Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифтерия и туберкулез. Лабораторная диагностика↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Занятие № 2.2.3 Дифтерия и туберкулез. Лабораторная диагностика ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить биологические свойства коринебактерий и патогенных микобактерий, принципы лабораторной диагностики дифтерии и туберкулеза. Классифицировать препараты для идентификации, лечения и профилактики дифтерии и туберкулеза
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. Характеристику биологических свойств возбудителей дифтерии. 2. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при дифтерии. 3. Основные клинические проявления дифтерии 4. Характеристику биологических свойств возбудителей туберкулеза. 5. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при туберкулезе 6. Основные клинические проявления туберкулеза. 7. Принципы лабораторной диагностики. 8. Препараты для идентификации, лечения и профилактики заболеваний. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: · дифференцировать возбудителей дифтерии и туберкулеза по морфологическим, тинкториальным, биохимическим и токсигенным свойствам; · интерпретировать результаты серологических реакций; · классифицировать препараты в соответствии с их назначением. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: • алгоритмом лабораторной диагностики инфекционных болезней;
• методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению коринебактерий и патогенных микобактерий. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ БАКТЕРИОСКОПИЯ Работа № 1. Морфологические и тинкториальные свойства коринебактерий Цель: изучить морфологические и тинкториальные свойства коринебактерий. Самостоятельная работа: микроскопировать готовые препараты - мазки. Зарисовать. Сделать вывод. Corynebacterium diphtheriaе (простой способ окраски по Леффлеру) Результат:_________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________
Corynebacterium diphtheriaе (сложный способ окраски - по Нейссеру) Результат:__________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
Дифтероиды Результат:__________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БАКТЕРИОЛОГИЯ Работа № 2. Культуральные свойства возбудителей дифтерии Цель: изучитькультуральные свойства возбудителей дифтерии. Самостоятельная работа: описатьхарактер роста возбудителей дифтерии на плотной питательной среде. Сделать вывод. Среда Клауберга (элективная среда) Результат:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа № 3. Дифференциация коринебактерий Цель: научиться дифференцировать дифтерийную палочку от дифтероидов. Самостоятельная работа: на основании биохимических свойств и пробы на токсигенность, как основного признака возбудителя дифтерии дифференцировать дифтерийную палочку от дифтероидов. Сделать вывод. Проба Пизу (на цистиназу)
«к»
«о» «к» «о» «к» «о» «к» дифтерийная палочка ложнодифтерийная палочка ксерозы палочка Результат:_____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проба Закса (на уреазу) «о» «к» «о» «к» «о» «к» дифтерийная палочка ложнодифтерийная палочка ксерозы палочка Результат:_____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Ферментация углеводов глю сах крах глю сах крах дифтерийная палочка дифтерийная палочка gravis mitis глю сах крах глю сах крах
палочка ксерозы ложнодифтерийная палочка Результат:_____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Проба на токсигенность _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________
Дифференциация дифтерийной палочки от дифтероидов
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СЕРОДИАГНОСТИКА Работа № 4. Серологические исследования
Цель: оценить напряженность коллективного антитоксического иммунитетас помощью основного метода диагностики – РПГА. Самостоятельная работа: учесть готовый результат РПГА, поставленной с сывороткой больного и эритроцитарным дифтерийным антигенным диагностикумом для определения уровня антитоксического иммунитета. Записать вывод.
Направление:___________________________________________________________________ Ингредиенты:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Механизм:
Постановка: 1/10 1/20 1/40 1/80 1/160 1/320 1/640 КС КД
Результат:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа № 5. Принципиальная схема лабораторной диагностики дифтерии Цель: изучить особенности лабораторной диагностикидифтерии. Самостоятельная работа: составить схему лабораторной диагностики дифтерии.Отметить наиболее информативные методы лабораторной диагностики.
