Психологический одегектор лжи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический одегектор лжи»



Последний вид информационного взаимодействия представляется исключительно важным, поскольку в процессе речевого общения невербальные компоненты

— подчеркнем это еще раз — оказывают сильнейшее влияние на смысл произносимых слов и, вообще, — на всю психологическую сущность общения, в частности, на убедительность или неубедительность речи, действенность или не действенность ее на слушателя, искренность или неискренность высказывания.

Как уже упоминалось выше (см. § 3.11), искренность высказывания характеризуется гармоническим единством вербальных смыслов и невербальных форм речевого поведения (интонация голоса, жест, мимика и др.). В случае же неискренности и, тем более, — явной лжи обязательно проявится в той или иной степени дисгармония невербальных смыслов по отношению к вербальным; они стыдливо будут молчать или предательски противоречить, например, фальшивым уверениям в любви и преданности. «Слова даны нам, чтобы скрывать свои мысли», — утверждал Талейран и в своем деле дипломата-хамелеона был прав. Но подсознательная непроизвольная природа невербального поведения сплошь и рядом вьщает неискренность человека.

Неискренность проявляется не только в дисгармонии невербальных выразительных движений по отношению к словам, но и в противоречиях элементов невербального поведения. Так, фальшивая улыбка выдает себя тем, что не гармонирует с холодным, безучастным, а то и прямо негативным выражением глаз. Ибо при искренней улыбке прежде всего улыбаются глаза, «светятся улыбкой». Кроме того, фальшивая улыбка, как «маска светской учтивости» характеризуется (по данным японских психологов) симметричным сокращением лицевых мышц, а при неискренней — несимметричным.

Искренность непроизвольно проявляется в гармоническом единстве жеста и интонации голоса. В этой связи известный кинорежиссер С. Эйзенштейн удачно назвал интонацию голоса «звуковым жестом», подчеркивая единонаправленную выразительную сущность этих двух видов невербального поведения человека. Поэтому дисгармонии вербально-невербальных смыслов, как фальшивые ноты в музыке, обязательно улавливаются слушателем-коммуникантом (сознательно или чаще интуитивно-подсознательно) в соответствии с его социальным опытом и природной предрасположенностью к адекватному восприятию невербальной информации. Даже дети, как известно, формируют по этим признакам свое отношение к взрослым. Известно, что К.С. Станиславский, наблюдая игру актеров на репетиции, нередко восклицал: «Не верю!» — требуя большей правдивости и естественности сценического воплощения образа героя пьесы (интонации голоса, поведение).

Таким образом, в психике человека существует своеобразный, созданный самой природой детектор лжи, основанный на обнаружении дисгармонии вербально-невербальных смыслов. Чувствительность нашего психологического «детектора лжи», естественно, разная, в зависимости от индивидуальных и типологических характеристик каждого конкретного субъекта восприятия. Следует ожидать (и это экспериментально подтверждается!), что такого рода «детектор лжи» лучше развит у людей с доминированием правополушарной активности мозга, т.е. в целом у представителей «художественного» типа личности (см. §3.13) по сравнению с «мыслительным» типом, а также у представительниц «слабого пола» по сравнению с «сильным», что в определенной мере и компенсирует фактор «слабости» «слабого пола».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отечественной литературе практически отсутствуют данные о систематических исследованиях голоса человека как средства невербальной коммуникации. Приведенный краткий обзор современных экспериментально-теоретических исследований и представлений о человеке как носителе различных видов невербальной информации— в основном по работам автора и его сотрудников, — существенно восполняет этот пробел. Вместе с тем за кадром остается кинесика — жест, поза, мимика, — а также проксемика — пространственные взаимоотношения людей в процессе общения. Данные этого рода, хотя также далеко недостаточно, но все же нашли отражение в литературе (см. Лабунская, 1986; Jandt, 1976; La France, Mayo, 1978 и др.). Из переведенных трудов можно указать на работы Ниренберг и Калеро (1992), а также Аллана Пиза (1992) эти издания, не претендующие на обстоятельное научно-теоретическое обоснование проблемы, тем не менее, представляют определенный интерес для практического психолога, как собрание достаточно тонких наблюдений за непроизвольными выразительными движениями людей в разных психологических состояниях в процессе общения и несомненно важных для взаимопонимания людей.

