Концептуальная богодухновенность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальная богодухновенность



Сторонники этой теории считают, что в Библии богодухновенны только идеи, а не слова. Каждое слово нельзя назвать богодухновенным, а вот идеи, о которых повествует группа слов, – можно.

 

Опровержение.

 

Невозможно отделить идею от слов, которыми она выражена.

Это так же нелепо, как сказать, что музыка звучит правильно, а ноты, из которых она состоит неправильные, или: ответ в уравнении верный, а цифры ошибочны.

Данная теория является чрезмерной реакцией на теорию надиктовывания, по сути, другой крайностью. Если в теории надиктовывания авторы практически, как роботы, машинально записывали каждое слово, то в теории богодухновенности идей авторы Библии сами выбирают слова (причем, не всегда точно), а идеи, которые исходят от Бога, будучи выражены этими неточными словами, каким-то образом доходят до нас точно и в полноте.

Механическая диктовка

 

Дух Святой написал Писание, используя людей, которые словно под диктовку записали то, что Он им передал. Авторы Писания, словно роботы, записывали то, что диктовал Дух Святой. Авторы – стенографисты.

 

Опровержение.

  • Разница в стилях, жанрах и граматике Библейских книг свидетельствует об участии земных авторов.
  • Свидетельства Писания: «Сказал Моисей», «Псалом Давида», и т.д.

Опасность этого учения:

 

Игнорируются авторские особенности в процессе чтения и изучени Писания.

 

 

Мистическая богодухновенность

 

Библия вдохновлена Святым Духом так же, как и все другие христианские книги. Все христианские книги, как и Библия, вдохновлены Духом Святым.

Библия в этом смысле принципиально не отличается от преданий старцев, жития святых, сочинений Фомы Аквинского и пр.

 

Непогрешимое Слово Божье ставится на один уровень с другими христианскими книгами, в которых достаточно ошибок.

 

Опасность этого учения:

 

Атакуется непогрешимость Библии. Если Библия равна другим христианским книгам, значит, она содержит ошибки, так как те содержат их.

Атакуется авторитетность Библии, как единственного источника Божьей истины.

 

Полная вербальная богодухновенность

 

“Библия во всей полноте – это записанное Божье Слово к человеку, не имеющее ошибок в оригинальных рукописях, вполне надежное в исторических и доктринальных вопросах. Богодухновенность сделала эту Книгу непогрешимой (неспособной к обману) и безошибочной (не подверженной ложным или ошибочным утверждениям). Ее богодухновенность полная (распространяется равно на все ее части), вербальная (включает конкретные формы слов) и содействующая (результат взаимодействия двух участников, Бога и человека). Богодухновенность включает в себя непогрешимость как неотъемлемое качество, а из непогрешимости, в свою очередь, следует безошибочность. Эта тройная характеристика Писания заложена в базовом утверждении об авторитете Библии” (Clark H. Pinnock, A Defense of Biblical Infallibility, 1967, p. 1).


IV. Непогрешимость и безошибочность Библии.

 

A. Важность вопроса.

 

· Безошибочность и непогрешимость. В чем разница?

 

В прошлом термины непогрешимость и безошибочность не различались и и спользовались как синонимы. В более старых учебниках по богословию можно найти рассмотрение лишь одного вопроса безошибочности Священного Писания (Почему?). Доктрина безошибочности Писания была сформирована еще в период основания церкви, и с тех пор официальная церковь эту доктрину не отвергала и не ставила под сомнения. Даже в век либерализма, когда большинством либеральных ученых отвергалось безошибочность Священного Писания, были преданные христиане, которые отстаивали истинность Библии, как Божьего Слова. Однако позже, появились служители, которые признавали конкретные ошибки в Писании, но при этом продолжали исповедовать веру в безошибочность Священного Писания. Для этого они дали лишь более широкое определение термину непогрешимость:

 

Непогрешимость – качество, заключающееся в неспособности потерпеть неудачу в достижении поставленной цели.

 

Ис. 55:10-11: «10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его».

 

В чем проблема такой формулировки?

 

 

Вопрос безошибочности очень важен.

 

Если мы допустим, что Библия все же содержит хоть какие-то ошибки и неточности, тогда мы можем столкнуться с другой проблемой – потерей доверия Библии.

 

 

1. Формулировка в истории церкви:

 

Непогрешимость – это отсутствие ошибок.

 

Мартин Лютер писал:

«Писания никогда не ошибаются... Несомненно, что Писание не может противоречить себе; таковым оно кажется только бесчувственным и закоснелым лицемерам».

 

 

2. Конкретные проблемы.

 

Несмотря на заявление о полной непогрешимости Писания, мы признаем наличие множества трудных при сопоставлении друг с другом мест Священного Писания.

 

Вот несколько примеров.

 

· В Мк. 6:8 сообщается, что Иисус велел Своим ученикам взять с собой посох, тогда как, согласно Мф. 10:9-10 и Лк. 9:3, Он запретил им это.

 

· В рассказе о триумфальном входе Иисуса в Иерусалим Лука сообщает, что толпа кричала: «Слава в вышних!» – тогда как в других Евангелиях эти слова звучат иначе: «Осанна в вышних!»

 

· Все четыре Евангелия по-разному передают надпись над головой Иисуса на кресте. У Матфея она гласила: «Сей, есть Иисус, Царь иудейский»;

у Марка: «Царь иудейский»; у Луки: «Сей есть Царь иудейский»;

у Иоанна: «Иисус Назорей, Царь иудейский».

 

· В некоторых случаях возникают также проблемы в связи с библейской хронологией. Правление царей Израильского царства, например, датируется по времени правления царей Иудеи, но при этом возникают некоторые серьезные расхождения.

 

· Слова Стефана о продолжительности пребывания еврейского народа в Египте («в порабощении и притеснении лет четыреста» – Деян. 7:6) не согласуются с рассказом в книге Исход.

 

· Существуют также серьезные проблемы, связанные с цифровыми данными.

В параллельных местах: 2Цар. 10:18 сообщает о 700 колесницах, а 1Пар. 19:18 – о 7000 колесницах, во 2Цар. 8:4 говорится о 1700 всадников и 20 000 пеших воинов, а в 1Пар. 18:4 – о 7000 всадников и 20 000 пеших воинов; во 2Цар. 24:9 сообщается о 800000 мужчин-израильтян и 500000 иудеян, тогда как в 1 Пар. 21:5 – о 1000000 израильтян и 470000 иудеян.

 

· Имеются также расхождения этического характера.

Согласно 2Цар. 24:1, Господь разгневался на израильтян и побудил Давида совершить грех, проведя перепись населения; но, согласно 1Пар. 21:1, восстал на Израиль и побудил Давида к переписи сатана. И Бог, Который «не искушается злом, и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13), послал, как утверждается, злого духа на Саула (1Цар. 18:19), в результате чего Саул пытался убить.

 

Результат: появилось утверждение, что Писание непогрешимо в конечных результатах, но может содержать некоторые ошибки.

 

Следствие: появилась необходимость ввести новый термин, описывающий природу Писания:

 

B. Безошибочность

 

«означает, что Писание в оригинальных рукописях не утверждает ничего, противоречащего фактам» (Pocket Dictionary of Teological Terms, 90).

Более полное определение: «означает, что при наличии сведений обо всех фактах, Писание в оригинальных текстах и при правильнм толковании окажется полностью истинным во всех своих утверждениях, касаются ли они доктрины и нравственности, или же сочиальных, естественнонаучных или биологических фактов».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.028 с.)