Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Грамматическая норма (морфология)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Род имен существительных Упражнение 74. Подберите к данным существительным определения (прилагательные) или глаголы в прошедшем времени (Образец: манто – роскошное манто; манто висело). Депо, интервью, кашне, кофе, манго; мадам, атташе, инженю, кюре, протеже; кенгуру, гризли, пони, марабу; Дели, Сочи, Токио, Миссисипи, Гималаи, Эри, “Таймс”, “Бурда моден”, “Фигаро”, ФСК, ВМС, РОНО; музей-квартира, диван-кровать. Упражнение 75. Образуйте форму женского рода, если это возможно, и охарактеризуйте стилистические особенности образований. А) Лауреат, лаборант, секретарь, кондуктор, председатель, депутат, штукатур, дворник, корреспондент, адвокат, поэт, преподаватель. Б) Индеец, кореец, китаец. Падежные формы существительных Упражнение 76. Поставьте данные существительные в форму Родительного падежа (подставьте к ним слово “нет”, например: стол – нет стола). Рояль, мозоль, тюль, картофель, шампунь, бандероль, прорубь, чай, сахар, мёд, ботинки, чулки, носки, партизаны, гусары, минометчики, амперы, граммы, карат, помидоры, баклажаны, яблоки, полотенца, побережья, колена, туркмены, узбеки, болгары, бюллетень, брелок, валет, игумен, гренки, туфли, простыни, свечи, дыни, свадьбы, цапли, мечты, макароны, ясли, грабли, сутки. Упражнение 77. Просклоняйте приведенные ниже имена и фамилии, подставляя их к словам идёт, нет, даю, обвиняю, горжусь, говорю (о, об). (Образец: Идёт Сергей Сердюк, идет Анна Сердюк Нет Сергея Сердюка, нет Анны Сердюк Даю Сергею Сердюку, даю Анне Сердюк Обвиняю Сергея Сердюка, Анну Сердюк Горжус ь Сергеем Сердюком, Анной Сердюк Говорю о Сергее Сердюке, говорю об Анне Сердюк) Иван Журба, Елена Журба; Андрей Варавва, Зинаида Варавва; Михаил Куусела, Ирина Куусела; Владимир Донских, Татьяна Донских; Евгений Зегерс, Анна Зегерс; Антон Салий, Ольга Салий; Виталий Батец, Инна Батец; Юрий Мельник, Галина Мельник. Упражнение 78. Составьте словосочетания с предложенными словами и фамилиями (Образец: два Сердюка, оба Сердюка, муж и жена Сердюки, супруги Сердюк, сестры Сердюк, братья Сердюки, брат и сестра Сердюки, отец и сын Сердюки, мать и сын Сердюк, отец и дочь Сердюк). Два, две, оба, обе, муж и жена, супруги, сестры, братья, брат и сестра, отец и сын, мать и сын, отец и дочь. Макаревич, Гречко, Вебер, Оганесян, Меладзе, Розенталь, Магий. Число имен существительных Упражнение 79. Образуйте разные формы множественного числа данных существительных, определите разницу в их значении. Лагерь, орден, пропуск, учитель, цвет. Упражнение 80. Образуйте форму множественного числа данных существительных, охарактеризуйте стилистические особенности возможных вариантов окончаний. Ревизор, договор, выбор, инспектор, выговор, лектор, прожектор, корректор, профессор, директор, бухгалтер, фельдшер, тренер, контейнер, бампер, пахарь, слесарь, аптекарь, торт, порт, фронт, суп, почерк, вымя. Упражнение 81. Определите, чем отличаются в значении разные формы числа существительных. Масло – масла; красота – красоты; шум – шумы. Упражнение 82. Определите ошибку в употреблении форм числа существительного. 1. С каждым днем убыстряются ритмы нашей жизни. 2. Сейчас поздняя осень, а на улице можно встретить девушек в легких косынках и молодых людей без головного убора. 3. Трава, говоря языком экономиста, – основа животноводств в республике. 4. Своим творчеством известный писатель помог многим воспитать в себе чувства прекрасного. 