ТОП 10:

Место сновидений в психике и терапии



 

Сновидениям в аналитической психологии отводится гораздо более важно место, чем в психоанализе. Это связано с тем, что они рассматриваются здесь как естественный регулирующий психический процесс, призванный скомпенсировать расхождение сознательной и бессознательной установок. Однако компенсация требуется не всегда и поэтому сновидения не всегда носят компенсирующий характер, так при совпадении сознательной и бессознательной установок сновидения лишь подчеркивают желательную сознательную тенденцию.

В связи с этим, в аналитической психологии выделяют три способа компенсации и, соответственно, три типа сновидений:

1. Послание бессознательного к Эго-комплексу (например, в течение дня что-то вызвало гнев, который не мог быть адекватно отреагирован; во сне могут наблюдаться сюжеты со скоплением фекалий или грязи).

2. Саморепрезентация бессознательного (например, сон Сократа с голосом свыше: «Сократ, посвяти себя служению музам». В данном случае, этот голос может рассматриваться как голос Самости, к которому крайне важно прислушиваться).

3. Разрушение комплекса Эго-идентификации (например, сновидения о смерти, которые могут рассматриваться как отмирание предыдущего опыта).

 

Предыстория психоанализа. Элементы психологии в мистериях и обрядах прошлого. Отреагирование и интерпретация. Платон. Христианская традиция.

Отношение к б/с в древности. Ритуальные действия, рисунок, установления для регулирования отношений. Связаны с попыткой регулировать б/с.

Самые древние источники содержат описания обрядов и ритуалов, связанных, например, с охотой (охотник у будущей жертвы просит прощения -> вина), убийством на войне (поверженным врагам воздаются воинские почести = «око за око» -> страх, страх составляет основу уважения. Можно сделать вывод, что в основе ритуалистики лежит давление б/с сил.

Прибегание к магическим действиям перед любым ответственным делом. Рисунок сцены успешной охоты. Глубинная психология проявляется здесь в объективации – опредмечивании б/с процессов, тем самым приобретинии над ними контроля. Т.е. в древности можно отметить склонность людей к объективации своего внутреннего мира. (Это же можно сказать о художественном творчестве, например.)

Многие магические практики древности были построены наконтакте с таким элементом п/а как сновидение. Здесь уже б/с материал не отреагировался прямо, а истолковывался, т.е. интерпретировался. Имеет место размышление, приписывание смыслов, а не слепое действие под давлением. Каста жрецов: посвящены, отделены от публики испытаниями и обучением. Посвящение (посвящают отдельных людей), инициация (инициируют всех), т.е. инициация в юноши, посвящение в шаманы; жрецы – посвященные.

Античность. Наиболее близок глубинной психологии Платон. Миф о душе Платона: Душа подобна вознице, который правит запряженной двумя лошадьми повозкой. Один конь благородный, управляемый, другой – дикий, рвущийся. Возница – разумная часть души. Кони – два типа мотивов: высшие и низшие. Возница испытывает трудности, пытаясь совместить эти мотивы. Платон создает динамическую модель психики, подобную Я, СЯ и ОНО у Фрейда.

Ср.века. Христианство. Формируется культ отрицания человеческого тела: умершвление плоти, бдения… Основополагающие инстинкты жестко репрессируются. Сублимация. Регламентация сексуальности -> инфантилизация населения (облегчает управление людьми).

Возрождение. Появление в искусстве обнаженного тела (рубенсовские дамы).


Понятия чувства и комплекса недостаточности. Компенсация и гиперкомпенсация.

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа.

Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».

В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.

« Комплекс неполноценности» ввел А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Сильное чувство неполноценности, или "комплекс неполноценности", может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, "стать таким же сильным или даже сильнее других", стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей.

По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) - это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.

Понятие компенсации было, собственно говоря, внесено Адлером в психологию неврозов. Под компенсацией он понимает функциональное уравновешивание чувства неполноценности при помощи компенсирующей психологической системы, которую можно сравнить с компенсирующим развитием органов при неполноценности органов.

Социологический словарь:

По А. Адлеру, компенсация - избавление от чувства неполноценности в одной области с помощью усиленной деятельности в другой области; посредством снижения уровня требовательности и ухода от решения проблемы.

Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией.

Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности.

Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им «стили жизни»:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

2. Сверхкомпенсация, которая означает односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность.

3. Уход в болезнь.

Механизмы компенсации и сверхкомпенсации Адлер провозгласил движущими силами психического развития и доминирующими мотивами человеческой деятельности и поведения. Из этого следовало, что лежащее в основе человеческого поведения стремление к личному превосходству над другими определяет всю психику индивида, хотя сам индивид, как правило, не осознает наличие данного стремления.


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.240.230 (0.003 с.)