Об особенностях невербальной коммуникации по сравнению с речью в данном обзоре говорилось неоднократно. В заключение подчеркнем еще одну весьма существенную особенность эволюнионно-исторического характера: невербальная коммуникация носит в целом иконический (изобразительный) характер, в то время как вербальной речи присуща конвенциональность, т.е. условная знаково-символическая форма Изобразительная иконическая сущность невербальной коммуникации проявляется в том, что ее коды и сигналы как бы отражают особенности предметов и событий, о которых они сигнализируют. Характерный пример —развитие речи ребенка На определенной стадии ребенок изобретает свои словоформы для обозначения предметов и событий окружающего мира, изображая голосом предметы и события. Так «машина» изображается звуками «би-би», молоток — «тук-тук», еда — «ням-ням», курица — «ко-ко», собачка — «гав-гав» и т.д и т.п. И лишь впоследствии эти временные детские звукоподражательные «слова-изображения» постепенно будут замещены словами из язьжового лексикона взрослых, параллельно с овладением ребенком грамматическими и фонетическими нормами, характерными для его родного язьжа Таким образом, звукоподражательный язьж ребенка по своей сути ближе к невербальной коммуникации, нежели к вербальной, характерной для детей более старшего возраста и взрослых.

Иконическая природа невербальной коммуникации лежит в основе ее всеобщей понятности, т.е. независимости от языковых барьеров. В такой же мере конвенциональная сущность каждого из язьжов народов мира является причиной языковых барьеров.

Невербальная коммуникация - необъятное поле исследования. В этой книге мы лишь кратко коснулись ряда основных ее характеристик, связанных, как уже говорилось, с поистине удивительными свойствами звуковых волн, порождаемых голосом человека, передавать слушателю не только физический образ говорящего, но и его сложнейшие психологические свойства и состояния. Здесь еще много действительно загадочного и неизученного. Если процесс отражения в звуке голоса человека его психофизических состояний является на сегодня в определенной степени исследованным, то трансформация сложного узора речевых акустических колебаний в психический образ говорящего - т.е. в его психологический портрет в сознании слушателя, - представляется интереснейшей задачей дальнейших исследований. Это одна из сложнейших сторон, разрабатываемой Институтом психологии РАН проблемы субъекта (Брушлинский, 1996)- выяснение психологических механизмов отражения человеком объективной реальности.

В заключение следует отметить, что исследование невербальной коммуникации помимо научно-теоретического представляет несомненный практический интерес для решения целого ряда задач в области социальной психологии (типология человека), политики (психологический портрет политика по его голосу), искусства (профотбор лиц художественных профессий), средств массовой информации (эмоционально-эстетические свойства речи дикторов радио и ТВ), инженерной психологии (профотбор операторов по критерию адекватности восприятия невербальной информации), медицины (диагностика нарушений эмоциональной сферы с применением теста на эмоциональный слух), педагогики (ранняя профориентация), менеджмента (портрет коммерсанта по его голосу), криминалистики («фоторобот» по голосу) и др. Указанные прикладные аспекты обозначены практически во всех разделах настоящей монографии, а более подробно развиты нами в специальных публикациях, приведенных в списке литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. М, 1986.

Альтман Я. А. Локализация звука. — Л., Наука, 1972.

Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. — Л.,

Наука, 1976.

Бару А. В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов //

Сенсорные системы. — Л., Наука, 1977. — С. 85-114.

Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека.— Л., 1980

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение/Пер. с англ.—М., Мир, 1988.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.—М., МГУ, 1982.

Бодалев А. А. Психология общения. —М., 1996.

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995.

Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные ассиметрии человека.—М., 1988.

Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления (методологический анализ) // Мышление: процесс, деятельность, общение.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва - Воронеж, 1996.

Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. — Минск, 1990.

Воронин СВ. Основы фоносемантики. — Л., ЛГУ, 1982.

Вудвортс Р. Экспериментальная психология. — М., ИЛ, 1950.

Выгодский Л. Мышление и речь. Избранные психологические исследования.—М., 1963.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М., Наука, 1980.

Горелов И.Н. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности //

Исследование речевого по мышления в психолингвистике.— М., Наука, 1985.—116-149.

Гребенникова Н.В, Васильева А.Г., Удач-наБ.Г. Влияние различных видов музыки на психологическое состояние человека // Невербальное поле культуры. — М., 1995.

