Потребляя небольшое количество топлива, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребляя небольшое количество топлива,



1. сберегаются энергоресурсы.

2. машина может развивать высокую скорость.

3. решается задача энергосбережения.

4. одно из достоинств машины – экономичность.

5. я могу сэкономить энергоресурсы.

Сложное предложение

Упражнение 113. Найдите и определите недочеты в построении сложных предложений (перегруженность придаточными предложениями, контаминация прямой и косвенной речи, неправомерное повторение близких по значению подчинительных союзов, неоправданное повторение одинаковых союзов, отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении)

1.И, конечно, нужно отметить, сборной России, которая фактически представляла собой не в полном составе сборную, а команду, которая состояла из отдельных игроков, не хватало сыгранности. 2. Во-первых, утверждает подполковник, первого января его машина так и не была объявлена в розыск; во-вторых, после заявления об обнаружении пропавшего автомобиля никуда я его не отгонял. 3. Ответчику направлена претензия, на которую получен ответ, в котором ответчик старается оправдаться причинами, которые заставили его совершить этот поступок. 4. И вообще, по мнению правительства, единственное, чего Думе удастся достичь такого рода запретами, – производить курево у нас станут в основном нелегально, а многие перейдут на самосад. 5. Потерпевшая пояснила, что подсудимый, будучи в тот момент незнакомым для нее лицом, около подъезда дома №8 по ул. Володарского угрожал ей словесно, нецензурно, а также ножом, приставив конец его к боку ее, что она основывает на том, что почувствовала прикосновение постороннего предмета, но не имела возможности обозреть данный предмет, поскольку отсутствовало соответствующее освещение ввиду испорченной лампочки. 6. Самое неприятное, что иногда я начинаю думать, что она права, что вопрос этот совершенно неразрешим. 7. Не случайно, что Татьяна хочет найти мужа именно в Москве. 8. Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

Обобщающее упражнение

Упражнение 114. Определите, какой вид синтаксической ошибки допущен в предложении. Исправьте эти ошибки.

1. Глядя на этот билет, возникает радостное ощущение: а вдруг на него выпадет удача. 2. Петербургский мюзик-холл был нечто «Мулен Ружа». 3. Большинство из них даже уверены, что их разговоры перехватить невозможно. 4. Будем искать понимания у тех, кто станут хозяевами положения после войны. 5. Согласно контракта оплата за эту продукцию осуществляется за счет бюджетных ассигнований. 6. Он постоянно испытывает жажду к новым знакомствам. 7. О своих планах генерал Грошев поделился с нашим корреспондентом. 8. Множество объявлений предлагают помочь бросить пить. 9. Комиссия приняла решение и рекомендовала о быстрейшем завершении сроков ремонты. 10. Изучив этот иллюстрированный каталог, сразу хочется отправиться в путешествие. 11. Собрание потребовало ускорения выполнения решения правления кооператива о реконструировании детской площадки. 12. Имея такой аппарат, как квантовый аппарат «Витязь», уходит любая болезнь. 13. Недорослями называют молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни. 14. По не зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить передачу. 15. Длительный процесс проектирования, задержка с выдачей проектной документации по инженерным сетям и благоустройству не только принесли серьезный ущерб уже застроенной части массива, но и его второй очереди. 16. На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 17. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием. 18. Но это не единственная причина, которая мешает пополнению кадров нашей торговой сети, которая, как показал опрос, который мы провели, разделяется многими молодыми работниками торговли. 19. Библиотекарь спросила нового читателя о том, какие вы любите читать книги.

 

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ ФОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Устная речь

Для справки: Устная форма языка – это разновидность литературного языка, обслуживающая общение двух или более собеседников, находящихся в непосредственной близости друг от друга. Устная речь создается и воспринимается в момент говорения, что и определяет характеристики устной речи: 1. речевая избыточность (повторы разного рода, синонимия, широкое употребление слов-связок / коннекторов); 2. речевая экономность (компрессия речи, инципит, слова и выражения с концептуальным содержанием), 3. нестрогое следование языковой норме (вариативность произношения слов, грамматическое несогласование, свободный порядок слов, линейное построение речи). Слова-связки (коннекторы) – слова и выражения, употребление которых не обусловлено содержанием высказывания, они служат для связки между словами и для синхронизации процессов мышления и говорения. Компрессия речи – сжатие высказывания до ключевых слов или выражений. Инципит – начало фразы; говорящий произносит лишь начало фразы с расчетом на то, что слушающий мысленно достроит ее; как правило, этот прием используется при употреблении устойчивых выражений, афоризмов, расхожих фраз и речевых штампов. Словами и выражениями с концептуальным содержанием называются слова и словосочетания / фразы, значение которых в высказывании шире, чем словарное; такие единицы предстают как заглавия определенных «текстов» культуры. Употребление инципита и слов с концептуальным содержанием возможно только в том случае, если собеседники имеют общую образовательную и культурную базу.

