Бог сохранил их от проступков, которые бы их опорочили.

 

3) Бог удерживал тех, кто мог уничтожить их.

 

4) Бог призвал их к служению пророков или апостолов.

3. Изыскания и творчество библейских авторов проходили под сверхъестественным надзором.

“Во всех верующих пребывает Дух, учит их, Им они исполняются; но только об авторах Писания сказано, что они были вдохновлены Духом [ т.е., некоторые их произведения ]. Для этих авторов были те же самые служения Духа, что и для всех верующих, но кроме этого над ними был особый надзор Духа как над пророками и апостолами, когда они составляли и записывали книги Библии” (Lewis, 256).

4. Земные авторы были “движимы” Святым Духом

 

a. Превосходство “пророческого слова,” 2 Петра 1:19

2 Петра 1:19-21 «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, 20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».

 

 

b. Происхождение Писания, 2 Петра 1:20

 

c. Смысл “движения” Святым Духом, 2 Петра 1:21

 

5. Земным авторам были даны Богом слова, полностью соответствующие их мыслям. 1 Кор. 2:6-13, “соображая духовное [мысли] с духовным [словами] ” ст. 13b.

 

Частичная богодухновенность

 

Сторонники этой теории пошли дальше, чем сторонники предыдущей и утверждают, что некоторые части Библии богодухновенны, а некоторые – нет.

Например, богодухновенными считаются те части Библии, где речь идет о сотворении, потому что иначе кроме как от Бога человек узнать об этом не может, так как во время сотворения никого из людей не было. А описание исторических событий в Библии считается не нуждающимся в богодухновенности, так как это просто история, о которой свидетельствую и другие исторические документы.

Или, например, Библия богодухновенна только в своей цели. Цель Библии – наше спасение, следовательно, в тех местах, где Библия говорит о спасении, она богодухновенна, а в остальных – нет.

 

Опровержение.

 

2Тим. 3:16 (см. выше).

 

Но и вообще это абсурдно, если считать исторические факты Библии небогодухновенными, то остается только гадать, как можно считать учение о спасении богодухновенным, которое полностью основано на исторических фактах (рождение Христа – исторический факт, также смерть и вознесение).

Если считать, что в исторических данных есть ошибки, то как может их не быть в учении о спасении, которое полностью основано на них.

 

Опасность этого учения:

· Дискредитация Библии, атака ее авторитета и непогрешимости.

 

Тексты, не касающиеся спасения, опускаются, что мешает росту в освящении. Как я могу возрастать, изучая истории Ветхого Завета, если я не верю в их абсолютную достоверность.

 

Механическая диктовка

 

Дух Святой написал Писание, используя людей, которые словно под диктовку записали то, что Он им передал. Авторы Писания, словно роботы, записывали то, что диктовал Дух Святой. Авторы – стенографисты.

 

Опровержение.

  • Разница в стилях, жанрах и граматике Библейских книг свидетельствует об участии земных авторов.
  • Свидетельства Писания: «Сказал Моисей», «Псалом Давида», и т.д.

Опасность этого учения:

 

Игнорируются авторские особенности в процессе чтения и изучени Писания.

 

 

A. Важность вопроса.

 

· Безошибочность и непогрешимость. В чем разница?

 

В прошлом термины непогрешимость и безошибочность не различались и и спользовались как синонимы. В более старых учебниках по богословию можно найти рассмотрение лишь одного вопроса безошибочности Священного Писания (Почему?). Доктрина безошибочности Писания была сформирована еще в период основания церкви, и с тех пор официальная церковь эту доктрину не отвергала и не ставила под сомнения. Даже в век либерализма, когда большинством либеральных ученых отвергалось безошибочность Священного Писания, были преданные христиане, которые отстаивали истинность Библии, как Божьего Слова. Однако позже, появились служители, которые признавали конкретные ошибки в Писании, но при этом продолжали исповедовать веру в безошибочность Священного Писания. Для этого они дали лишь более широкое определение термину непогрешимость:

 

Непогрешимость – качество, заключающееся в неспособности потерпеть неудачу в достижении поставленной цели.

 

Ис. 55:10-11: «10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его».

