Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ветви дерева, или изучение ремеселСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Немного отдохнув в тени плакучей ивы у самого пруда, баба Гуля пошла на соседний луг, а я с тетей Наилей сел поудобнее у платка, где на песке было нарисовано дерево, и в предвкушении продолжения разговора стал потирать руки. — Итак, начнем? — спросила тетя Наиля. — Начнем, — ответил я. — На чем мы остановились? — На обряде определения пола дитя.
Тетя Наиля помолчала, продумывая, с чего начать, а я сидел и ждал. Солнышко было уже высоко. Птицы весело щебетали, словно нас подталкивали, — продолжайте, мол, свой разговор. А с пруда дул свежий ветерок и остужал мой пыл, усиливавшийся от молчания. И вот тетя Наиля начала говорить: — Ветви — это путь ухода ребенка от своего жизненного пути на приобретение или разброс силы. Ветки, или веточки — это тупики, где происходит разброс сил, либо источники набора сил. А листья — это события, в которых человек приобретает или разбрасывает силы. — Непонятно, как ветви могут быть уходом ребенка на приобретение и разброс силы? — Нижние ветки на дереве — это ребенку семь лет. С этого возраста он начинает пользоваться всеми полученными знаниями и развивать их, помогая маме и папе управляться по хозяйству, нарабатывать навыки в ремеслах, вкладывая себя в семью и мир, в котором он живет. Вот так. — Да, хорошо говоришь, но все равно непонятно. — А что непонятно? — Как понять, ветви — это путь ухода ребенка на приобретение или разброс силы? — Ребенок с пяти лет присматривал себе ремесла, изучал себя да разжигал в себе охоту на учение ремеслу, чтобы сделать свой вклад в семью и мир. Повторял все за отцом или мамой, определялся, чем будет заниматься, выбирал себе ремесла. А с семи лет детей всюду брали работать наравне со взрослыми: в поле, на конюшню, в кузницу, на луга, строительство, — и по его охоте брали в ученики по познанию ремесла. А ремесла имели значимое место в жизни ребенка. Парень готовил себя к созданию своего дома, хозяйства, обеспечению семьи, защите своего дома и мира, в котором живет. Девка готовилась к созданию уюта, тепла, нежности, красоты и удобства. Это все — в ремеслах. — Это как? Красота — в ремеслах? Защита — в ремеслах? Понятно… чтобы построить дом, необходимо освоить ремесло плотника, столяра, жестянщика, маляра, печника, подсобника, стекольщика. А как изучить ремесло по защите дома и мира? Непонятно...
Тетя Наиля ласково улыбнулась и говорит: — Это здорово, что есть вопросы, что хочется познать ремесла. Вот благодаря этому состоянию, которое сейчас у тебя, дети с пяти лет всем интересуются и всех расспрашивают. Вспомни: когда тебя баба Соня подобрала на улице в пять лет и привела к нам, мы тебя отогревали. А в это время баба Гуля вязала перчатки из шерсти. Ты, как только отогрелся, прилип к ней: расскажи да расскажи, как вязать. Она тебе ничего объяснять не стала, посадила рядом, дала спицы да клубок шерстяных ниток, и ты сам в течение суток связал себе первую перчатку. Что тобой управляло в этот момент? — Х-м-м… — я задумался и прислушался к себе. — Да, действительно, меня подталкивал жадный интерес ко всему окружающему. Только я был неусидчивый — мне все надо было быстро. Бабу Гулю все время тормошил: как да как? А она меня мягко осаживала и приговаривала: «Сынок, мир познать — не поле перейти. Необходимо терпение, чтобы дождаться результата, острый внимательный взгляд, чтобы увидеть тонкость и хитрость ремесла да силы, чтобы выполнить его. Так что сиди, смотри и повторяй». Да. И я через час стал самостоятельно вязать. Смотрел на руки бабули, а потом вспоминал, как она провязывала тот участок, который вязал я. А видел я весь этот процесс полностью. Кстати, мама, бабушка Кока и сестры до сегодняшнего дня не могут вязать перчатки, а я могу. — Вот видишь! Именно так ребенок познавал ремесла с пяти лет, но, получив представление об одном из них, переходил к изучению другого. А вот с семи лет ребенок начинал изучать их основательно. Давай посмотрим, как ты учился косить траву.
