Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Былина третья, о том, как Илья звал богатырей воевать с Калин-царём↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во стольном городе Киеве у ласкового князя Владимира заводился почестной пир на многих князей да бояр. А сильных могучих богатырей не позвал Владимир на пир. Тут Илюшенька Муромец в Киеве случился, заходил незваный на пир княжеский. Князь Владимир на Илью разобиделся, посадить велел Илью в глубокий погреб на три года. А у князя Владимира была дочь одинокая. Видит она — дело нешуточное. Без Ильи кто постоит за веру, за отечество, да за Киев-град, да за церкви соборные, да за князя Владимира с Апраксой-королевичной? Приказала она сделать ключи поддельные, приказала снести в погреб перины пуховые, подушки мягкие, да одеяла тёплые. Стала она Илье носить яства сахарные, питья медвяные да постель и одежду сменную. Живёт так Илья Муромец в погребе, а князь Владимир о том не ведает. Воспылал тут собака Калин-царь на стольный Киев-град, захотел он Киев разорить, мужичков всех повырубить, Божьи церкви на дым пустить, князю Владимиру голову срубить, вместе с Апраксой-королевичной. Собрал Калин-царь своих бурзов-мурзов, собрал богатырей татарских, собрал силы сорок тысячей, пришёл к стольному Киеву, становился он в чистом поле напротив городской стены. Посылает собака Калин-царь посланника, даёт он ему грамоту посыльную, говорит ему таковы слова: — Ай же ты, собака-татарище! Знаешь говорить ты по-русскому, поезжай-ка к князю Владимиру, отвези ему грамоту посыльную. Брал татарище грамоту посыльную, садился на коня поганого, поехал в стольный Киев-град. Заезжал татарин на широкий княжий двор, ни к чему коня не привязывал. Заходил он в палаты белокаменные, образам не молился, князю с княгиней не кланялся, выходил на середину-матицу, клал письмо на столы дубовые. Взял князь Владимир грамоту посыльную, прочитал таковы слова: «Ай же ты, князь Владимир стольно-киевский! Очищай ты улочки стрелецкие, да широкие дворы боярские. На всех широких улицах да на всех узких переулочках наставь ты сладких хмельных напиточков, чтоб стояли бочки бочок к бочку, чтоб было, чем Калину-царю полакомиться, чтоб было, чем татарам потешиться». Князь Владимир тут запечалился, думает думу крепкую: — Рассердил я сильных могучих богатырей, ушли они на Заставу богатырскую. Заморил я Илью Муромца в тёмном погребе. Некому теперь постоять за веру, за отечество, за Киев да за церкви-соборные, за меня князя Владимира с молодой княгиней Апраксией. Говорила ему дочка таковы слова: — Ай же ты, родитель мой, батюшка! Илье Муромцу в бою смерть не писана, да и голодная смерть ему не писана. Возьми ты ключи от глубокого погреба, выпусти на Божий свет Илью Муромца. Берёт князь ключи, спускается он в погреба глубокие. Видит: в погребе Илья живой сидит, у Ильи в погребе свеча горит, читает Илья книгу Евангелие, Богу Илья молится, грехи замаливает. Говорит тут князь: — Ай же ты, старый казак Илья Муромец! Ты прости меня, князя неразумного, что засадил я тебя в погреба глубокие. Некому стало постоять за святую Русь. Наехал на нас собака Калин-царь, привёз силу несметную, хочет он взять Киев силою. Выходи-ка ты, Ильюшенька, из погреба, защити ты веру-отечество, защити церкви соборные, да стольный Киев-град, да меня с княгинею. Отвечал ему Илья Муромец: — Ай же ты, Владимир-князь! Не пойду воевать я за тебя с княгинею, да за бояр киевских, а пойду воевать за святую Русь да за веру православную. Выходил тут Илья из глубока погреба, выходил он на улицу стрелецкую, заходил на свой широкий двор. Брал он с собой любимого парубка, заходил в конюшню стоялую, смотрел коня своего богатырского. Говорил он парубку таковы слова: — Ай же ты, любимый мой парубок! Верный ты слуга, ответственный, хорошо содержал моего коня богатырского. Целовал Илья парубка в уста сахарные, выводил добра коня на широкий двор. Клал он на коня потнички, на потнички клал войлочки, на войлочки клал сёдлышко черкасское. Затягивал Илья сёдлышко двенадцатью подпругами, с пряжечками-то золочёными, со шпенёчками булатными. Надевал Илья доспехи кольчужные, на русы кудри надевал железный шлем, брал он свой тугой лук, да колчан калёных стрел, да меч-кладенец, да копьё долгомерное, да палицу булатную, да шалыгу подорожную. Поехал Илья из города Киева, стал он на добром коне поскакивать, стал на силу татарскую поглядывать. Видит: той силе конца-края нет, ни