 

В чем проблема такой формулировки?

 

 

Вопрос безошибочности очень важен.

 

Если мы допустим, что Библия все же содержит хоть какие-то ошибки и неточности, тогда мы можем столкнуться с другой проблемой – потерей доверия Библии.

 

 

1. Формулировка в истории церкви:

 

Непогрешимость – это отсутствие ошибок.

 

Мартин Лютер писал:

«Писания никогда не ошибаются... Несомненно, что Писание не может противоречить себе; таковым оно кажется только бесчувственным и закоснелым лицемерам».

 

 

2. Конкретные проблемы.

 

Несмотря на заявление о полной непогрешимости Писания, мы признаем наличие множества трудных при сопоставлении друг с другом мест Священного Писания.

 

Вот несколько примеров.

 

· В Мк. 6:8 сообщается, что Иисус велел Своим ученикам взять с собой посох, тогда как, согласно Мф. 10:9-10 и Лк. 9:3, Он запретил им это.

 

· В рассказе о триумфальном входе Иисуса в Иерусалим Лука сообщает, что толпа кричала: «Слава в вышних!» – тогда как в других Евангелиях эти слова звучат иначе: «Осанна в вышних!»

 

· Все четыре Евангелия по-разному передают надпись над головой Иисуса на кресте. У Матфея она гласила: «Сей, есть Иисус, Царь иудейский»;

у Марка: «Царь иудейский»; у Луки: «Сей есть Царь иудейский»;

у Иоанна: «Иисус Назорей, Царь иудейский».

 

· В некоторых случаях возникают также проблемы в связи с библейской хронологией. Правление царей Израильского царства, например, датируется по времени правления царей Иудеи, но при этом возникают некоторые серьезные расхождения.

 

· Слова Стефана о продолжительности пребывания еврейского народа в Египте («в порабощении и притеснении лет четыреста» – Деян. 7:6) не согласуются с рассказом в книге Исход.

 

· Существуют также серьезные проблемы, связанные с цифровыми данными.

В параллельных местах: 2Цар. 10:18 сообщает о 700 колесницах, а 1Пар. 19:18 – о 7000 колесницах, во 2Цар. 8:4 говорится о 1700 всадников и 20 000 пеших воинов, а в 1Пар. 18:4 – о 7000 всадников и 20 000 пеших воинов; во 2Цар. 24:9 сообщается о 800000 мужчин-израильтян и 500000 иудеян, тогда как в 1 Пар. 21:5 – о 1000000 израильтян и 470000 иудеян.

 

· Имеются также расхождения этического характера.

Согласно 2Цар. 24:1, Господь разгневался на израильтян и побудил Давида совершить грех, проведя перепись населения; но, согласно 1Пар. 21:1, восстал на Израиль и побудил Давида к переписи сатана. И Бог, Который «не искушается злом, и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13), послал, как утверждается, злого духа на Саула (1Цар. 18:19), в результате чего Саул пытался убить.

 

Результат: появилось утверждение, что Писание непогрешимо в конечных результатах, но может содержать некоторые ошибки.

 

Следствие: появилась необходимость ввести новый термин, описывающий природу Писания:

 

B. Безошибочность

 

«означает, что Писание в оригинальных рукописях не утверждает ничего, противоречащего фактам» (Pocket Dictionary of Teological Terms, 90).

Более полное определение: «означает, что при наличии сведений обо всех фактах, Писание в оригинальных текстах и при правильнм толковании окажется полностью истинным во всех своих утверждениях, касаются ли они доктрины и нравственности, или же сочиальных, естественнонаучных или биологических фактов».

 

E. Уточнение безошибочности

 

a) Не означает единообразия во всех деталях параллельных рассказов об одном и том же событии.

b) Не исключает использования образов и символов.

c) Не подразумевает использования точных узкоспециальных выражений, соответствующих современной научной терминологии.

d) Распространяется на все библейские тесты.

e) Не подразумевает, что библейские авторы были всеведущими или совершенными.

f) Библия безошибочна даже при наличии в ней свободных, не дословных цитат (напр. ветхозаветные цитаты в НЗ).

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Введение в систематическое богословие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.125 с.)