— Давай. — Как ты в пять лет делал заклад себе на будущее по умению заготавливать сено на зиму? — Я прибежал в конце июня к бабе Гуле. Ее дома не было. Баба Матрена на татарском языке объяснила мне, куда она ушла, но я почему-то не совсем все понял и побежал наугад, куда ноги вынесут. Прибежал в пролесок — там баба Гуля косила траву. Меня это захватило. И я потребовал у нее отдать мне косу. Сказал, что сам буду косить, а ты, мол, посиди и отдохни. Баба Гуля, ничего не говоря, вытерла косу травой, растрясла скошенную траву и пошла с литовкой домой. Я обиделся, что она не дала мне косить. Хотел убежать, но что-то меня удерживало и тянуло за ней. Я поплелся за бабой Гулей. Придя домой, она наказала бабе Матрене накрывать на стол, а сама пошла в лабаз. Оттуда выносит литовку поменьше и вручает мне: «Держи! Вот этой литовкой будешь после обеда косить, а эта литовка — моя. Договорились?» «Да», — ответил я. Мы пообедали и отправились с бабой Гулей на луг. Пока мы шли, я всю дорогу представлял себе, как буду косить и накошу целое поле, чтобы бабе Гуле не пришлось ничего делать. Когда пришли, она дала мне брусок и говорит: «Прежде чем косить, необходимо поточить косу, чтобы не было больно травке». И показала — как. А потом объяснила: «С литовкой необходимо подружиться, чтобы она тебя не ранила. Попросить прощения у травки, пожелать ей дальше расти. Потом навещать ее да поглядывать, как она растет, не нужно ли ей чего. Разговаривать с ней, объяснять, для чего ты косишь. Для чего ее бережешь». Я подружился с литовкой, подружился с травкой, и мне очень жалко стало травку. Баба Гуля подошла ко мне и говорит: «Травка не умрет, она дальше будет расти, для того чтобы таким, как ты, помочь жить. Когда ее скосишь, травка сохраняет силы, направляя их в свой рост. И этим мы ей помогаем быть сочной, густой и вкусной для скотины. А скотина нас кормит. Коровка съест сено и даст нам молочка, а ты молочко любишь?» Я с большим сожалением, что травку необходимо скосить, ответил: «Да, люблю». «Дак что будем делать?» — спрашивает баба Гуля. Говорю: «Косить...» Я осторожно наточил косу и подошел к бабе Гуле. Стал смотреть, как она косит, и повторять за ней. Но меня хватило всего на полчаса. Руки устали, коса втыкается в землю, трава ровно не скашивается. А баба Гуля косит и косит без остановки, я даже не могу внимательно посмотреть, как это у нее так ловко получается. Что-то внутри меня оборвалось. Я бросил литовку и побежал домой. Баба Гуля даже ухом не повела — продолжала косить. Я добежал до дома, сел на скамейку и жду, когда баба Гуля придет. Просидел довольно-таки долго. А она не пришла. Я успокоился и пошел к ней сам. Она докашивала эту поляну. Увидев меня, попросила помочь ей растрясти траву. Я замешкался, а баба Гуля задает мне вопрос: «Ты хочешь, чтобы травка дала тебе возможность напиться молоком?» Я отвечаю: «Да». «Тогда, — говорит, — бери свою литовку, попроси у нее прощения за то, что ее швырнул, и всю травку черенком косы растряси и тонким слоем уложи на стерню, чтобы земля не высохла и травка могла быстро вырасти. Да чтобы скошенная травка не погибла, а высохла, ветерок ее обдул да силу свою в нее вложил, чтобы коровка не болела да молочко целебное дала». Я извинился перед литовкой и стал растрясать траву. А у самого настроение поднялось. Песни петь охота...
