Дайте себе команду достичь осознанности в сновидении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте себе команду достичь осознанности в сновидении



Оставаясь расслабленным, внушите себе, что собираетесь осознать себя во сне, неважно, этой ночью, или в ближайшем будущем, т.е. избегайте слишком жестких формулировок. Не злоупотребляйте выражениями типа: "Сегодня ночью у меня должно быть осознанное сновидение!" Может оказаться, что после одной или двух безуспешных попыток, сопровождаемых такой неуместной категоричностью, вы быстро потеряете веру в себя. Вместо этого, попытайтесь создать себе установку намеренного ожидания: скажите себе, что у вас будет осознанное сновидение, если не сегодня ночью, то скоро. Ждите его, смотрите в будущее, но помните, что всему свое время.

 

Постгипнотическое внушение

 

Если самовнушение увеличивает у вас частоту осознанных сновидений, то этот эффект может быть значительно усилен с помощью гипноза и постгипнотического внушения (ПГВ). Действительно, по словам Чарльза Тарта, ПГВ представляет собой "гораздо более мощное средство контроля над содержанием снов по сравнению с внушением перед сном"18. Поскольку осознанность можно рассматривать как часть содержимого сна, вероятно, она тоже подвержена влиянию ПГВ. Я лично экспериментировал с вхождением в осознанное сновидение с помощью ПГВ три раза, и дважды добился успеха19. Но я весьма умеренно поддаюсь гипнозу. Для лиц же высоко гипнабельных ПГВ, возможно, является очень продуктивной техникой и, безусловно, заслуживает изучения.

Единственный источник, где я нашел дополнительную информацию по этому вопросу, -- это неординарная диссертация на соискание степени доктора философии физиолога-клинициста Джозефа Дэйна. Здесь я упомяну только одну из интригующих подробностей его исследования. Две группы по пятнадцать девушек в течение ночи обследовались в лаборатории. В одной группе (ПГВ) девушки выбирали свой символ сна из образов, возникавших у них в гипнотическом состоянии. Другая группа (контрольная) тоже подвергалась гипнозу, но не искала символ сна. Повторно загипнотизированные девушки из ПГВ-группы визуализировали свои символы в качестве подсказки для осознания потом ночью себя во сне. Проведенный затем эксперимент в лаборатории сна показал, что в первой группе (ПГВ) осознанные сновидения были более длительными, более содержательными и интересными, чем в контрольной группе. Кроме того, у девушек из ПГВ-группы и впоследствии было больше осознанных сновидений, чем у девушек из контрольной20.

 

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ: ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ ОСОЗНАННОГО СНОВИДЕНИЯ

 

Характерной особенностью способов вхождения в осознанное сновидение, обсуждавшихся в этой главе, является перенос намерения осознать себя во сне из бодрствующего состояния. МВОС, например, основывается на способности помнить, что нужно сделать в будущем: "Когда я буду спать, я не забуду осознать, что сплю". Однако, вспомнить, что нужно сделать, бывает нелегко и в бодрствующем состоянии, чего уж говорить о сне!

В последние годы мои исследования в Стэнфорде имели целью помочь спящему вспомнить свои намерения. Я пришел к выводу, что если бы человеку можно было напомнить о его намерении каким-нибудь сигналом из внешнего мира, то, по крайней мере, половина задачи была бы выполнена. Все, что потребуется от него в таком случае -- это вспомнить, что такой сигнал означает.

Подать сигнал, который проник бы в сновидение, не так уж трудно, как может показаться. Хотя во время сна мы не осознаем окружающий мир, наш мозг продолжает обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Мы не так уж беззащитны в этом состоянии -- почувствовав что-то незнакомое и, следовательно, потенциально опасное, мы всегда стремимся проснуться. Этот бессознательный контроль связывает случайные обрывки происходящего вокруг нас с нашими снами. Моя исследовательская группа в Стэнфорде провела поиски вариантов подсказки (стимула), которая могла бы быть легко проникать в сновидение.

Свои эксперименты мы начали, наверное, с наиболее очевидной подсказки: на магнитофон записывалось сообщение: "Это сон!"21. Мы отслеживали ритмы мозга, движения глаз и другие физиологические параметры у четырех испытуемых во время сна. Когда они находились в БДГ-сне, через динамики, находившиеся над их койками, воспроизводилась запись с постепенно увеличивающейся громкостью. Испытуемые в этом эксперименте были уже квалифицированными сновидцами, поэтому процент успеха был высок. Запись воспроизводилась 15 раз и вызвала пять осознанных сновидений, Начало трех из них совпало с моментом, когда спящие услышали во сне фразу "Это сон", два другие начались тоже когда проигрывалась запись, но испытуемые этой фразы не помнили.