Гусева Е.П., Лавочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова. Эмоциональные аспекты музыкальности // Художественный тип человека. Комплексные исследования. — М., 1994.—С. 122-138.

Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996.

Жданов В.Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства. М., 1996.

Женило В.Р. Анализ параметров частоты основного тонаголоса человека для автоматической идентификацииличности. — М., 1988.

Жуков В. И. Социальное образование и развитиецивилизации. М., 1996.

3индер Л.Р. Общая фонетика. — М., Высшая школа, 1979.

Златоустова Л.В., Потапова. Р.К., Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладная фонетика. / Подобщей редакцией Р.К. Потаповой - М., МГУ, 1986

Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — М.,1994.

Иди М. Возникновение человека Недостающее звено /Пер. с англ.—М., Мир, 1977.

Колшанский Г.В. Паралингвистика. — М.,Наука, 1974.

Костриков К.Н. Массовая культура: старый феномен иновая Россия. - М., 1996.

Красота и успех//За рубежом—№ 10,1995. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр. —М., 1993.

Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов, Ростовский университет,1986.

Леонтьев А.А. Психология общения. —М., 1997.

Ли У. А. Применение просодического анализа дляраспознавания речи // Методы автоматического распознавания речи. — Т. 1. — М., 1983 — С. 224-276.

Линден Ю. Обезьяны, человек, язык / Пер. с англ — М.,1963.

Ликляйдер Дж.К.Р., Миллер Дж. А. Восприятие речи// Экспериментальная психология. Под ред. С.С. Стивенса.Т. 2. — М, ИЛ, 1963. —С. 643-681.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемыпсихологии — М., Наука, 1984.

Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии //Проблемы общения в психологии — М., Наука, 1981 — С.3-23.

Манеров В.Х. Проблемы взаимоотношения эмоциональногои индивидуального в эмоциональной речи // Материалы 5-гоВсесоюзного совещания. Акустика речи и слуха—Одесса, 1989 —С. 30-39.

Манеров В.Х. Успешность восприятия говорящего взависимости от индивидуальных особенностейслушающего // Вопр. Психол. — № 1. —1990. — С. 30-38.

Медведев В.И. Эмоциональные состояния // Физиологиятрудовой деятельности / Отв. редактор. - В.И. Медведев —СПб.: Наука, 1993. —С. 161-208.

Медведев В.И., Леонова А.Б. Функциональныесостояния человека // Физиология трудовой деятельности— СПб.: Наука, 1993.—С. 25-61.

Медведев В.И., Савина Л.Н., Суханова Н.В.Физиологический анализ колебания голосовых связок (квопросу о теории Юссона). // Проблемы физиологическойакустики, - Т. IV, 1959, с. 208-215.

Медушевский В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

Михалкович В.И. Изобразительный язык средствмассовой коммуникации. —М., Наука, 1986.

Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие /Пер. с франц. — М., Мир, 1966.

Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. —М.-Л, Наука, 1977.

Морозов В.П. Эмоциональный слух человека // Журн. эво-люц. биох. и физиол. —№ 6,1985. —С. 568-577.

Морозов В.П. Психоакустические аспекты восприятияре-чи//Механизмы деятельности мозга / Под. ред. Н.П.Бехтеревой. —М., Наука, 1988. —С. 578-607.

Морозов В.П. Язык эмоций в жизни и науке // Языкэмоций, мозг и компьютер. — М., Знание, серия:Вычислительная техника и ее применение, 1989. — С. 3-18.

Морозов В.П. Художественный тип человека. Новые комплексные исследования // Материалы Ломовских чтений. —М., 1991.—С. 105-106.

Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. — М., 1991. —С. 240-246.

Морозов В.П. Центр «Искусство и Наука» // Психол. журн. —№ 3,1991. —С. 150.

Морозов В.П. Исследование способности человека к восприятию инвертированной во времени речи // Психол. журн. — № 1,1992. —С. 61-68.

Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментальный, теоретические и прикладные аспекты // Психол. журн. —№ 1,1992. —Т. 14. —С. 18-31.

Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы // Художественный тип человека, Комплексные исследования. — М., 1994.

Морозов В.П. Психологический портрет коммерсанта по невербальным особенностям его речи // Труды Института психологии РАН. Т. I. Кн. 2. — М., 1995.

Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник РГНФ, 1997.— №3. —С. 234-243.

Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофизические ипсихоакустические основы. — М., Изд. ИП РАН, 1998.

Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов В.И. идр. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга/Под ред. В.П. Морозова — М.-Л., Наука, 1988.

Морозов В.П., Васильева А.Г. Невербальный слух и эмпатия // Труды Института психологии РАН. — Т. 1. — Кн. 2. — М., 1995. — С. 253-260.

Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмоциональный слух и проблемы профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология / Под ред. А.Я. Зися и М.Г. Ярошевского. — М., Наука, 1991. —С. 134-148.

Морозов В.П., Кузнецов Ю.М. Феноменквазигармоничности обертонов и тембр певческого голоса //Художественный тип человека. Комплексные исследования.—М, 1994.

Морозов В.П., Кузнецов Ю.М., Харуто А.В. Обособенностях спектра голоса певцов разных жанров //Труды Академии информатизации, 1995.

Морозов В.П., Нестеренко Е.Е. Составляющиеталанта (об эмоциональном слухе музыкантов) // Сов.музыка. — №1,1989.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкальноговосприятия.—М., 1972.

Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. —М, Наука, 1988. Николаева Т.М., Успенский Б.А. Языкознание ипаралингвистика // Лингвистические исследования пообщей и славянской типологии—М., 1966. — С. 63-74.

Никонов АВ. К вопросу о возможности непрерывнойоценки эмоционального состояния человека-оператораво время полета по его речевым сообщениям // Речь иэмоции. —Л., 1974. —С. 7-11.

Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанровна психическое состояние человека. // Психол. журн. —№ 6,1984. —С. 79-85.

Павлова Н.Д. Коммуникативно-речевое поведениечеловека // Труды Института психологии РАН. Т. I. Кн. 2. —М., 1995.

Паскаль Б. Из «Мыслей»//Суждения и афоризмы.—М., 1990.

Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха //Психол. журн. — № 3,1992.

Пашина А.Х. Особенности распознаванияэмоционального контекста звуковой речи // Вопросыпсихологии. — № 1, 1991. —С. 88-95.

Пашина А.Х. Особенности эмоциональной сферы в связи сдефицитом общения // Материалы Ломовских чтений. —М., 1991.—С. 242-243.

Пашина А.Х., Морозов В.П. Опознавание личностичеловека по голосу на основе его инвертированного вовремени звучания//Психол. журн. — Т. 11. — № 3,1990.—С. 70-78.

Пашина А.Х., Сафонова В.И., Васильева А.Г. Осоотношении профессионально значимых ка-ВЛ. Морозовчеств будущих педагогов-музыкантов // Проблемы психологической психоакустики. — М., 1991. —С.139-163.

Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективыразвития искусства: методы прогнозирования. - М.,1996.

Пиз Аллан. Язык жестов / Пер. с англ. — Воронеж,1992. Попов А. К. Социально-психологические,психологические и физиологические аспекты влиянияпоп-музыки на молодежь // Музыка созидающая имузыка разрушающая. — М., Сов. Россия, 1989. —С.140-160.

Потебня А.А. Мысль и язык. —Киев, 1993.

Потемкина О.Ф. Способ составленияпсихологического портрета и автопортрета. - М., ИПРАН, 1993

Рамишвили Г.С. Автоматическое опознаваниеговорящего по голосу. — М., 1981.

Рамишвили Д.И. Бессознательное в контексте речевойдеятельности // Бессознательное, природа, функции,методы исследования. — Тбилиси, изд. Мецниереба,1978.—С. 173-186.

Речь и эмоции / Под ред. В.И. Галунова. — Л., 1974.

Речь, эмоции, личность / Под ред. В.И. Галунова. — Л.,1978.

Рубинштейн С.Л. К психологии речи / Проблемыобщей психологии. — М., Педагогика, 1976. —С. 115-130.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуальныхпсихологических различий. — М., 1979. Светозарова Н.Д. Интонационная система русскогоязыка. —Л., ЛГУ, 1982.

Серебрякова Е.И. Опыт экспериментальногоисследования нарушений эмоциональной сферыбольных наркоманией и алкоголизмом // ТрудыИнститута психологии РАН. Т. 1. — Кн. 2. —М., 1995.

Серебрякова Е.И. Особенности эмоциональногослуха у людей, страдающих алкоголизмом / Психол.журн.

Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского ифизиология эмоций. — М., Наука, 1962.

Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. — М.,Музыка, 1990.

