Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка хадиса в зависимости от состояния сэнэдСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хадисы, в зависимости от их общего состояния и здоровья сэнэд, подразделяются на три группы: сахих, хасан и да'иф.
Виды хадисов в зависимости от их здоровья и состояния сэнэд
1. Сахих-хадис اَلْحَدِيثُ الصَّحِحُ. В случае если у равий хорошие адалят и забт. اَلْحَدِيثُ الصَّحِيِحُ:هُوَ ا لْحَدِيثُ الَّذِي اِتَّصَلَ سَنَدُْْْهُ بِنَقْلِ الْعَدْلِ الضَّابِطِ عَنِ الْعَدْلِ الضَّابِطِ اِلَي مُنْتَهَاهُ وَلاَ يَكُونُ شَاذًّا وَلاَ مُعَلَّلاً.
Исходя из вышеприведенного описания, сахих-хадис должен соответствовать следующим признакам: а) в его сэнэд нет разрыва; б) у всех равий был хороший адалят и забт; в) хадис не является “шааз”, т.е. передавший его равий надежен и не противоречит другим известным равий; г) хадис не должен иметь “болезни” - иллят. Если есть “болезнь”, то этот хадис - муалляль. Внешне этот хадис кажется "здоровым", но при его изучении учеными-хадисоведами выявляются ошибки в мэтн. При несоответствии хадиса хотя бы одному из обязательных вышеперечисленных условий – хадис не может являться сахих.
Существует 2 вида сахих-хадисов: а) Сахих- лизатихи اَلصَّحِيحُ لِذَاتِهِ - в нем нет никаких недостатков, он соответствует всем качествам сахих-хадиса. (حَدَّثَنَا قُتَيَبةُ بِنْ سَعِيدِ حَدَّثَنَا جَرِيرُ عَنْ عُمَارَةُ بْنُ الْقَعْقَاعِ عَنْ اَبِي زُرْعَةَ عَنْ اَبِي هُرَيْرَيةَ قَالَ: جَاءَ رَجُلٌ اِلَي النَّبِيِّ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ مَنْ أَحَقَّ النَّاسِ بِحُسْنِ صَحَابَتِي؟ قَالَ: اُمُّكَ قَالَ ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: اُمُّكَ قَالَ ثُمَّ مِنْ؟ قَالَ: اُمُّكَ قَالَ ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ ثُمَّ اَبُوكَ).
Пример. Передал Абу Хурейра, что один человек спросил у Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям: "Кому мне служить?". Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, ответил: "Матери!". Человек переспросил: "Еще кому?". Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, снова ответил: "Матери!". Человек снова спросил: "Еще кому?". Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям ответил: "Матери!". Человек: "Еще кому?". Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям добавил: "Отцу!". Те равий, которые передали этот хадис, обладают качествами адалят и забт. Кутэйба бин Саид является учителем Бухари и Муслима. Джарир бин Абдильхамид, Омар бин Ка’ка и Абу Зур’а, являются сика. Поэтому данный хадис является сахих-лизатихи. б) сахих-лигайрихи َالصَّحِيحُ لِغَيْرِهِ -он соответствует всем признакам сахих-хадиса, но в то же время некоторые из этих признаков слабые. Однако данный хадис подтверждается другим ривайятом. (لَوْلاَ اَنْ أَشُقَّ عَلَي اُمَّتِي َلأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ صَلاَةٍ).
Пример. Передал Абу Хурейра: "Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: "Если бы моей умме не было трудно, то я бы приказал ей перед каждым намазом чистить зубы сиваком". Здесь при проверке его сэнэд обнаруживается, что один из равий - Мухаммед бин Амр обладал слабой памятью.
Решение по сахих-хадисам Хадисоведы сказали, что сахих-хадис является далиль и придерживаться его – ваджиб, несмотря на количество равий, которые его передали. Часть ученых придерживаются мнения, что сахих-хадисы составляют основу веры. В то же время большая часть ученых считают, что основой веры являются только Кур’ан Карим и мутаватир-хадисы. Ибн Хазм и некоторые ученые сказали, что сахих-хадисы тоже являются основой веры. Несмотря на то, что они и являются "сика", они тоже могут ошибаться в своём решении.