серому волку ту силу не обежать, ни чёрному ворону не облететь. Поехал Илья вниз по Непре-реке, на Заставу богатырскую, звать на помощь богатырей святорусских. Приезжает он к шатрам белополотняным, видит: стоят у шатров двенадцать коней без единого, зоблют пшеницу белояровую, сидят двенадцать богатырей без единого в главном шатре, хлеба-соли кушают. Отпускал Илья своего коня к пшенице белояровой, сам зашёл в главный шатер, говорил таковы слова: — Хлеб да соль, богатыри святорусские! Хлеб да соль, крёстный мой батюшка атаман Самсон Самойлович! Отвечал ему Самсон Самойлович: — Ай же ты, любимый крестник, старый казак Илья Муромец! Заходи ты к нам хлеба-соли кушать, белой лебеди рушать, будешь ты у нас двенадцатым. Вставал Самсон на резвы ноги, обнимал-целовал Илью, проводил за столы дубовые, за скатерти браные. Стали они пить-есть, рассказы расказывать. Как поели они, пообедали, выходил Илья из-за стола дубового, говорил богатырям таковы слова: — Ай же ты, мой крёстный батюшка! Ай же вы, братья мои крёстные! Насел на Киев собака Калин-царь, хочет поганый татарин Киев разорить, мужичков всех повырубить, Божьи церкви на дым пустить, князю Владимиру голову рубить, вместе с Апраксой-королевичной. Поедем, побьём собаку царя Калина, постоим за веру, за отечество, за церкви соборные, да за стольный Киев-град. Отвечал ему Самсон Самойлович: — Ай же ты, старый казак Илья Муромец! Не поедем мы воевать с Калин-царём, не поедем стоять за Киев-град. У князя Владимира полон двор князей да бояр, он их кормит-поит, пусть они его и охраняют. Говорил тогда Илья Муромец: — Не за Владимира воевать едем, не за княгиню Апраксию, не за князей-бояр. Поедем биться за веру православную, да за землю Русскую. Отвечает ему Самсон Самойлович: — Нам Владимир-князь не указ. Сами постоим за землю Русскую, да за веру православную. А за Киев-град да за князя с княгинею воевать не пойдём. Выходил Илья из бел шатра, садился на коня своего богатырского, поехал к татарской силе. Не ясный сокол напустился на гусей-лебедей, напустился богатырь святорусский на силу татарскую. Спустил он своего коня богатырского, да поехал он по той силушке, стал он силушку конём топтать да копьём колоть. Бьёт он силу татарскую, словно траву косит. Говорит тут ему конь человеческим голосом: — Ай же ты, сильный богатырь Илья Муромец! Не побить тебе силу великую, нагнано у Калин-царя той силы несметное множество. Сделано у них три подкопа глубокие в раздолье чистом поле. Когда будешь ты ездить по раздольицу чисту полю, будешь бить силу татарскую, попадём мы с тобой в первый подкоп — из него я выскочу. Попадём во второй подкоп — из второго я выскочу. А как попадём в третий подкоп — не смогу я тебя из него вынести, останешься ты в подкопе глубоком. Берёт Илья плётку шёлковую в белы руки, бьёт он коня по крутым бокам, говорит таковы слова: — Ай же ты, собачище изменное! Я тебя кормлю-пою, а ты меня хочешь оставить в подкопах татарских! Поскакал Илья чистым полем на силу татарскую, стал он ту силу конём топтать да копьём колоть. Бьёт он силу, словно траву косит. У Ильи сила не уменьшается, да и татарская сила не кончается. Просел тут конь богатырский в подкопы глубокие, да назад выскочил, Илью из подкопа выдернул. Просел конь в подкопы в другой раз — опять с Ильёй выскочил. А как просел Бурушка в третий подкоп — не хватило силы у него Илью наверх вынести. Выскочил конь из подкопа, убежал в чисто поле, а Илья в земле остался. Насели тут на Илью татаре поганые, повязали ему ручки белые, заковали ножки резвые, повели к собаке Калин-царю в палатку его полотняную. Как увидел Калин-царь Илью Муромца повязанного да закованного, говорил он ему таковы слова: — Ай же ты, старый казак Илья Муромец! Напустился на силу татарскую, словно молодой щенок. Где тебе одному побить мою силу великую! Велел он слугам расковать Илье ножки резвые, развязать велел ручки белые. Говорил тогда Калин-царь таковы слова: — Ай же ты, старый казак Илья Муромец! Садись-ка ты со мной за один стол, ешь ты мои яства сахарные, пей мои питья медвяные. Надень одежду мою драгоценную, держи мою золотую казну. Не служи-ка ты князю Владимиру, а служи мне, царю Калину. Отвечал ему Илья Муромец: — Ай же ты, собака Калин-царь! Не сяду я с тобой за один стол, не буду есть твоих яств сахарных, не буду пить питьёв медвяных. Платья твоего не надену, не возьму казну золотую. Не служу я нынче князю Владимиру, и тебе, собака, служить не пойду.
