Этапы исторического развития философии.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы исторического развития философии.



Античность и Средневековье.

2.1.1. Основной проблемой древнегреческой философии является:

а) доказательство бытия Божия;

б) метод познания;

в) устройство космоса и место в нем человека;

г) развитие мировой цивилизации и её типов.

 

2.1.2. Материю древние греки понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. Уходя от конкретизации материального начала мира, некоторые античные философы вводили абстрактные понятия, полагая, что в основе всего:

а) вода (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен);

б) монада (Лейбниц), субстанция (Спиноза), абсолют (Шеллинг);

в) гомеомерии (Анаксагор), апейрон (Анаксимандр), атом (Демокрит);

г) варианты а и в верны.

 

2.1.3. Наиболее известным из софистов был Протагориз Абдер. Ему принадлежит знаменитая формула « … есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»:

а) универсум;

б) человек;

в) Бог;

г) природа.

 

2.1.4. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»

а) знать всё и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) другие не знают и этого.

 

2.1.5. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:

а) первоматерии;

б) эйдосов;

в) множества конкретных предметов и вещей;

г) представлений.

 

2.1.6. С точки зрения Аристотеля, платоновские идеи – это:

а) традиция рассмотрения человека как существа морально-политического;

б) связь материи и формы в их взаимодействии, которая приводит к образованию все более высокоорганизованных явлений (существ);

в) не самостоятельные сущности, а «общее», находящееся в самих вещах («чистые формы вещей»);

г) достижение общего блага, т.е. справедливости.

 

2.1.7. Философская система стоицизма построена на:

а) признании множественности факторов, определяющих развитие мира;

б) признании единства мира и существования его первоначала – безликого бога – логоса;

в) признании единства двух начал: духовного и материального, сознания и материи;

г) отрицании возможности однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир».

 

2.1.8. В эпикуреизме философия рассматривается как:

а) компетентное мнение;

б) любовь к мудрости;

в) искусство жить счастливо;

г) процесс познания мира.

 

2.1.9. Основу философии неоплатонизма составляли:

а) учение о Боге как первосущем, о природе которого невозможно никакое утвердительное суждение;

б) учение, берущее за основу принцип удовольствия (гедонизм);

в) признание мистического пути познания Бога через переживание его в человеческой душе;

г) верны варианты а и в.

 

2.1.10. В эпоху упадка античной философской мысли основные её мировоззренческие итоги были подведены в доктрине:

а) эпикуреизма;

б) стоицизма;

в) кинизма;

г) неоплатонизма.

 

2.1.11. Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы:

а) античность, возрождение, новое время;

б) апологетика, патристика, схоластика;

в) возрождение, просвещение, неклассическая философия;

г) варианты а и б верны.

 

2.1.12. Средневековая философия (III – XV вв.) синтезирует основные идеи нарождающегося христианства с философскими идеями античности. Её идейно-теоретическими корнями стали:

а) гедонизм, атомизм, этический рационализм;

б) платонизм, неоплатонизми аристотелизм;

в) пифагореизм, эпикуреизм, натурфилософия;

г) варианты а и б верны.

 

2.1.13. Существовавшая в Средние века картина мира получила название:

а) геоцентрической;

б) гелиоцентрической;

в) механической;

г) варианты б и в верны.

 

2.1.14. Согласно Аврелию Августину разумом постигается:

а) сотворенное, конечное бытие, хотя и не до конца;

б) вечное, абсолютная истина;

в) знание о божественном (нетварном) бытии;

г) как тварное (сотворённое), так и нетварное (вечное) бытие.

 

2.1.15. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

 

2.1.16. Учение Фомы Аквинского(1221-1274) и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

 

2.1.17. Реализм(в пер. с лат. – вещественный), представителями которого были Августин, Ансельм Кентерберийский, видит существование общего (общих понятий, универсалий, напр., Бога) вне и до вещей. Это означает, что:

а) существует лишь общее, которое носит идеальный характер, реальные вещи – только проявление общего как идеального;

б) реально существуют только единичные, конкретно-чувственные вещи;

в) общее вне вещей реально не существует, оно существует в самих вещахи выделяется нашим умом;

г) общее неотделимо от единичных вещей, оно существует в них, и только абстрагирующее мышление человека рассматривает общее вне единичного.

 

2.1.18. Крайности номинализма и реализма преодолел … , выдвинувший концепцию умеренного реализма.

а) Августин Блаженный;

б) Фома Аквинский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Климент Александрийский.

 

Возрождение и Новое время

 

2.2.1. Возрождение античной натурфилософии происходит на основе … – учения, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах.

а) провиденциализма;

б) пантеизма;

в) монотеизма;

г) релятивизма.

 

2.2.2. Термин «гуманизм» происходит от лат. «Humanus», что означает:

а) божественный;

б) человеческий (человечный);

в) природный;

г) животный.

 

2.2.3. Пико делла Мирандола (1463-1495) в своих знаменитых 900 тезисах утверждал:

а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»;

б) мир возник из высшего бестелесного начала – «хаоса»;

в) мир создан Богом из ничего;

г) мир был создан Богом в «уме».

 

2.2.4. Согласно символике Николая Кузанского (1401-1464) мир представляет собой:

а) изолированный шар в лоне абсолюта;

б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля;

в) бесконечный шар с центром везде и нигде;

г) бесконечный шар без центра.

 

2.2.5. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

а) космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

б) бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

г) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

 

2.2.6. Николай Коперник (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, в основе которой –

а) астрономическая модель с Солнцем в качестве центра планетарной системы;

б) представление о том, что Земля является центром вселенной, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё;

в) представление о том, что Солнце является центром вселенной, а Земля стоит на трёх китах;

г) астрономическая модель, согласно которой вселенная имеет два центра – Солнце и Землю.