Однако, в десяти случаях мы потерпели неудачу, которая выявила две главных трудности такого рода стимулирования: спящий может либо проснуться, либо не распознать значения символа. Восемь раз испытуемые просто просыпались. Но даже если все проходило нормально, и испытуемый не просыпался, это само по себе не гарантировало успеха. В двух случаях сообщения проникали в мир спящего, но у него не хватало присутствия духа понять, что это значит. В одном особенно забавном случае испытуемый пожаловался, что кто-то во сне настойчиво твердил ему: "Ты спишь", но он не обратил на это сообщение никакого внимания! Эта и последующие наши попытки стимулирования осознанных сновидений внешними сигналами убедили нас, что таким способом человеку можно помочь осознать, что он спит. Тем не менее, он должен приложить усилия к тому, чтобы подготовить свой ум к восприятию сигнала и суметь вспомнить, что он означает. Впоследствии мы стали использовать психотехники, описанные ранее в этой книге, в совокупности с внешней стимуляцией.

Наш следующий эксперимент был проведен в качестве дипломной работы Робертом Ричем, студентом-психологом. Поскольку предыдущие исследования показали, что тактильные стимулы легче интегрируются в сновидение, чем визуальные или слуховые, он решил использовать их в качестве сигнала к возникновению осознанности22. Для этой цели мы применяли вибрацию, передаваемую через матрац, когда испытуемый находился в БДГ-сне23.

Участники этого эксперимента проделали много упражнений, подготавливающих психику. День перед лабораторной записью они носили у себя на лодыжке вибраторы, которые несколько раз в течение дня включались таймером. Каждый раз, ощущая вибрацию, они выполняли упражнение, включавшее проверку состояния и напоминание, что ощущение вибрации во сне равнозначно тому, что они спят.

В течение одной или двух ночей, проведенных в лаборатории, у одиннадцати из восемнадцати испытуемых были осознанные сновидения. Всего у них было 17 осознанных сновидений, 11 из которых возникли в связи с вибрациями. Одним вариантов восприятия вибрации, был хаос в мире сна: "Я "поплыл" в кровати, электроды натянулись, и стены стали двигаться из стороны в сторону. Потом в углу появился Стивен и сказал: "Если начались сверхъестественные вещи, ты знаешь, что это означает: ты спишь..."

Этот испытуемый понял, что происходящее сверхъестественно, понял, что он спит и уплыл к звездам. Таким образом, мы приблизились к открытию эффективного способа стимулирования осознанности во сне. Но вибрация, хотя и была относительно эффективным стимулом, требовала ряда сложных технических решений, поэтому мы продолжили свой поиск.

Следующее, что мы проверили, был свет. Свет около спящего человека редко вызывает у него чувство опасности, поэтому он легко может быть интегрирован в сон, не разбудив при этом спящего. В одном эксперименте мы снимали физиологические параметры 44-х испытуемых, когда они спали в модифицированных очках для плавания с вмонтированными красными светодиодами24. Спустя несколько минут после начала БДГ-сна, когда испытуемые уже должны были погрузиться в него, мы на короткое время включали свет в очках. В дальнейшем для обнаружения БДГ-фазы и включения света мы стали использовать компьютер. Этот прибор был первым прототипом "Дримлайта"25, о котором речь в следующем разделе.

В эксперименте со светом осознанные сновидения были у 24 из 44 испытуемых, в течение ночи, проведенной в лаборатории (большинство из них провели там только одну ночь). Всего испытуемые провели в лаборатории 58 ночей и сообщили в целом о 50-ти осознанных сновидениях. Как и следовало ожидать, те, кто обычно видел осознанные сновидения чаще, легче добивались этого и при помощи света. Из 21 испытуемого, имевших не менее одного осознанного сновидения в месяц, 17 (68 %) один или более раз видели их и в лаборатории, в то время, как среди 14 сообщивших о менее чем одном осознанном сновидении в месяц, таких было 5 (26 %). Тем не менее, двое из трех человек, до этого ни разу не видевших осознанных сновидений, смогли испытать их с помощью световой стимуляции.

