ТОП 10:

ГЕРМЕС ПОХИЩАЕТ КОРОВ АПОЛЛОНА



 

 

Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как он уже замыслил

первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона,

который пас в это время стада богов в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько,

чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и

прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидал черепаху, поймал ее и

из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее

сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей

колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он

похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и

ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к

Пелопоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он

встретил старика, работавшего в своем винограднике.

- Возьми себе одну из этих коров, - сказал ему Гермес, - только никому

не рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров.

Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово Гермесу молчать и не

показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел

еще недалеко, как ему захотелось испытать старика, - сдержит ли он данное

слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид, вернулся он назад и спросил

старика:

- Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда

он их прогнал, я дам тебе быка и корову.

Недолго колебался старик, сказать или нет, очень уж хотелось ему получить

еще быка и корову, и он показал Гермесу, куда угнал мальчик коров. Страшно

рассердился Гермес на старика за то, что он не сдержал слова, и в гневе

превратил его в немую скалу, чтобы вечно молчал он и помнил, что надо

держать данное слово.

После этого вернулся Гермес за коровами я быстро погнал их дальше.

Наконец, пригнал он их в Пилос. Двух коров принес он в жертву богам, потом

уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере,

введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее.

Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лег

потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки.

Но Майя заметила отсутствие своего сына. Она с упреком сказала ему:

- Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил ты коров Аполлона? Разгневается

он. Ведь ты знаешь как грозен в гневе своем Аполлон. Разве ты не боишься его

разящих без промаха стрел?

- Не боюсь я Аполлона, - ответил матери Гермес, - пусть себе

гневается. Если он вздумает обидеть тебя или меня, то я в отместку разграблю

все его святилище в Дельфах, украду все его треножники, золото, серебро и

одежды.

А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде

не мог их найти. Наконец, вещая птица привела его в Пилос, но и там не нашел

своих коров златокудрый Аполлон. В пещеру же, где были спрятаны коровы, он

не вошел, - ведь следы вели не в пещеру, а из нее.

Наконец, после долгих бесплодных поисков, пришел он к гроту Майи.

Заслышав приближение Аполлона, Гермес еще глубже забрался в свою колыбель и

плотнее завернулся в пеленки. Разгневанный Аполлон вошел в грот Майи и

увидал, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал

упрекать Гермеса за кражу коров и требовал, чтобы он вернул их ему, но

Гермес от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него

коров и совершенно не знает, где они.

- Послушай, мальчик! - воскликнул в гневе Аполлон, - я свергну тебя в

мрачный Тартар, и не спасет тебя ни отец, ни мать, если ты не вернешь мне

моих коров.

- 0, сын Латоны! - ответил Гермес. - Не видал я, не знаю и от других

не слыхал о твоих коровах. Разве этим я занят - другое теперь у меня дело,

другие заботы. Я забочусь лишь о сне, молоке матери да моих пеленках. Нет,

клянусь, я даже не видел вора твоих коров.

Как не сердился Аполлон, он ничего не мог добиться от хитрого,

изворотливого Гермеса. Наконец, златокудрый бог вытащил из колыбели Гермеса

и заставил его идти в пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот решил их спор.

Пришли оба бога на Олимп. Как ни изворачивался Гермес, как не хитрил, все же

Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.

С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им

из щита черепахи лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока

Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на

лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон

с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных

коров, - так пленили его звуки лиры. А Гермес, чтобы забавляться, когда

будет пасти коров, изобрел себе свирель [1], столь любимую пастухами Греции.

 

--------------------------------

[1] Музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины

тростниковых трубочек, связанных друг с другом.

--------------------------------

 

Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету прекрасный

сын Майи и Зевса, Гермес, уже в раннем детстве своем доказавший свою

хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы. Всюду в

палестрах [2] стояли его статуи. Он бог молодых атлетов. Его призывали они

перед борьбой и состязаниями в быстром беге.

 

--------------------------------

[2] В античной Греции существовали, главным образом при школах, особые

площадки, окруженные часто колоннами, на которых обучали физическим

упражнениям, борьбе, кулачному бою и т. п. Такие площадки называли

палестрами.

--------------------------------

 

Кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и путник, и оратор. и купец,

и атлет, и даже воры.