Тут старый казак Илья Муромец Выходил из палатки полотняной, Да пошёл в раздольице чисто поле. Стали теснить его татары поганые, Хотят обневолить они Илью Муромца.
А у старого казака Ильи Муромца При себе не случилось доспехов крепких, Не случилось оружия богатырского, Нечем ему с татарами драться.
Видит Илья — дело нешуточное, Схватил он одного татарина за ноги, Стал он тем татарином помахивать, Стал бить татар татарином.
Стали от него татары бегать, Прошёл он сквозь силу татарскую, Вышел он в раздольице чисто поле, Да бросил татарина в сторону.
Прибежал тут к нему его добрый конь, Принёс доспехи его богатырские. Вскочил Илья в седло скорёшенько, Брал в руки меч-кладенец да копьё долгомерное, Поехал он по раздолью чисту полю.
Выскочил Илья на гору высокую, Увидал он на Заставе шатры белополотняные, Стоят у шатров добры кони богатырские.
Брал Илья свой тугой лук, Натянул тетивочку шёлковую, Накладывал стрелочку калёную, Спускал ту стрелочку в шатры богатырские, Говорил стрелочке таковы слова: — Лети-ка ты, стрелочка, в бел шатёр, Пади-ка ты на белы груди атаману главному, Батюшке моему крёстному Самсону Самойловичу. Ты скользни ему по груди белой, Оставь ты ему малую царапинку. Спит он там, прохлаждается, А мне тут одному не сладко приходится.
Спустил Илья тетивочку шёлковую, Полетела стрелочка калёная в бел шатёр, Пала на белу грудь Самсону Самойловичу, Скользнула по груди белой, Оставила малую царапинку.
Пробудился тут Самсон от крепкого сна, Пораскинул очи ясные, Увидал он стрелочку илюшину. Вставал он на резвы ноги, Говорил богатырям таковы слова: — Ай же вы, славные богатыри святорусские! Седлайте-ка вы скорёшенько добрых коней, Садитесь-ка вы в сёдлышка черкасские, Скачите скорым-скоро в чисто поле, Выручайте крестника моего милого, Старого казака Илью Муромца.
Славные богатыри святорусские Седлали тут скорым-скоро добрых коней, Садились они в сёдлышка черкасские, Надевали они доспехи богатырские, Брали сабли острые да копья долгомерные, Скакали в чисто поле выручать Илью Муромца.
Спустился Илья с высокой горы, Подъехал к богатырям святорусским. Набросились тут двенадцать богатырей на силу татарскую, Стали они силу бить-топтать да копьём колоть, Притоптали всю силу великую, Приехали к палатке белополотняной, Где сидел собака Калин-царь.
Говорят тут богатыри святорусские: — Срубить бы буйну голову злому татарину, Собаке царю Калину. Говорит старый казак Илья Муромец: — Зачем рубить ему буйну голову? Свезём-ка мы его в стольный Киев-град, Покажем князю Владимиру.
Привезли богатыри собаку царя Калина Во славный стольный Киев-град, Повели его в палаты княжеские белокаменные, Пред светлы очи князя Владимира.
