Работа № 8. Серодиагностика туберкулеза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа № 8. Серодиагностика туберкулеза



Цель: изучить серологические методы диагностики туберкулеза.

Самостоятельная работа: учесть готовый результат ИФА, поставленного с сывороткой больного с подозрением на туберкулез. Записать вывод.

Направление:___________________________________________________________________

Ингредиенты:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Механизм:

 

 

Постановка:

титры 1/50 1/100 1/200 1/400 1/800 1/1600 КН КП

                                       
                   


1 неделя

 

                                       
                   


2 неделя

 

 

Результат:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 9. Принципиальная схема лабораторной диагно­стики туберкулеза

Цель: изучить особенности лабораторной диагностикитуберкулеза.

Самостоятельная работа: составить схему лабораторной диагностики туберкулеза.Отметить наибо­лее информативные методы лабораторной диагностики.

 

Исследуемый материал:

____________________

____________________

____________________

 
 

 


Подпись преподавателя _________________________________________________________

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

I. Классифицировать предложенные антимикробные препараты в соответствии с их назначением (профилактические, диагностические, лечебные).

1.АД-анатоксин

2._____________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________

 

Агглютинирующие дифтерийные сыворотки

2._____________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________

 

Антитоксическая противодифтерийная лошадиная сыворотка 5000 МЕ

2._____________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________

Токсин Шика

2._____________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________

1.Вакцина БЦЖ

2._____________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________

6.____________________________________________________________________________

Туберкулин

2._____________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________

Стрептомицин

2._____________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________

Канамицин

2._____________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________

Фтивазид

2._____________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________

II. Заполнить контрольные карты по нозоформам:

 

ДИФТЕРИЯ

 

Таксономия возбудителя:

Семейство__________________________________________________________________

Род________________________________________________________________________

Вид________________________________________________________________________

Морфологические и тинкториальные свойства __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культуральные и биохимические свойства ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология

Источник инфекции_____________________________________________________________________

Механизм передачи______________________________________________________________________

Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патогенез и клиника

Входные ворота________________________________________________________________________

Инкубационный период_______________________________________________________________________

Основные факторы патогенности ________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Клинические симптомы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иммунитет___________________________________________________________________

Основные направления лабораторной диагностики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лечение (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТУБЕРКУЛЕЗ

 

Таксономия возбудителя:

Семейство__________________________________________________________________

Род________________________________________________________________________

Вид________________________________________________________________________

Морфологические и тинкториальные свойства _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культуральные и биохимические свойства ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология

Источник инфекции_____________________________________________________________________

Механизм передачи______________________________________________________________________

Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патогенез и клиника

Входные ворота________________________________________________________________________

Инкубационный период_______________________________________________________________________

 

Основные факторы патогенности ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Основные фазы патогенеза________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Клинические симптомы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Иммунитет___________________________________________________________________

Основные направления лабораторной диагностики _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лечение (препараты) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАЧИ

1. В инфекционную больницу поступила девочка 2-х лет с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз «дифтерия зева», ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования.

Оцените результат бактериологического исследования.

Вопросы 1. Какой материал взят на исследования? 2. Какие исследования назначить?

3. Подтвердился ли клинический диагноз «дифтерия»? Почему? 4. Правильна ли была тактика лечащего врача? Почему?

2. Всем детям начальной школы была своевре­менно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спу­стя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уров­ня антитоксического иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результаты РПГА при обследовании школьни­ков. Оформить протокол исследования. Сделать вывод.

(Для учета результатов исследования выделяется планшет с реакцией РПГА.)

Вопросы 1. У кого из обследованных школьников напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Почему? 2. Кому из обследованных не­обходимо ввести специфический препарат? Какой? Почему? 3. Как объяснить причину заболевания дифтерией одной уче­ницы?

