ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Средневековья (5 – 15 век).



Эпоха феодализма, время господства в духовной жизни общества религиозной идеологии, философия служила богословием. В Сред.века формировались такие религии, как: индуизм. Христианство, ислам. С этими религиями связано развитие как европейской, так и арабской философии Средневековья. Можно выделить 3 наиболее важных признака философии Средневековья: 1.Геоцентризм. Постановка в центре картины мира Бога, что существенно отличало средневековую философию от Античной, для которой центром мира была природа, космос.2. Идея творения. Если в античности люди были частью природы, то в Средние века как родное начало, мир рассматривался как творение Бога. Сотворение Богом из ничего.3. Идея откровения. Бога можно познать только сверхъестественным путём, а не путём логических заключений, в акте мистического озарения, через веру и откровение. Один из родоначальников философии этого периода – Аврелий Августин (354 - 430).(Августин Блаженный).Его труды оказали большое влияние на западноевропейскую философию Средневековья. Он развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой как результат божественного предопределения: 6 дней творения. 6 возрастов человеческой жизни, 6 эпох, которые описаны в Ветхом Завете. 6 возрастов: младенчество. Детство, отрочество. Юность, зрелый возраст, старость. Младенчество – до всемирного потопа, старость со времён возникновения христианства. Она будет длиться до конца существования. Ввёл идею прогресса человечества, истории. Главной задачей философии периода Средневековья было основание и истолкование религиозных догматов. Согласно христианскому догмату бог сотворил мир суточно благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение получило название креационизм. Но не все средневековые философы были согласны с таким решением вопроса о происхождении мира. Некоторые философы придерживались учения Аристотеля.Схоластика (школьная философия, пустое словотворение). Одной из главных дисциплин философии в Средневековых университетах была диалектика. Предмет диалектики – работа над понятиями. Часто проводились схоластические диспуты.Наиболее выдающийся представитель – монах доминиканского ордена, профессор Парижского университета Фома Аквинский (1225 - 1274).Он разработал доказательства бытия Бога, за что был причислен к лику святых, а его учение позднее стало официальной философией католической церкви и стало называться полизмом (холизмом?) Одна из центральных проблем его учения – проблемы взаимоотношения веры и знания. По методу достижения истин наука и религия полностью отличаются друг от друга. Философия должна служить теологии.

13. Философия Эпохи Возрождения (15 – 16 века).

Переходный период от феодализма к капитализму, который характеризуется экономической и социально – классовой незавершённостью. Религия постепенно утрачивает позиции ведущей идеологии. В Эпоху Возрождения формируется совершенно новый для европейской культуры тип человека, меняется экономика, государственность, культура. Важнейшая отличительная черта – ориентация на искусство, поэтому Возрождение называется художественно эстетической эпохой. Основа – человек (антропоцентризм). Если средневековые философы утверждали, что человек изначально греховное существо, то в Эпоху Возрождения – человек становился господином над всей природой, творцом самого себя. Ценятся: предприимчивость. Активность, всесторонность знаний и умений. В Эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Природа обожествляется – пантеизм. Философы этой эпохи в природе видели некое живое целое, пронизанное магическими силами. Подобно тому, как в человеке всем управляет душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевлённое начало. Одним из представителей был Николай Кузанский. Он открыл принцип совпадения противоположностей, максимума и минимума. Чтобы этот принцип наглядным, он обратился к математике и доказал, что бесконечная линия есть и треугольник, и шар, и круг, и точка (минимум), и бесконечная прямая (максимум) – одно и то же. Эта идея подготовила революцию Коперника в астрономии. Последователь – Джордано Бруно, который создал пантеистическое учение. Бруно опирался на Коперника. В отличие от Коперника. Который считал мир конечным, Бруно предполагал, что наша Вселенная бесконечная и вечная, в природе всё находится в связи и движении. Уничтожение одного - возникновение другого. Природа – «Бог в вещах». Признавал только истинные науки и выступал против подчинения знаний вере. Его учение было осуждено. Философию Эпохи Возрождения интересовали социальные проблемы. Над этими проблемами работали: Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Никколо Макиавелли. Он считал, что движущей силой истории выступает материальный интерес, самый могущественный интерес – частная собственность. Томас Мор и Кампанелла, напротив, в частной собственности видели корень зла. Это время называют веком гениев и веком просвещения. Философия этого периода отражала потребности нового этапа в развитии общества, этапа зарождения, развития и утверждения капиталистического способа производства. В мировоззрении этой эпохи ведущее место занимает наука. Этой философии был присущ ряд черт:

1.механицизм.В качестве модели для построения картины мира брались идеи механики (наиболее развитая отрасль знания в то время, пользовалась большой популярностью).2.Особый интерес к проблемам познания. В Новое Время философия максимально сближается с наукой. Это было связано с очень быстрым ростом значимости научных методов для культуры и социально- экономической жизни того времени. Философия стремилась удовлетворить потребности общества, связанные с разработкой методов естественно - научного познания.3. Метафизический тип мышления. Согласно данному стилю, мир? Рассматривался как совокупность тел, которые существуют не изменяясь. Считалось, что изучать предметы необходимо отдельно друг от друга 4.Философия развивалась по 2 направлениям: А. Рационализм.Рационалисты полагали, что мир может быть познан при помощи мышления - дедуктивным путём (так считали Декарт и Спиноза). Б. Эмпиризм.Представители этого направления считали, что основа познания - это не мышление, а эмпирический опыт. Так считал Ф. Бэкон. Он является родоначальником Философии Нового времени.

Представители: Френсис Бэкон (1561- 1626)Умственные способности обнаружились в раннем детстве. Поступил ранее, чем в 12 лет в университет. Главной задачей философии он считал создание науки о методе изобретения и открытий, такая наука, по его мнению, позволяет создать новое, процветающее общество. Описание этого метода в утопическом романе: «Новая Атлантида». Основная цель научных знаний: принесение пользы человечеству. Общая задача: увеличение власти человека над природой. Наука должна познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей. «Знание - сила » - Ф. Бэкон. Для того чтобы заставить природу служить человеку, необходимо изменить научные методы исследования. В Средние века пользовались в основном дедуктивным методом (подходит для изучения природы). Главным методом науки должен быть метод индукции. Одна из главных целей философской деятельности по Бэкону в том, чтобы очистить сознание людей от ряда заблуждений или «идолов». Выделял 4 вида «идолов»: пещеры, театра, площади, рода.Рене Декарт (1596- 1650).Физик, математик, французский философ. В основе философской системы Декарта лежит так называемый принцип «сомнения» Суть этого принципа в следующем: если я хочу построить новую научную систему или разработать новую философию, то я должен отрешиться от всего того, что мне преподносили в качестве готовых и неизменных истин. Я могу сомневаться в религиозных догмах, могу усомниться даже в том, что существует окружающий мир, в том, что существует моё собственное тело, однако, сомневаясь во всём, я е могу сомневаться лишь в том, что сомневаюсь, в том. Что есть мысль, я сомневающийся мыслью, я мыслю - я существую.Бенедикт Спиноза (1632 - 1677).Нидерландский философ- материалист. Считал, что существует только природа, является причиной самой себя. Природа- субстанция, т.е сущность всего, то, из чего всё состоит. Отдельные вещи. Или, как их называют модусы, погружены в субстанцию. Он был рационалистом. Делил знания на 2 вида: высшие (интеллектуальные), например интуиция, и низшие (чувственные). Внёс большой вклад в развитие атеизма.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.007 с.)