Сорокин В.Н. Теорияречеобразования. — М., 1985.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., Изд.Политической литературы, 1972.

Способности и склонности / Под ред. ЭА. Голубевой. — М.,Педагогика, 1989.

Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. —М., 1947.

Уайт Э., Браун Д. Возникновение человека. Первые люди/ Пер. с англ.—М., Мир, 1978.

Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика //Психологический журнал.—№ 1,1992.

Фант Г. Акустическая теория образования речи. — М.,Наука, 1964.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1. — М.,1955.

Фейнберг Е.И., Асмолов АЛ. Некоторые аспектыисследования невербальных коммуникаций: за порогомрациональности // Психол. журн. — Т. 10. —№ 6,1989.

Фетисова Е.В. Штрихи к психологическому портретуартиста балета//Психол. журн. — Т. 12. —№ 3,1991.

Фирсов Л. А., Плотников В.Ю. Голосовое поведениеантропоидов.—Л., Наука, 1981.

Фролов М.В. Контроль функционального состояниячеловека-оператора. —М, Наука, 1987.

Холопова В.Н. Музыка как вид искусства.—М., 1990.

Хомская Е.Д. Нейропсихология.—М, 1987.

Цуканова Е.В. Психология социальных коммуникаций.МГСУ, М., 1996.

Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. 1994.

Шеннон К. Работы по теории информации икибернетике / Пер. с англ. — М., 1983.

Шустер Г. Летучие посланцы любви // За рубежом. —№ 24, 1996.

Эйзенштейн СМ. Психология искусства //Психология процесса художественного творчества.— Л., Наука, 1980. — С. 173-202.

Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. — М.,Наука, 1984.

Ярмоленко А.В. Очерки психологиислепоглухонемых. — М., ЛГУ, 1961.

Часть IV. ПРИЛОЖЕНИЕ ОТ КОНФУЦИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Высказывания о речи, голосе, общении известныхдеятелей культуры разных народов. Советы по практике публичных выступивши.

Приведенные ниже высказывания мыслителей разных эпох и культур — поэтов, писателей, философов, ученых — подчеркивают важнейшую особенность речевого поведения: единство вербальных и невербальных средств общения и взаимопонимания людей. В афоризмах и суждениях— от Конфуция до наших дней— отражаются традиции, нравы, мудрость народа, тонкая психологическая наблюдательность авторов высказываний, их высокая культура, яркая творческая индивидуальность. Но самое главное — их отличает гуманистическая устремленность—осуждение зла, безнравственности, невежества, призыв к добропорядочности, взаимному уважению и красоте человеческих отношений, нравственно-эстетическому совершенству речевого общения. Это особенно важно сегодня, когда наблюдается упадок, если не сказать деградация эстетической культуры речи и межличностных отношений как в повседневной жизни, так и публичных выступлениях, включая средства массовой информации — радио, печать, ТВ, и, стыдно сказать — парламентские дебаты... Судя по всему, прогресс и цивилизация не сделали нас совершеннее и нравственнее по сравнению, например, с временами Цицерона и Ларошфуко, Салтыкова-Щедрина и Чехова, а может быть, еще Фирдоуси и Саади... Поэтому не нам ли адресованы их простые и мудрые слова?..

Высказывания известных авторов показывают, как велик на протяжении веков интерес человека к проблеме языка, вербальных и невербальных средств общения, как значима эта проблема для разнообразных областей человеческого знания и вместе с тем — как она сложна, противоречива и неизведана...

Разумеется, подборка высказываний могла быть существенно расширена за счет многих безусловно авторитетных и выдающихся авторов, в частности — ученых. Но представляется, что уже и приведенные материалы достаточно иллюстрируют основные идеи предлагаемой читателям (в том числе и неспециалистам) настоящей монографии, посвященной мало исследованным, но безусловно научно- и практически значимым проблемам вербально-невербального общения и взаимопонимания людей.

Важно также отметить, что высказывания мыслителей прошлого да и настоящего времени, нередко выраженные в форме ярких афоризмов, как правило, содержат в себе рекомендации и советы читателю по практике речевого общения и невербального поведения в процессе как обычной речи, так и публичного выступления. Таким образом подборка подобных высказываний авторитетных авторов выступает в качестве своего рода руководства по практике межличностного общения и ораторского искусства.