 

2.2.7. Защищая коперниканскую систему мира, Джордано Бруно отстаивал идею:

а) множества миров и бесконечности вселенной;

б) конечности вселенной в пространстве и во времени;

в) качественного различия между Землёй и другими планетами;

г) наличия у вселенной множества центров.

 

2.2.8. Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация, которая привела к расколу римской церкви и созданию нового типа христианского вероучения –

а) арианства;

б) католицизма;

в) православия;

г) протестантизма.

 

2.2.9. По своей социальной сущности философия Нового времени выразила интересы:

а) феодальной аристократии;

б) католического духовенства;

в) утвердившегося класса буржуазии;

г) доминиканских и францисканских монастырей.

 

2.2.10. Девизом философии Нового времени становится изречение:

а) Квинта Тертуллиана – «верую, ибо абсурдно»;

б) И.Ньютона, выразившее стремление учёных-естественников и философов выработать научную картину мира в противовес церковной – «ничего со слов»;

в) Ансельма Кентерберийского – «вера ищет разум», выразившее стремление учёных-теологов научно обосновать церковную картину мира;

г) Протагора – «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют».

 

2.2.11. Френсис Бэкон (1561 – 1636) призывает руководствоваться в познании методом:

а) анализа;

б) синтеза;

в) дедукции;

г) индукции.

 

2.2.12. Чтобы объяснить происхождение теоретического знания, французский математик и философ Рене Декарт (1596 – 1650) выдвигает:

а) концепцию предопределения, согласно которой всё в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено или волей бога, или строгой механической необходимостью;

б) концепцию априоризма, согласно которой всё, что познаёт человек, он познаёт в формах пространства и времени;

в) концепцию врождённых идей, согласно которой основные идеи человеческого ума содержатся в нём изначально, т.е. до опыта (априорно);

г) концепцию предустановленной гармонии, согласно которой причинно-следственная связь между душой и телом отсутствует, но каждое желание души и соответствующее движение тела параллельно и независимо предустановленны, предопределены богом.

 

2.2.13. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII—XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников:

а) эмпиризма и рационализма;

б) рационализма и эмпириокритицизма;

в) материализма и идеализма;

г) номинализма и реализма.

 

2.2.14. По мнению Джона Локка (1632 – 1704), душа человека – это:

а) частица мирового духа, познающая путём интуиций и откровений;

б) вместилище «врождённых идей», которые определяют направление и содержание познания;

в) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта;

г) совокупность «врождённых принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.

 

2.2.15. С точки зрения Бенедикта Спинозы (1632 – 1677):

а) бог и субстанция (природа) – это одно понятие;

б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом;

в) бог находится в природе, являясь ее творцом;

г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.

 

2.2.16. Немецкий философ, математик Г. В. Лейбниц (1646 – 1716) развивает учение о множественности субстанций (монад), лежащих в основе мира (монадология). Согласно его учению:

а) идея не может быть субстанцией, т.к. она есть чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов;

б) материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой;

в) субстанцией является движущаяся и вечно развивающаяся материя;

г) в основе мира не может существовать какой-либо неизменной, единообразной, однородной материальной субстанции.

 

2.2.17. Английский философ Джордж Беркли (1685 – 1753) обосновывал положение о том, что «быть» означает:

а) существовать независимо от нашего сознания;

б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;

в) быть воспринимаемым ощущениями;

г) существовать в человеческом представлении.

 

2.2.18. Скептицизм Дэвида Юма (1711 – 1776) заключается в том, что:

а) он признавал духовное непознаваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи – источнику «зла»;

б) действительность есть лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы, а потому вопрос о том, существует объективный мир или нет, является неразрешимым;

в) мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания;

г) в основе всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта лежит неведомая, непознаваемая, объективно существующая «вещь в себе».

 

Философия Просвещения

2.3.1. XVIII век принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители этого времени полагали, что путём образования, просвещения, воспитания можно существенно улучшить:

а) абсолютную монархию;

б) нравы и образ жизни людей, само общественное устройство;

в) феодально-аристократические устои общества;

г) устои католической церкви.

 

2.3.2. В основу представлений Гольбаха, Гельвеция, Ламетри о мире, человеке и познании легла … картина мира.

а) мифологическая;

б) механистическая;

в) религиозная;

г) варианты а и б верны.

 

2.3.3. Упрощённые представления просветителей о детерминизме в природе, о понятии закономерности, а также о сущности человеческого познания, которое сводилось к пассивному отражению внешнего мира, были вызваны тем, что:

а) они абсолютизировали роль географического фактора в развитии общества;

б) движение сводилось ими к простому механическому перемещению;

в) движение понималось ими как развитие;

г) варианты а и в верны.

 

2.3.4. Представление о «духе законов» Монтескье положило начало направлению:

а) духовного монизма;

б) географического детерминизма;

в) европейского гуманизма;

г) социального фатализма.

 

2.3.5. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство:

а) природное;

б) имущественное;

в) политическое;

г) сословное.

 

2.3.6. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей – это равенство:

а) природное;

б) имущественное;

в) политическое;

г) сословное.

 

2.3.7. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:

а) просвещённого монарха;

б) избранного президента;

в) объединённый народ;

г) парламент.

 

2.3.8. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:

а) собственную свободу;

б) неограниченное право;

в) гражданское право;

г) естественное право.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.022 с.)