Моделирование социально одобряемого поведения с помощью СМК. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование социально одобряемого поведения с помощью СМК.



Модель изучения опасности (Пехман). Главной задачей модели изучения опасности является получение "новой информации об угрозе для здоровья человека и его поведении, способном свести такую угрозу к минимуму". В то же время стереотипная первичная модель старается использовать "яркие, уже существующие в сознании, социальные стереотипы о людях, которые придерживаются или не придерживаются здорового образа жизни". Было показано, что вероятность выбора здорового образа жизни увеличивают сообщения четырех типов:

1) тяжелые болезненные последствия от рискованного поведения (серьезность опасности);

2) легкость заражения какой-либо болезнью (уязвимость);

3) то, как защитное поведение уменьшает шансы заболеть, предотвращает или лечит болезнь (эффективность);

4) действенность перехода к здоровому поведению (самоэффективность).

 

26. Роль СМК в возникновении и протекании межгрупповых конфликтов.

Сразу стоит сказать что СМК надо будет, в соответствии с причинами либо их устранять либо сделать так, чтобы эти причины возникали, с помощью таких же приемов, которыми люди манипулируют друг другом.

Причины:

а) небольшое количество предыдущих межгрупповых контактов, которое порождает у членов меньшинства ожидание эксплуатации, а у членов большинства — вину за ее совершение;

б) недостаток знаний об аутгруппе, который приводит к игнорированию ее норм и ценностей и возникновению чувства некомпетентности при общении с ее членами (незнание языка этой группы).

в) ряд ситуационных особенностей, таких как отсутствие норм взаимодействия, ожидание конкуренции, многочисленность аутгруппы, порождающая ожидание ее доминирования.

• необходима взаимозависимость членов разных групп при выполнении ими общей деятельности.

• участники контакта должны иметь равные статусы;

• характер предыдущего взаимодействия между группами также определяют влияние контакта на отношения между их членами.

явное внешнее различие между членами групп приводит к тому, что неудача межгрупповой деятельности порождает негативные отношения между ними;

• контакт должен проходить в благоприятной нормативной среде.


27. Роль СМК в оптимизации межгрупповых отношений.

СМК могут контролировать общение между группами, сталкивая их интересы или же разрешая межгрупповые конфликты.

1. Теория социальной идентичности. По мнению Тэшфела, осознание человеком его места в социальном мире обусловлено прежде всего отнесением себя к определенной социальной группе, с помощью:

-социальной категоризации (осмысление социального окружения как состоящего из различных групп)

-социальной идентификации (сделанный на основе сравнения выбор группы, в которую «помещает» себя индивид)

-социальной идентичности (полного осознания своей принадлежности выбранной группе).

2.Теория авторитарной личности (чувствуя авторитет коммуникатора, зритель может подчиниться)

3.Теория реального конфликта (причиной конфликта между группами является противоречие их интересов при ограниченности ресурсов)

 

Стереотипы, предрассудки и сх связь с СМК.

Уолтер Липпман. Стереотип-упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного восприятия объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте». Формируется при 2х факторах:

· бессознательной коллективной переработки и индивидуально-социокультурной среды

· при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ.

Устойчивость стереотипов (К. Макколи, К. Стит, М. Сегал). стереотипы реагируют на новую информацию, особенно на драматические события. Изменение стереотипа происходит при аккумулировании большого количества опровергающей информации.

Олпорт. Теория контакта. контакт между членами разных социальных групп способствует снижению враждебности в их отношениях. Она основана на предположении, что негативные стереотипы относительно членов аутгруппы возникают из-за недостатка контакта с ними поскольку точность их восприятия членами ингруппы прямо пропорционально зависит от интенсивности межличностного взаимодействия между члена ми разных социальных групп.

1)контакт должен быть постоянным и близким

2)участники контакта должны пребывать в хорошем настроении и находиться неподалеку друг от друга.

Программы оптимизации межгрупповых отношений:

1) Первый вид программ построен с учетом того, что характер влияния межгруппового контакта на отношения между группами зависит от его близости и продолжительности, взаимозависимости членов групп при выполнении деятельности, равенства статусов и нормативной поддержки.

2)В основе программ второго вида лежит идея о зависимости качества и эффективности межгруппового контакта от наличия у его участников знаний о представителях аутгруппы.

Стереотипы изменяются в том случае, если:

1.Появляется контрстереотипная (т.е. противоречащая стереотипам) информация о члене аутгруппы (исключение из правил, его индивидуальные характеристики), о нескольких членах. Информация связана с событиями, которые носят экстремальный характер, сказываются на жизни носителей стереотипов и интенсивно описываются в СМИ;

2) носитель стереотипов не уверен в их правильности, когнитивно лабилен, идентифицирует себя с определенной группой, изменение стереотипов созвучно целям их носителя.