Степени сахих-хадисов 1) Хадисы, переданные в книгах Бухари и Муслима, называются муттафакун алейх. مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ 2) Хадисы, переданные только Бухари. 3) Хадисы, переданные только Муслимом. 4) Хадисы, не вошедшие в книги Бухари и Муслима, но, в то же время, соответствующие их условиям. 5) Хадисы, соответствующие условиям только Бухари. 6) Хадисы, соответствующие условиям только Муслима. 7) Ученые по хадисам, кроме Бухари и Муслима, признали их соответствующими условиям сахих-хадисов.
Исходя из этого ясно, что, с одной стороны, сахих-хадисы, включенные в "Сахихайн", как в лучшие сборники хадисов, в определенной мере более ценны. С другой стороны, это не умаляет ценности сахих-хадисов, включенных в другие сборники, так как критерием оценки является надежность ривайята. Ибн Дакик-Иль-׳ыйд в своей книге «Аль-иктирах» представил по сорок сахих-хадисов из каждой семи вышеназванных степеней.
Сборники сахих-хадисов.
Первой книгой, в которой собраны сахих-хадисы, является “Сахих-Бухари“, написанная Бухари (умер в 256/870 году). Другим известным источником сахих-хадисов является произведение Муслима (умер в 261/875 году), который называется “Сахих-Муслим“. Эти две книги несут название “Сахихан“. Также к известным сборникам источниками сахих-хадисов относятся “Муватта“, написанная ранее Имамом Малики (умер в 179/795 году), и более поздние “Сахих“ Ибн Хуземы (умер в 311/923 году) и “Сахих“ Ибн Хыббана (умер в 354/965 году).
2. Хасан-хадис. اَلْحَدِيثُ الْحَسَنُ
اَلْحَدِيثُ الْحَسَن ُ: هُوَ الْحَدِيثُ الَّذِي اِتَّصَلَ سَندُهُ بِنَقْلٍ عَدْلٍ خَفَّ ضَبْطُهُ غَيْرَ شَاذٍّ وَلاَ مُعَلَّلٍ
При исследовании качеств равий, передававших хасан-хадисы, видно, что в забт каждого из них имеются некоторые недостатки. Однако в переданных ими хадисах нет шазз и муэалляль.
Хасан-хадисы, также как и сахих-хадисы, подразделяются на два вида: лизатихи и лигайрихи. а) Хасан-лизатихи اَلْحَسَنُ لِذَاتِهِ -типичный хасан. Если существуют два и более хасан-лизатихи, похожие по тексту и смыслу, то их уровень находится примерно наравне с хадисом сахих-лигайрихи. б) Хасан-лигайрихи اَلْحَسَنُ لِغَيْرِهِ определяется по тому, что в сэнэд есть один равий с неизвестными качествами и происхождением, поэтому нет возможности оценить его качества. В таком случае хадис считается слабым. При условии, что существуют подобные по тексту и смыслу хадисы, этот хадис считается хасан-лигайрихи.
Хадисы хасан-лигайрихи очень близки к слабым, они усиливаются только при наличии похожих по смыслу риваийятов. Хадисы хасан-лигайрихи поодиночке не используются, применяются только в совокупности с сильными хадисами. Тирмизи, часто использовавший слово "хасан", дает следующее объяснение термина "хасан-хадис":
(كل حديث يروي لا يكون في اسناده من يتهم بالكذب ولا يكون الحديث شاذا ويروي من غير وجه نحو ذاك فهو عندنا حديث حسن). Что означает: "В сэнэд данного хадиса нет равий, про которого кто-либо сказал, что он лжец; хадис не является "шазз"; существуют хадисы, подтверждающие его". Подобным же образом Тирмизи объясняет термин "хасан-лигайрихи".
Пример хадиса хасан-лизатихи:
(قال أحمد: ثنا يحيي بن سعيد عن بهذ بن حكيم ثني أبي عن جدي قال: قلت: يا رسول الله من أبر؟ قال: امك قال قلت: ثم من؟ قال: ثم امك قال قلت: ثم من؟ قال امك ثم اباك ثم الأقرب فالأقرب).