Тут тетя Наиля меня останавливает на самом интересном месте и говорит: — Хорошо. Как ты думаешь, что сделала баба Гуля? — Косила траву. Да мне дала покосить — и все. — Так думаешь? — Да. — Тогда давай посмотрим, что потом с тобой произошло. — Давай. — После этого эпизода с бабой Гулей, когда ты снова взял литовку и стал косить траву? — Года через два, а до этого просто помогал растрясать траву да собирать сухую. — А как стал косить? — Спокойно, как будто косил всю жизнь и косил со всеми наравне. — Дак все же, что с тобой сделала баба Гуля? — Показала, как это делается. Когда у меня не получилось, то желание не погасила, а наоборот, разожгла. Чтобы я мог потом, набрав силы, косить свободно. — Вот так. — Д-а-а. Тяжело вздохнув, спрашиваю: — Слушай, тетя Наиля, а все же почему ветки являются путем на разброс или сбор силы? — Все очень просто: в пять лет ребенок начинает познавать то, что он может вложить в семью и мир. А старики эту охоту к познанию у ребенка разжигали, давали ей разгореться все больше и больше, чтобы она толкала его к набору силы, и как только ребенок набирал ее, он делал то, что очень сильно хотел. Эта охота и есть путь. — А почему на разброс или сбор силы? Немного подумав, она говорит: — Потому что очень часто происходит такое: ребенку не дают освоить то, что ему охота. Навязывают то, что хотят взрослые, но ребенок не может это усвоить — у него нет сил. А то, чему охота научиться, он будет осваивать, но украдкой. Это и есть разброс силы и бесполезная борьба. Вот, вспомни, как тебе мама запрещала вязать, вышивать, кроить, шить, сапожничать, фотографировать. И что с тобой происходило? — Шла злость на родителей, сил не хватало, но украдкой упорно учился. — И полностью освоил что? — Как вязать… Вышивать… Шить, но не полностью… Из сапожного дела — валенки подшивать. Вот, пожалуй, и все из того, что ты перечислила. — А почему? — Сил не хватило: украдкой сбегал к дяде Грише и дяде Валере в комбинат бытового обслуживания да к вам в деревню. Но меня не хватило, чтобы всему этому научиться. — Так, теперь давай посмотрим, что произошло бы с тобой, когда бы мама и папа дали тебе возможность освоить ремесла по своей охоте? Освоил бы их? — Да. Мне бы не пришлось прятаться и прятать то, что я делал. Мог бы ремеслом пользоваться открыто и этим внести свой вклад в семью и мир. — Прекрасно. У тебя еще есть вопросы?
— Да, мне непонятно, как можно обучиться ремеслу по защите дома? Ведь такое ремесло дает только военное училище. — То, что дает училище — не поможет, если не примешь то, что дает тебе ремесло по защите своего дома. — Это как понять? — Здесь важно понять то, что домов много. Один дом — это ты сам и твоя защита — это умение накормить и одеть себя, обеспечить себе крышу над головой. Ты обучаешься этому ремеслу? — Да. — Другой дом — это тот, в котором ты живешь, а защита его — это радость, уют, тепло в нем. Этому ты обучаешься? — Да. — Следующий дом — это семья, и ее защита — это благополучие в доме, взаимопонимание, умение слышать и видеть друг друга, это радостный голос дитя в доме. Этому ты учишься? — Да. — Другой дом — это дети, и их защита — это любовь к самому себе и одаривание ею детей. Этой защите ты обучаешься? — Да. — Следующий дом — это деревня, село, город. И защита их — это осознание, что ты в этом доме не один, и каждый житель — это твои пальцы. Любой укусишь — будет больно. А защита — это взаимодействие, взаимовыручка, делание одного дела, в которое каждый человек вкладывает самого себя. Этому ремеслу ты учишься? — Да. — Следующий дом — это родина, а родина — это твой дар любви своей республике, области, стране и полная вера в то, что она твоя. — А этому ты обучаешься? — Да. — И последний дом — эта твоя жизнь, а защита ее — это выполнение своей первоначальной задачи. Этому ремеслу ты обучаешься? — Да. — Вот и все. Мне стало не по себе от переполненности впечатлениями, чувствами, мыслями. Я задумался... Тетя Наиля, видя все это, встала и пошла помогать бабе Гуле. А я заснул.