А стольный князь Владимир киевский Берёт собаку за белы руки, Сажает его за столы дубовые, Кормит его яствушкой сахарной, Поит питьецом медвяным. Говорит ему собака таковы слова: — Ай же ты, Владимир-князь стольно-киевский! Не руби-ка ты мне буйну голову, Мы напишем меж собой записи великие: Буду платить тебе дани-выходы, Ходить не буду на стольный Киев-град.
Отвечал ему Владимир-князь, Да тут былине и конец пришёл.
Эх, запамятовал я, Алексей, чем дело-то кончилось. Старость, вишь — не радость. Память уж не та — забыл. Сам додумай — умный, небось… Вот и всё, Алексеюшка, не знаю больше былин, последнюю тебе рассказал. Про Илью-то знаешь, что сказывают? В монастырь он подался. Праведный был человек, чистый ангел. Надоело ему по земле грешной ходить, руки кровить, жен молодых вдовить, малых детушек сиротить. Отправился Илья в Божий монастырь душу свою спасать, к вечной жизни готовиться. Там ему и славу поют. А с Киевом-то что было, знаешь? Чай, в школе проходил. Накатилась на Киев с востока сила страшная, нездешняя — монголы. Весь мир этой силе покорился, и Русь не устояла. Это тебе не половцы с печенегами. Огнём монголы прошли по всей земле Русской, все богатыри вышли на бой — и Добрыня, и Алёша, и Михайло, и Дюк, и братья Годиновичи, и жёны-богатырши Настасья да Василиса Микуличны. И младшие богатыри — Казаринов, да Васька, да Данила. Была меж русскими да монголами сеча страшная. День за днём рубились богатыри, потекла уж мать сыра земля кровью богатырской. Но одолели монголы, погибли все сильные могучие русские богатыри, и с ними всё войско русское. Выжгли монголы весь Киев, Владимира с Апраксией в плен увели, и не осталось на том месте ни камешка на долгие века. А знаешь, кто жив-то остался? Микула Селянинович, крестьянин. Во как. Чистая правда.
Приложение 1
Авдотья Часовична
Азвяковна
Алёша Попович
Анна Ивановна
Батыга
Бермята Васильевич
Братья Петровичи
Бутеян Батвесов
Бухарь
Василий Игнатьевич
Василий Казимирович
Василиса Микулична
Вахрамей
Вдова Блудова
Вдова Часовична
Владимир Красно Солнышко
Владимирова матушка
Вольга Всеславьевич
Данила Игнатьевич
Дмитрий Черниговский
Добрыня Никитич
Дунай Иванович
Дюк Степанович
Дюкова матушка
Елена Александровна
Елена Петровна
Забава Путятична
Змей Горыныч
Иван Годинович
Иван Окулович
Иван Тимофеев
Идол Скоропеевич
Илья Муромец
Калин-царь
Касьян Михайлович
Катерина
Княгиня Апраксия
Константин
Кощей Трипетович
Кузнец Сиверский
Маринка-безбожница
Марфа Всеславьевна
Марфа Петровна
Марья, Лебедь Белая
Микола Святитель
Микула Селянинович
Михаил Михайлович
Михайло Данилович
Михайло Казарин
Михайло Потык
Настасья Дмитриевна
Настасья-королевична
Настасья Микулична
Настасья Окуловна
Настасья Соловишна
Никита Романович
Никита Романович Карачаевский
Омельфа Тимофеевна
Пётр Коромыслов
Плён Сорожанин
Плёнка Поморская
Салтан Бекетович
Самсон Самойлович
Святогор-богатырь
Сокольник
Соловей Будимирович
Соловей-разбойник
Ставр Годинович
Старчище Иванище
Сухман Долмантьевич
Тугарин Змеевич
Хотен Блудович
Чурила Пленкович
Шарк-великан
Приложение 2
Так случилось, что в детстве я не читал рыцарской литературы. «Песнь о Нибелунгах» я впервые открыл в двадцать пять лет, затем мне попалась в руки «Повесть о Сегри и Абенсеррахах», а «Легенды о рыцарях Круглого Стола» я штудировал в тридцать. Будучи уже взрослым человеком, я читал героические баллады и легенды не как детскую приключенческую литературу, а именно как героический эпос, расчитанный на взрослого слушателя и читателя. Изучив европейский рыцарский эпос, я, естественно, заинтересовался: а что же наша русская словесность? У греков Одиссей, у шумеров Гильгамеш, у тувинцев Хайындырынмай Багай-Оол, а у нас-то кто? Конечно, есть сказки — Иван-царевич, Змей Горыныч и их друзья. Но это именно волшебные сказки, а не эпос. Сказки тоже есть у всех народов, но все же Зигфрид в Роговой Шкуре — это одно, а Мальчик-с-пальчик — это совсем другое. В сказках есть волшебство, но нет героизма, есть силы природы, но нет заветной цели. В героическом эпосе все наоборот: нет волшебства, почти нет природы, герои очень похожи на настоящих людей и обязательно стремятся ко вполне определенной