Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грамматическая норма (синтаксис)

Поиск

Словосочетание

Согласование

Упражнение 97. Из приведенных в скобках форм определений выберите нужную.

1.Аэрофлот приобрёл двадцать два (новые – новых) самолёта. 2. Его сопровождали две (близкие – близких) знакомые. 3. Наследство между родственниками поделено на три (неравные – неравных) части. 4. (Последних, последние) два слова были написаны размашистым, решительным почерком. 5. Этот человек был (ужасный – ужасная) обжора. 6. На экскурсии наше внимание было специально обращено на (японский – японскую) цветок камелию. 7. Осмотр совершен (опытным, опытной) врачом Петровой. Врач Петрова очень (внимателен, внимательна) к пациентам. 8. На прошедшей олимпиаде спортсмен установил мировой и отечественный (рекорд, рекорды). 9. Вчера на заседании обсуждался вопрос о состоянии дел в тяжелой и легкой (промышленности, промышленностях).

Упражнение 98. Образуйте формы косвенных падежей с предлогами данных словосочетаний (образец: город Москвав городе Москве).

Город Смоленск, город Иваново, город Кострома, река Вычегда, река Дон, город Минеральные воды, река Малая Охта, порт Мурманск, станция Казань Сортировочная, озеро Балатон, остров Шпицберген, горы Гималаи, штат Канзас, Республика Германия, Республика Пакистан, планета Сатурн, улица Воздвиженка, улица Арбат.

Управление

Упражнение 99. Составьте словосочетания, правильно используя связь слов.

А) упрекать (бездеятельность); ругать (беспечность); повлиять (решение); свидетельствовать (работа); информировать (ход выполнения задания); благодаря (помощь); согласно (предписание); вопреки (угроза); превосходство (противник); ориентироваться (мир книг); информация (погода); чуждый (музыка), манкировать (обязанности), фотография (анфас, профиль).

Б) приплыть, добраться, достичь (берег); препятствовать, тормозить (движение); тосковать, скучать (вы); восхищение, уважение, гордость (подвиг); оплатить, заплатить (услуги); жажда, потребность, стремление (деятельность); убежденность, верящий (правота дела); приговаривать, осуждать (казнь); участие, принадлежность, стремление (организация), рецензия, отзыв (дипломная работа).

Упражнение 100. Найдите и исправьте ошибки в связи слов.

1.Никто не афиширует своими средствами. 2. Тактика была несвойственной для него. 3. Трое из британских лордов постановили, что Пиночет не обладает иммунитетом от судебного преследования. 4. Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забросил Павел Буре.5. На конференции состоялся обмен мнений. 6. Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами. 7. Герои предпочитают смерть, чем покорность и рабство. 8. По окончанию работы всем собраться в актовом зале. 9. Знание русской грамматики помогает избежать многие ошибки. 10. Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории. 11. Комментировать об этом событии собираются видные политики. 12. Надо мной довлеет одно обстоятельство. 13. Встретимся у памятника Пушкина. 14. Я непременно разберусь с этой проблемой. 15. Она знала цену своей красоты, а мы знали её цену. 16. Не ругайся на меня.

Упражнение 101. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа.

Подготовка и руководство аспиранты

Понять и смириться трудности переходного периода

Подбор и наблюдение факты

Упражнение 102. Найдите и исправьте ошибки в употреблении однородных членов предложения и зависимых слов.

1.Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 3. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов художественной самодеятельности.

Предложение

Связь подлежащего и сказуемого

Упражнение 103. Раскройте скобки и поставьте глагол в прошедшем времени.

1. Подгорела картошка. Что (подгореть)? 2. Подгорел лук. Что (подгореть)? 3. Подгорели картошка и лук. Что (подгореть)? 4. Приехал брат. Кто (приехать)? 5. Приехала сестра. Кто (приехать)? 6. Приехали брат и сестра. Кто (приехать)? 7. Кто такая (приехать)? 8. Об этом нам (рассказать) не кто иной, как Светлана. 9. Никогда не забудут ужасов войны те, кто ее (пережить). 10. Никто из сестер, даже старшая, не (знать) о случившемся.

Упражнение 104. Раскройте скобки и поставьте глагол в прошедшем времени.

1. Журнал “Москва” (опубликовать) повесть молодого писателя. 2. Команда “Динамо” значительно (обновить) состав нападающих. 3. Издательство “Наука” (выпустить) в свет серию книг об аномальных явлениях. 4. “Известия” (поместить) подробную рецензию на премьеру.

Упражнение 105. Выберите правильную форму сказуемого.