Т. Петтитгрю

• контакт между представителями разных социальных групп приводит к установлению дружеских отношений между ними; их возникновение является важным условием оптимизации межгрупповых отношений в целом;

• «посредниками» в этом процессе «выступают» получение новых знаний об аутгруппе, изменение оценки членов ингруппы, изменение поведения по отношению к членам аутгруппы, формирование позитивных эмоциональных связей с членами аутгруппы;

• начало позитивного контакта между представителями разных социальных групп соответствует модели декатегоризации, продолжение — модели категоризации и окончание — модели рекатегоризации. Эти термины тоже использовал он, и они очень сложно описываются, но они связаны с когнитивной моделью оптимизации межгруппового воздействия.(Как должен воспринимать себя и окружающих потенциальный участник контакта: как членов определенных социальных групп (межгрупповой уровень) или как людей, наделенных индивидуальными особенностями вне зависимости от той группы, к которой они принадлежат (межличностный уровень)?) – это вопрос, побудивший создавать когнитивные модели. И как раз модели и называются декатегоризацией, категоризацией,рекатегоризацией.

 


28. Направления влияния СМК в сфере политики.

Если разбирать роль СМК в влиянии на политическую сферу нашей жизни, то можно сказать, что основной задачей будет формирование некоего образа и создание у людей определенного впечатления.

Основные направления:

1)формирование имиджа политических деятелей,
2)влияние на избирательную активность,
3)определение приоритетных политических событий,
4)формирование представлений о политических событиях,
5)формирование представлений о причинах социальных проблем,
6)дезинформация противника во время боевых действий,
7)воздействие на военнопленных,
8)провокация массового поведения

Так же, важно отметить что СМК способствуют созданию, распространению и поддержанию «слухов», что тоже способствует созданию определенного виденья.

Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.

Модель психологического воздействия слухов включает:
1) источник слуха;
2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух;
3) собственно слух;
4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух.

Этапы психологического воздействия слухов:
1) операционный – воздействие субъекта;
2) процессуальный – принятие (непринятие) воздействия объектом;
3) результат воздействия слуха – последствия перестройки психики объекта.
Факторы, способствующие распространению слухов:
1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);
2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;
3) недоверие к информации властей;
4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);
5) общая усталость, изнурение;
6) подтверждение предыдущих слухов;

Мотивы распространения слухов:
1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею;
2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности;
3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;
4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;
5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку;
6) стремление выйти в лидеры;
7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор.

Социально-психологические особенности восприятия слухов:
1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон;
2) стремление спасаться вместе со всеми;
3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;
4) одобрение слуха большинством;
5) легкая внушаемость и заражаемость части людей;
6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха.

Функции слухов:
1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;
2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;
4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.

Последствия слухов:
1) рост напряженности;
2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;
3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;
4) снижение работоспособности;
5) увеличение конфликтов
6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.

 
 

29. Формирование имиджа политика с помощью СМК.

 

Здесь под СМКСредствами Массовой Коммуникации – мы имеем в виду:

1. СМИ, понимаемые традиционно - телевидение, радио и печать и

2. Рекламные средства, это всякого рода плакаты, листовки, письма и т.д

 

Определение 1.

Имидж Политика находится ("размещается") в головах у людей; в первом приближении его можно описать как некоторое представление и отношение больших социальных групп к конкретному человеку.

 


Население вырабатывает свои представления и отношения на основании некоторых материалов о Политике, а не личных впечатлений о нем самом. Таким образом, между Политиком и Населением возникает "нечто", отличное от самого Политика и его заменяющее.

Со стороны Политика имидж представляет собой набор внутренних состояний, в которых человек ведет себя и выглядит определенным образом, т.е. предъявляет публике определенные выразительные качества.

Следствие:

Отделенность взаимодействия политика и масс означает, что изменить имидж Политика можно двумя путями:

1. что-то сделать с самим Политиком - изменить его навыки "работы" перед публикой;

2. изменить субститьютер - "изображение" Политика, транслируемое СМК; например, снимать и монтировать записи его выступлений на радио и телевидении, редактировать тексты интервью в газетах, специальным образом подбирать фотографии и т.д.

Определение 2.

Таким образом, имидж политика - это определенная конструкция (т.е. то, что можно целенаправленно строить), создаваемая с помощью СМК, существующая "в головах" у больших групп людей, имеющая характер представлений и отношений этих групп к политику.

Когда мы говорим о сложившемся или проектируемом имидже какого-либо политика, лучше говорить не о том, существует или нет имидж у данного политика, а о степени сложности (разнообразия черт) и глубине прорисованности его имиджа.

На самом деле, взаимодействие Политика и Масс выглядит несколько сложнее, чем оно представлено на Рис.1:

 
 

Важную роль в этом взаимодействии играют так называемые лидеры мнений и устная коммуникация (слухи). Лидеры мнений – это наиболее информированная и активная часть населения, под их воздействием формируется мнение остальных членов групп, к которым принадлежат эти лидеры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.018 с.)