ТОП 10:

Искусство монументальной пропаганды. Сокровищница советс-



Кого зодчества пополнилась такими сооружениями, как Крем-

Левский Дворец съездов, Останкинская телевизионная башня, Дво-

Рец пионеров на Ленинских горах в Москве, здание аэропорта в

Ленинграде и др. Советские архитекторы продолжали поиск выра-

Зительной формы общественных зданий, более совершенной пла-

Нировки жилых комплексов, улучшения типовых проектов жилых

Домов. В градостроительстве получило распространение возведение

Ти – и 22-этажных домов улучшенной конструкции.

Активное участие принимают трудящиеся в художественном

Творчестве. Сотни тысяч рабочих, колхозников, служащих уча-

Ствовали в художественной самодеятельности. Лучшие самодея-29

Тельные коллективы послужили основой для создания народных

Театров. При клубах и дворцах культуры действовали литератур-

Ные объединения, любительские киностудии, кружки изобрази-

Тельного искусства. Наиболее значительные работы самодеятель-

Ных художников экспонировались на всесоюзных выставках.

Расширилось международное сотрудничество Советского

Союза в сфере культуры. К середине 80-х годов СССР наладил

Культурные связи со 120 странами.

Как внутренняя обстановка, так и внешняя политика Со-

Ветского Союза во второй половине 60-х – начале 80-х годов

Характеризовались противоречивостью, приводили и к успехам,

И к серьезным просчетам и ошибкам. По-прежнему СССР и

США противостояли друг другу. Продолжалась во все возраста-

Ющем масштабе гонка вооружений, прежде всего ракетно-ядер-

Ных. После Карибского кризиса 1962 г. мир вступил в новый

этап «холодной войны». Основным его содержанием стало по-

Следовательное выравнивание уровня ядерных потенциалов меж-

ду НАТО и ОВД (Организацией Варшавского Договора), скла-

дывание стратегического паритета (равенства) СССР и США.

Достижение паритета поставило на повестку дня вопрос

Об ограничении вооружений на двусторонней основе. Во время

Визита в марте 1972 г. в Москву президента США Р.Никсона

Были подписаны «Основы взаимоотношений между Союзом

СССР и Соединенными Штатами Америки». 26 мая 1972 г. было

Заключено Временное соглашение о мерах в области ограниче-

Ния стратегических наступательных вооружений сроком на 5

Лет, названное впоследствии ОСВ-1. В ноябре 1974 г. на встрече

Брежнева с американским президентом Дж.Фордом была дос-

Тигнута договоренность о новом соглашении об ограничении

Стратегических наступательных вооружений. Подписание дого-

Вора (ОСВ-2) намечалось на 1977 г., однако, это не произош-

Ло из-за появления в США нового типа вооружений – «крыла-

Тых ракет». Только в 1979 г. договор ОСВ-2 был подписан, но

Он так и не был ратифицирован Конгрессом США до 1989 г.

(что было вызвано введением советских войск в Афганистан).

На рубеже 60-х – 70-х годов советское руководство перешло

К реализации нового внешнеполитического курса, основные по-

Ложения которого были заявлены в Программе мира, принятой в

Марте-апреле 1971 г. на XXIV съезде КПСС. Наиболее существен-

Ным моментом новой политики являлось то обстоятельство, что

Ни Советский Союз, ни Запад не отказывались от гонки воору-

Жений. Этот процесс приобретал цивилизованные рамки и по-30

Зволил существенно расширить сферы сотрудничества. Это новое

Состояние внешнеполитической атмосферы получило название

«разрядки международной напряженности».