Другие исследования показали, что люди, запоминающие хотя бы одно сновидение за ночь, по крайней мере один раз в месяц видят осознанные сны26. Поэтому логично заключить, что людям, хорошо запоминающим сны, световое стимулирование может оказать большую помощь в осознанном сновидении.

Мигающие красные огоньки на очках интегрировались в сон удивительно разнообразно. Испытуемым нужно было быть готовыми к самым неожиданным и специфическим изменениям освещения во сне. Вот один из примеров светостимулированного осознанного сновидения: "Женщина вручила мне какой-то не то металлический, не то белый предмет, который отсвечивал мне в лицо, и я понял, что это подсказка. Она была красивой блондинкой, я понял, что это сон, и обнял ее крепко, с благодарностью и любовью, ощутив, как она растворилась во мне..."

Результаты наших исследований продемонстрировали, что с помощью сенсорных стимулов можно в лабораторных условиях помочь человеку осознать себя во сне. Однако, нам хотелось, чтобы люди могли пользоваться этим методом и дома, не оборудуя там лабораторию сна. Так мы начали работу над "Дримлайтом", портативным прибором для стимулирования осознанных сновидений. Свет не только является эффективным средством, помогающим людям осознать себя во сне, но и вписывается в дизайн маски для сна, которая содержит как БДГ-контролирующие сенсоры, так и мигающие огни, стимулирующие спящего.

 

История "Дримлайта".

 

В "Осознанных сновидениях" я писал: "По моему мнению, разработка и производство эффективного прибора для осознанного сновидения является только вопросом времени; сейчас это одна из приоритетных задач моих собственных исследований... техника могла бы помочь новичкам сделать первые шаги, избавив их от многих лет бессистемных бесплодных усилий"27. Вскоре после публикации этой книги я начал работу над созданием такого прибора. Эксперименты, описанные выше, показывали, что можно стимулировать осознанные сновидения в лабораторных условиях.

В сентябре 1985 года я получил письмо от Даррела Диксона, инженера из Солт-Лейк Сити, выразившего заинтересованность в разработке прибора для осознанного сновидения и предложившего свою поддержку. Я дал ему схему, и вскоре он сделал наш первый опытный образец. Это была пара черных ящиков, служивших для передачи информации о движениях глаз портативному компьютеру. Чувствительные элементы в маске, надеваемой спящим, следили за движениями глаз, а компьютер определял уровень активности этих движений. По достижении достаточно высокого уровня компьютер посылал аппаратуре сигнал, включавший мигающие огни в маске. Эта первая установка напоминала макет для научно-фантастического фильма 50-х годов, с металлическими коробками, усеянными кнопками, разнообразными кабелями, с маской, переделанной из очков для плавания и мигающими красными огнями. Тем не менее, она работала! Одна испытуемая на вторую ночь с использованием этого прибора увидела следующий сон:

 

"Я сижу в машине возле универмага. Огоньки в очках начинают мигать. Я чувствую их на своем лице. Я жду, пока они погаснут, чтобы проверить реальность. Я протягиваю руку, чтобы снять очки... а их там больше нет, и, все еще сидя в фургоне, я решаю проверить реальность, прочитав долларовую банкноту. Слово оказывается неверным, и я заключаю, что сплю. Я выхожу наружу и лечу. Я чувствую себя прекрасно. На улицах светло и солнечно, свежо и свободно. Я перелетаю через здание, и мне в глаза бьет солнце -- вот это свет! Он смывает все образы, поэтому я верчусь вокруг своей оси. Заканчивается все в универмаге, где я, потеряв осознанность, рассказываю друзьям о своем опыте".

 

В последние несколько лет стэнфордской исследовательской группой было проведено несколько лабораторных исследований с использованием "Дримлайта". Кроме того, возможность использовать его дома имели участники двух курсов осознанного сновидения.

В эксперименте с использованием "Дримлайта" в домашних условиях мы исследовали несколько различных факторов, влияющих на успех в осознанном сновидении, в том числе различные виды и степени психической подготовки. Результаты наших предыдущих экспериментов по стимулированию осознанного сновидения свидетельствуют, что психическая подготовка играет в этом исключительно важную роль.