5. Птице от горожан ничего не надо, кроме доброго отношения. Имя прилагательное Упражнение 83. Образуйте краткую форму (там, где это возможно) данных прилагательных. Обратите внимание на стилистические особенности вариантов форм. Молодой, теплый, черный, голубой, карий, вороной, лесной, искусственный, нравственный, бессмысленный, невежественный, явственный, естественный. Упражнение 84. Определите, в чем ошибочность употребления форм прилагательных в приведенных ниже предложениях. А.) 1. Что может быть более проще? 2. Итоги проверки более лучшие, чем в прошлом году. 3. Продано по самой выгоднейшей цене. 4. К деревне это была наиболее кратчайшая дорога. Б.) 1. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях. 2. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 3. Его характер тверд и несгибаемый в любых обстоятельствах. Имя числительное Упражнение 85. Просклоняйте по падежам числительное 6 478. Упражнение 86. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной грамматической форме. 1. К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. Предложение принято 7 895 (голос) против 251 (голос). 4. Изборск находится в 4 163 (километр) от Москвы. 5. После индексации расходы ПФ выросли до 543 (биллион) рублей в месяц, а доходы в лучшем случае были 342 (биллион). 6. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 (декабрь). 7. К 9 (апрель) 20011 (год) Мальцев выполнил эскиз на 1/20 размера живописного полотна. Упражнение 87. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением числительных. 1.На слушании не было обоих сестер. 2. На обеих берегах реки раскинулись поля. 3. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 4. Четверо кошек играли на полу. 5. К нам обратилось трое девочек-школьниц. 6. Это засвидетельствовали четыре академиков. 7. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 8. Дом располагается в полторах километрах от дороги. 9. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей. 10. Щёточка с тысячью щетинок сделает ваши ресницы неповторимыми. Местоимение Упражнение 88. Определите ошибки в употреблении местоимений, а также причины двусмысленности в предложениях с личными и возвратными местоимениями. Отредактируйте предложения. 1.Казачество жило до революции очень замкнуто, однако они не являлись однородной массой. 2. У Елены был брат, который был старше нее. 3. Впереди шел высокий мужчина, сзади его семенила маленькая девочка. 4. Директором было подготовлено распоряжение. Согласно нему работники предприятия получили премию. 5. Ректор охарактеризовал ихние методы как передовые. 6. А.Д. Грибов заявил следователю, что он совершил эту кражу. 7. У коллектива завода еще немало трудностей. В первую очередь им необходимо обеспечить строгое выполнение графика. 8. П.Р. Петров попросил потерпевшего снять с себя пальто. 9. Проводники предложили отъезжающим занять свои места. 10. Главный инженер приказал секретарю вызвать к себе сотрудников конструкторского бюро. Глагол и глагольные формы Упражнение 89. Употребите данные в скобках глаголы в форме 1-го лица единственного числа. Если от глагола форма 1-го лица единственного числа не образуется, замените ее описательным оборотом. 1.(Бояться), что если я не (успеть) подготовиться к коллоквиуму, то (очутиться) в неприятном положении. 2. Я непременно (убедить) вас в ошибочности вашей позиции. 3. Я (уезжать) в Сочи, (надеяться), что на несколько дней (приютиться) у знакомых. 4. Буду усиленно тренироваться и обязательно (победить) своего противника в следующем матче. Упражнение 90. Употребите данные в скобках глаголы в форме настоящего (или простого будущего) времени. Отметьте стилистические особенности возможных вариантов формы. 1.(Метаться) волны толпой разъяренной, (плескать), (клокотать) и (стонать) (А. Фет). 2. Илья останавливается, вынимает платок и (махать) матери. 3. Он (хлестать) изо всех сил лошадь и мчится вскачь. 4. Ветер чуть (колебать) жесткие листья слив. 5. Ситцевая занавеска чуть (колыхаться) от ветра. 