 

АРЕС [3], АФРОДИТА [4], ЭРОТ [4] И ГИМЕНЕЙ [4]

 

 

--------------------------------

[3] Арес (у римлян Марс) - бог войны, несущий гибель и разрушение,

древнегреческий идеал храброго воина. Он сравнительно с другими богами

Греции пользовался меньшим почетом. Это сказывается и в том, что сам бог

Зевс, по словам греков, недолюбливает своего сына Ареса, постоянно

затевающего раздоры, губящего людей и радующегося, когда во время битвы

рекой льется людская кровь.

 

[4] У римлян Афродита - Венера; Эрот - Амур или Купидон; Гименей -

бог брака.

--------------------------------

 

АРЕС

 

 

Бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его

Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов

Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Не будь Арес его сыном, он

давно низверг бы его в мрачный Тартар, туда, где томятся титаны. Сердце

свирепого Ареса радуют только жестокие битвы. Неистовый, носится он средь

грохота оружия, криков и стонов битвы между сражающимися, в сверкающем

вооружении, с громадным щитом. Следом за ним несутся его сыновья, Деймос и

Фобос - ужас и страх, а рядом с ними богиня раздора Эрида и сеющая убийства

богиня Энюо. Кипит, грохочет битва; ликует Арес; со стоном падают воины.

Торжествует Арес, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет на землю

горячая кровь. Без разбора разит он и направо и налево; груда тел вокруг

жестокого бога.

Свиреп, неистов, грозен Арес, но победа не всегда сопутствует ему. Часто

приходится Аресу уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса,

Афине-Палладе. Побеждает она Ареса мудростью и спокойным сознанием силы.

Нередко и смертные герои одерживают верх над Аресом, особенно, если им

помогает светлоокая Афина-Паллада. Так поразил Ареса медным копьем герой

Диомед под стенами Трои. Сама Афина направила удар. Далеко разнесся по

войску троянцев и греков ужасный крик раненого бога. Словно десять тысяч

воинов вскрикнули сразу, вступая в яростную битву, так закричал от боли

покрытый медными доспехами Арес. Вздрогнули в ужасе греки и троянцы, а

неистовый Арес понесся, окутанный мрачным облаком, покрытый кровью, с

жалобами на Афину к отцу своему Зевсу. Но отец Зевс не стал слушать его

жалоб. Он не любит своего сына, которому приятны лишь распри, битвы да

убийства.

Если даже жена Ареса, прекраснейшая из богинь Афродита, приходит на

помощь своему мужу, когда он в пылу битвы встретится с Афиной, и тогда

выходит победительницей любимая дочь громовержца Зевса. Воительница Афина

одним ударом повергает на землю прекрасную богиню любви Афродиту. Со слезами

возносится на Олимп вечно юная, дивно прекрасная Афродита, а вслед ей

раздается торжествующий смех и несутся насмешки Афины.

 

АФРОДИТА [1]

 

 

--------------------------------

[1] Афродита - первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а

также, по-видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно

сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини

Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (Амур)

- ее сын.

--------------------------------

 

Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она

будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над

всем миром.

Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина,

Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными

чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее

прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой

юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах,

тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к

ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу.

Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди

диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и

Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в

роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей

диадемой.

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены

морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр [1]. Там

окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в

златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не

ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был

благоуханием. Эрот и Гимерот [2] повели дивную богиню на Олимп. Громко

приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая

Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

 

--------------------------------

[1] По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой.

 

[2] Гимерот - бог страстной любви.

--------------------------------

 

ПИГМАЛИОН

 

 

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

 

Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так дала она счастье и

Пигмалиону, великому кипрскому художнику. Пигмалион ненавидел женщин и жил

уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой

кости статую девушки необычайной красоты. Как живая, стояла эта статуя в

мастерской художника. Казалось, она дышит, казалось, что вот-вот она

двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим

произведением и полюбил, наконец, созданную им самим статую. Он дарил ей

драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды,

украшал голову венками цветов. Как часто шептал Пигмалион:

- О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как

был бы я счастлив!

Но статуя была нема.

Наступили дни празднества в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви

в жертву белую телку с вызолоченными рогами; он простер к богине руки и с

молитвой прошептал:

- О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все

молящему, то дайте мне жену, столь же прекрасную, как та статуя девушки,

которая сделана мной самим.

Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся

прогневать такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя

перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять

Пигмалиону, что боги услышала его мольбу.

Вернулся художник домой. Он подошел к статуе, и, о, счастье, о, радость:

статуя ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Так дала богиня

Афродита красавицу-жену Пигмалиону.

 

НАРЦИСС

 

 

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

 

Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее

власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного

бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса.

Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви.

Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его

нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело

наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы

она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела

Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс

огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:

- Эй, кто здесь?