Применяемый в домашних условиях, "Дримлайт" очень эффективен, однако не более, чем практика МВОС. Использование же "Дримлайта" в сочетании с практикой МВОС приводило к синергическому взаимодействию, давая самую высокую частоту осознанных сновидений из всех возможных комбинаций. Наша первая проверка "Дримлайта" в группе показала, что те, кто одновременно с его использованием практиковали МВОС, имели в пять раз больше осознанных сновидений, чем не применявшие никаких психотехник28.

Значение психической подготовки при использовании "Дримлайта" велико потому, что если ваш ум не сосредоточен должным образом на идее осознания сна, вы можете не понять, что означает световая подсказка, даже если увидите ее во сне. Разработать же прибор, заставляющий вас видеть осознанные сновидения вряд ли возможно -- вы обязательно должны привнести чуточку своих усилий.

 

Разнообразие восприятий света

 

Одно из препятствий, возникающих на пути пользователей "Дримлайта" -- это необходимость распознать световую подсказку, какую бы форму она ни приняла во сне. Временами свет от маски прибора во сне выглядит, как и на самом деле. Однако в 80-ти процентах случаев он столь незаметно вплетается в сюжет сна, что спящий должен находиться в полной готовности принять сообщение из другого мира. Если же в момент подсказки он слишком погружен в сон, то результаты могут быть забавными, свидетельствуя о нашей склонности больше рационализировать, чем мыслить логически. Например, один испытуемый рассказал следующее: "Мы в походе -- спускаемся с горы. Дважды я вижу восхитительные сверкающие узоры в красных тонах, расходящиеся из одной центральной точки -- я назвал их "суфийским фейерверком". Я подумал, что за ними, вероятно, от нас что-то прячут, и почувствовал, что знаю нечто о значении этого путешествия, чего не знают мои компаньоны".

Психолог Джейн Гакенбах предположила, что людям не удается распознать свет во сне из-за некого психологического "сопротивления" идее осознанности по команде29. Однако, проявление света во многом сходно с признаками сна. Все мы по несколько раз за ночь упускаем возможность понять, что спим, несмотря на обилие аномальных событий, которые возможны только во сне. Это связано не с психологическими препятствиями к достижению осознанности, а с недостаточным умением распознавать признаки сна. Способность распознавать события, которые могут быть вызваны мигающим светом "Дримлайта", сопровождается исключительной проницательностью спящего, помогая таким образом ему достигать осознанности: "Я в составе туристической группы сижу в кинотеатре и смотрю фильм, когда экран вдруг гаснет и покрывается красным абстрактным геометрическим узором. Я понимаю, что это "Дримлайт", и что я сплю".

Световой стимул проявляется в снах многими способами. Пользователи "Дримлайта" сообщали о пяти различных видах его интеграции:

— интеграция без изменений -- свет возникает во сне как если бы человек бодрствовал. Например: "Я вижу мигающий свет, похожий на подсказку, как когда я бодрствую".

— интеграция в виде образа сна -- свет становится частью обстановки сна. Например: "Я заметил, что свет в комнате стал мигать".

— интеграция, когда свет налагается на обстановку сна -- свет входит в сон в виде однородного свечения, не имеющего источника среди образов сна. Например: "Мое поле зрения заполнилось двумя вспышками света".

— интеграция в виде узора, налагающегося на обстановку -- свет вызывает у спящего видения сверкающих узоров, иногда геометрических или "психоделических". Например: "Я вижу прекрасный узор в золотых и желтых тонах из ромбов, вложенных один в другой".

— интеграция в виде пульсации обстановки сна --— вместо света спящий видит только колебания, вызванные миганием. Например: "Я заметил, что вокруг меня все как-то мерцает".

 

Отличаются ли светоиндуцированные осознанные сновидения от спонтанных?

 

Светоиндуцированные осознанные сновидения, вероятно, отличаются от спонтанных по одной простой причине -- света. Отличаются ли они чем-либо еще -- нужно исследовать. Тем не менее, Гакенбах предположила недавно, что "искусственное стимулирование осознанности может неблагоприятно сказаться на качестве осознанного сновидения", и в результате приобретается опыт, "который не имеет такого психологического основания, как в случае естественного процесса"30. При всем уважении к моей коллеге, ее выводы мне кажутся совершенно не обоснованными. Она исходит из крайне спорной интерпретации небольшого количества данных, полученных от одного испытуемого. Это данные добровольного эксперимента, согласно которым, в восемнадцати светоиндуцированных осознанных сновидениях было больше сексуальных сцен и меньше полетов, чем в восемнадцати спонтанных31. Гакенбах заключила, что по сравнению с сексом, полеты являются "более архетипичными и представляют собой более высокую форму осознанности во сне". Единственным подтверждением этого вывода, приведенным ею, было то, что в медитационной группе, состоявшей из строгих в вопросах морали выходцев со Среднего Запада, полетов в сновидениях было в двадцать раз больше, чем секса. Вывод тем более спорный, что повторный анализ исходных данных показал, что у одного и того же испытуемого в светоиндуцированных осознанных сновидениях сексуальных сцен было столько же, сколько и в спонтанных. Что же касается полетов, то несколько спонтанных сновидений данного испытуемого просто начались с осознания того, что он летит. С учетом этой поправки, между относительным количеством полетов в спонтанных и светоиндуцированных осознанных сновидениях нет значимого различия.