Проснулся вечером от холода. Солнце почти закатилось. Баба Гуля готовила дрова для костра, а тетя Наиля ушла за теплой одеждой и одеялами. Я пошел умываться на ключ. По дороге набрал дров. Умылся и увидел рядом с собой бабу Гулю. Она принесла для меня полотенце да зелень помыть для ужина. Подает мне полотенце и говорит: — Сынок, помоги мне помыть зелень. И подает мне огурцы и помидоры, а сама моет петрушку с укропом да чистит зеленый лук. Мы помыли зелень и пошли к нашему месту. Я спрашиваю бабу Гулю: — Баба Гуля, мы что — сегодня будем спать здесь? — Да. А тебя это смущает? — Нет. Мне показалось все это странным, даже не по себе стало. Сколько я помнил, обычно они уходили спать домой. Даже когда я засыпал в поле, в лесу, то они меня укрывали и на ночь уходили. Но в этот раз остались со мной. Я помог бабе Гуле донести зелень и вернулся за дровами. И вдруг увидел, что дров нет. Оглянулся посмотреть на бабу Гулю, но и ее не оказалось, только костер горел, и около него сидели баба Соня, баба Надя, баба Аня, баба Матрена, деда Коля, деда Сергей, два каких-то незнакомых деда и три бабки, которых я тоже видел в первый раз. Подхожу к ним и растерянно спрашиваю деда Колю: — Откуда вы появились? — К тебе в гости пришли, решили посмотреть, как ты здесь сено заготавливаешь. А ты не хочешь нас видеть? Я сел от такого «поворота» и говорю: — А где баба Гуля и тетя Наиля? Баба Соня отвечает: — В туалет пошли и в пруду утопли, а мы вот собрались на поминки. Ты присоединишься к нам? Чувствую: с меня пот градом пошел, а язык не ворочается. И, изо всех сил кожилясь, отвечаю: — Присоединюсь. У меня полились слезы. Я незаметно вытираю их и сажусь у костра. Неожиданно для меня дед Сергей говорит: — Да ты сильно слезы не лей. Они сейчас придут попрощаться.