Упражнение 115. Найдите стилистические особенности, связанные с устной формой высказываний (признаки устной речи), переведите фразы в письменную форму.

1. И вот вопрос, который, как бы, встал и возник, как бы это, перед российским обществом.

2. Нам это ясно как дважды два!

3. Что я тебе – Пушкин, чтобы все знать?

4. Все люди – братья, мы – седьмая вода…

5. Не дадим России втянуть себя во фронтальную конфронтацию.

6. Конечно, я уже, как говориться, определил тех, с кем я совпадаю и с кем, так сказать, буду договариваться.

7. Среди архитекторов этих руин, в которые превращена Россия, есть виновные и справа, и слева.

8. Мы не просто, э-э, из воздуха высосали этот вопрос.

9. Любой, кто не платит налоги в течение там трех или шести месяцев, должен автоматически без разбирательств суда там национализироваться и идти в доход государства.

10. Нынче праздник – Крещенье. Иисус Христос любил детей, у русских Лев Николаевич заботился о детях; и я прошу вернуться к семьдесят второй поправке, где идет увеличение детям Чернобыля.

11. Интервью с депутатом: “Говорят, Вы единственный рабочий в Думе. А вы почему единственный? Где ж остальные? – Ну я почему один? Рабочих здесь, в Госдуме, если я не ошибаюсь…семь рабочих. Но они прошли по спискам партий. А по одномандатному округу я прошел один рабочий…”.

12. Фильм “Армагеддон” состоится в кинотеатре “Под куполом”.

13. Вот это, когда я стал властью, не по моему желанию, у меня сознание развернулось, поменялось на сто восемьдесят.

14. И что бы мы, о чем бы мы сегодня ни рассуждали, ни говорили, из этого ничего не получится.

15. Я видел, как страдают народы, которых сегодня втягиваются в эту невиданную войну.

16. Есть правило в странах такое, что все ездят, особенно если ты патриот, на своих автомобилях. Это б я поддержал, если бы… Но это надо делать не с барабанами и помпой, а по существу. И тогда все медные трубы вам.

Письменная речь: текст

Для справки: Текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью (смысловой и структурной замкнутостью), связностью, упорядоченностью, имеет объективированную форму (письменную фиксацию), является литературно обработанным в соответствии с речевой ситуацией. Текст имеет два уровня членения – формально-содержательный (вступление, основная часть, заключение) и тематический. На тематическом уровне текст членится на микротемы, подчиняющиеся общей теме (как правило, тема текста находит выражение в названии всего текста, а микротемы в названии разделов, параграфов и т.п.). Вследствие этого важно правильно сформулировать название текста и его разделов.

Выбор темы и названия текста

Тема

1. Если вы не ограничены в выборе темы, подумайте, что может заинтересовать слушателей / читателей, и выберите тот предмет, в котором лучше всего ориентируетесь.

2. Если тема задана заранее, подумайте, как лучше её преподнести. Только вы определяете, каким образом и на каком материале будут раскрыты основные положения предложенной темы.

3. Выбрав тему, сформулируйте рабочее название вашего текста.

Название

Должно

1. быть ясным, чётким, кратким;

2. отражать содержание текста (по названию можно предположить, о чём пойдёт речь);

3. привлекать внимание слушателя / читателя.

Не должно

1. содержать общих и пространных формулировок;

2. быть длинным и излишне наукообразным.

Упражнение 116. Прочитайте названия лекций, предложенных в одном из лекториев города N. Проанализируйте эти названия; объясните, почему одни из них являются удачными, а другие неудачными.

В этом году наш лекторий предлагает вам посетить следующие лекции:

- Участие российской команды в европейском и мировом чемпионатах по футболу: проблемы и перспективы.

- Мы снова вместе.

- Петербургская математическая школа в период реформ XIX века.

- В.А. Петрицкий – учёный, библиофил, организатор библиофильства.

- Применение нового операционного исчисления.

- Современное православие и интеллигенция.

- Осенняя подготовка почвы.

- Загадка Шекспира.

- С Пушкиным навек.

