Инструменты и методы государственного регулирования экономики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты и методы государственного регулирования экономики



Инструментами называются формы воздействия государства на экономический процесс, к ним относятся правовое законодательство, государственный контроль над биржами, аудиторская деятельность.

Правовое законодательство. Формирование законов, законы функционирования различных АО, законы отношений между различными АО. Определяет право наследования, присвоения других предприятий. Включает в себя антимонопольное законодательство.

Контроль над биржами. Контроль над всеми видами бирж, определение условий формирования бирж, осуществление биржевых процессов, взаимоотношение бирж между собой, формирование курса ценных бумаг.

Аудиторская деятельность. С целью выявления как предприятие выполняет принятые государством законы. Ее проводят аудиторы, которым предъявляются очень высокие требования.

Методами называются способы воздействия государства на экономический процесс.

Прямые оказывают непосредственное воздействие на какой-то рынок, отрасль и т. д. Косвенные оказывают глобальное воздействие на всю экономику (их все принимают как должное), связанны с непосредственным финансированием регионов, отраслей, через бюджетную налоговую и кредитно-денежную систему. Через бюджетно-налоговую систему государство оказывает воздействие на экономику, дифференцируя ставки налогов, отменяя и вводя новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение налогов означает уменьшение возможностей производства и наоборот.

Налоговый мультипликатор. Виды налогов: налог на доходы; налог на имущество; на прирост доходов; на оборот; акцизы. Налоговые поступления являются одним из источников расходов из государственного бюджета. Оказывают влияние на процесс производства. Политика по регулированию с помощью налогов и расходов государственного бюджета называется фискальной политикой. Рассматривают 2 вида: дискретная – применение государством решения по разработке спец. программ, контроль за их выполнением; внутренние стабилизаторы.

Методы прямого регулирования производства – прямая поддержка дотациями; поведение макроструктурных сдвигов через разработку и финансирование НТП; финансирование экономических программ; финансирование соц. сферы; введение стандартов, за невыполнение – санкции; государственные заказы на конкурентной основе.

Формы государственного регулирования экономики. Под формами нужно понимать основные направления государственного воздействия на экономику.

 

 

43. Характерные черты олигополистического рынка. Поведение фирмы на олигополистическом рынке.

 

Олигополия - это тип рынка не совершен конкуренции, харак присутствием на рынке

неск. производителей. Т.о. в олигополистич отрасли произв-ся боль чем в услов

монополии, но значит мень чем в усл совер конкур. Важной чертой олигополии яв.

взаимозавис. фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновр.

негласные партнеры - олигополисту необх планир свою стратегию с учетом поведения

осталь уч рынка.

Для прогнозир. монополистич. поведения фирм в отрасли расчит. индекс Герфиндаля. ->

показ. степень концентрации рынка (сумиров рыноч долей каждой фирмы в отрасли).

В случае олигополии конкур носит преимущ неценовой характер т.е. основана на привлеч.

потребит. не с пом. сниж. цены, а за счет др. факторов: улучшения кач-ва 41, рекламы.

 

44. Модель дуополии А.Курно. Разновидности олигополии: нескоординированная олигополия, картель, картелеподобные структуры рынка.

ДУОПОЛИЯ ПО КУРНО

(Cournot duopoly) Ситуация, когда на рынке присутствуют только два продавца и каждый из них определяет собственный объем производства исходя из предположения, что объем производства другого производителя будет оставаться неизменным. Дуополия по Курно является частным случаем конкуренции по Курно для двух фирм.

Основные положения модели:

· На рынке действует фиксированное число фирм, выпускающих экономическое благо одного наименования;

· Вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют;

· Фирмы обладают рыночной властью. Замечание: сам Курно не знал, что такое рыночная власть. Этот термин появился позднее;

· Фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации.

Общее количество фирм на рынке предполагается известным всем участникам. Каждая фирма, принимая свое решение, считает выпуск остальных фирм заданным параметром (константой). Функции издержек фирм могут быть различны и также предполагаются известными всем участникам.

Функция спроса представляет собой убывающую функцию от цены блага. Цена блага задана как цена равновесия отраслевого рынка (величина отраслевого предложения равна величине спроса на данное экономическое благо при одной и той же цене).

Нескоординированная олигополия – это ситуация, когда между фирмами-олигополистами нет сотрудничества координации действий, в результате между ними ведётся ценовая война.

Нескоординированная олигополия была проанализирована в 1838 году А. Курно, на примере дуаполии – простейшего и частного вида олигополии. Им создана модель, в основу которой легло положение, что двум фирмам известен общий объём выпуска продукции. Задача лишь в том, чтобы определить индивидуальный объём и цену каждого конкурента.
При нескоординированной олигополии в долгосрочном периоде в ходе конкурентной борьбы прибыль будет стремиться к нулю, т.к. цена приблизиться к уровню издержек.
Скоординированная олигополия – соглашение между предприятиями о единой цене, об объёмах выпуска, о месте торговли, о единой политике к поставщикам ресурсов.

