ТОП 10:

Которой была принята Декларация об окончательном прекра-



Щении существования СССР и урегулировании связанных с

Этим проблем. До конца 1991 г. к СНГ присоединились Молдова47

И Азербайджан. Так, в СНГ было вовлечено подавляющее боль-

Шинство бывших республик Союза – исключение составили

Прибалтийские республики и Грузия, присоединившаяся к

Содружеству чуть более двух лет спустя. Участники Алма-Атин-

Ской встречи констатировали территориальную целостность

Входящих в Содружество государств, нерушимость существую-

Щих границ, сохранили объединенное командование военно-

Стратегическими силами и единый контроль над ядерным ору-

Жием, гарантировали выполнение международных обязательств

Бывшего Союза СССР.

Декабря 1991 г. Горбачев заявил об уходе с поста Пре-

Зидента СССР. И в этот вечер в Москве над Кремлем был

Спущен красный флаг с Государственным гербом СССР, а на

Его месте вознесся российский трехцветный. Этот акт смены

Государственных символов поставил последнюю точку в дра-

Матической судьбе огромной страны, которая называлась Со-

Ветский Союз.

За годы своего существования СНГ показало свою не-

Жизнеспособность. Углубилась дезинтеграция производства,

Не выполнялись экономические и торговые соглашения. Пе-

Ред СНГ встал ряд сложных проблем. Жизненный уровень

Населения в СНГ стал еще более низким, чем был в СССР.

Положение усугубилось отсутствием единого подхода к ре-

Шению вопросов о создании национальных армий, системы

Коллективной безопасности. Особенно мучительно пережи-

Вались проблемы развала государства на уровне бытовых,

Семейно-родственных отношений, так как они охватили 75

Млн. человек из 300-миллионного населения бывшего Союза.

Мужчины и женщины, старики и дети в полную меру хлеб-

Нули горя, оказавшись кто беженцами, кто жертвами бомбо-

Вых ударов или иных форм насилия, кто людьми второго сор-

Та, лишенными элементарных гражданских прав. То, что

Операция по «уничтожению империи» первоначально выгля-

Дела бескровной, обернулось горькой иллюзией. Уже через

Несколько месяцев вспыхнули меж- и внутригосударствен-

Ные конфликты на почве национально-государственного са-

моопределения, которые привели к вооруженной борьбе в

Молдавии и Приднестровье, в Грузии, Абхазии и Южной

Осетии, в Таджикистане, в Северной Осетии и Ингушетии,

В Чечне.48

Нет недостатка в мрачных пророчествах о перспективах

Развития государств, образовавшихся на развалинах СССР. Для

Них характерны глубокий экономический упадок, крах нрав-

Ственных основ жизни. Такое долго продолжаться не может.

Предстоит сформировать гражданское общество и правовое

Государство, эффективную экономику с развитой системой

Социальных гарантий, включить экономику независимых стран

В мировую хозяйственную систему, возродить культуру, такие

Исторические и традиционные ценности общества, как дом,

Семья, уважение к старшим, забота о слабых.

Центром СНГ определена столица Беларуси – город

Минск. СНГ находится в настоящее время в поисках наибо-

Лее соответствующих для всех участников принципов ново-

Го содружества. Разработан и принят ряд документов, в том

Числе Устав СНГ. Действует межпарламентское объедине-

Ние, центр которого находится в Санкт-Петербурге. Однако

В последнее время все более отчетливо обозначились объе-

Динительные тенденции республик бывшего СССР. И это

Вполне закономерно. Страны Западной Европы и США стре-

Мятся ко все большей интеграции и сотрудничеству (эконо-

Мическое сотрудничество в рамках ЕЭС). Мировой опыт сви-

Детельствует, что путь к возрождению, прогрессу лежит через

Свободу экономической деятельности при разумной систе-

Ме налогообложения и кредитно-финансовой политики, при

Решительном избавлении от национального и идеологиче-

Ского чванства, при возрождении лучших национальных и

Культурных традиций.

Только на путях интеграции на основе равноправия и вза-

Имовыгодного сотрудничества государства СНГ могут выйти

Из нынешнего кризиса и превратиться в динамично развиваю-

Щееся сообщество, с интересами которого будут считаться дру-

Гие центры силы в мировой политике и экономике.49

ГЛАВА 3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991 – 2002 г.