И откуда-то из темноты появляются все в белом баба Гуля и тетя Наиля. Да говорят: — Вот и мы. Простите нас, что пришлось так долго ждать. У меня дыхание сперло. Не могу ни вздохнуть, ни выдохнуть. Глаза закатились, и я увидел бабу Гулю и тетю Наилю светящимися, прозрачными, да внутри у каждой какое-то яйцо. И сквозь какую-то преграду услышал: — Ангелы, любо посмотреть, глаз не отвести! Действительно, хочу отвести глаза, а баба Гуля и тетя Наиля не уходят с поля моего зрения, и я не могу сдвинуться. Чувствую, что из-под меня земля уходит. Меня кто-то подхватил и посадил между бабой Гулей и тетей Наилей. Когда я увидел, между кем я сижу, то подумал, что уже умер, и меня встречают баба Гуля и тетя Наиля. Они радуются за меня. Да, я попал в рай, а они меня встретили. Они меня никогда не бросают, даже здесь. Мне стало холодно и сыро. Открываю глаза и вижу — рассвет, и возле меня — баба Гуля, тетя Наиля, деда Сергей, баба Соня, деда Коля, баба Аня, баба Надя да какие-то незнакомые мне два дедушки и четыре бабушки — они уже собрались уходить. А деда Коля в своем репертуаре: — Что с тобой делать! Как ты только ложишься поспать, обязательно просыпаешься мокрый. Необходимо тебя отправить к бабе Матвеевне. Она тебя вылечит. Она хорошая знахарка, все знает. И уходит. Подходит баба Соня и говорит: — Ну, ты и вспотел. Да пот такой холодный. Тебя срочно требуется отправить к бабе Альфие. Она хворь, как рукой снимет. Я не выдержал и во весь голос заорал: — Гады, что вы делаете!!!? Сколько можно меня обливать холодной водой!!!? Что я вам, дерево!!!? И они хором, в один голос, отвечают: — Д-а-а-а! Я вскочил и без оглядки побежал в дом бабы Гули. По дороге впереди меня бежал мат в три этажа. Пока я бежал, вся моя злость прошла. Залетаю в дом — там баба Матрена. Я быстро пробегаю мимо нее, на ходу снимаю одежду, швыряю на лавку и быстро влетаю на койку под одеяло. Баба Матрена собрала мокрую одежду и вынесла во двор. Не спеша вошла в дом, налила горячий чай на травах и поднесла мне. Я, не сообразив, что чай горячий, хватаю кружку и разливаю весь чай на одеяло. Вскочив с кровати, сажусь на лавку. Ничего понять не могу. На пруду бабки и дедки издеваются, здесь баба Матрена ошпаривает меня чаем, дома мать с отцом доводят. Куда деваться бедному? И вдруг слышу чей-то голос из-за спины: — Да, сынок, они такие, но ты не переживай так сильно, они все добрые. Я оглядываюсь — там дед, во лбу семьсот семьдесят семь лет. И я с ужасом вылетаю на улицу. Со всего размаха сбиваю с ног деду Колю и бабу Аню. На бабу Гулю свалился сам. Открываю глаза. Они все стоят возле меня и чего-то на мне рассматривают, буквально пронзая меня своими взглядами. Я искоса, не выпуская их из виду, смотрю, к чему они прикованы взглядом. И вижу: о ужас, я голый! Вскакиваю и ору, сколько есть мочи: — Извращенцы! Извращенцы! Забегаю в дом, быстро хватаю сухую одежу и забегаю за печь. Там одеваюсь, выхожу — и все заходят в дом. И опять впиваются в меня глазами. Я смотрю на себя и вижу — ужас! Вместо брюк одел бабушкины панталоны, а вместо рубахи — теткину блузу. Но тут у меня уже не было сил бежать, и я рухнул там, где стоял, а сам то ли ревел, то ли смеялся. Деда Коля и деда Сергей подошли ко мне. Меня подняли и усадили на кровать. На то место, где я облил одеяло чаем. Чувствую, вся задница сырая. У меня не было слез, и не было радости. Только тихонько скатился с кровати и прошу бабу Гулю: — Дай мне мою сухую одежду. — А сам снимаю пантолоны и блузу. Деда Коля искоса посмотрел на меня и чуть слышно говорит: — А ты ничего смотришься, зря снимаешь. А сам закрывает лицо и отворачивается. — Сам это одень, а я на тебя погляжу, как ты выглядеть будешь, да счет приложу за аренду бабиных панталон и тетиной блузы. И все засмеялись. Баба Гуля с тетей Наилей и бабой Соней — впокатку, а мы еще как-то на ногах удержались. Я переоделся, все позавтракали за большим столом и пошли обратно на пруд, а меня по дороге все с днем рожденья в частушках поздравляли да плясали. Дошли до пруда весело. Я чего-то из себя выжимал, приплясывал, а ноги деревенеют и деревенеют. Когда пришли на пруд, свалился. Деда Коля резко ко мне подскочил. Нажал между лопаток с правой стороны, и я ровно стал дышать, ноги почувствовал, все тело уравновесилось, а на душе стало тепло и радостно.
