ТОП 10:

Денного сознания сформировалось мнение о том, что он «цар-



Ствует, лежа на боку», т.е. о его недееспособности.

Об отсутствии системной кадровой и социально-экономи-

Ческой политики свидетельствовали и многие правительствен-

Ные кризисы 1998-1999 г. За полтора года президент сменил

Пять премьер-министров. Весной 1998 г. был отправлен в от-

Ставку В.Черномырдин, который превращался в крупную по-

Литическую фигуру. Его преемником стал С.Кириенко, смещен-

Ный в августе 1998 г. после объявления дефолта (неспособности

Властей РФ платить по долгам). Е.Примаков, занимавший жест-

Кую державно-патриотическую позицию во внешних и внутрен-

Них делах, имел растущий рейтинг и многие хотели бы видеть

Его в кресле президента. Он «продержался» с сентября 1998 г. по

Май 1999 г., а его «сменщик» С.Степашин – гораздо меньше

(середина мая – начало августа).

В августе 1999 г. главой кабинета министров стал В.В.Пу-

Тин – 1952 года рождения, закончил юрфак Ленинградского

университета, служил во внешней разведке. Первую половину

Х годов работал в «команде» петербургского мэра А.Собчака,

А в 1996 – первой половине 1998 г. – в Управделами и Админи-

Страции президента. С июля 1998 г. Путин возглавлял ФСБ.

Новый премьер-министр с самого начала продемонстри-

Ровал способности фактического руководителя государства, взяв

На себя ответственность за проведение антитеррористической

Операции в Дагестане и Чечне, за наведение порядка с выпла-

Той пенсий и зарплат. Думается, что он сразу уловил настрое-

Ния основной массы населения и ее ностальгию по порядку.

Рейтинг В.Путина рос невиданными темпами (от 2% в августе

до 50% в декабре).

Проведенный его помощниками анализ партийно-поли-

Тической ситуации свидетельствовал, что лидером кампании

По выборам в Госдуму (декабрь 1999 г.) являлся общественно-

Политический блок «Отечество – вся Россия» (Ю.Лужков,

М.Шаймиев), имевший и сильного кандидата на недалеких55

Президентских выборах в лице Е.Примакова. Для нейтрализа-

Ции ОВР и создания сильной опоры новому премьеру в сен-

Тябре 1999 г. был создан предвыборный блок «Единство» (ли-

Дер – глава МЧС С.Шойгу), заявивший о необходимости

Сильной власти, порядка в стране и честных выборов.

На декабрьских выборах 1999 г. т.н. «независимые» получи-

Ли 132 мандата (большинство позже ушли во фракцию «Един-

Ство»), КПРФ – 111, «Единство» – 76, ОВР – 62, Союз пра-

вых сил (Б.Немцов, С.Кириенко, И.Хакамада) – 30, «Яблоко» –

ЛДПР – 17. Спикером согласно т.н. «пакетному» соглаше-

Нию ведущих фракций вторично стал Г.Селезнев.

Декабря 1999 г. Б.Н.Ельцин передал высшую государ-

Ственную власть В.В.Путину, сделав его и.о. президента до до-

Срочных выборов в марте 2000 г. Новый руководитель вскоре

Публично изложил основные положения своей идеологии го-

Сударственной деятельности и одновременно предвыборной

Кампании: сильная власть, порядок и безопасность; социаль-

Но-ориентированная и динамичная экономика; последователь-

ное отстаивание российских национальных интересов в мире;

Сохранение РФ как единого целого.

В.В.Путин победил уже в первом туре президентских вы-

боров (26 марта 2000 г.), набрав 56,52% голосов. Правительство

Возглавил М.Касьянов, первым вице-премьером и министром

Финансов стал А.Кудрин, социальный блок курирует вице-пре-

мьер Валентина Матвиенко, министр иностранных дел –

И.Иванов. Серьезные перестановки в кабинете министров про-

Изошли лишь через год: близкий соратник Путина Сергей Ива-

Нов стал министром обороны (гражданским) и возглавил прове-

Дение военной реформы; министром внутренних дел

(гражданским) был назначен лидер фракции «Единство» в Гос-

думе Борис Грызлов.