Более правдоподобная гипотеза, касающаяся возможных различий между спонтанными и светоиндуцированными осознанными сновидениями, состоит в том, что последние могут быть менее рациональными и осознанными. Об этом свидетельствует хотя бы то, что для спонтанного достижения осознанности спящему требуется более согласованное состояние ума, чем в случае достижения осознанности по подсказке. Чтобы доказать или опровергнуть эту гипотезу, необходимы дополнительные исследования. Тем не менее, сообщения пользователей "Дримлайта" показывают, что светоиндуцированные осознанные сновидения могут быть такими же насыщенными, захватывающими и осмысленными, как и спонтанные. Это иллюстрируется следующими двумя сновидениями, рассказанными отважными онейронавтами Дарилом Хевиттом и Линн Левитан, которые сильно помогли нам в разработке "Дримлайта", тестируя каждую новую модель.

 

Во сне световая маска замигала. Я понял, что это значит, понял, что сплю и подал сигнал движением глаз. Место, где я находился, было лабораторией сна. Мне захотелось выйти, и вскоре я нашел закрытую стеклянную дверь. Я попытался пройти сквозь нее, как призрак, но вышло так, что я просто проломился сквозь нее. Я обнаружил открытое место среди деревьев и, с радостью поднявшись в воздух, полетел. С восхитительным настроением я поднимался в небо. Я перелетал через горы и видел новые горы, укутанные облаками, становившиеся все выше и выше. Иногда я сквозь леса устремлялся в глубокие долины,. Постепенно стемнело, и небо заполнилось звездами. Я взлетел очень высоко в небо, над горами. Были видны Млечный путь и луна. Я выбрал самую большую звезду и стал закручиваться вокруг себя, с намерением перенестись к ней. Вращаясь, я в экстазе катился по небу. Я был так возбужден, что мог чувствовать, как колотится мое сердце. Свет мигнул снова, и я сделал движение глазами, сигнализируя, что все еще в состоянии осознанности. Одной или двумя минутами позже я проснулся. (Д.Х., Сан-Франциско, Калифорния).

 

Мне снилось, что я попала в обстановку предыдущего сна -- странного вида парк, который превратился во что-то похожее на Рай. Я возвратилась, чтобы посмотреть, есть ли там какая-нибудь интересная пища. Прибыв на место, я увидела, что свет замигал. Я завертелась, чтобы не проснуться. Появился мой друг Л. Я попросила его помочь мне найти то, что я хотела. Я сознавала, что сплю, но была настроена дать событиям во сне развиваться своим чередом. Я увидела разного вида странные макаронные изделия. Я знала, что все на этом рынке "особенное", поскольку это "Рай". Насмотревшись на лапшу, я уставилась на вывеску, и стала наблюдать, как она меняется, поинтересовавшись, может ли она мне что-нибудь сказать. И что самое невероятное, после секундной паузы она произнесла: "Золотая земля". Это мало что для меня значило, но выглядело мило. Я предложила Л., пойти дальше и поискать другую вещь, которую я хотела. Мы шли через универмаг. Я подумала, что из-за такого "руководства" теряется контроль над сновидением, и тут же почувствовала, как сновидение и ощущение "бодрствования" стили интенсивнее. Дело в том, что обычно я слишком много повелеваю, манипулирую и думаю в своих осознанных снах, и, как мне показалось, это мешает восприятию чего-то, что можно было бы назвать "внутренним светом". Я выхожу. Вокруг темно. я начинаю подниматься. Звезды прекрасны. Л. внизу. Я приглашаю его полететь со мной. Он соглашается и находится рядом со мной до тех пор, пока свет не мигает вновь, и я просыпаюсь. (Л.Л., Рэдвуд-Сити, Калифорния).

