ТОП 10:

УЧЕТ КОМПОНЕНТОВ И ОБЪЕКТОВ ОКРУЖ. СРЕДЫ



Учёт природных ресурсов – это деятельность уполномоченных органов управления по установлению количества, качества ресурсов, их экономической (в том числе – денежной) оценки, правового положения субъектов пользования. Высшей формой является Государственный кадастр (реестр).

Виды кадастров:

Правовое значение государственного учёта и кадастров:

1) кадастры являются официальными и подлежат обязательному применению при осуществлении любых функций управления (например, лицензирования и т.д.)

2) внесение соответствующей записи о природном ресурсе (объекте) в Реестр является юридическим фактом возникновения объекта регулируемых экологическим правом общественных отношений

3) нормы, которые регулируют отношения по ведению кадастра, являются подинститутами соответствующих институтов управления поресурсных отраслей права

4) отношения, урегулированные и возникающие в соответствии с данными нормами, являются правоотношениями.

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

 

ПЛАТНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ(ВИДЫ ПЛАТЕЖЕЙ)

Плата за пользование конкретным природным ресурсом установлена соответствующими природоресурсовыми законами и нормативными актами. Проанализирует этот комплекс законодательства, представив его четкую иерархию, при этом, систематизируем эти документы в зависимости от вида природных ресурсов.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации устанавливается плата за водопользование, которая идет на восстановление и охрану вод. Как устанавливает ст.122 ВК РФ (Платность водопользования), Пользование водными объектами является платным, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В республике Татарстан это положение отражено в нормах Водного кодекса РТ от 16 июня 1999 г. №2221 (с изм. от 21 ноября 2001 г.).

Наряду с ВК РФ и ВК РТ действует специальный Федеральный закон РФ от 6 мая 1998 г. №71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (с изменениями от 30 марта 1999 г., 7 августа 2001 г., 30 декабря 2001 г.).

Кроме того, нормы о платежах за водопользование содержатся в ряде подзаконных нормативных актах (Указах президента и Постановлениях Правительства). В частности необходимо выделить:

- Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. N 826)

Основы платы за землю установлены Земельным кодексом РФ[5] и Законом "О плате за землю"[6]. Наряду с законодательными актами, плата за землю устанавливается в ряде подзаконных нормативных актах. Выделим лишь часть из них:

- Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. №319 "О порядке определения нормативной цены земли";

Установление платности пользования природными ресурсами направлено на решение важных социальных, экономических и экологических задач повышения заинтересованности в эффективном использовании природных ресурсов, формирования дополнительных финансовых источников для воспроизводства ограниченных ресурсов окружающей природной среды.

 

ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖ.СРЕДУ

Законом "Об охране окружающей среды" установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

размещение отходов.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется на основании следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (в редакции приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 № 182);

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных нормативов (лимитов для отходов) осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Если указанные платежи равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачислению в полной сумме на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Экологическое страхование - это совокупность различных видов страхования экологических рисков, направленных на создание страховой защиты в случае причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна).

Система экологического страхования включает в себя следующие виды:

страхование ответственности юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений), являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и т.д.;

имущественное страхование (страхование земельных объектов или других объектов недвижимости, включая здания) на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы;

личное страхование граждан (страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или граждан, находящихся на территории, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности;

Институт экологического страхования появился в результате презумции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Отличительной чертой экологического страхования является также возможность компенсации неопределенного чрезвычайного ущерба. По мнению Ахатова А.Г., экологическое страхование можно рассматривать как базовый элемент экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

Такое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от загрязнения, а также затрат по возмещению вреда жизни и здоровью граждан, пострадавших от вредных воздействий, и требует разработки перечня страховых событий, подлежащих страхованию, и методик оценки ущерба, причиненного в результате аварийного загрязнения.
Страховой случай - наступление предусмотренного условиями договора страхования события, против которого осуществляется страхование, и с наступлением которого возникает обязанность страховщика выплатить страховое возмещение или страховую сумму.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.004 с.)