- Здесь! - раздался громкий ответ Эхо.

- Иди сюда! - крикнул Нарцисс.

- Сюда! - ответила Эхо.

С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет.

Удивленный этим, он громко воскликнул:

- Сюда, скорей ко мне!

И радостно откликнулась Эхо.

- Ко мне!

Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее

прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу.

Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа, Она страдает

от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на

всякий возглас несчастная Эхо.

А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь

всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз одна из

отвергнутых им нимф воскликнула:

- Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек,

которого ты полюбишь!

Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то,

что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты

Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не

касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы, ни разу не падала в

ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных

цветов. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все

вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое небо.

Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и

отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара

Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь

овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде,

оно манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу

вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную, прозрачную

воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь любуется

самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния,

восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению:

- 0, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только

полоска воды, и все же не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!

Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль

пришла в голову, и тихо шепчет он своему отражению, наклоняясь к самой воде:

- О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты - я сам! Я

люблю самого себя. Я чувствую, что немного осталось мне жить. Едва

расцветши, увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня;

смерть принесет конец мукам любви.

Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти,

но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают

его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли

круги и пропало прекрасное изображение. Со страхом воскликнул Нарцисс:

- О, где ты! Вернись! Останься! Не покидай меня. Ведь это жестоко. О,

дай хоть смотреть на тебя!

Но вот опять спокойна вода, опять появилось отражение, опять не отрываясь

смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах в лучах горячею солнца.

Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит

его; страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце.

- О, горе! - восклицает Нарцисс.

- О, горе! - отвечает Эхо.

Наконец, измученный слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое

отражение:

- Прощай!

И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:

- Прощай!

Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти

покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо.

Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не

нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос

белый душистый цветок - цветок смерти; Нарцисс зовут его,

 

АДОНИС [1]

 

 

--------------------------------

[1] Миф об Адонисе и Афродите заимствован греками у финикиян. Имя

Адонис не греческое, а финикийское и значит "господин". Финикияне же

заимствовали этот миф у вавилонян, у который был миф о богине любви Иштарь и

прекрасном Таммузе, умирающем и каждую весну воскресающем боге.

--------------------------------

 

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

 

Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и сама муки любви, и ей

пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра,

Адониса. Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней

богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу.

Адонис был ей милее даже светлого Олимпа. Все время проводила она с юным

Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде.

Забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте. Под палящими

лучами и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая

охоту на грозных львов и кабанов. У Адониса просила она избегать опасностей

охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья.

Редка покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила

помнить ее просьбы.

Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на

след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его.

Адонис радовался такой богатой добыче; он не предчувствовал, что это его

последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди

кустов. Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как

вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил

любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны.

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя,

сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным

стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.

Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови

падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец, нашла

Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным

юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из

крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из израненных ног богини

капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты. Сжалился

Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене

его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства

теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода

живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается

на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты

Адонис.

Эрот

Прекрасная Афродита царит над миром. У нее, как у Зевса-громовержца, есть

посланник: через него выполняет она свою волю. Этот посланник Афродиты -

сын ее Эрот, веселый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик.

Эрот носится на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями,

быстрый и легкий, как дуновение ветерка. В руках его - маленький золотой

лук, за плечами - колчан со стрелами. Никто не защищен от этих золотых

стрел. Без промаха попадает в цель Эрот; он как стрелок не уступает самому

стреловержцу златокудрому Аполлону. Когда попадает в цель Эрот, глаза его

светятся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою курчавую головку и

громко смеется. .

Стрелы Эрота несут собой радость и счастье, но часто несут они страдания,

муки любви и даже гибель. Самому златокудрому Аполлону, самому тучегонителю

Зевсу немало страданий причинили эти стрелы.

Зевс знал, как много горя и зла принесет с собой в мир сын златой

Афродиты. Он хотел, чтобы умертвили его еще при рождении. Но разве могла

допустить это мать! Она скрыла Эрота в непроходимом лесу, и там, в лесных

дебрях, вскормили малютку Эрота молоком своим две свирепые львицы. Вырос

Эрот, и вот носится он по всему миру, юный, прекрасный, и сеет своими

стрелами в мире то счастье, то горе, то добро, то зло.

Гименей

Есть еще один помощник и спутник у Афродиты - это юный бог брака

Гименей. Он летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий.

Ярко горит пламя его брачного факела. Хоры девушек призывают во время

свадьбы Гименея, моля его благословить брак молодых и послать радость в их

жизни.