 

 

Обследуе-мые школьники     Метод диагнос­тики     Иссле­дуемый материал     Диагностичес­кий препарат для РПГА     Разведения сыворотки Единица измерения активно­сти анатоксина    
  1/100   1/200   1/400   К
А. Б. Е. Сероло­гичес­кий Сыво­ротка крови Дифтерий­ный эритроци-тарный диагностикум + + - + - - + - - - - - ИЕ - иммуногенная единица
                «+» - склеенные эритроциты в виде «зонтика» «-» - отсутствие гемагглюти-нации - «пуговка»    

3. В туберкулезном диспансере при лабораторном обследо­вании семьи, состоящей из девочки 7 лет и трех взрослых лю­дей (матери, отца и дяди ребенка), установлено следующее:- у девочки положительная реакция Манту, Микроскопия мокроты, посев ее и биологическая проба дали отрицательные результаты.

- у матери обнаружены туберкулезные палочки только в посеве мокроты.

- у отца туберкулезная палочка обнаружена при микроско­пии мокроты.

- у брата матери - положительная реакция Манту, резуль­таты всех остальных исследований отрицательные.

 

 

Обследуемые Реакция Манту Микроскопия мокроты Посев мокроты Биологическая проба
Ребенок + - - -
Отец - + Не проводился -
Мать - - + Не проводилась
Брат матери + - - -

Вопросы: 1. У кого из них лабораторно подтверждается ди­агноз «туберкулез»? 2. Кто из них должен быть оставлен под на­блюдением врача диспансера?

 

4. В инфекционную больницу поступила девочка 2-х лет с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз дифтерия зева, ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования.

Оцените результат бактериологического исследования.

Вопросы 1.Какой материал взят на исследования? 2. Какие исследования назначить?

3.Подтвердился ли клинический диагноз дифтерии? Почему? 4.Правильна ли была тактика лечащего врача? Почему?

Пример решения задачи

Всем детям начальной школы была своевре­менно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спу­стя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уров­ня антитоксического иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результаты РПГА при обследовании школьни­ков. Оформить протокол исследования. Сделать вывод.

Для учета результатов исследования выделяется планшет с реакцией РПГА.

Вопросы 1. У кого из обследованных школьников напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Почему? 2. Кому из обследованных не­обходимо ввести специфический препарат? Какой? Почему? 3. Как объяснить причину заболевания дифтерией одной уче­ницы

Обследуемые школьники     Метод диагнос­тики     Иссле­дуемый материал     Диагностичес­кий препарат для РПГА     Разведения сыворотки Единица измерения активно­сти анатоксина
  1/100   1/200   1/400   К
А. Б. Е. Сероло­гичес­кий Сыво­ротка крови Дифтерий­ный анатоксинный эритроци-тарный диагностикум + + - + - - + - - - - - ИЕ-имму- ногенная единица
                «+» - склеенные эритроциты в виде «зонтика» «-» - отсутствие гемагглютинации -«пуговка»    

 

Решение. Студент учитывает данные ему результаты, за­полняет протокол и делает выводы:

1. Напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии выявлен только у школьника А., так как по результатам РИГА в сыворотке крови обследуемого обнаружен высокий титр ан­титоксических антител (1/400).

2. Обследуемым детям Б. и Е., у которых не выявлен напря­женный иммунитет, необходимо провести вакцинопрофилактику путем введения дифтерийного анатоксина, для того чтобы создать напряженный антитоксический иммунитет.

3. Объяснить причину заболевания одной из учениц в школе можно отсутствием у ней напряженного антитоксиче­ского иммунитета против дифтерии. Возможные причины: врожденный иммунодефицит, вторичный иммунодефицит, слабая экспрессия генов иммунного ответа, отсутствие вакци­нации.

Подпись преподавателя _________________________________________________________

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Возбудитель дифтерии

Культуральные свойства

Наиболее характерные колонии на среде Клауберга II с добавлением теллурита калия или натрия (элективная среда для выращивания С. diphtheriae). Они вырастают в виде почти черных колоний, выделяющихся на красном фоне среды. Цвет колоний обусловлен способностью С. diphtheriae в процессе роста восстанавливать теллуристый калий до элементарного теллура.

Микробы дифтерии не являются однородными по своим культурально - биохимическим свойствам и подразделяются на биовары gravis, mitis и intermedius. На среде Клауберга II через 48 часов бактерии биовара gravis вырастают в виде круглых (d 1,5- 2 мм) колоний с неровными краями, часто имеют приподнятый центр и радиальную исчерченность. Колонии серовато-черного цвета, напоминают маргаритки. Вариант mitis дает круглые выпуклые колонии черного цвета (d 1- 1,5 мм) с ровными краями. Вариант intermedius занимает промежуточное положение. Дает черные выпуклые с блестящей поверхностью колонии.