«Разрядка» началась с существенного улучшения отношений

С Францией и ФРГ. В результате советско-западногерманских пе-

Реговоров 12 августа 1970 г. был заключен Московский договор,

Согласно которому обе стороны обязывались соблюдать террито-

Риальную целостность всех европейских государств в их факти-

Ческих границах. В сентябре 1971 г. было подписано четырехсто-

Роннее соглашение по Западному Берлину. Это позволило

Активизировать усилия советской дипломатии в создании систе-

Мы европейской безопасности. Следующим шагом стало проведе-

Ние общеевропейского совещания и подписание главами 33 евро-

Пейских государств, а также США и Канады 1 августа 1975 г. в

Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и

Сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Он включал декларацию прин-

Ципов взаимоотношений стран-участниц СБСЕ. Наибольшее зна-

Чение СССР придавал признанию нерушимости послевоенных

Границ и территориальной целостности государств.

Что касается стран социалистического содружества, то в кон-

Це 1960-х – начале 1980-х годов принцип «пролетарского интер-

Национализма» реализовывался в доктрине «ограниченного суве-

Ренитета», получившей на Западе название «доктрины Брежнева».

События в Чехословакии 1968 г. показали, что в «слабых звеньях»

Содружества могла возникнуть потенциальная возможность рес-

Таврации капитализма, а это представляло угрозу для всего соци-

Алистического блока. Из этого следовало, что суверенитет любого

Социалистического государства является общим достоянием и «за-

Ботой всех социалистических стран». Речь шла о том, чтобы «ку-

Рировать» соблюдение соцстранами «общих закономерностей со-

Циализма», иными словами, следование советской модели. Если

Же возникала угроза «делу социализма» в конкретной стране, все

Содружество должно было выступить единым фронтом и оказать

Этой стране «братскую помощь». Такая политическая линия ха-

Рактеризовалась также увеличением экономической зависимости

Стран «социалистического содружества» от СССР. Объективно

«доктрина ограниченного суверенитета» вела к тиражированию

Кризисных явлений в масштабах содружества, что подтвердили

События начала 1980-х годов в Польше. Ввод же ограниченного

Контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. при-

Вел к новому витку гонки вооружений и поставил последнюю

Точку в эпохе «разрядки».31

ГЛАВА 2. СССР В СЕРЕДИНЕ 1980-х г. – 1991 г.

Перестройка в СССР

К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддве-

Рии экономического, социального и политического кризисов.

Падение темпов социально-экономического роста, снижение

Эффективности общественного производства, игнорирование

Нарастающих проблем было чревато серьезными социальными

Потрясениями. Самые тяжелые последствия имело втягивание

СССР в разорительную гонку вооружений. Военное противобор-

Ство на международной арене привело к опасности возникнове-

Ния термоядерной войны. Стала остро ощущаться необходимость

Радикального пересмотра международных отношений, обновле-

Ния всех сфер жизни советского общества. Однако в условиях

Сложившейся в СССР политической системы это стало возмож-

Ным лишь после прихода на высшие партийные и государствен-

Ные должности реалистически мыслящих политиков, способ-

Ных отказаться от стереотипов прошлого и догм идеологии.

В марте 1985 г., после смерти К.У.Черненко, на пост Гене-

Рального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. Выход

Из сложного социально-политического положения новое руко-

Водство видело в преодолении снижения темпов экономическо-

Го роста, отставания страны в научно-техническом прогрессе.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на

«ускорение социально-экономического развития страны и дос-

Тижение нового качественного состояния советского общества».

Однако, как показали последующие события, действительную

Картину кризиса советского общества не представляли даже выс-

Шие руководители Коммунистической партии и Советского госу-

Дарства. XXVII съезд КПСС, состоявшийся весной 1986 г., дал в

Целом положительную оценку перспектив развития страны, при-

Нял новую редакцию Программы КПСС. На XIX Всесоюзной парт-

Конференции (июнь-июль 1986 г.) был сделан вывод – механизм

Управления государством должен быть радикально демократи-

Зирован. Было решено избрать Съезд народных депутатов СССР

(2250 человек), две трети которых должны были избираться на-

Селением, а одну треть представлять общественные организации.

Съезд должен был принимать важнейшие решения. Он форми-

Ровал Верховный Совет, который должен был работать на по-

Стоянной основе. По сути дела, решения XIX партконференции

Открыли дорогу политическому радикализму







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.134.98 (0.018 с.)