заветной цели. Одиссей стремится домой, Гайавата стремится всех помирить, Ланселот хранит честь и верность. Поначалу эпос существует в виде устных легенд, потом записывается как героическая поэма, а потом вокруг него начинает расти и вся остальная национальная литература. Литература у нас есть, а вот как же быть с эпосом? Неужели у русского народа нет своего героического эпоса? Разумеется, есть ¾ былины. Но почему-то никто их толком не знает, и ни у кого они не вызывают никаких героических ассоциаций. Король Артур — герой, Гектор — герой, даже Фродо Баггинс тянет на эпического героя. А про Илью Муромца разве что анекдоты рассказывают. Я решил выяснить это странное обстоятельство и стал рыться в фольклорных сборниках. Может быть, наши былины бедны сюжетами и персонажами? Может быть, у наших героев недостаточно заветная цель, а их приключения недостаточно героические? Может быть, сами тексты безнадежно испорчены временем и не поддаются восстановлению? Оказалось, что только киевский цикл насчитывает больше пятидесяти разных сюжетов, в которых действует примерно такое же количество персонажей, каждый со своим характером и судьбой. Также оказалось, что все эти персонажи живут примерно в одно и то же время, знают друг друга лично, и их приключения часто переплетаются. Приключения оказались вполне героическими — ничуть не менее героическими, чем похождения Галахада или Гарри Поттера. Так в чем же дело? Чего не хватает нашим былинам? Почему рыцари Круглого Стола на слуху у публики уже несколько веков и являются, по сути, архетипическими образами, а про наших не знаем даже мы сами? Чего нет в наших былинах такого, что так нравится нам, когда мы читаем о дворе короля Артура? Скажем, нам нравятся истории про любовь и измену и, вообще, истории про прекрасных дам. Как в былинах обстоят дела с прекрасными дамами? Прекрасно! Есть целый цикл былин о сватовстве и женитьбах, почти всем главным богатырям так или иначе приходится выяснять отношения с женщинами. Есть героини-изменщицы, есть соблазнительницы, есть верные жены, есть даже три жены-богатырши. В отличие от европейских прекрасных дам, былинные женщины — это активные действующие лица, ведущие самостоятельную линию поведения и часто переигрывающие богатырей-мужчин. Правда, в былинах нет мотива беззаветного служения Прекрасной Даме, который так восхищает нас в рыцарской литературе. По части нежных чувств Добрыня уступает Тристану, хотя его прощание с женой описано очень трогательно. Но нужно помнить, что романтическая любовная история стала занимать в рыцарском эпосе такое важное место, лишь когда он уже перестал быть собственно эпосом, а превратился в литературное произведение. А как быть с заветной целью? Кроме мотивов любви и чести европейский рыцарский эпос строится на некоей общей идее, ради достижения которой раскручиваются все события. Есть ли в наших былинах богатырская заветная цель того же масштаба, что артуровская Чаша Святого Грааля? В советские времена былины подавались под соусом защиты Родины. Эта интерпретация всегда вызывала у публики сомнение и ироничное отношение и, как оказалось, не зря. В исходных текстах былин тема защиты Родины звучит всего несколько раз — и то, в основном, когда богатыри отказываются защищать Киев, поссорившись с князем Владимиром. При этом, иногда Добрыня с Ильей отправляются в откровенно захватнические походы — «собирать дани-выходы и прибавлять земельки святорусской». Основным же мотивом битв богатырей с врагами служит разумное соображение, что «не честь-хвала молодецкая проехать мимо силы великой». Причин такого положения вещей может быть две. Во-первых, первые былинные сюжеты формировались, начиная с X века, когда люди еще не чувствовали себя объединенными в одну нацию. У каждого была «малая родина» ¾ свой город и княжество. Слово «русь» обозначало тогда команду воинов-гребцов в варяжской дружине, а вовсе не страну. Страны еще не было, так что Илье Муромцу еще нечего было защищать. Во-вторых, те конкретные тексты, которые дошли до нас, оформились в XV-XVII веке, когда нация сформировалась, но отношение народа к центральной власти и олицетворяемой