1.Тогда (погибло, погибли) несколько рабочих. 2. Большинство людей (ответило, ответили) на этот вопрос “да”. 3. Ряд новых законопроектов (отклонено, отклонены) Думой на этой неделе. 4. Множество людей (пришло, пришли) на встречу с писателем. 5. Большинство избирателей (не пришло, не пришли) на избирательные участки. 6. Большая часть отзывов (была положительной, были положительными). 7. Большая часть газет и журналов (относится, относятся) к демократической прессе. 8. Множество примет (указывает, указывают) на изменение погоды. 9. В зал (вошло, вошли) семь человек. 10. У него (было, были) две семьи – одна законная, другая тайная. 11. Двадцать один солдат (погиб, погибли) при штурме чеченского села. 12. Все двадцать один спортсмен (пробежал, пробежали) дистанцию. 13. Все, кто (не поехал, не поехали), сожалели об этом.

Упражнение 106. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением связи между подлежащим и сказуемым.

1.Вот эта смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость особенно дорога мне в поэте. 2. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание. 3. На свободу русского народа пытались посягнуть ряд опасных врагов. 4. Вся наша литература, в том числе и литература малых народностей России, развивались под влиянием творчества А.С. Пушкина. 5. Много молодежи пришли на вечер танцев. 6. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм. 7. Малыши с мамами поедут на дачи, а те, кто останутся в городе, будут большую часть дня проводить на улице.

Порядок слов

Упражнение 107. Выявите в предложениях исходную и актуальную информацию. Определите прямой и обратный порядок слов.

1.Дело Н.Г. Ивашева находится сейчас у следователя. 2. У следователя сейчас находится дело Н.Г. Ивашева. 3. Дело Н.Г. Ивашева у следователя сейчас находится. 4. Врач Николаев спас пациенту жизнь. 5. Пациенту спас жизнь врач Николаев. 6. Жизнь спас пациенту врач Николаев. 7. Спас жизнь пациенту врач Николаев.

Упражнение 108. Найдите и по возможности исправьте нанизывание одинаковых грамматических форм существительных, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание.

1.Актуальность вопроса о соглашении о стратегических наступательных вооружениях ни у кого не вызвала сомнений. 2. Преступник смог прийти с явкой с повинной. 3. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 4. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. 5. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя. 6. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии. 7. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства.

Упражнение 109. Определите нарушения в построении предложений.

1.Собрались представители партий, вооружённые транспарантами и микрофонами на русском и иностранном языках. 2. Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие певицы. 3. Хаос на дорогах и сотни аварий вызвали резкое понижение температуры и гололёд. 4. Правительство с размахом решило провести праздник труда. 5. “Записки охотника” Тургенева интересны тем, что в этом произведении не только фигурируют представители поместного дворянства, но и крепостные крестьяне. 6. Для правительственного письма не столько важно знание формулировки правил, сколько умение его применять. 7. Талалаева показала рану резаную на груди. 8. В результате небрежного хранения тары свалившийся металлический сосуд со стеллажа причинил телесные повреждения кладовщику. 9. Основанием для возбуждения уголовного дела послужил материал, собранный по факту кражи государственного имущества гражданином Кузякиным. 10. Мы, взрывники А.С. Еременко и Е.Т. Боровков, были вызваны для взрыва забоя прорабом К.Г. Козловым, который и был взорван согласно паспорту. 11. Свидетель видел, как потерпевшей Мартыновой был нанесен смертельный удар ножом и как та убежала.

Однородные члены предложения

Упражнение 110. Определите, какие ошибки допущены в предложениях с однородными членами предложения. Исправьте их.

1.Принятыми мерами, а также старшиной милиции А.Н. Величко угонщик был обнаружен. 2. Полиция обрушила на молодёжь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. 3. На дороге образовалась пробка: стояли автобусы, троллейбусы, наземный транспорт. 4. Театр работает над двумя постановкам: “Вишнёвый сад” Чехова и пьесой Володина “С любимыми не расставайтесь”. 5. Чаще всего жертвами преступников бывают школьники и подростки. 6. Целью данной работы является разработка общего понятия правовой ответственности, выяснить природу и назначение данного правового института, установление единых оснований, условий принципов применения его норм. 7. Только человек, который любит свою профессию и работающий с увлечением, приносит пользу обществу. 8. Все эти показания говорят о невиновности моего подзащитного и что он не принимал участия в разбойном нападении. 9. Мне сказали, что намечается вылазка в лес с детьми, женами, удочками и другим спортинвентарем. 10. Антохин – большой любитель купить и менять разные предметы старины. 11. В майские дни толпы людей можно было видеть повсюду: на улицах, площадях, бульварах, скверах. 12. Он оказался скромным молодым человеком в очках и маленькой бородке.

 

Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом

Упражнение 111. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота (деепричастный оборот оставьте без изменения)

1.Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду. 2. Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе. 3. Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая ее. 4. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 5. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 6. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.7. На острове Врангеля, проезжая по холмистой равнине на вездеходе, нам вдруг попался огромный причудливо изогнутый бивень мамонта. 8. Прочитав это письмо, мне стало даже смешно.

Упражнение 112. Выберите грамматически правильное продолжение предложения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.2 (0.009 с.)