* * *

Конфуций (551-479 г. до н. э.) Изречения. МГУ, 1994

Конфуций предостерегал: «Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: говорить, когда не время говорить, — это опрометчивость; не говорить, когда настало время говорить, — это скрытность; и говорить, не замечая его мимики, — это слепота.»

Конфуций сказал: «Благородный муж испытывает трижды трепет: он трепещет перед Повелением Неба, с трепетом относится к великим людям и трепещет перед словом людей высшей мудрости. Малый человек, не зная Повелений Неба, перед ними не трепещет, непочтительно ведет себя с великими людьми и пренебрегает словом высшей мудрости.»

Конфуций сказал: «Благородный муж вынашивает девять дум. Когда глядит, то думает, ясно ли он увидел; а слышит — думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ль его манеры, искренна ли речь, благоговейно ли отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицательных последствиях; и пред тем, как что-то обрести, думает о справедливости.»

Конфуций сказал: «Есть три полезных и три вредных радости. Полезно радоваться правильно исполненному ритуалу с музыкой, речам о чем-нибудь хорошем в людях и тому, что дружите со многими достойными людьми. Но вредно предаваться радостям тщеславия, безделья и застолья.»

«А ты, Цы, тоже ненавидишь кого-нибудь? — Я ненавижу тех, кто живет чужим умом, считает непослушность смелостью, а доносительство — проявлением прямоты.»

Учитель заметил: «Трудней всего общаться с женщиной и малым человеком. Приблизишь их к себе — и станут дерзкими, а удалишь — озлобятся.»

Учитель сказал: «Благородный муж взыскателен к себе, малый человек взыскателен к другим.»

Учитель говорил: «Благородный муж, сознавая свое превосходство, никому его не показывает, он легко сходится с людьми, но остается беспристрастным.»

Учитель сказал: «Благородный муж не возвышает никого за речи, но не отвергает и речей из-за того, кто их говорит!»

Цзыгун спросил: «Найдется ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь?»

Учитель ответил: «Ну таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим.»

* * *

Аристотель (384-322 до н.э.) Античные теории языка и стиля. М., 1936

Так как все дело риторики направлено к возбуждению того или другого мнения, то следует заботиться о стиле не как о чем-то заключающем в себе истину, а как о чем-то неизбежном.

Соответственным стиль будет в том случае, если он будет выражать чувства и характер и если он будет соответствовать излагаемым предметам. Последнее бывает в том случае, когда о важных вещах не говорится слегка и о пустяках не говорится торжественно и когда к простым словам не прибавляется украшающих эпитетов, в противном случае стиль кажется комическим. Стиль полон чувства, если он представляется языком человека гневающегося, раз дело идет об оскорблении, и язьжом человека негодующего и сдерживающегося, когда дело касается вещей безбожных и позорных, если о вещах похвальных говорится с восхищением, а о вещах, возбуждающих сострадание,—скромно; подобно этому и в других случаях. Стиль, соответствующий данному случаю, придает делу вид вероятного.

Слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, если даже он не говорит ничего основательного.

Стиль речи, произносимой в народном собрании, во всех отношениях похож на силуэтную живопись, ибо, чем больше толпа, тем отдаленнее перспектива, поэтому-то и там и здесь всякая точность кажется неуместной производит худшее впечатление; точнее стиль речи судебной, а еще более точна речь, произносимая перед одним судьей: такая речь всего менее заключает в себе риторики, потому что здесь виднее то, что идет к делу... Поэтому-то не одни и те же ораторы имеют успех во всех перечисленных родах речей, но где всего больше декламации, там всего меньше точности; это бывает там, где нужен голос, и особенно, где нужен большой голос...

...Что же касается внешней формы речи, то наибольшее значение придается суждениям, в которых употребляются противоположения. Суждение может производить впечатление и отдельными словами, если в нем заключается метафора, и притом метафора не слишком далекая, потому что смысл такой метафоры трудно понять, и не слишком поверхностная, потому что такая метафора не производит никакого впечатления.

Итак, нужно стремиться к этим трем вещам: 1) метафоре, 2) противоположению, 3) наглядности.

Марк Туллий Цицерон (10643 до н.э.)

Античные теории языка и стиля. М, 1936

Красноречивым будет тот, кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, что убедит, доставит наслаждение, подчинит себе слушателя.

Наилучший оратор тот, который своим голосом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить — обязанность оратора, доставлять удовольствие — честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление необходимо.