Ахмад бин Ханбаль сказал: "Нам Яхъя бин Са'ид передал от Бехз бин Хакима, который сказал: "Мне отец передал от моего деда, который сказал: "О, Пророк! Кто больше всего заслуживает моего доброго отношения? " Пророк саллаллаху алейхи уа саллям сказал: "Мать! " Дед далее спросил: "Кто после нее? " Пророк саллаллаху алейхи уа саллям ответил: "Мать! " Дед повторно спросил: "Кто еще после нее? " Пророк саллаллаху алейхи уа саллям снова ответил: "Мать, после нее отец, затем остальные родственники в зависимости от степени родства!"[47][47]
Сэнэд данного хадиса не имеет разрывов, он не является "шазз", смысл данного хадиса не вызывает разногласий среди равий. Ахмад бин Ханбаль и его учитель Яхъя бин Са'ид – два признанных имама. Яхъя бин Са'ид, Насаи и некоторые другие хадисоведы считают Бехз бин Хакима надежным передатчиком. В то же время ученым известны некоторые передачи от Бехз бин Хакима, которые не достаточно ясны. Известно также, что Шуба бин Хаджадж в свое время оценивал качества этого равий и выяснил, что его забт слабый. Поэт 1 ому, согласно решению ученых, данный хадис признан хасан-лизатихи.
Пример хадиса хасан-лигайрихи:
(قال الترمذي: حدثنا علي بن حجر حدثنا حفص بن غياث عن حجاج عن عطية عن ابن عمر قال: صليت مع النبي صلي الله عليه وسلم الظهر في السفر ركعتين وبعدها ركعتين).
Абу Иса (Тирмизи) сказал: "Это хадис – хасан; его передали Ибн Аби Лейла и Атийиа-Нафи от Ибн Омара". (قال الترمذي: حدثنا محمد بن عبيد المحاربي حدثنا علي بن هاشم عن ابن ابي ليلي عن عطية ونافع عن ابن عمر قال: صليت مع النبي صلي الله عليه وسلم في الحضر والسفر: فصليت معه في الحضر الظهر أربعا وبعدها ركعتين وصليت معه في السفر الظهر ركعتين وبعدها ركعتين)
Абу Иса (Тирмизи) сказал, что этот хадис – хасан. Предыдущий и приведенный хадис подтверждают друг друга. Поэтому про оба этих хадиса Тирмизи сказал, что они – хасан. Несмотря на то, что передавший последний хадис Ибн Аби Лейла – известный факих, при оценке его забт были выявлены некоторые недостатки. Исходя из этого, данный хадис признан как хасан-лигайрихи.
Хукум (решение, заключение ученых) по хасан-хадисам: Все ученые по фикху утверждают что хасан-хадис - это далиль, и ими необходимо руководствоваться при совершении поступков. Хадисы хасан-лигайрихи также являются хадисами макбуль, т.е. принимаются, если есть несколько подобных хадисов, и отстутствуют хадисы, противоречащие им по смыслу. 3. Да'иф-хадис اَلْحَدِيثُ الْضَّعِيفُ Эта категория хадисов, которые не отвечают одному или нескольким требованиям, предъявляемым к сахих и хасан хадисам. Даиф-хадисы, в зависимости от их степени несоответствия вышеуказанным требованиям к хадисам, в свою очередь, тоже подразделяются на различные категории. (اَلْحَدِيثُ الضَّعِيفُ هُوَ مَا فَقَدَ شَرْطاً مِنْ شُرُوطِ الْحَديِثِ الْمَقْبُولِ)
По различным мнениям ученых выделеляется до 49 до 510 категорий даиф-хадисов. В данной книге предлагается рассмотреть чаще всего встречающиеся 15 категорий даиф-хадисов, таких как: Мурсяль, Мункаты'у, Му'даль, Му'алляк, Мудалляс, Маудуу', Матрук, Мункэр, Му'алляль, Мудрэдж, Маклуб, Мудтариб, Шэзз, Мусаххаф и Мухарраф.
Существуют две группы причин слабости хадисов: 1. В сэнэд имеется разрыв среди равий, передавших хадис, по временным промежуткам. 2. Сэнэд хадиса непрерывный, но в отношении одного из равий необходимо проводить джарх.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.250 (0.008 с.) |