Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнение – логический прием, состоящий в установлении сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данный прием имеет сложный операционный состав, поэтому для успешного самостоятельного применения его обучающимися недостаточно простого показа использования этого приема на каком-либо образце. Обучающихся необходимо познакомить и научить выполнять каждую из операций, входящих в данный прием. Обязательным условием на начальном этапе работы по изучению приема сравнения является чередование осуществления мыслительных операций и их словесного объяснения. Прием сравнения состоит из следующих операций: 1. Выделение основания для сравнения. 2. Выделение признаков сходства сравниваемых объектов по определенному основанию. 3. Выделение признаков различия сравниваемых объектов по определенному основанию. 4. Вывод о сходстве и различии данных объектов. Усвоение приема сравнения предполагает целую систему логических знаний: признаки объектов, признаки общие и различные, существенные признаки, выделение основания для сравнения. Сравнение может ограничиться только фиксацией сходства или различия, т.е. осуществляться на уровне непосредственного восприятия данных объектов. Такое сравнение называется неполным. Сравнение по сходству называют сопоставлением, а по различию – противопоставлением. Если сравнение заканчивается определенными выводами, то его можно назвать полным. Для выполнения полного сравнения нужно ответить на два вопроса: «Чем похожи?» и «Чем отличаются?». Данный прием имеет сложный операционный состав, поэтому для успешного самостоятельного использования его детьми недостаточно простого показа применения этого приема на каком-либо образце. Необходимо научиться выполнять каждую из операций, входящих в прием, и только после этого применять его для решения различных задач. В состав приема сравнения входят следующие основные операции: а) выделение сходных и различных признаков предметов; б) расчленение признаков на существенные и несущественные; в) выделение признаков, являющихся основанием сравнения; г) формулировка вывода из проведенного сравнения. Раскроем этапы формирования данного логического приема: 1. Практический этап – сравнение с помощью наложения или приложения предметы по высоте, ширине, длине, размеру (площади, объему), количеству. 2. На зрительном этапе осуществляется сравнение не только конкретных предметов, но и их изображений. 3. Этап моделирования – сравнение предметов по признакам с использованием знаков. 4. Словесное сравнение – сравнение предметов по представлению, без наглядности. Например, назовите, чем отличается книга от тетради; ручка от карандаша; осень от весны; дерево от кустарника и т.п. 5. Этап сравнения предметов по существенным признакам. Различение – прием, сходный с определением, состоит в том, что неизвестный предмет мысли сопоставляется с другим, хорошо известным, при этом подчеркиваются признаки отличительные.
Тема 60: Анализ и синтез как логические приёмы. Первоначально у субъекта познания складывается общая картина исследуемого объекта с нулевым представлением о его внутренней структуре, составляющих его элементах и связях между ними. Хотя именно знание внутренней структуры является предпосылкой раскрытия сущности объекта. Постепенно гносеологическое отношение обогащается конкретизацией представлений о существенных признаках объекта, связи элементов его структуры. Чтобы получить эти конкретные представления, субъект познания мысленно или практически расчленяет объект на его составляющие, а затем изучает их, выделяя признаки и свойства, связи и отношения, выявляя их роль в системе целостного объекта. После выполнения этой процедуры части сводятся в единое целое, а субъект получает конкретно-общее представление сущности объекта. Эта задача решается с помощью анализа и синтеза. Анализ - это расчленение целостного объекта исследования на его составляющие с целью их всестороннего изучения. Синтез - это восстановление целостности объекта посредством соединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон, отношений в единое целое. Различают четыре разновидности анализа и синтеза: 1. Природный анализ — разъединение предметов на части, и природный синтез — объединение этих частей в новые предметы, в соответствии с возможностями, существующими в природе. 2. Практический анализ — разъединение предметов на компоненты, и практический синтез — объединение их в целостности, в соответствии с возможностями практики, которые в природе никогда не реализовались бы. 3. Мысленный анализ — отделение от предметов того, что ни в природе, ни на практике неотделимо, и мысленный синтез — соединение того, что в соответствии с законами природы соединить невозможно. 4. Метаанализ и метасинтез — то есть анализ и синтез знаний о мире, в отличие от анализа и синтеза объективно существующих предметов. Объективной предпосылкой аналитико-синтетической деятельности человеческого познания является структурность природы, ее способность к процессам объединения и разъединения, созидания и разрушения. Природа давала человеку наглядные уроки анализа и синтеза, а человек усваивал их в процессе практического освоения мира. В этом смысле анализ и синтез являются самыми простыми приемами познания и в то же время самыми универсальными. Они успешно применяются на всех уровнях и во всех формах гносеологического отношения в системе "субъект-объект". Анализ и синтез как элементарные приемы гносеологического отношения, взаимосвязаны. Они взаимно предполагают друг друга. Эффективность еще более усиливается, если анализ и синтез увязываются с другими приемами познания, в частности с абстрагированием, индукцией, дедукций, обобщением. И наконец, анализ и синтез как приемы познания, могут использоваться на всех уровнях и во всех формах познания. Но в каждом случае технологическая "матрица" этой познавательной операции будет нести на себе печать объекта познания, его значимость.
Тема 61: Абстрагирование и конкретизация как логические приёмы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.01 с.) |