 

ГЕФЕСТ [1]

 

 

--------------------------------

[1] Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием

ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем

металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла

достигли наибольшего в Греции развития.

--------------------------------

 

Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может

сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым

ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого

сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны

безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь

великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли

упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды

седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест

некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей.

Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он

великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и

Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил

отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло

необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг

пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно,

только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной

красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее

несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей

на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру.

Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою

великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем

помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над

землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста

идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался

бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни

просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С

громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за

ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести

куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили

Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста

неслись в веселой пляске увитые плющом менады [1] с тирсами [2] в руках.

Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон

тимпанов [3], смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке

из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп.

Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные

золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он

живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и

красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени

Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная

наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не

нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он

- и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый

потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице.

Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие,

украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся

сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет,

прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу

своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он

готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как

хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам

благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и

страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек

Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим

молотом и могучих гигантов.

 

--------------------------------

[1] Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады

значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

 

[2] Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на

конце.

 

[3] Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух

бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

--------------------------------

 

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло

и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

 

ДЕМЕТРА [1] И ПЕРСЕФОНА

 

 

Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее

благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни

на тучных пашнях.

 

--------------------------------

[1] Деметра (у римлян Церера) - одна из наиболее почитаемых богинь

Греции. Это богиня плодородия и земледелия, которую особенно чтили

земледельцы. В честь ее повсеместно в Греции справлялись многочисленные

празднества. Характерно, что в поэмах Гомера богиня Деметра как бы

отодвинута на второй план. Это доказывает, что чтить ее как величайшую

богиню греки стали тогда, когда земледелие стало их главным занятием, а

скотоводство потеряло былое значение.

--------------------------------

 

ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ АИДОМ [2]

 

 

--------------------------------

[2] Изложено по гомеровскому гимну.

--------------------------------

 

Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона. Отцом

Персефоны был сам великий сын Крона, громовержец Зевс. Однажды прекрасная

Персефона вместе со своими подругами, океанидами, беззаботно резвилась в

цветущей Нисейской долине[3]. Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная

дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы, душистые фиалки,

белоснежные лилии и красные гиацинты. Беспечно резвилась Персефона, не ведая

той судьбы, которую назначил ей отец ее Зевс. Не думала Персефона, что не

скоро увидит она опять ясный свет солнца, не скоро будет любоваться цветами

и вдыхать их сладкий аромат. Зевс отдал ее в жены мрачному своему брату

Аиду, властителю царства теней умерших, и с ним должна была жить Персефона

во мраке подземного царства, лишенная света и горячего южного солнца.

 

--------------------------------

[3] Долина в области Могары, на берегу Саронического залива.

--------------------------------

 

Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас

похитить ее. Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычной красы цветок.

Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок в Нисейской долине; его

пьянящий аромат далеко разлился во все стороны. Персефона увидала цветок;

вот она протянула руку и схватила его за стебелек, вот уже сорван цветок.

Вдруг разверзлась земля, и на черных конях появился из земли в золотой

колеснице владыка царства теней умерших, мрачный Аид. Он схватил юную

Персефону, поднял ее на свою колесницу и в мгновение ока скрылся на своих

быстрых конях в недрах земли. Только вскрикнуть успела Персефона. Далеко

разнесся крик ужаса юной дочери Деметры; он донесся и до морских пучин, и до

высокого, светлого Олимпа. Никто не видел, как похитил Персефону мрачный

Аид, видел лишь его бог Гелиос-Солнце.

Богиня Деметра услыхала крик Персефоны. Она поспешила в Нисейскую долину,

всюду искала дочь; спрашивала подруг ее, океанид, но нигде не было ее.

Океаниды не видали, куда скрылась Персефона.

Тяжкая скорбь об утрате единственной возлюбленной дочери овладела сердцем

Деметры. Одетая в темные одежды, девять дней, ничего не сознавая, ни о чем

не думая, блуждала великая богиня Деметра по земле, проливая горькие слезы.

Она всюду искала Персефону, всех просила о помощи, но никто не мог помочь ей

в ее горе. Наконец, уже на десятый день она пришла к богу Гелиосу-Солнцу и

стала со слезами молить его:

- О, лучезарный Гелиос! Ты объезжаешь на златой колеснице высоко по небу

всю землю и все моря, ты видишь все, ничто не может скрыться от тебя; если

ты имеешь хоть немного жалости к несчастной матери, то скажи мне, где моя

дочь Персефона, скажи, где мне искать ее! Я слышала ее крик, ее похитили у

меня. Скажи, кто похитил ее. Я всюду искала ее, но нигде не могу найти!

