Немецкая классическая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия



 

2.4.1. Впервые в науке и философии Иммануил Кант (1724-1804) поставил вопрос:

а) о возможностях познавательных способностей субъекта;

б) о социальном прогрессе, о наилучшем общественном устройстве;

в) о разработке универсального метода познания естественных наук, которым смогли бы руководствоваться учёные всех отраслей знания;

г) о сложности объекта познания философии.

 

2.4.2. По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.

 

2.4.3. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

б) человек – это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.

 

2.4.4. И.Г. Фихте (1762-1814) попытался вывести всё разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала:

а) Мирового Духа;

б) Абсолютного Духа;

в) Бога, ежесекундно творящего мир посредством собственной воли;

г) некоего абсолютного субъекта, наделённого бесконечной активной деятельностью, который творит мир.

 

2.4.5. В учении Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) природа, общество, человек, Вселенная порождены:

а) косной материей;

б) сверхчеловеком;

в) Абсолютной Идеей;

г) Богом.

 

2.4.6. Последний представитель немецкой классической философии, философ-материалист, Людвиг Фейербах (1804-1872), в центр своего учения поставил:

а) человека, как природное, психофизическое существо;

б) утопический проект замкнутого «торгового государства»;

в) объективно существующую, но неведомую, непознаваемую основу всех чувственно воспринимаемых и мыслимых предметов;

г) науку о науке – «наукоучение».

 

Марксистская философия

2.5.1. Основатели марксизма – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления:

а) неогегельянства;

б) трансцендентализма;

в) диалектического материализма;

г) антропологического идеализма.

 

2.5.2. Часть философского учения Маркса и Энгельса, посвящённая развитию общества (социальная философия), получила название:

а) младогегельянства;

б) иррационализма;

в) диалектического идеализма;

г) исторического материализма.

 

2.5.3. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействия бога и природы.

 

2.5.4. Законы «единства и борьбы противоположностей», «перехода количественных изменений в качественные», «отрицания отрицания» относятся к законам:

а) мирового исторического процесса;

б) антропологического идеализма;

в) материалистической диалектики;

г) иррационализма.

 

2.5.5. В основе марксистского учения о базисе и надстройке лежит положение:

а) не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание;

б) только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости;

в) не бытие людей определяет их сознание, а, напротив, их общественное сознание определяет их бытие;

г) климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества.

 

2.5.6. По Марксу, человек есть:

а) совокупность всех общественных отношений, которая меняется от эпохи к эпохе;

б) многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов;

в) образ и подобие Бога;

г) варианты а, б, в верны.

 

2.5.7. Мышление стало рассматриваться в марксизме не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической, общественно-трудовой деятельности, т.е.:

а) миросозерцания;

б) всеединства;

в) диалектики духа;

г) практики.

 

Философские альтернативы новейшего времени.

Современная западная неклассическая (постклассическая) философия

 

2.6.1. Одним из основных принципов познания сторонники позитивизма считают:

а) интенциональность;

б) инструментализм;

в) верификацию;

г) интерпретацию;

 

2.6.2. Согласно учению О. Конта развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:

а) мифологическую – философскую – позитивную;

б) теологическую – метафизическую – позитивную;

в) религиозную – натуралистическую – позитивную;

г) философскую – позитивную – религиозную.

 

2.6.3. С точки зрения представителей эмпириокритицизма задача философии состоит в:

а) обобщении достижений естественных наук;

б) выработке ответов на «вечные» вопросы человечества;

в) «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений;

г) создании целостной картины мира.

 

2.6.4. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):

а) истина – то, что доказано;

б) истина – то, что полезно;

в) истина – то, что привычно;

г) истина – то, что непостижимо.

 

2.6.5. Какое философское течение рассматривает человека как существо, «заброшенное в мир», жизнь которого трагична, проблематична, временна и абсурдна?

а) экзистенциализм;

б) позитивизм;

в) неотомизм;

г) прагматизм.

 

2.6.6. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, – это:

а) исследование философских письменных памятников;

б) современная интерпретация древних идей;

в) толкование и осмысление текста;

г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

 

2.6.7. Согласно психоаналитическому учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

а) мышлением;

б) бессознательным;

в) разумом;

г) рассудком.

 

2.6.8. Какой принцип философии Фомы Аквинского лежит в основе современного неотомизма?

а) принцип социального прогресса;

б) принцип агностицизма – непознаваемости мира;

в) принцип свободы человеческой личности;

г) принцип гармонии между верой и разумом.

 

Русская философия

 

2.7.1. Первым русским философом считается:

а) игумен Троице-Сергиевского монастыря Сергий Радонежский (1321-1392), благословивший московского князя Дмитрия Донского на Куликово сражение с татарами;

б) Андрей Рублев (1360-1430), иконы которого предстают перед нами как «философия в красках»;

в) киевский митрополит Илларион (XI в.), создавший проповедь-молитву «Слово о законе и благодати»;

г) Григорий Сковорода (1722-1794), критиковавший официальную религию за её догматизм и схоластику.

 

2.7.2. … создал патриотическую идеологическую систему, которая утверждала принципы соборного единения народа, морально-этические нормы и ценности русского человека, национального миросозерцания, идеал Отечества («Святая Русь»)

а) Григорий Сковорода;

б) Андрей Рублев;

в) Сергий Радонежский;

г) Владимир I Святой.

 

2.7.3. Религиозно-философское обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром – Москвой (идеи «Москва – Третий Рим») содержится:

а) в сочинении Иосифа Волоцкого «Просветитель или Обличение ереси жидовствующих»;

б) в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея;

в) в «Соборном Уложении» Ивана III;

г) в сочинениях афонского учёного монаха Максима Грека, прибывшего на Русь для участия в переводах и сверке богослужебных книг.