Исследуемый материал: ____________________ ____________________ ____________________
БАКТЕРИОСКОПИЯ А) Mycobacterium tuberculosis в мазке из мокроты. Окраска по Цилю-Нильсену. Результат:_________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ БАКТЕРИОЛОГИЯ СЕРОДИАГНОСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ I. Классифицировать предложенные антимикробные препараты в соответствии с их назначением (профилактические, диагностические, лечебные). 1.АД-анатоксин 2._____________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________ 6._____________________________________________________________________________
Токсин Шика 2._____________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________ 6._____________________________________________________________________________ 1.Вакцина БЦЖ 2._____________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________ 6.____________________________________________________________________________ Туберкулин 2._____________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________ 6._____________________________________________________________________________ Стрептомицин 2._____________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________ 6._____________________________________________________________________________ Канамицин 2._____________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________ 6._____________________________________________________________________________ Фтивазид 2._____________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________ 6._____________________________________________________________________________ II. Заполнить контрольные карты по нозоформам:
ДИФТЕРИЯ
Таксономия возбудителя: Семейство__________________________________________________________________ Род________________________________________________________________________ Вид________________________________________________________________________ Морфологические и тинкториальные свойства __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Культуральные и биохимические свойства ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Резистентность _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эпидемиология Источник инфекции_____________________________________________________________________ Механизм передачи______________________________________________________________________ Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Патогенез и клиника Входные ворота________________________________________________________________________ Инкубационный период_______________________________________________________________________ Основные факторы патогенности ________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Клинические симптомы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Иммунитет___________________________________________________________________ Основные направления лабораторной диагностики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Специфическая профилактика (препараты)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лечение (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________ ТУБЕРКУЛЕЗ
Таксономия возбудителя: Семейство__________________________________________________________________ Род________________________________________________________________________ Вид________________________________________________________________________ Морфологические и тинкториальные свойства _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Культуральные и биохимические свойства ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Антигенная структура ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Резистентность _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эпидемиология Источник инфекции_____________________________________________________________________ Механизм передачи______________________________________________________________________ Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Патогенез и клиника Входные ворота________________________________________________________________________ Инкубационный период_______________________________________________________________________
Основные факторы патогенности ________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Основные фазы патогенеза________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Клинические симптомы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет___________________________________________________________________ Основные направления лабораторной диагностики _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Специфическая профилактика (препараты) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лечение (препараты) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАЧИ 1. В инфекционную больницу поступила девочка 2-х лет с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз «дифтерия зева», ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования. Оцените результат бактериологического исследования. Вопросы 1. Какой материал взят на исследования? 2. Какие исследования назначить? 3. Подтвердился ли клинический диагноз «дифтерия»? Почему? 4. Правильна ли была тактика лечащего врача? Почему? 2. Всем детям начальной школы была своевременно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спустя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уровня антитоксического иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результаты РПГА при обследовании школьников. Оформить протокол исследования. Сделать вывод. (Для учета результатов исследования выделяется планшет с реакцией РПГА.) Вопросы 1. У кого из обследованных школьников напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Почему? 2. Кому из обследованных необходимо ввести специфический препарат? Какой? Почему? 3. Как объяснить причину заболевания дифтерией одной ученицы?
3. В туберкулезном диспансере при лабораторном обследовании семьи, состоящей из девочки 7 лет и трех взрослых людей (матери, отца и дяди ребенка), установлено следующее:- у девочки положительная реакция Манту, Микроскопия мокроты, посев ее и биологическая проба дали отрицательные результаты. - у матери обнаружены туберкулезные палочки только в посеве мокроты. - у отца туберкулезная палочка обнаружена при микроскопии мокроты. - у брата матери - положительная реакция Манту, результаты всех остальных исследований отрицательные.
Вопросы: 1. У кого из них лабораторно подтверждается диагноз «туберкулез»? 2. Кто из них должен быть оставлен под наблюдением врача диспансера?