Ответил Деметре лучезарный Гелиос:

- Великая богиня, ты знаешь, как я чту тебя, ты видишь, как скорблю,

видя твое горе. Знай, великий тучегонитель Зевс отдал дочь твою в жены

своему мрачному брату, владыке Аиду. Он похитил Персефону и увез ее в свое

полное ужасов царство. Побори же свою тяжелую печаль, богиня; ведь велик муж

твоей дочери, она стала женой могущественного брата великого Зевса.

Еще больше опечалилась богиня Деметра. Разгневалась она на громовержца

Зевса за то, что отдал он без ее согласия Персефону в жены Аиду. Она

покинула богов, покинула светлый Олимп, приняла вид простой смертной и,

облекшись в темные одежды, долго блуждала между смертными, проливая горькие

слезы.

Всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели.

Леса стояли обнаженными. Трава поблекла; цветы опустили свои пестрые венчики

и засохли. Не было плодов в садах, засохли зеленые виноградники, не зрели в

них тяжелые сочные грозди. Прежде плодородные нивы были пусты, ни былинки не

росло на них. Замерла жизнь на земле. Голод царил всюду: всюду слышались

плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но ничего не видела, не

слышала Деметра, погруженная в печаль по нежно любимой дочери.

Наконец Деметра пришла к городу Элевсину. Там, у городских стен, села в

тени оливы на "камень скорби" у самого "колодца дев". Недвижима сидела

Деметра, подобная изваянию. Прямыми складками спадала до самой земли ее

темная одежда. Голова ее была опущена, а из глаз одна за другой катились

слезы и падали ей на грудь. Долго сидела так Деметра, одна, неутешная.

Увидали ее дочери царя Элевсина, Келея. Они удивились, заметив у

источника плачущую женщину в темных одеждах, подошли к ней и с участием

спросили, кто она. Но богиня Деметра не открылась им. Она сказала, что ее

зовут Део, что родом она с Крита, что ее увели разбойники, но она бежала от

них и после долгих скитаний пришла к Элевсину. Деметра просила дочерей Келея

отвести ее в дом их отца, она согласилась стать служанкой их матери,

воспитывать детей и работать в доме Келея. Дочери Келея привели Деметру к

матери своей, Метанейре.

Дочери Келея не думали, что вводят в дом отца своего великую богиню. Но

когда вводили они Деметру в дом отца, то коснулась богиня головой верха

двери, и весь дом озарился дивным светом. Метанейра встала навстречу богине,

она поняла, что не простую смертную привели к ней ее дочери. Низко

склонилась жена Келея перед незнакомкой и просила ее сесть на ее место

царицы. Отказалась Деметра; она молча села на простое сиденье служанки,

по-прежнему безучастная ко всему, что делалось вокруг нее. Служанка же

Метанейры, веселая Ямба, видя глубокую печаль незнакомки, старалась

развеселить ее. Она весело прислуживала ей и своей госпоже Метанейре; громко

звучал ее смех и сыпались шутки. Улыбнулась Деметра в первый раз с тех пор,

как похитил у нее Персефону мрачный Аид, и в первый раз согласилась она

вкусить пищи.

Деметра осталась у Келея. Она стала воспитывать его сына Демофонта.

Богиня решила дать Демофонту бессмертие. Она держала младенца у своей

божественной груди, на своих коленях; младенец дышал бессмертным дыханием

богини. Деметра натирала его амврозией [1], а ночью, когда все в доме Келея

спали, она, завернув Демофонта в пеленки, клала его в ярко пылавшую печь. Но

Демофонт не получил бессмертие. Увидала раз Метанейра своего сына, лежащего

в печи, страшно испугалась и стала молить Деметру не делать этого. Деметра

разгневалась на Метанейру, вынула Демофонта из леча и сказала:

- О, неразумная! Я хотела дать бессмертие твоему сыну. сделать его

неуязвимым. Знай же, я - Деметра, дающая силы и радость смертным и

бессмертным.

Деметра открыла Келею к Метанейре, кто она, и приняла свой обычный образ

богини. Божественный свет разлился по покоям Келея. Богиня Деметра стояла,

величественная и прекрасная, золотистые волосы спадали на ее плечи, глаза

горели божественной мудростью, от одежд ее лилось благоухание. Пали на







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.45.91 (0.108 с.)