 

Самую последнюю версию прибора, разработанного на основе исследований Стивена Лаберже, вы можете заказать на сайте http://www.mindmachine.ru/dreamstalker.htm


БУДУЩЕЕ ТЕХНОЛОГИИ ОСОЗНАННЫХ СНОВИДЕНИЙ

 

Созданная нами аппаратура способна в комбинации с умственными усилиями повысить в пять и более раз шансы человека осознать себя во сне. Это звучит замечательно, но пока нельзя сказать, что с помощью "Дримлайта" вы обязательно увидите осознанное сновидение. Так что работа продолжается.

Наши дальнейшие исследования процесса возникновения осознанности во сне, а также сопровождающих его состояний мозга и других систем, значительно расширят возможности стимуляции осознанных сновидений. И конечно, мы хотим передать эти знания вам, онейронавтам. Если вы хотите больше знать о "Дримлайте", о прогрессе в наших исследованиях, воспользуйтесь приглашением, сделанным в Послесловии.

 

ГЛАВА 4

 

СОЗНАТЕЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В СОН

 

ОСОЗНАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ, ИНДУЦИРУЕМЫЕ ИЗ СОСТОЯНИЯ БОДРСТВОВАНИЯ (ОСИСБ)

 

В последней главе мы говорили о стратегии осознанных сновидений, использующей перенесение идеи из мира бодрствования в мир сна, например, намерения осознать состояние сна, привычки критически проверять свое состояние или привычки распознавать признаки сна. Эта стратегия предназначена помочь человеку добиться осознанности во сне.

В данной главе для этой цели предлагается ряд совершенно иных ключей, основывающихся на идее сознательного вхождения в сон. Метод состоит в удержании осознанности при переходе из бодрствования в сон и позволяет входить в состояние осознанного сна без каких бы то ни было провалов в сознании. Эту идею можно воплотить множеством способов. Засыпая, вы можете сосредотачиваться на гипнагогических образах, на мысленных представлениях, на своем дыхании или сердцебиении, на ощущениях в теле, на своем "Я" и т.д. Если вы удержите свой ум достаточно активным, когда ваш мозг стремится погрузиться в БДГ-сон, то почувствуете, что тело заснуло, но вы, то есть ваше сознание, остались бодрствовать. В итоге вы оказываетесь в мире сна в полном сознании.

Эти две различные стратегии достижения осознанности приводят к двум различным типам осознанных сновидений. Случаи, когда люди засыпают с сохранением осознания, известны как осознанные сновидения, инициируемые из состояния бодрствования (ОСИСБ), в отличие от осознанных сновидений, инициируемых из состояния сна (ОСИСС), когда люди засыпают бессознательно1. Эти два типа сновидений различаются по множеству признаков. ОСИСБ всегда сопровождаются кратким пробуждением (иногда всего на одну-две секунды) с последующим возвращением в БДГ-сон. У спящего возникает субъективное ощущение, будто он проснулся. В случае ОСИСС это не так.

Хотя обе разновидности осознанных сновидений чаще происходят под утро, доля ОСИСБ в общем их количестве к утру тоже возрастает. Другими словами, ОСИСБ с большей вероятностью случаются в поздние утренние или полуденные часы. Это непосредственно видно из моих записей. Из 43 осознанных сновидений, произошедших во время первого БДГ-периода только одно (3%) было ОСИСБ, в то время как после полудня они имели место в 13 случаях из 32 (41%)2.

Вообще говоря, ОСИСБ встречаются реже, чем ОСИСС; при лабораторном исследовании, из 76 осознанных сновидений 72% оказались ОСИСС, и 28% -- ОСИСБ3. Интересно, что доля ОСИСБ, зафиксированная в лаборатории, значительно выше, чем в домашних условиях.

В моем конкретном случае, ОСИСБ составляют от 5% до 10% осознанных сновидений, имевших место в домашних условиях, в то время как среди моих первых 15 осознанных снов в лаборатории их было целых 40 %4.