Серодиагностика дифтерии

Антитела к С. diphtheriae определяют в крови больных, начиная с первых дней болезни и повторно через 10-14 дней. Обязательным условием является определение специфических антител в динамике болезни в парных сыворотках. Диагностическое значение имеют результаты серологических исследований при нарастании титра антител не менее чем в 3-4 раза.

Для определения уровня дифтерийного антитоксина в сыворотке человека применяют несколько реакций:

РПГА

РПГА - двухкомпонентная реакция, предполагающая взаимодействие диагностикума эритроцитарного дифтерийного антигенного (представляет собой эритроциты с адсорбированным на них дифтерийным анатоксином) и антитоксических противодифтерийных антител, находящихся в сы­воротке крови обследуемых. При наличии в исследуемой сыворотке антитоксина образуется специфический комплекс: антитоксин + сенсибилизированные анатоксином э ритроциты. В результате формируется осадок в виде агглютината эритроцитов.

В нашей странеРПГА рекомендована в качестве основного метода для определения напряженности антитоксического иммунитета к С. diphtheriae, а также для оценки вакцинального иммунитета.

Оценка состоянияколлективного иммунитета требует более детальной характеристики, чем только установление процента серонегативных людей. Для этого следует давать развернутыепо каждому титру данные в РНГА т.е. с учетом степени напряженности. Отсутствие антител является безусловным показателем незащищенности; титры 1:10 и 1:20 можно считать индикатором пограничного иммунитета, не обеспечивающего безусловной защиты; однако заболевание при этом, как правило, протекает в легкой форме без летального исхода. Титры 1:80 и выше являются показателем защищенности группы.

Таким образом, процентное распределение показателей титров в каждом разведении дает качественную характеристику состояния иммунитета к дифтерии в обследованной группе. Например, выявление у 50% обследованных показателей пограничного иммунитета (титры 1:10, 1:20) свидетельствует о слабой защищенности группы, в которой с годами будет увеличиваться число лиц, не защищенных от дифтерии.

В настоящее время приняты следующие количественные критерии, характеризующие степень восприимчивости к дифтерии в зависимости от уровней антитоксических антител.

Содержание антитокси­ческих антител Интерпретация результатов
< 0,01МЕ/мл обследуемый восприимчивк дифтерии
0,01 МЕ/мл минимальный уровень циркулирующих антител, обеспечивающий некоторуюстепень защиты
0,01-0,09 МЕ/мл уровни циркулирующих антитоксических анти­тел, обеспечивающие некоторуюстепень защиты
0,1 МЕ/мл защитный уровень циркулирующих антител
> 1,0 МЕ/мл уровень антитоксина, обеспечивающий стойкуюдлительную невосприимчивость к дифтерии

ИФА

ИФА предназначен дляколичественного определения антибактериальных и антитоксических иммуноглобулинов М, G человека в сыворотке крови больных дифтерией, бактерионосителей издоровых людей. Принцип ИФА основан на образовании специфического комплекса антиген-антитело, выявляемого с помощью второго антитела, меченного пероксидазой хрена. При последующем добавлении субстратной смеси развивается ферментативная реакция, регистрируемая по появлениюокрашенного продукта. Интенсивность реакции учитывается с помощью иммуноферментного анализатора или визуально.

3. Определение титра антител к дифтерийному токсину в сыворотке крови человека в реакции нейтрализации (РН) на культуре клеток.

Метод основан на том, что метаболическая активность и рост клеток культуры ингибируется дифтерийным токсином, который, в свою очередь, может быть нейтрализован антитоксином, содержащимся в сыворотке крови. Последовательное разведение сыворотки крови человека добавляют в лунки микропланшета, в которые затем вносят дифтерийный токсин в рабочей дозе и культуру клеток. Обнаружение по окончании инкубации (t 37оС 5-6 суток) живых клеток культуры в лунках, содержащих определенные разведения сывороток, будет указывать на соответствующий титр антител к дифтерийному токсину в тестируемых сыворотках + проба на токсигенность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.058 с.)