Все расселись возле костра, и тетя Наиля говорит мне: — Сынок, все пришли помочь мне дать тебе понятие дерева и значения жизни человека. И сама рисует дерево на песке. — Ты сейчас можешь дальше разбирать? — спросил меня деда Коля. — Да. Тетя Наиля, нарисовав, спрашивает: — Мы с тобой разбирали ствол дерева и ветви, так? — Да. Закончили разговор на семилетних детях. Все немного помолчали, и деда Коля говорит: — Ветви — это уход ребенка от своего жизненного пути для набора или разброса сил. — Объясни еще раз, как это понять? — Давай разберем самый простой пример. Что тебе нравится делать? — Мне нравится делать многое. — Что, например? — Вязать. — Прекрасный пример. Мама и папа позволяют тебе вязать? — Нет. — И что они тебе говорят? — Что это не мужское дело. Вяжут только женщины и бабушки. — Ты их слушаешь? — Иногда — да. — Что ты при этом чувствуешь? — Как обида переполняет меня, и хочется ударить маму и папу. — Хорошо. Но что ты решаешь? — Не вязать. — Вот, это и есть ветка твоего жизненного дерева, которая ведет тебя на разброс силы. — Это как? — Давай посмотрим, что произошло. — Давай. — Мама и папа не позволяют тебе вязать, я правильно понял? — Да. — Этим они не позволяют тебе познать мир таким, какой он есть, и сделать свой вклад в семью, где у тебя в связи с этим запретом возникла внутренняя борьба. Твой дух хочет жить, а ты принял решение сдаться, и внутри тебя образовалась обида на маму и папу, которая убила любовь. При этом в тебя вселился чуждый тебе зверь, и он начинает тобой управлять, а не ты сам. Как ты чувствуешь себя при этом? — Скверно, словно я нахожусь в клетке, — сказал я и представил себе, как какой-то невиданный зверь сажает меня в клетку, держит меня в ней и не дает мне делать то, что я хочу. Тетя Наиля словно увидела, что я представил себе, и говорит: — Да, что-то вроде этого и происходит с тобой и с каждым человеком, когда ему не позволяют делать этот вклад, который идет из души. Что с тобой происходит при этом? — Во мне идет какая-то борьба. — А какая? — Какая-то часть меня борется против другой части меня. — А силы твои идут куда? — На эту борьбу. — В этот момент ты можешь развивать свои способности? — Нет. — Дак вот, мама и папа этим отвели тебя от твоего жизненного пути, заложив в тебя злость к ним и к себе, возникшую из-за того, что ты поддался им. Да вдобавок приклеили тебе их правило: есть мужская и есть женская работа — чего в природе нет. И к чему тебя может это привести? — Не знаю. — К ограничению тебя по жизни в действиях. Привести тебя к неряшливости. — Подожди, это как? — Стирать, штопать носки, готовить еду — нельзя — это женская работа. А еще это создает раскол в твоей семье и становится препятствием в развитии детей, пришедших в твою семью. Прекращается твое развитие, и ты не даешь развиваться своей половине. Да всем этим ты таишь злобу на маму и папу, передаешь ее детям. — Ой, какой ужас… А что тогда — уход со своего жизненного пути для набора силы? — Давай, возьмем этот же пример, только предположим, что мама и папа позволили тебе делать вклад в семью. И как бы ты при этом чувствовал себя? — Шикарно, делал бы свое дело, которое мне нравится. И получал радость. — Так, а радость что в тебе пробуждает? — Желание одарить весь свет своей радостью и любовью. — Вот и хорошо. Теперь тебе все понятно? — Да, это понятно.
Когда уходит детство…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.009 с.) |