Картель Картель (франц. cartel, от итал. cartello, от carta — бумага, документ), форма монополистического соглашения между фирмами, принадлежащими чаще всего к одной отрасли, с целью извлечения монопольной прибыли посредством регулирования объёмов производства и сбыта (квот) для его основных участников. Одной из форм картельного соглашения является синдикат. Развитие форм картельных соглашений связано также с частичным обменом коммерческой информацией, с унификацией счетоводства, с организацией патентных пулов для совместной покупки и использования патентов. Как во всякой форме монополизации, в К. переплетаются черты капиталистической рационализации и технического прогресса с элементами застоя и загнивания. Однако в условиях современной научно-технической революции К. выступает как наименее гибкая форма монополистической концентрации, что обусловило некоторые особенности его развития.
Отличительные черты картелеподобной структуры рынка.

 

Компромисс между нескоординированной олигополией и пря­мым сговором представляет собой картелеподобная структура рынка, или «игра по правилам». Фирмы не вступают друг с дру­гом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволя­ет избежать юридической ответственности, вытекающей из анти­картельного законодательства. А с другой — уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от глав­ной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия. Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен снача­ла проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они по­вторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние неско­ординированной олигополии.

Виды олигополий:

· Однородная (недеференцированая) — когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную (недеференцированую) продукцию.

Однородная продукция — продукция, не отличающаяся разнообразием типов, сортов, размеров, марок (спирт — 3 сорта, сахар — около 8 сортов, алюминий — около 9 марок).

· Неоднородная (деференцированая) -несколько предприятий производят не однородную (деференцированую) продукцию.

Неоднородная продукция — продукция, отличающаяся широким разнообразием типов, сортов, размеров, марок.
Пример — автомобили,сигареты, безалкогольные напитки, сталь (примерно 140 марок).

· Олигополия доминирования — на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке.Рядом с ней работает несколько мелких фирм которые делят между собой оставшийся рынок.

Пример: в РБ на рынке керамической плитки доминирует ОАО «Кирамин», производящее более 75% этой продукции.

· Дуополия — когда на рынке работает только 2-а производителя или продавца данной продукции.

Пример: в РБ два завода производящих телевизоры — Витязь и Горизонт, они действуют во всем подражая друг другу.

Характерные особенности функционирования олигополий:

1. Производится как дифференцированная, так и не дифференцированная продукция.

2. Решения олигополистов относительно объёмов производства и цен — взаимозависимы, т.е. олигополии во всём подражают друг другу.Так если один олигополист снизит цены,то и другие обязательно последуют его примеру. Но если один олигополист повысит цены, то другие могут и не последовать его примеру, т.к. рискуют потерять свою долю рынка.

3. В условиях олигополии существуют очень жёсткие барьеры для вступления в эту отрасль других конкурентов, но эти барьеры преодолимы.

 

45. Неценовая конкуренция на олигополистическом рынке. Экономическая эффективность олигополии.

 

Обычно на олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, т.к. последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях совершенной конкуренции, олигополия использует неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж. Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка – «картельное соглашение». при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае флуктуаций спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками - нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо.

Способность удерживать цены в краткосрочном периоде заложена в самой структуре фирм-олигополистов: планируя производство, они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса.

 

 

46. Основные признаки рынка монополистической конкуренции. Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Монополистич конкуренция с дифференциацией продукта - это тип рынка несовер

конкур. В отлич. от олигополии этот вид рынка хар множ конкурентов в отрасли а это не

дает воз-ти исп. эфекта масштаба, на кот. основана олигоп, а так же взаимозависим.

поведения фирм в отрасли. Это сниж. барьеры вступления в отрасль и усилив конкур,

существенно ослабляя монополистич. власть над ценой. Повышая цену, моноп конкур не

лиш-ся всех потребит как это было при совер конкур. Рынок сузится но ост те кто

устойчиво предпочитает продук только данного производ-ля. В отлич от олигополии,

моноп конкур хар относит невыс барьерами вступ в отрасль и множествен производит ->

выс степень сопернич м/д моноп конкур, ослабляя их власть над ценой. Цены в усл моноп

конкур. несут в себе более точную рыноч инфор: они подвижны и незавыш а при

ологополии цены имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто.

 

47. Эффективность монополистической конкуренции. Роль рекламы.

 

При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:

* разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;

* различные услуги и условия, связанные с продажей продукта (качество обслуживания);

* различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом микрорайоне может конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров);

* мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям.

 

Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

Реклама - один из основных элементов рыночной экономики и неценовой конкуренции.

Цель рекламы -- увеличение доли фирмы на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения самого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании.

Она выполняет следующие задачи:

1) информирует потребителя о наличии товара, причем затраты на нее экономически выгодны рекламодателю;

2) повышает спрос на товар и побуждает увеличивать его производство, что в свою очередь регулирует цены. Характерны ситуации, когда производитель, довольствуясь минимальной прибылью, с помощью рекламы значительно увеличивает объем реализуемой продукции, тем самым ускоряя оборачиваемость своего капитала и получая большую прибыль;

3) стимулирует конкуренцию, так как устанавливает стандарты по характеристикам товара, которые более всего привлекают потребителя;

4) помогает средствам массовой информации оставаться независимыми, принося им определенный



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.011 с.)