6. Покуда кость собака (глодать), ее не следует ласкать, и необъятного не (мочь) никто решительно объять (В. Курочкин). 7. Деревенские бабы (полоскать) белье в реке. 8. (Сыпать) черемуха снегом (С. Есенин).9. Гуси больно (щипать) зазевавшегося мальчишку. 10. Все вещи в чемодан не (влезать). 11. Как ловко он (лазать) по веревочной лестнице! Упражнение 91. Употребите данные в скобках глаголы в повелительном наклонении. 1.Если мне скажут: “(ехать)!”, – я обязательно поеду. 2. Обязательно (мерить) одежду перед покупкой. 3. Не (совать) бумаги глубоко в ящик. 4. Когда читаешь книгу, не (трепать) её. 5. Будет трудно, не (хныкать). 6. Завтра (лечь) спать пораньше. Упражнение 92. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1.Пестрые платья, свечи удв..ивались в зеркалах. 2. Все его силы сосредот..чивались на устремлении к славе. 3. Переговоры о регламенте турнира уполном..чивались вести капитаны команд. 4. Леса обусл..вливают климат. 5. К вечеру обычно подыт..живались результаты труда. 6. Нельзя мириться с недоделками в жилищном строительстве и узак..нивать их. 7. Я понял, что осп..ривать мнение директора невозможно. Упражнение 93. Определите, чем вызвана двусмысленность в данных предложениях. 1.При выезде из города у пунктов ГИБДД автомашины нередко останавливаются. 2. Каждую субботу любители народной песни собираются в клубе. 3. Отряды милиции направляются в Чеченскую республику. 4. Извиняюсь, можно пройти? Упражнение 94. Образуйте все формы причастия (действ. и страдат. залогов наст. времени и действ. и страдат. залогов прошедш. времени) от глаголов читать и прочитать. Упражнение 95. Укажите, какие ошибки допущены в образовании причастий. Исправьте их. 1.Мы будем рады зарубежным гостям, приедущим к нам. 2.В репертуаре театра, откроющего новый сезон 5-го октября, несколько пьес молодых авторов. 3. Будет сооружён памятник, увековечащий славу русского оружия. 4. Разведчики, попробующие перейти границу в этом месте, будут обнаружены. 5. Писатель обличает помещиков, которые жестоко обращаются с имеющими у них крепостными. 6. В вечернем воздухе слышался запах расцвевшей сирени. 7. В зале не раз вспыхивали горячие, долго несмолкаемые аплодисменты. Обобщающее упражнение Упражнение 96. Определите, какой вид морфологической ошибки допущен в предложении. Исправьте эти ошибки. 1. Тарзан – это настоящая груда мускул. 2. Мы пристально наблюдали за возможными развитиями событий. 3. Все это показатели не только более лучшей организации торговли, но и более высокой культуры. 4. Ученые установили, что около двести шестьдесят тысяч лет назад Земля пережила столкновение с крупным космическим телом. 5. Я должен прооперироваться к началу лета. 6. Деревня находилась в полтораста километров от станции. 7. Для приготовления этих блюд куплено по семьсот грамм сыра, по два килограмма помидор и яблок. 8. На митинге собралось много грузинов, арабов, монголов, румынов и башкиров. 9. Писатель встречался с Бунином в Париже. 10. На выставке мы видели картины армянского художника Мартироса Сарьян. 11. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного сообщества, должен подать заявление в деканат. 12. Мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой. 13. С творчеством белорусского поэта Максима Богдановича можно ознакомиться на одном из поэтических вечеров, организованном экскурсоводом П.И. Новиковым и посвященном его дню рождению. 14. Весь воинский состав пограничной части приветствовал генерала-майора Н.И. Макарова. 15. Игрушки, выпускающиеся фабрикой, очень красивые и, заметим, достаточно прочны. 16. Мы находились прямо напротив его. 17. Такие упражнения учат малышей сосредотачивать внимание, развивают память и воображение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.12 (0.013 с.) |