- Аналитическое проектирование (конструирование) пространственных объектов на базе алгебраических уравнений высших порядков.

Упражнение 117. Прочитайте текст, определите, какое из перечисленных названий больше всего соответствует содержанию текста. Объясните свой выбор. Если ни одно из названий, на ваш взгляд, не подходит, предложите свой вариант.

1. Рекорды числа π.

2. Точнее, ещё точнее.

3. Полный Пи-ск!

4. Задачи использования ЭВМ для расчётов числа π на современном этапе.

5. Спорт для программистов.

6. История расчётов числа π.

Библия рассказывает, что по приказу царя Соломона был сделан круглый медный сосуд диаметром в 10 локтей, а окружностью в 30. Следовательно, число π (отношение окружности к её диаметру) при тогдашней точности измерений принимали равной к трём. Древнеегипетские землемеры и архитекторы считали, что длина окружности больше её диаметра в 3, 16 раза. Древние римляне ошибались в другую сторону: они считали число π равным 3, 12. Впрочем, для техники того времени такая точность была вполне достаточной. В XVI веке число π было рассчитано уже с точностью до 35 знаков после запятой. Почти сто лет рекорд точности оставался за английским математиком У. Шэнксом, который за двадцать лет вручную вывел π с 707 знаками после запятой.

Когда появились первые ЭВМ, расчёт всё новых и новых десятичных знаков π стал своеобразным спортом для программистов и операторов. Было обнаружено, что Шэнкс сделал ошибку в расчётах (в 536-м знаке). Уже в 1962 году было получено число π с 100 000 знаков, в 1973 году достигнут миллионный рубеж.

Чему служат такие исследования, если даже для самых точных инженерных расчётов достаточно иметь 5-6 знаков после запятой? Во-первых, это неплохая проверка возможностей современных ЭВМ. Во-вторых, математиков интересует, нет ли в бесконечно длинном “хвосте” π какого-то порядка – например, не появляется ли где-то в его дали натуральная последовательность чисел (123456…).

(Scientific American 1983. № 2).

Упражнение 118. Озаглавьте тексты, обоснуйте свой выбор.

Текст №1.

Как известно, старая единица мощности “лошадиная сила” (735, 5 ватта в общепринятых единицах) на самом деле значительно больше той величины, которую средняя лошадь способна развивать сколько-нибудь долгое время. А всё же, когда лошадь создаёт такую мощность? На этот вопрос отвечает один из авторов журнала “Америкен сайентист”: мощность в одну лошадиную силу развивает лошадь массой 750 килограммов, перепрыгивающая через препятствие шириной и высотой по 183 сантиметра.

(Наука и жизнь. 1987. №12)

Текст №2.

Тысяче учёных, общественных деятелей, писателей было предложено ответить на вопрос, каковы 100 наиболее важных открытий в человеческой истории. На первом месте оказался ватерклозет, за ним идёт компьютер, печатный станок, огонь, колесо, радио. Интернет вышел на 8-е место, пластмассы – на 14-е, затем следуют самолёт (15), мяч (20), рентгеновские лучи (22), автомобиль (23), микроскоп (24), спутник (26), деньги (29), ядерное оружие (32), телефон (34), радар (44), взрывчатые вещества (48), кино (49), компас (52), почтовая служба (57), мыло (59), нож (71), градусник (73), телевидение (75), стекло (79), бюстгальтер (88), лифт (93), одноразовые подгузники (95). Замыкают “почётную сотню” вращающаяся дверь (99) и растворимый кофе (100).

Для справки: Текст представляет собой образование, характеризующееся логической последовательностью и стройностью изложения материала. Важно расположить материал таким образом, чтобы он помогал раскрыть главную мысль текста.

Возможные способы изложения материала

Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему (от описания фактов, изложения последовательности исследования к выводу).

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).

Метод аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным.

Ступенчатый способ – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.

Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого).

Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.

Упражнение 119. Прочитайте тексты и определите способ изложения материала в каждом из текстов.

Текст № 1.

В средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV в. она перестала удовлетворять учёных. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т.е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом к текстам.

Текст № 2.

Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный – чёрный? Не исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времён Александра Македонского север называется чёрной страной, юг – красной, восток – зелёной и запад – белой. Городские ворота в Китае окрашивались также в соответствии с этим правилом: в красный, чёрный, зелёный и белый цвет. Вероятно, что такое обозначение стран света (красным, чёрным, зелёным и белым) было в то время общепринятым и отголоском этого являются названия Чёрного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального – Средиземного.

Текст № 3.

По внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает ещё большей активностью. Подобно натрию, он имеет серебристо-белый цвет, быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды.

Текст № 4.

Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII-VII вв. до н.э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большом количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество.

Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были приём вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учётом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты.

Текст № 5.

Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв в книге “Этногенез и биосфера Земли”, давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, – это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д.

Текст № 6.

Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв в книге “Этногенез и биосфера Земли” привёл серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л.Н. Гумилёв видел в существовании этнического стереотипа поведения.

Для справки: Текст отражает коммуникативное намерение пишущего, и его построение полностью зависит функции, которую призван выполнить текст. Выделяют три функционально-смысловых типа речи: описание, рассуждение, повествование.

Функционально-смысловые типы речи

Описание – это словесное изображение кого-либо или чего-либо.

ОПИСАНИЕ = признак1 + признак2 + признак 3……

Повествование – это рассказ о событиях. Создать текст-повествование – значит передать последовательность различных действий, событий.

ПОВЕСТВОВАНИЕ = событие1 + событие2 + событие 3…..

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

РАССУЖДЕНИЕ = суждение1 + суждение2 + суждение3….

Упражнение 120. Определите, к какому функционально-смысловому типу речи относятся тексты. Перечислите, какие способы изложения материала характерны для каждого из функционально-смысловых типов речи.

Текст № 1.

Французский врач Ален Бомбар решил в одиночку пересечь Атлантический океан без запаса воды и пищи на маленькой надувной лодке, названной в знак вызова судьбе “Еретик”. Он питался планктоном и рыбой, которую ловил в море, жажду утолял соком, выжатым из рыб, или очень небольшими дозами морской воды, собирал в пути дождевую воду. За 65 дней плавания А. Бомбар потерял 25 кг веса, у него резко упало содержание гемоглобина в крови. Но он выжил и доказал миру, что, сохраняя присутствие духа, управляя своими эмоциями, можно преодолеть тяжёлый стресс и благодаря уверенности в победе выжить даже в таких экстремальных условиях.

Текст № 2.

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определённых предметах и явлениях. Внимание влияет на продуктивность психических процессов, их точность и скорость. Внимание характеризуется рядом качеств: объёмом, устойчивостью, распределением, переключением, концентрацией и др.

Текст № 3.

Большое значение для овладения приёмами психической саморегуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на состоянии организма. Однако можно научиться так управлять вниманием, что даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определённую деятельность. Например, физик Б. Паскаль боролся с зубной болью путём концентрации внимания на решении сложных математических задач.

Упражнение 121. Определите стиль и функциональный тип речи.

Текст №1.

Всего через несколько дней мы, старые и молодые, богатые и бедные, здоровые и больные, рабочие и колхозники, старшины и матросы, усядемся за новогодний стол и, выпивая и закусывая чем Бог послал, уставимся в «ящик» – ликуй, Рейтинг, законодатель телевизионных мод! Ведь всех нас, таких разных, объединяет одно: мы телезрители. И каждый день припадаем к телевидению, обожая его и ненавидя, радуясь и огорчаясь, аплодируя и кляня.

Текст №2.

Томаты происходят из Южной Америки, из страны Перу. В Европе томаты долгое время были декоративным растением. Плоды томатов сначала не использовались в пищу, так как их считали ядовитыми. У этого растения два названия: помидор и томат. Слово помидор образовано от итальянского словосочетания поммо д’оро «яблоко золотое». На языке древних индейцев это растение называлось томатль.

Для справки: особое внимание следует обратить на средства выражения логических связей между отдельными смысловыми частями текста.

Способы и средства выражения логических связей в тексте (связей между отдельными смысловыми частями текста).

Способы связи (механизмы связи):

- зацепление (употребление средств, отсылающих к другой, чаще предшествующей фразе), напр. Она приветливо помахала рукой. Это её простое движение почему-то очень растрогало его;

- повтор (использование для межфразовой связи тождественных или сходных элементов);

следование (связь, основанная на выводе, следовании одной фразы из другой), напр. Все четырёхугольники имеют четыре стороны. Квадрат – четырёхугольник. Следовательно, квадрат имеет четыре стороны.

Лексические средства связи

1. слова одного понятийного поля, напр. студент, преподаватель, занятие, аудитория, изучать, конспектировать, думать, курсовая работа, диплом и др;

2. одни и те же слова;

3. слова, связанные словообразовательно, напр. опустошение, пустыня, пустынный, опустеть и др;

4. синонимы;

5. антонимы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.053 с.)