Государственно-политическое развитие

С формальной точки зрения, формирование самостоятель-

Ной российской государственности по времени связано с рас-

Падом Советского Союза (декабрь 1991 г.). Фактически же это

Произошло раньше – в ходе и в результате августовских собы-

Тий 1991 г. (ГКЧП). К декабрю 1991 г. РСФСР пришла уже почти

Со всеми (по другой версии, со всеми) политическими атрибу-

Тами независимого государства. Напомним, что 12 июня 1990 г.

Была принята Декларация о государственном суверенитете

РСФСР, которая предусматривала, в частности, верховенство

Российской конституции и республиканских законов на терри-

Тории России. А ровно через год, 12 июня 1991 г., Б.Н.Ельцин

Стал «всенародно избранным» президентом России. В начале

Сентября 1991 г. V съезд народных депутатов СССР фактически

Самораспустился и ликвидировал союзное правительство. Пос-

Ле августа властные полномочия президента СССР М.С.Горба-

Чева были сведены к минимуму и формализованы. Происходи-

Ла реальная суверенизация республик как независимых

Государств, в чем Россия (Б.Н.Ельцин) и Украина играли ре-

Шающую роль. На момент подписания Беловежского соглаше-

Ния (8 декабря 1991 г.) и принятия в Алма-Ате декларации

Глав 11 государств о создании СНГ (21 декабря 1991 г.) союз-

Ная государственность уже де-факто не существовала.

РСФСР к этому времени представляла собой в целом уже

Сформированное государство – республику скорее парламент-

Скую, чем президентскую. Законодательную и распорядитель-

Ную власть осуществляли Съезд народных депутатов и посто-

янно действующий Верховный Совет (председатель –

Р.И.Хасбулатов), распорядительную – президент Б.Н.Ельцин

И вице-президент А.В.Руцкой. Высшим органом исполнитель-

Ной власти являлось правительство. Первый состав нового ка-

Бинета министров, сформированного V съездом народных де-

Путатов РСФСР в конце октября 1991 г., возглавил Б.Н.Ельцин.

Формально это объяснялось «необходимостью его высокого

Авторитета для радикальных реформ», фактически же не было

Иной весомой фигуры, которой бы доверял президент. Соци-

Ально-экономическим блоком правительства руководил вице-

Премьер Е.Т.Гайдар, который практически был главой кабине-

Та (за исключением политико-силового блока – МИД, МВД,50

Оборона, госбезопасность). Важным новым элементом третьей,

Судебной власти являлся Конституционный суд.

В апреле 1992 г. VI съезд народных депутатов изменил на-

Звание государства, оно стало именоваться «Российская Феде-

Рация». В ее состав входили 21 автономная республика, 1 авто-

Номная область, 10 автономных округов, 6 краев и 49 областей,

2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Осенью 1991 г. идеологи нового режима, забыв об обеща-

Нии строить строго правовое государство со взвешенным со-

Отношением властей, заговорили о необходимости «твердой

Руки» и укрепления исполнительной власти. Во всех областях,

Краях были назначены главы администраций – представители

Президента. В городах райсоветы и райисполкомы были заме-

Нены на префектуры. Иными словами, началось формирова-

Ние президентской «вертикали» реальной власти. На уровне

Городов и субъектов федерации складываются и усиливаются

Противоречия между законодательной и исполнительной вет-

Вями власти. Особенно отчетливо они проявились на общего-

Сударственном уровне.

С исчезновением КПСС как общего для вчерашней оппо-

Зиции врага внутри российского демократического лагеря про-

Изошел раскол, в основе которого лежали различные взгляды

На проблемы государственного строительства и социально-эко-

Номического развития страны. Либеральные демократы (Б.Ель-

Цин, Е.Гайдар, А.Чубайс и др.) выступали за радикальную

Реформу экономики методом шокотерапии, требовали прин-

Ципиального роста полномочий президента и правительства,

Пропагандировали возможность самой широкой автономии

Субъектов РФ (формула «Россия – единая и делимая»). Так на-







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.40 (0.013 с.)