 

2.7.4. Идеи исихазма (религиозно-этического учения о превосходстве духовных начал над материальными) высказывались в XVI веке:

а) представителем нестяжателей – Нилом Сорским;

б) представителем иосифлян – Иосифом Волоцким;

в) представителем Избранной Рады – Андреем Курбским;

г) представителем «ближнего круга» Ивана IV – монахом Сильвестром.

 

2.7.5. Заложив основу русской философской антропологии (трактат «О человеке, его смерти и бессмертии»), … попытался применить материалистическую методологию к анализу явлений психики и духовности, но пришел к идеям, схожим с идеями Платона (о вечности души и переходе ее от одного тела к другому)

а) М.В.Ломоносов (1711-1765);

б) А.С. Хомяков (1804-1860);

в) К.С. Аксаков (1817-1860);

г) А.Н. Радищев (1749-1802).

 

2.7.6. Этапы становления русского материализма связаны с именами:

а) Максима Грека и Филофея;

б) М.В.Ломоносова и А.Н. Радищева;

в) А.С. Хомякова и К.С. Аксакова;

г) Нила Сорского и П.Я. Чаадаева.

 

2.7.7. … поставил вопрос о «русском пути»: или для России не осталось иного пути, кроме западноевропейского, или она пойдет самобытным путем, отвечая на «важнейшие вопросы, какие занимают человечество».

а) Т.Н. Грановский;

б) К.Д. Кавелин;

в) И.П. Кулибин;

г) П.Я. Чаадаев.

 

2.7.8. … поставили своей задачей создание самобытной национальной философии, полагая, что Россия – это особый тип цивилизации и культуры, отличный от западноевропейского.

а) Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин);

б) Нестяжатели (Н. Сорский, С. Радонежский, М. Грек);

в) Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков);

г) Народники (П. Лавров, П. Ткачёв, М. Бакунин).

 

2.7.9. В религиозно-философском учении А.С. Хомякова … – свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, своего рода «неформальный церковный коллективизм», общинность, противопоставленные жёстким иерархическим порядкам официальной церкви.

а) соборность;

б) общественное сознание;

в) индульгенция;

г) коммуна.

 

2.7.10. Основоположник теории «русского социализма» – А.И. Герцен (1812-1870) – критиковал … за то, что судьбу конкретной личности тот принес в жертву абсолютной идее (западная цивилизация богата внешними формами, но бедна человеческим содержанием – вот почему влияние европейской цивилизации опасно для всех народов).

а) материализм Маркса;

б) идеализм Гегеля;

в) агностицизм Беркли;

г) скептицизм Юма.

 

2.7.11. Суть теории «русского социализма», по Герцену, составляет соединение … и «русского быта», надежда на исторические особенности молодой русской нации, а также на социалистические элементы сельской общины и рабочей артели.

а) русского православия;

б) западной науки;

в) идеологии народничества;

г) идеи «Москва – Третий Рим».

 

2.7.12. В главном философском произведении Н.Г. Чернышевского – «Антропологический принцип в философии» (1860) обосновывается положение о:

а) неизменности сущего, пребывающего во всех своих изменчивых формах;

б) множественности миров, бесконечности мира в пространстве и времени;

в) обусловленности хода мирового развития движением абсолютной идеи;

г) материальном единстве мира и объективном характере законов природы.

 

2.7.13. Три главных направления народничества:

а) консерватизм (К.Н. Леонтьев), персонализм (Н.А. Бердяев), онтологизм (С.Л. Франк);

б) анархистское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.Л. Лавров), заговорщическое (П.Н. Ткачёв);

в) философия права (И.А. Ильин), философия культуры (Г.П. Федотов), философия истории (Н.Я. Данилевский);

г) марксистское (Г.В. Плеханов), диалектическое (А.М. Деборин), «механистическое» (И.И. Скворцов-Степанов).

 

2.7.14. Принцип единства Вселенной, всего сущего, высший принцип организации бытия в философии В.С. Соловьёва получил название:

а) триединства;

б) пантеизма;

в) космизма;

г) всеединства.

 

2.7.15. Н.А. Бердяев называет человека:

а) носителем разума;

б) «экзистенциальным центром», наделённым свободой;

в) идеальным центром «я»;

г) символическим существом.

 

2.7.16. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н. Толстого следует понимать как:

а) бездействие, подобное «недеянию» Лао-цзы;

б) сотворение добра;

в) непричинение зла другому;

г) середина между добром и злом.

 

2.7.17. Нравственным идеалом Ф.М. Достоевского была идея:

а) анархизма;

б) нигилизма;

в) национализма;

г) всечеловечности («Соборного всеединства во Христе»).

 

2.7.18. Истину П.А. Флоренский понимал как:

а) нечто очевидное, а потому не нуждающееся в доказательстве;

б) то, что приносит пользу, выгоду;

в) совокупность признанных в данный момент научным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование;

г) адекватное, подтверждённое практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

 

2.7.19. … утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков.

а) С.Н. Булгаков;

б) В.И. Вернадский;

в) К.Э. Циолковский;

г) Н.Ф. Фёдоров.

 

2.7.20. … явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства, считал космос живым и разумным, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи.

а) А.Л. Чижевский;

б) В.И. Вернадский;

в) К.Э. Циолковский;

г) Н.Ф. Фёдоров.

 

2.7.21. … развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу (сферу разума).

а) В.И. Вернадский;

б) А.Л. Чижевский;

в) К.Э. Циолковский;

г) Н.Ф. Фёдоров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.084 с.)