Стержневое направление государственно-политического

Развития в 2000 – 2002 г. – укрепление государственной власти

И российской государственности, начало системных и проду-

Манных реформ. К числу наиболее значимых перемен необхо-

димо отнести:

– жесткое выстраивание действенной вертикали власти (со-

Здание 7 федеральных округов, приведение местного зако-

Нодательства в соответствие с федеральным, а также под-

Твержденное Конституционным судом РФ в начале апреля

Г. право президента снимать с должностей губернаторов56

И президентов автономий и право Федерального Собрания

распускать региональные думы и парламенты автономий);

– прекращение противостояния исполнительной и законода-

Тельной властей. Правительство стало активно «работать» с

Госдумой, признавать ее роль и место, идти на взаимные

компромиссы;

– политическая борьба стала приобретать в основном цивили-

зованные формы (консультации и т.д.);

– начата реформа высших органов власти (реорганизация Со-

Вета Федерации в постоянно действующий, создание сове-

щательного Государственного совета…);

– «внятное» и нереволюционное реформирование экономики

и социальной сферы, позитивные экономические сдвиги;

– выстраивание независимой внешней политики в соответствии

с национальными интересами РФ;

– принятие государственной символики (бело-красно-голубой

Флаг, герб с двуглавым византийским орлом, т.н. «старый»

гимн на музыку Александрова, но с новым текстом);

– реорганизация партийной системы и партийного строитель-

Ства. Была поставлена задача укрупнения политических партий

И сокращения их числа. В 2001 г. был принят новый закон о

Партиях, который допускает к участию в выборах только

Партии (а не движения), имеющие минимум 3,5 тыс. членов

И организации в большинстве субъектов федерации. Стерж-

Невая идея – только сильным партиям будет открыт доступ

К власти. Вторая половина 2001-начало 2002 г. – время ин-

Тенсивного партийного строительства. В первую очередь сле-

Дует обратить внимание на создание крупной и сильной цен-

Тральной партии «Единая Россия», которая объединила

Бывшие движения «Единство» (С.Шойгу), «Отечество»

(Ю.Лужков) и «Вся Россия» (Н.Шаймиев). Обозначенные при-

Оритеты – консолидация всего политического центра и все-

Мерная поддержка президента В.Путина. Кроме этой партии,

Зарегистрированы в качестве партий СПС (Б.Немцов, Е.Гай-

Дар и др.), «Яблоко», Социал-демократическая партия России

(М.Горбачев), а также влиятельные КПРФ и ЛДПР;

– прекращение дезинтеграционных процессов в федерации.

Здесь, думается, целесообразно дать краткую ретроспек-

Тиву проблемы российского федерализма.57

В ее динамике следует выделить три основные этапа:

а) центробежные тенденции автономии при невнятной поли-

тике центра (1991 – 1993 г.);

б) т.н. асимметричная федерация (1994 – 1999 г.);

в) фактическое восстановление и реальное укрепление феде-

Рации (2000 – 2002 г.).

На первом этапе налицо были реальная суверенизация ав-

тономий (наиболее яркий пример – Чечня) и слабые попытки

Центра воспрепятствовать сепаратизму. В марте 1992 г. был под-

Писан новый Федеральный договор, который несколько снял

Остроту противоречий в национально-государственном строи-

Тельстве, но заложил новые «мины» под здание российской

Федеративной государственности (неравный статус автономий

И краев, областей; возможность игнорировать обязательства

Перед центром и др.). Татарстан и Чечня не подписали договор.

Республик приняли решение о верховенстве национальных

Конституций над российской и закрепили право выхода из РФ.

В 1994 г. были сформированы основы договорной или асим-

метричной (с разной степенью самостоятельности автономий)

Федерации. Начало процессу положил договор о разграниче-

Нии полномочий между федеральным центром и Татарстаном.

Реализация принципа договорного перераспределения полно-

Мочий, закрепленного в Конституции РФ 1993 г., позволила

Сохранить федерацию, но в чрезвычайно ослабленном вариан-

Те. Выбор асимметричной системы не разрешил назревшие кон-

Фликты, а лишь законсервировал их. Огромное воздействие на

Состояние и динамику проблемы федерализма оказал чечен-

Ский узел противоречий. Бездарная первая чеченская «кампа-

ния» (война) в конце 1994 – летом 1996 г. не была поддержана

Большинством населения, партий и СМИ. Хасавюртовское со-

Глашение о мире в регионе (сентябрь 1996 г.) создавало опас-

Нейший прецедент, т.к. содержало пункт об отложенном суве-

Ренитете Чечни (право через 5 лет получить независимость с

помощью референдума). В конце 1996 – 1999 г. Чечня функцио-

нировала как реально самостоятельное государство.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.016 с.)