Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место сновидений в психике и терапии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сновидениям в аналитической психологии отводится гораздо более важно место, чем в психоанализе. Это связано с тем, что они рассматриваются здесь как естественный регулирующий психический процесс, призванный скомпенсировать расхождение сознательной и бессознательной установок. Однако компенсация требуется не всегда и поэтому сновидения не всегда носят компенсирующий характер, так при совпадении сознательной и бессознательной установок сновидения лишь подчеркивают желательную сознательную тенденцию. В связи с этим, в аналитической психологии выделяют три способа компенсации и, соответственно, три типа сновидений: 1. Послание бессознательного к Эго-комплексу (например, в течение дня что-то вызвало гнев, который не мог быть адекватно отреагирован; во сне могут наблюдаться сюжеты со скоплением фекалий или грязи). 2. Саморепрезентация бессознательного (например, сон Сократа с голосом свыше: «Сократ, посвяти себя служению музам». В данном случае, этот голос может рассматриваться как голос Самости, к которому крайне важно прислушиваться). 3. Разрушение комплекса Эго-идентификации (например, сновидения о смерти, которые могут рассматриваться как отмирание предыдущего опыта).
Предыстория психоанализа. Элементы психологии в мистериях и обрядах прошлого. Отреагирование и интерпретация. Платон. Христианская традиция. Отношение к б/с в древности. Ритуальные действия, рисунок, установления для регулирования отношений. Связаны с попыткой регулировать б/с. Самые древние источники содержат описания обрядов и ритуалов, связанных, например, с охотой (охотник у будущей жертвы просит прощения -> вина), убийством на войне (поверженным врагам воздаются воинские почести = «око за око» -> страх, страх составляет основу уважения. Можно сделать вывод, что в основе ритуалистики лежит давление б/с сил. Прибегание к магическим действиям перед любым ответственным делом. Рисунок сцены успешной охоты. Глубинная психология проявляется здесь в объективации – опредмечивании б/с процессов, тем самым приобретинии над ними контроля. Т.е. в древности можно отметить склонность людей к объективации своего внутреннего мира. (Это же можно сказать о художественном творчестве, например.) Многие магические практики древности были построены наконтакте с таким элементом п/а как сновидение. Здесь уже б/с материал не отреагировался прямо, а истолковывался, т.е. интерпретировался. Имеет место размышление, приписывание смыслов, а не слепое действие под давлением. Каста жрецов: посвящены, отделены от публики испытаниями и обучением. Посвящение (посвящают отдельных людей), инициация (инициируют всех), т.е. инициация в юноши, посвящение в шаманы; жрецы – посвященные. Античность. Наиболее близок глубинной психологии Платон. Миф о душе Платона: Душа подобна вознице, который правит запряженной двумя лошадьми повозкой. Один конь благородный, управляемый, другой – дикий, рвущийся. Возница – разумная часть души. Кони – два типа мотивов: высшие и низшие. Возница испытывает трудности, пытаясь совместить эти мотивы. Платон создает динамическую модель психики, подобную Я, СЯ и ОНО у Фрейда. Ср.века. Христианство. Формируется культ отрицания человеческого тела: умершвление плоти, бдения… Основополагающие инстинкты жестко репрессируются. Сублимация. Регламентация сексуальности -> инфантилизация населения (облегчает управление людьми). Возрождение. Появление в искусстве обнаженного тела (рубенсовские дамы). Понятия чувства и комплекса недостаточности. Компенсация и гиперкомпенсация. ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа. Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута». В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности. «Комплекс неполноценности» ввел А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности, или "комплекс неполноценности", может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, "стать таким же сильным или даже сильнее других", стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) - это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом. Понятие компенсации было, собственно говоря, внесено Адлером в психологию неврозов. Под компенсацией он понимает функциональное уравновешивание чувства неполноценности при помощи компенсирующей психологической системы, которую можно сравнить с компенсирующим развитием органов при неполноценности органов. Социологический словарь: По А. Адлеру, компенсация - избавление от чувства неполноценности в одной области с помощью усиленной деятельности в другой области; посредством снижения уровня требовательности и ухода от решения проблемы. Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им «стили жизни»: 1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом. 2. Сверхкомпенсация, которая означает односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность. 3. Уход в болезнь. Механизмы компенсации и сверхкомпенсации Адлер провозгласил движущими силами психического развития и доминирующими мотивами человеческой деятельности и поведения. Из этого следовало, что лежащее в основе человеческого поведения стремление к личному превосходству над другими определяет всю психику индивида, хотя сам индивид, как правило, не осознает наличие данного стремления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.007 с.) |