4. В инфекционную больницу поступила девочка 2-х лет с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз дифтерия зева, ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования. Оцените результат бактериологического исследования. Вопросы 1.Какой материал взят на исследования? 2. Какие исследования назначить? 3.Подтвердился ли клинический диагноз дифтерии? Почему? 4.Правильна ли была тактика лечащего врача? Почему? Пример решения задачи Всем детям начальной школы была своевременно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спустя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уровня антитоксического иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результаты РПГА при обследовании школьников. Оформить протокол исследования. Сделать вывод. Для учета результатов исследования выделяется планшет с реакцией РПГА. Вопросы 1. У кого из обследованных школьников напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Почему? 2. Кому из обследованных необходимо ввести специфический препарат? Какой? Почему? 3. Как объяснить причину заболевания дифтерией одной ученицы
Решение. Студент учитывает данные ему результаты, заполняет протокол и делает выводы: 1. Напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии выявлен только у школьника А., так как по результатам РИГА в сыворотке крови обследуемого обнаружен высокий титр антитоксических антител (1/400). 2. Обследуемым детям Б. и Е., у которых не выявлен напряженный иммунитет, необходимо провести вакцинопрофилактику путем введения дифтерийного анатоксина, для того чтобы создать напряженный антитоксический иммунитет. 3. Объяснить причину заболевания одной из учениц в школе можно отсутствием у ней напряженного антитоксического иммунитета против дифтерии. Возможные причины: врожденный иммунодефицит, вторичный иммунодефицит, слабая экспрессия генов иммунного ответа, отсутствие вакцинации. Подпись преподавателя _________________________________________________________ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА Возбудитель дифтерии Культуральные свойства Наиболее характерные колонии на среде Клауберга II с добавлением теллурита калия или натрия (элективная среда для выращивания С. diphtheriae). Они вырастают в виде почти черных колоний, выделяющихся на красном фоне среды. Цвет колоний обусловлен способностью С. diphtheriae в процессе роста восстанавливать теллуристый калий до элементарного теллура. Микробы дифтерии не являются однородными по своим культурально - биохимическим свойствам и подразделяются на биовары gravis, mitis и intermedius. На среде Клауберга II через 48 часов бактерии биовара gravis вырастают в виде круглых (d 1,5- 2 мм) колоний с неровными краями, часто имеют приподнятый центр и радиальную исчерченность. Колонии серовато-черного цвета, напоминают маргаритки. Вариант mitis дает круглые выпуклые колонии черного цвета (d 1- 1,5 мм) с ровными краями. Вариант intermedius занимает промежуточное положение. Дает черные выпуклые с блестящей поверхностью колонии. Серодиагностика дифтерии Антитела к С. diphtheriae определяют в крови больных, начиная с первых дней болезни и повторно через 10-14 дней. Обязательным условием является определение специфических антител в динамике болезни в парных сыворотках. Диагностическое значение имеют результаты серологических исследований при нарастании титра антител не менее чем в 3-4 раза. Для определения уровня дифтерийного антитоксина в сыворотке человека применяют несколько реакций: РПГА РПГА - двухкомпонентная реакция, предполагающая взаимодействие диагностикума эритроцитарного дифтерийного антигенного (представляет собой эритроциты с адсорбированным на них дифтерийным анатоксином) и антитоксических противодифтерийных антител, находящихся в сыворотке крови обследуемых. При наличии в исследуемой сыворотке антитоксина образуется специфический комплекс: антитоксин + сенсибилизированные анатоксином э ритроциты. В результате формируется осадок в виде агглютината эритроцитов. В нашей странеРПГА рекомендована в качестве основного метода для определения напряженности антитоксического иммунитета к С. diphtheriae, а также для оценки вакцинального иммунитета. Оценка состоянияколлективного иммунитета требует более детальной характеристики, чем только установление процента серонегативных людей. Для этого следует давать развернутыепо каждому титру данные в РНГА т.е. с учетом степени напряженности. Отсутствие антител является безусловным показателем незащищенности; титры 1:10 и 1:20 можно считать индикатором пограничного иммунитета, не обеспечивающего безусловной защиты; однако заболевание при этом, как правило, протекает в легкой форме без летального исхода. Титры 1:80 и выше являются показателем защищенности группы. Таким образом, процентное распределение показателей титров в каждом разведении дает качественную характеристику состояния иммунитета к дифтерии в обследованной группе. Например, выявление у 50% обследованных показателей пограничного иммунитета (титры 1:10, 1:20) свидетельствует о слабой защищенности группы, в которой с годами будет увеличиваться число лиц, не защищенных от дифтерии. В настоящее время приняты следующие количественные критерии, характеризующие степень восприимчивости к дифтерии в зависимости от уровней антитоксических антител.