Я вижу две причины такого различия: все ночи, проведенные в лаборатории сна, я сохранял высокий уровень осознанности в моменты пробуждения, и, кроме того старался поменьше двигаться, чтобы не вносить помехи в работу записывающей аппаратуры. Таким образом, при пробуждении из БДГ-сна в лаборатории у меня было больше шансов осознанно вернуться в него, чем дома, где у меня не было потребности ни в повышенном внимании к себе и к окружающей обстановке, ни в сохранении неподвижности. Это говорит о том, что при соответствующих условиях техника ОСИСБ может быть высоко эффективной.

Поль Толи отмечает, что несмотря на значительные усилия, которых требуют поначалу техники прямого вхождения в сон, отдача от них столь же значительна5. При соответствующей настойчивости с их помощью можно развить способность входить в осознанное сновидение практически в любое время.

 

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗАХ

 

Наиболее распространенная стратегия ОСИСБ заключается в сосредоточении в процессе засыпания на возникающих в это время гипнагогических видениях. Вначале вы, скорее всего, будете видеть относительно простые образы, вспышки света, геометрические узоры и тому подобное. Постепенно появляются более сложные формы: лица, люди, и, в конце концов, целые сцены6. Следующий пример "состояния полусна", как его называл русский философ П.Д.Успенский, дает живое представление о том, на что похожи гипнагогические видения:

 

Я засыпаю. Передо мной возникают и исчезают золотые точки, искры и звездочки. Эти искры и звездочки постепенно погружаются в золотую сеть с диагональными ячейками, которые медленно движутся в такт ударам моего сердца. Я слышу их совершенно отчетливо. В следующее мгновение золотая сеть превращается в медные шлемы римских солдат, строем марширующих внизу. Я слышу их мерную поступь и наблюдаю из окна высокого дома в Галате, в Константинополе, как они шагают по узкой улице, выходящей на старую верфь и Золотой Рог, с его парусниками и пароходами; за ним видны минареты Стамбула. Римские солдаты тесными рядами продолжают маршировать вперед и вперед. Я слышу их тяжелые, мерные шаги, вижу сияние солнца на их шлемах. Внезапно я отрываюсь от подоконника, на котором лежу, и в том же склоненном положении медленно пролетаю над улицей, над домами, над Золотым Рогом, по направлению к Стамбулу. Я ощущаю запах моря, ветер, теплое солнце. Этот полет мне невероятно нравится, я не могу удержаться -- и открываю глаза7.

 

Состояния полусна Успенского явились результатом привычки созерцать содержимое своего ума при вхождении в сон и в полусонном состоянии после пробуждения. Он отмечает, что делать это значительно легче утром после пробуждения, чем ночью перед сном и что "без определенных усилий" такие состояния вообще не возникают8.

Доктор Натан Раппорт, американский психиатр, выработал метод вхождения в осознанное сновидение, очень близкий методу Успенского: "Находясь в постели перед сном, экспериментатор каждые несколько минут прерывает поток мыслей и вспоминает их содержание, которое стремится исчезнуть перед каждым вторжением его навязчивого внимания"9. Эта привычка переносится и в сон, приводя кр езультатам, подобным следующим:

 

"Вспыхнул ослепительный свет, и мириады бликов брызнули от изумительной хрустальной люстры. Множество оригинально выполненных статуэток на камине напротив дальней стены, обшитой панелями в стиле рококо, привлекали к себе внимание, как и все экстравагантное. Справа веселая группа прекрасных дам с кавалерами в самых элегантных нарядах викторианской эпохи любезничали друг с другом. Какое-то время я бессознательно наблюдал эти сцены, пока наконец не понял, что это не реальность, а игра моего ума. Мгновенно картина стала сказочно красивой. С величайшей осторожностью мой полупроснувшийся ум стал ее рассматривать: я знал, что это замечательное видение можно разрушить грубым вторжением.

"Действительно ли эта мысленная картина неподвижна?" -- подумал я. Как бы в ответ, одна из юных леди грациозно провальсировала по комнате. Затем она вернулась в свою группу и, обернувшись ко мне через плечо, застыла с ослепительной улыбкой на милом личике. В целом, цветовая гамма картины была скромной, несмотря на калейдоскопические блики от люстры, изысканные голубые и кремово-розовые тона богатых декораций и костюмов. Я почувствовал, что мое внимание перешло на то единственное, что меня интересует в сновидениях -- на краски: изысканные, но в то же время живые, как бы светящиеся изнутри"10.

