Этические нормы поведения ученика и учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические нормы поведения ученика и учителя.



Технические правила обучения.

Этические нормы поведения ученика и учителя делятся на два вида: общие и частные.


Адаб آدَابٌ

Учителя и ученика в усул-хадис

Адаб
       
Этические нормы поведения Технические правила обучения
       
Общие для учителя и ученика Частные    
         
  для учителя для ученика    
         

 

آدَابُ َطاَلِبِ الْحَدِيثِ

А. Адаб (нормы поведения) изучающего хадисы

1. Правильное намерение (ният). اَلاِْخْلاَصُ

Единственно правильным намерением в изучении хадисов является стремление изучить хадисы ради Аллаха, Субханаху ва Та'аля, для последующей передачи их людям.

Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: "Аллах, Субханаху ва Та'аля, осветит лица тех, кто изучает мои хадисы и учит им других".

Изучающий хадисы должен читать дуа и, Инша Аллах, Аллах, Субханаху ва Та'аля, даст ему высокую просвещенность и прекрасную нравственность, без которых невозможно постигнуть в совершенстве Сунну Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям.

 

Обучение у образованного и высоконравственного учителя.

Ученик должен активно и настойчиво искать знания, и для достижения этой цели его обязанностью является поиск учителя с большими знаниями и высоким таква (богобоязненностью).

 

Практическое использование изученных хадисов.

Вэкий бин Альджарах - учитель Имама Шафии сказал: "Если кто хочет изучать хадисы - пусть поступает так, как сказано в хадисах".

Сахабы Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, выучивали не более десяти аятов из Священного Кур¢ана, которые передавал Пророку ангел Джабраиль, алейхи салям, и не приступали к изучению последующих аятов до тех пор, пока не приучали себя неукоснительно выполнять то, что требовалось в ранее выученных аятах.

Один из алимов учил своих учеников: "Также как вы выплачиваете закят от своего имущества - одну сороковую его часть, также если вы знаете двести хадисов - то обязаны выполнять требования хотя бы пяти из них".

 

Уважение к своему учителю.

Уважительное отношение к учителю не должно заменяться чрезмерным почитанием, которое впоследствии может перерасти в стеснение.

Алим Муджахид сказал: "Кто возгордился, упрям или излишне застенчив - тот не может изучать хадисы, как в прочем, и все науки".

Взаимопомощь между учениками.

Анас бин Малик, радыаллаху 'анху, сказал: "Кто помогает другим учить хадисы, тот получает баракят".

Последовательность изучения.

Основой получения прочных и всесторонних знаний является обучение "от простого - к сложному", "по единой школе и единой методике".

 

Изучение “усул-хадис”- усулият.

Иной человек может знать наизусть много хадисов, но если он не знает основ предмета “Усулият” - эти знания не принесут ему существенной пользы.


آدَابُ الْمُحَدِّثُُ

Б. Адаб (нормы поведения) учителя

Правильное намерение (ният) и красивый ахляк.

Намерение (ният) всегда и во всем должно быть только ради Аллаха, Субханаху ва Та'аля.

*Ахляк - это норма поведения людей, животных, птиц и неживых творений (горы, леса, травы и т.д.).

2. Высокий уровень подготовки учителя.

Имеет место мнение, что возраст учителя не может быть меньше тридцати трех лет.

Учитель должен знать не только хадисы, но иметь разносторонние знания по другим наукам и искусству. Учитель должен представлять своё место и знать о роли своих знаний в жизни собственной, жизни своего джамаата и всей страны.

 

Уважение к другим учителям.

Учитель должен уважать других учителей, имеющих более высокий уровень знаний. Он обязан сообщить о них своим ученикам. Уровень подготовленности человека определяется не возрастом, а его знаниями.

 

Ограничение по возрасту.

Если учитель из-за своего возраста (прожив более восьмидесяти лет) начинает противоречить самому себе или путаться в словах, ему нужно прекратить передачу знаний ученикам.

 

Искусство оратора.

Учитель должен уметь заинтересовать меджлис (аудиторию) содержанием хадиса, преподавать с достоинством, в красивой форме.

 

II.Способы передачи хадисов.

 

1. Самаа'у лафзи шейх. سَمَاعُ لَفْظِ الشَّيْخِ

Учитель читает по памяти или с листа, ученики слушают. Ученики могут: а) записывать в ходе рассказа; б) записывать под диктовку (способ - имля). При этом одновременно могут присутствовать один или несколько слушающих.

2. Кыра'ат. اَلْقِرَاءَةُ

Ученик рассказывает по памяти или с листа, под контролем учителя. Все остальные слушают и запоминают.

 

3. Аль-иджааза. ُ اَلاِْجَازَة

Учитель передает право учить своему ученику, т.е. дипломирует ученика:

а) лично передает от себя одному конкретному ученику право учить хадисам по определенной теме или только одному-двум хадисам;

б) лично передает от себя одному конкретному ученику право учить всем хадисам, которые он знает;

в) учитель разрешает всем мусульманам учить все хадисы по всем темам.

Пункт в) относится к современности, пункты а) и б) в основном практиковались в прежние времена, когда не было достаточно книг.

4. Аль-мунавала اَلْمُنَاوَلَةُ

Учитель передает ученику свои книги или записи для того, чтобы тот учил по ним других учеников. Передача происходит лично от учителя к ученикуحَدَّثَنَا فُلاَنٌ مُنَاوَلَةًُُُ

 

5. Аль-китаба.اَلْكِتَابَةُ

Сам учитель или один из его учеников (по заданию учителя) пишет на бумаге текст хадиса и отправляет обучающемуся.

 

6. И'лам. اِعْلاَمُ الشَّيْخِ

Учитель говорит: “Вот мой ривайят!”, но при этом не указывает, разрешает ли он передавать дальше хадис или не разрешает.

Некоторые алимы говорят, что если не было разрешения на передачу хадиса, то на него нельзя ссылаться и нельзя передавать другим ученикам.

В то же время часть алимов придерживаются другого мнения о том, что такие хадисы можно передавать и учить их.

7. Аль-васыййа. اَلْوَصِيَّةُ

Учитель, покидая ученика (перед смертью или убывая в путешествие), передает ему свои книги или записи, но не говорит ему - передавать ли эти хадисы дальше (учить им) или нет.

Мнение алимов об этих хадисах двоякое: одни разрешают ривайят, другие - нет.

 

8. Аль-виджада. اَلْوِجَادَةُ

Человек сам без учителя нашел хадис (например: в записях своих предков, которые были при жизни учителями хадисов; или случайно нашел на дороге).

Но при таком ривайяте необходимо указывать:

“Этот хадис я нашел в такой-то книге такого-то автора”

وَجَدْتُ بِخَطِّ فُلاَنٍ

Такой способ часто встречается в книге Ахмада бин Ханбала “Муснад”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.012 с.)