ИФА ИФА предназначен дляколичественного определения антибактериальных и антитоксических иммуноглобулинов М, G человека в сыворотке крови больных дифтерией, бактерионосителей издоровых людей. Принцип ИФА основан на образовании специфического комплекса антиген-антитело, выявляемого с помощью второго антитела, меченного пероксидазой хрена. При последующем добавлении субстратной смеси развивается ферментативная реакция, регистрируемая по появлениюокрашенного продукта. Интенсивность реакции учитывается с помощью иммуноферментного анализатора или визуально. 3. Определение титра антител к дифтерийному токсину в сыворотке крови человека в реакции нейтрализации (РН) на культуре клеток. Метод основан на том, что метаболическая активность и рост клеток культуры ингибируется дифтерийным токсином, который, в свою очередь, может быть нейтрализован антитоксином, содержащимся в сыворотке крови. Последовательное разведение сыворотки крови человека добавляют в лунки микропланшета, в которые затем вносят дифтерийный токсин в рабочей дозе и культуру клеток. Обнаружение по окончании инкубации (t 37оС 5-6 суток) живых клеток культуры в лунках, содержащих определенные разведения сывороток, будет указывать на соответствующий титр антител к дифтерийному токсину в тестируемых сыворотках + проба на токсигенность. Серодиагностика Для выявления специфических антител к антигенам микобактерий предложено большое количество серологических реакций: РПГА, РА, РСК. В последние годы интенсивно разрабатываются тесты на выявление антител к МБТ в крови больного в конкурентной иммуноферментной реакции с применением стандартных концентраций антигена микобактерий и моноклональных антител, конъюгированных с ферментом - пероксидазой. Разработаны диагностические тест-системы "ИФА - туберкулез", предназначенные для выявления с помощью иммуноферментного анализа антител к МБТ и позволяющие распознавать как легочные, так и внелегочные формы туберкулеза. Тест-система "ИФА-туберкулез" может быть использована как для диагностики у отдельных больных, так и при массовых обследованиях населения. Чувствительность тест-системы при различных локализациях туберкулезного процесса составляет от 68% до 100%, специфичность - 94%.
Занятие № 2.2.3 Дифтерия и туберкулез. Лабораторная диагностика ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить биологические свойства коринебактерий и патогенных микобактерий, принципы лабораторной диагностики дифтерии и туберкулеза. Классифицировать препараты для идентификации, лечения и профилактики дифтерии и туберкулеза
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. Характеристику биологических свойств возбудителей дифтерии. 2. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при дифтерии. 3. Основные клинические проявления дифтерии 4. Характеристику биологических свойств возбудителей туберкулеза. 5. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при туберкулезе 6. Основные клинические проявления туберкулеза. 7. Принципы лабораторной диагностики. 8. Препараты для идентификации, лечения и профилактики заболеваний. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: · дифференцировать возбудителей дифтерии и туберкулеза по морфологическим, тинкториальным, биохимическим и токсигенным свойствам; · интерпретировать результаты серологических реакций; · классифицировать препараты в соответствии с их назначением. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: • алгоритмом лабораторной диагностики инфекционных болезней;
• методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению коринебактерий и патогенных микобактерий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.197 (0.01 с.) |