Прокуратура. Основные направления деятельности. Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокуратура. Основные направления деятельности. Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания.



Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.

Направления деятельности. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

· за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),

· за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,

· за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

· надзор за исполнением законов судебными приставами;

· за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления деятельности прокуратуры:

· координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,

· международное сотрудничество,

· выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

ПН в данной сфере – это деятельность соответствующих прокуроров на досудебных стадиях уголовного судопроизводства в пределах их компетенции по обеспечению законности и соблюдению прав и свобод граждан при расследовании преступлений.

На досудебных стадиях уголовного судопроизводства деятельность прокурора должна обеспечить:

· Правильное решение вопросов о возбуждении уголовного дела, предъявлении обвинения, законности иных решений, принятых дознавателем или следователем.

· Объективность расследования в максимально короткие сроки

· Процессуальную независимость и самостоятельность следователя

· Правильное направление предварительного расследования.

Каждый прокурор действует в пределах своей компетенции, определяемой местом нахождения соответствующей прокуратуры в системе органов прокуратуры, а также предметной и территориальной подследственностью и подсудностью уголовных дел.

При осуществлении данного надзора прокурор также выполняет функцию уголовного преследования.

Предмет надзора – ст. 29 ФЗ «О прокуратуре»от 17.01.1992 г.(действующая редакция от 22.12.2014 г.):

· Соблюдение прав и свобод человека и гражданина на досудебных стадиях

· Соблюдение установленного порядка разрешения сообщений о преступлениях

· Соблюдение установленного порядка проведения расследования

· Законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия

Объекты надзора:

· Органы дознания – ст. 40 УПК РФ

· Дознаватели – они имеются в ОВД, ФСБ, в органах противопожарной службы, ФСКН, таможенных органах и ВС РФ.

· Начальник подразделения органа дознания

· Начальник органа дознания

· Органы предварительного следствия

· Следователи – СК РФ, ФСБ, ФСКН, ОВД

· Руководитель следственного органа

Иные участники уголовного судопроизводства не являются объектами ПН в данной отрасли.

Задачи ПН в данной отрасли:

· Защита прав и законных интересов лиц, а также организаций, являющихся потерпевшими от преступлений

· Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения её прав и свобод.

· Уголовное преследование виновных.

· Отказ от уголовного преследования не виновных.

· Реабилитация лиц, незаконно подвергнутых уголовному преследованию.

· Своевременное выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления

· Своевременное принятие мер к их устранению.

· Выявление нарушений закона при производстве предварительного расследования и принятие мер к их устранению.

В соответствии с законодательством и ведомственными правовыми актами Генерального Прокурора, в данной отрасли ПН выделяются следующие направления:

1. Соблюдение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении

2. Надзор за законностью возбуждения и от отказа в возбуждении УД

3. Надзор за законностью и обоснованностью применения мер пресечения и иных мер уголовно-процессуального принуждения

4. Надзор за законность и обоснованностью предъявления обвинения

5. Надзор за объективностью, полнотой и всесторонностью проведения дознания и предварительного следствия.

6. Надзор за законностью прекращения производства по УД или прекращения уголовного преследования.

7. Надзор за законностью принятия решений об окончании производства по УД.

8. Надзор за законностью и обоснованностью производства СД, затрагивающих конституционные права и свободы граждан.

9. Надзор за соблюдением законов при производстве иных СД

10. Надзор за соблюдением сроков производства дознания и предварительного следствия

11. Надзор за законностью и обоснованностью разрешения жалоб на действия и решения органов дознания и предварительного следствия

12. Обеспечение прав и свобод потерпевших и возмещение вреда, причиненного преступлением.

13. Обеспечение принципов уголовного судопроизводства

14. Обеспечение реализации прав граждан на участие в производстве предварительного расследования


17. Приостановление и прекращение дознания.

Статья 124. Окончание или приостановление дознания
Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела следователю.
Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, заканчивается составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении дела. При наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 208 настоящего Кодекса, орган дознания прекращает дело мотивированным постановлением, копия которого в суточный срок направляется прокурору. В остальных случаях составляется обвинительное заключение, которое со всеми материалами дознания представляется прокурору для утверждения.
При наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 195 настоящего Кодекса, орган дознания вправе приостановить производство по делу, по которому предварительное следствие не обязательно. О приостановлении дознания выносится постановление, копия которого в суточный срок направляется прокурору.

Комментарий к статье 124:
1. Дознание по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела сразу же по выполнении неотложных следственных действий или по истечении десятидневного срока.
2. Если орган дознания установил основания для освобождения лица от уголовной ответственности, дело, тем не менее, направляется следователю.
Орган дознания направляет дело следователю, если вопрос о подследственности не вызывает сомнений. В случае, когда дело подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется органом дознания не следователю, а прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие (см. ст. 119).
3. При установлении отсутствия события или состава преступления (п. п. 1 и 2 ст. 5) орган дознания вправе прекратить дело, поскольку в этих случаях нет необходимости продолжения расследования следователем и вопрос о подследственности не возникает.
4. Постановление о направлении дела следователю составляется и в случаях, когда следователь решает приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органом дознания всех неотложных действий.
5. Если в процессе дознания, начатого по делу при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия не обязательно, устанавливаются обстоятельства, указывающие на подследственность дела следователю (совершение преступления несовершеннолетним, лицом, заболевшим душевной болезнью, невменяемость обвиняемого, установление квалифицирующего признака), орган дознания должен немедленно вынести постановление о направлении дела по подследственности.
6. При получении указания прокурора о передаче дела следователю (см. ч. 1 ст. 126, п. 9 ч. 1 ст. 211) орган дознания направляет дело с сопроводительным письмом, вынесение постановления не требуется.

18. Окончание предварительного расследования. Обвинительный акт. Направление материалов уголовного дела в суд.

Окончание предварительного расследования – это его заключительный этап, на котором принимается итоговое для данной стадии решение.

Итоговое решение определяет виды окончания расследования (ч. 1 ст. 158 УПК):

1) Прекращение уголовного дела,

2) Направление дела в суд через прокурора:

* с обвинительным актом, если по делу проводилось дознание в общем порядке,

* с обвинительным постановлением, если по делу производилось дознание в сокращенной форме,

* с обвинительным заключением, если по делу проводилось предварительное следствие,

* с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, если следствие проводилось в отношении невменяемого.

На этапе окончания предварительного расследования стоят следующие задачи:

* проверить качество проведенной досудебной подготовки материалов для формирования окончательного обвинения или отказа от него;

* обеспечить права сторон на ознакомление с делом, на выдвижение своей позиции и представление собственных доказательств;

* в необходимых случаях дополнить материалы расследования и устранить допущенные процессуальные нарушения.

В какой бы форме ни осуществлялось предварительное расследование по конкретному уголовному делу при его окончании, сопряженном с направлением дела прокурору, а затем в суд, у следователя, дознавателя или другого должностного лица, расследовавшего дело, должна быть твердая убежденность в подтверждении собранными доказательствами в первую очередь события преступления и виновности в его совершении лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Должна быть у соответствующего должностного лица убежденность и в том, что в ходе расследования выполнены все действия, необходимые для проверки (подтверждения или опровержения) иных обстоятельств, образующих предмет доказывания по уголовному делу. При этом собранные по делу доказательства тщательно оцениваются как каждое в отдельности, так и в совокупности со всеми другими. Решение об окончании предварительного следствия принимается, когда устанавливается, что оно проведено полно, объективно и всесторонне.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.006 с.)