 

ТЕХНИКА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

 

Полностью расслабьтесь

Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и планам. Если вы только что проснулись, этого должно быть достаточно для расслабления. Если нет -- попробуйте применить последовательную релаксацию (стр.??53) или 61-точечную релаксацию (стp.??54). Пускай все утихает, становится все медленнее, все расслабленнее, пока ваш ум не станет спокойным, как море в безветренную погоду.

 

Наблюдайте за видениями

Осторожно сфокусируйте внимание на образах, которые постепенно будут появляться перед вашим мысленным взглядом. Смотрите, как они рождаются и исчезают. Старайтесь наблюдать за ними как можно более пассивно, чтобы они отражались в вашем уме такими, как есть. Не пытайтесь их остановить, а просто наблюдайте, независимо и безучастно. Поначалу вы будете видеть последовательность несвязных мимолетных видений. Постепенно они превратятся в сцены, становящиеся все более сложными, и в конце концов, объединятся в связные сюжеты.

 

Войдите в сновидение

Когда видения превратятся в подвижный, живой сценарий, позвольте себе быть пассивно "втянутым" в мир сна. Не делайте для этого усилий, просто продолжайте беспристрастно наблюдать за образами. Пусть ваш интерес к происходящему втянет вас в сон. Но следите за тем, чтобы этот интерес не притупил ваше внимание. Не забывайте, что теперь вы спите!

 

Комментарий

Наверное, самое сложное в этой технике -- научиться входить в сон на 3-м этапе. Трудность состоит в выработке утонченной бдительности, позиции беспристрастного наблюдателя, с которой вы даете втянуть себя в сон. Как подчеркивал Поль Толи: "Не стоит проявлять активность при внедрении в сюжет, поскольку это, как правило, приводит к его исчезновению"11. Здесь требуется пассивное желание, сходное с тем, что описано в предыдущей главе в разделе о самовнушении. По словам Толи: "Вместо активного желания внедриться в сюжет, следует попытаться пассивно дать перенести себя туда"12. Тибетский учитель дает похожий совет: "Осторожно наблюдая за своим умом, мягко ведите его в сновидение, как если бы вы вели за руку ребенка"13.

Другая опасность подстерегает вас уже в состоянии сна -- его мир может показаться таким реалистичным, что легко потерять осознанность, как случилось в начале описанного выше ОСИСБ Натана Раппорта. На этот случай Толи рекомендует иметь намерение выполнить во сне какое-либо действие; тогда, если вы вдруг утратите осознанность, то, вспомнив, что надо что-то сделать, вы можете ее восстановить.

 

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ВИЗУАЛИЗАЦИИ

 

Другой подход к ОСИСБ, наиболее принятый в тибетских традициях, предусматривает беспристрастную визуализацию символа одновременно с концентрацией на гипнагогических образах. Символичность этих образов может помочь сохранить непрерывность сознания в процессе возникновения сна. Здесь будут представлены три варианта этой техники: два -- из древних тибетских наставлений, датируемых VIII веком, и третий -- от современного учителя тибетского буддизма.

Возможно, вы обратите внимание, что в приводимых упражнениях образы визуализируются в области гортани. Психофизиология йогов считает, что наше тело содержит "тонкоматериальные центры сознания", именуемые чакрами. Их семь, и размещены они вдоль оси тела, от основания позвоночника до макушки. Считается, что горловая чакра, одна из них, регулирует состояния сна и бодрствования. Состояние, в котором мы находимся -- бодрствование, сон или сновидение -- зависит от степени ее возбуждения14. Любопытна параллель между функциями, приписываемыми горловой чакре древневосточными психологами, и установленной современными западными физиологами ролью ствола мозга в регулировании сна и бодрствования15. Я бы не стал отвергать, не проверив, утверждения таких дисциплинированных и внимательных наблюдателей как йоги, только из-за того, что они не укладываются в русло современной научной методологии -- системы стандартов, которой не существовало, когда зарождалась йога. Напротив, я с нетерпением жду дальнейших научных исследований идей древнего Востока.

Тибетские техники вхождения в осознанное сновидение непосредственно из бодрствующего состояния, приводимые в данной главе, включают специальный метод глубокого дыхания, именуемый "горшкообразным дыханием", из-за того, что нижняя часть живота при его выполнении надувается наподобие горшка. В следующем упражнении описана техника "горшкообразного дыхания".

 

УПРАЖНЕНИЕ:

РАССЛАБЛЕННОЕ ("ГОРШКООБРАЗНОЕ") ДЫХАНИЕ

 

Устройтесь поудобнее



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.105 с.)