ею «большой Родине» было весьма двусмысленным. Впрочем, таким оно, кажется, и осталось. Итак, советская интерпретация былин не выдерживает критики, и с заветной целью в былинах, действительно, возникает заминка. Создается впечатление, что былины, вправду, представляют собой пестрое собрание бытовых и героических историй, сложившееся без особого смысла и намерения. Тогда, казалось бы, понятно, почему до сих пор к ним не проявляет интереса никто, кроме ученых-фольклористов. Но ведь таковы все устные народные предания! Все устные мифы и легенды на первый взгляд выглядят как собрание разрозненных историй, которые обретают единство только в воображении рассказчика и слушателя. Только когда устные предания записываются на бумагу и становятся литературным произведением, это единство оформляется в определенный сквозной сюжет и определенную общую мысль. А наши былины просто еще не дожили до этого этапа. Почему же былины еще не стали литературным произведением? По-видимому, тут две причины. Во-первых, уникальность материала. Ни один цивилизованный народ не сохранил до наших дней свой героический эпос в виде живого устного предания. Европейские рыцарские сюжеты были записаны много веков назад, и с тех пор живут уже как книжная литература. Отсутствие положительного примера и боязнь испортить уникальный материал, по-видимому, и были причиной консервации былин в девятнадцатом веке и в начале двадцатого. Во-вторых, идеология. С приходом Советской власти идеология вскочила на богатырского коня, удалые добры молодцы были объявлены защитниками Отечества, и весь богатырский эпос стал выполнять роль памятника русской боевой славе. Так что разговоры о каких-то других достоинствах былин стали по меньшей мере неуместны. А тем временем в пятидесятых годах ХХ века в далеких северных деревнях умерли последние сказители, помнившие и певшие былины в их первоначальной форме. Но тексты остались. С середины девятнадцатого века накопились сотни записей былин, которые неоднократно издавались в самых разных комбинациях. Почему же эти тексты до сих пор не известны широкой публике? Причин несколько. Во-первых, язык. Былины не рассказывали, а пели. Это были песни, которые пелись на довольно простой мотив, похожий на сохранившиеся до наших дней казачьи песни. Добросовестные собиратели былин записывали тексты вместе со всеми междометиями и повторениями, которые певцы использовали для сохранения ритма и мелодии. При чтении с листа эти междометия и повторения лишь мешают понимать суть. Устаревшие слова, встречающиеся в текстах, также не добавляют ясности. Во-вторых, варианты. Всего известно около пятидесяти сюжетов киевского цикла, но многие сказители пели их по-разному, так что число вариантов былин доходит до нескольких сотен. Некоторые события в устах разных сказителей происходят с разными персонажами, например, жену Михайлы Потыка в одних вариантах уводит сарацинский царь, в других — политовский. С некоторыми героями происходят взаимоисключающие события, например, Алеша Попович убивает Тугарина Змеевича дважды при разных обстоятельствах. В такой путанице без специальной подготовки не разобраться. В третьих, отсутствие общей сюжетной линии. Непонятно, в какой последовательности происходят с богатырями те или иные события. Без хронологического упорядочения былины невозможно читать как единое произведение. В-четвертых, отсутствие общей идеи цикла — той самой заветной цели, о которой было сказано выше. В-пятых, разумеется, известное соображение, что «нет пророка в своем Отечестве». Мол, куда уж нам, валенкам, со своими героями да в калашный ряд… Итак, прежде чем браться за литературное переложение былин, мне предстояло решить три основные задачи: что делать с языком, что делать с вариантами, и где взять заветную цель. Что делать с языком? Я пересказал все былины своими словами, но близко к тексту. Получился прозаический текст, однако если вы станете читать его вслух, то обнаружите, что он ритмичен, и его можно читать нараспев. Так что получилась ритмизированная проза. В некоторых поздних текстах изменения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.119.28 (0.017 с.) |