Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная обусловленность правовых норм.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Законы, если они являются воплощением права, а не произвола, должны отражать объективные правовые потребности общества, которые в свою очередь детерминированы (обусловлены) содержанием экономической, социальной, политической, идеологической и др. сфер. Следовательно, юриспруденция есть нормативная форма отражения социального бытия. Социальная обусловленность норм права вызвана также природным неравенством людей, которое является изначальным и естественным, и не может быть нивелировано никакими иными средствами кроме социальных, в системе которых особая роль отводится праву. Посредством права можно усилить неравенство, а можно их сгладить. История показывает, что существовало множество попыток и поисков найти рациональные механизмы сглаживания природного неравенства. Одновременно история показывает, что наука не может выборочно определить, в какой пропорции должны сохраниться отношения существования природных неравенств и какие надо прилагать усилия по стиранию этого неравенства. Под влиянием идеологических и конъюнктурных интересов были попытки ввести систему уравнительных отношений и, как показывает опыт нашей страны, это привело к резкому снижению динамичного развития. Для того чтобы правовые нормы действительно были отражением реальных общественных отношений и продуктивными в их регулировании нужны серьезные социологические последствия, призванные раскрыть соотношение различных факторов в содержании правовых норм. Для уяснения существа процесса правотворчества необходимо выделить этапы, в которых отражается социальная обусловленность правотворческой деятельности (государственная деятельность, в результате которой образуется, поддерживается и развивается система законодательных актов и других правовых норм). Государственная воля в правовой норме реализуется посредством: а) Санкционирования уже фактически сложившихся норм поведения б) Непосредственной выработки новых норм компетентными правотворческими органами Формирование правовых норм включает в себя уяснение следующего: I/ Кто и как предлагает и изменяет решения 2/ Кто и как применяет эти решения 3/ Какова вероятность их изменения 4/ Какие экономические, политические, социальные и идеологические факторы обуславливают принятие данных норм 5/ Интересы каких социальных групп они отражают 6/ Как нормы права выполняются 7/ Какова их эффективность Периодизация правотворческого процесса состоит из шести этапов: 1)Этап определения условий принятия законодательного акта 2) Этап подготовки текста законодательства 3) Этап обсуждения проекта 4) Этап внесения проекта на рассмотрение законодательного органа (важна мотивация принятия закона) 5) Этап обсуждения проекта в законодательном органе 6) Этап вступления акта в силу Все перечисленные социальные проблемы правотворческого процесса можно объединить в три основные группы, необходимые для изучения: I Общественные отношения, иные общественные явления и процессы, вызывающие потребность (необходимость, желательность) в правовом регулировании и соответствующие им социальные институты, в чем они являются причинами законотворческой инициативы. IIОбщественные отношения в механизме правотворческой деятельности, стимулирующие тормозящие или видоизменяющие ее развитие (здесь действуют интересы участников данного процесса) IIIОбщественное мнение, интересы и установки населения граждан и должностных лиц, непосредственно не участвующих в подготовке законопроектов.
Социальные функции и эффективность права. К основным функциям права относят следующие: 1. Интеграционная - призвана обеспечить сплочение социальных образований (групп, классов, этносов, общества в целом). Правовая система выступает важным инструментом, объединяющим политическую систему общества в целостность, укрепляет связь между ее элементами. Посредством функционирования правовой системы обеспечивается социальное и национальное согласие в обществе, стимулируется деятельность людей в русле прогрессивных тенденций и пресекается деятельность, разрушающая социальную целостность. 2. Регулятивная. Все субъекты правоотношений наделены определенными правами и обязанностями по отношению друг к другу, к государству и его органам. В упорядочивании этих взаимоотношений значительную роль играет право, система правовых норм, действующих в данном обществе. Регулятивная роль права, с одной стороны, обеспечивает закрепление существующих общественных отношений, а с другой — их развитие, создание благоприятных условий для саморазвития общества. 3. Охранительная. Данная функция весьма близка к регулятивной и также опирается на существующие нормы права. Но главная нацеленность этой функции состоит в предотвращении правонарушений. В рамках правоохранительных отношений через эту функцию реализуются меры государственного принуждения. Охранительная функция обеспечивает защиту интересов граждан, социальных групп, общества в целом. Вместе с тем следует иметь в виду, что непосредственно охранительный аспект правовых норм выражается в указании на варианты юридически значимых действий, не выходящих за рамки существующих норм и интересов общества. Вместе с тем эта функция обусловливает четкую формулировку в нормах права запрета на совершение определенных действий, наносящих ущерб конкретным гражданам и обществу. 4. Коммуникативная. Человек — существо информативное. Все мы живем в разветвленной системе информационных связей. Без понимания данного факта невозможно объективно понять суть общественных процессов, невозможно рациональное их регулирование. Вся жизнь непосредственно связана с получением, восприятием, усвоением, хранением и использованием социальной информации. В этой системе информационной связи особое место принадлежит правовой информации, специфика которой состоит в том, что она носит предписывающий характер. Существующие юридические нормы доводят до сведения граждан позицию государства о требуемом, информируют о средствах и способах достижения желаемого результата своей деятельности, о санкциях, которые могут наступить при нарушении правовых норм. Эффективность действия права слагается, по меньшей мере, из трех компонентов. Действенность правовых норм зависит, во-первых, от содержания самих норм права, то есть от того, отражают ли данные нормы реальные процессы, характер существующих отношений данного общества. Во-вторых, действие норм права во многом зависит от уровня правовой культуры граждан данного общества. В свою очередь, в основе правовой культуры лежит правосознание, знание норм права. Вопросы правосознания, правовой культуры являются весьма актуальными для любого общества, а тем более общества российского. Итак, социальная эффективность права, степень этой эффективности во многом зависит от того, насколько граждане знают право, каково их правосознание, стремятся и обращаются ли они к правовой норме для решения тех или иных проблем. В-третьих, социальная эффективность права существенно, а по большому счету, и определяющее зависит от деятельности правоохранительных, правоприменительных институтов. Суды, прокуратура, милиция, учреждения определяют то, как действуют правовые нормы. Именно от работы этих институтов зависят механизмы применения норм, обращение к норме граждан. Существенным здесь является вопрос доверия граждан к этим институтам. Если они их уважают, следовательно, и свои проблемы пытаются решать в рамках правового поля с помощью этих институтов. Если нет, то находят другие механизмы, пути отстаивания своих интересов, которые зачастую могут носить криминальный характер. Таковы основные факторы, определяющие социальную эффективность права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.009 с.) |