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно. Греки называют это, мы — тактом.

...Как известное расположение слов влечет за собой два следствия — благозвучие и плавность речи, так и мысли имеют спое расположение и порядок, приноровленный для доказательства дела, причем рассказ о происшедшем есть как бы основание всего этого, а мимика — пояснение

...Для чистоты латинской речи следует позаботиться не только о том, чтобы как подбор слов не мог ни с чьей стороны встретить, справедливого порицания....Но необходимо также управлять органами речи, и дыханием, и самым звуком голоса

...Не нравится мне, когда буквы выговариваются с изысканным подчеркиванием, также не нравится, когда их произношение затемняется излишней небрежностью; не нравится мне, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом, не нравится также, когда они раздаются с шумом и как бы в припадке тяжелой одышки.

Говоря о голосе, я не касаюсь того, что относится к области художественного исполнения, а только того, что мне представляется как бы неразрывно связанным с самой живой речью. Существуют, с одной стороны, такие недостатки, которых все стараются избегать, именно: слабый, женственный звук голоса или как бы немузыкальный, беззвучный и глухой.

...Раз есть определенный говор, свойственный римскому народу и его столице, говор, в котором ничто не может оскорбить наш слух, вызвать чувство неудовольствия или упрек, ничто не может звучать на чуждый лад или отзываться чужеземной речью, то будем следовать ему и учиться избегать не только деревенской грубости, но также и чужеземных особенностей.

* * *

Фирдоуси (ок. 932/41-1020/26)

Кто слово злое сдерживать привык, Тому не страшен чей-то злой язык.

Не расточай слова—вот мой тебе совет. Выслушивай сперва, потом давай ответ.

В словах, что мы без толку говорим, Ни жара, ни огня, а только дым.

* * *

«Кабуснаме» (ок. 1083 г.)

Если хочешь быть желанным для людей, говори им то, что они хотят слышать.

* * *

Лбу Шукур Балхи (ок. 944/45)

В словах, что люди говорят, Есть и огонь и лед, Противоядие и яд, Соль горькая и мед.

Будь, слово, как рубин, пылающий огнем: По весу легок он, а по цене весом.

Тех слов, где есть хоть капля яда, И в шутку говорить не надо.

* * *

Хосров (1004-1088)

Ничтожен ты или велик,

Тому причина—твойязык.

Слова для нас—и счастье и беда,

В них пользы столько ж, сколько и вреда.

Человек, что разумом высок, Должен, чтобы золото добыть,

Все слова, как золотой песок, Через сито сердца пропустить.

Не сей ты ничего такого, Чего бы не хотел пожать.

То не болтай, что от другого Сам не хотел бы услыхать.

Когда участвуешь ты в скачке спора, Не горячись, и упадешь не скоро.

Слово, если спит оно, Слова сказанного краше. Что уже изречено,

То чужое, а не наше.

Поэту повторяться не грешно,

Коль то, что повторяется,—умно.

Амир Хосров Дехлави (1253-1325)

Никто не говорит

С почтеньем и любовью

О тех, кто всех честит,

Кто склонен сам к злословью.

Кто кричал и каялся потом—

Таких я знал

Кто молчал и сожалел о том—

Я не встречал.

* * *

Саади (1213-1295)

Терпимым будь и никого Не обличай сурово, И про тебя ни одного Не скажут злого слова,

Двум людям, враждующим между собой, говори такое, чтоб тебе не было стыдно потом, когда они помирятся.

Хоть злые сладко говорят,

Но ты предвидь беду

И знай: порой смертельный яд Содержится в меду.

Слов на ухо шептать не надо тех, Которые сказать нельзя при всех.

* * *

Абдаррахман Джами (1414-1492)

Что скрыто в сердце—яд и мед, Язык невольно выдает.

* * *

Искусство и наука общения невербальная коммуникация 127

Хилолн (7-1529)

В сто раз грозней и более велик Меч языка, а не меча язык.

Крылатые слова безвестных восточных поэтов и мудрецов прошлых веков. Истины. Изд. АН СССР, 1968.

Твердить слова, рифмуя их при этом Еще не означает быть поэтом

Чего достичь не может меч, Того достигнут ум и речь.

Чтоб собеседник нашу мысль постиг, Нужней нам сердце, нежели язык.

Ты, говорящий, никого Не убедишь, пока

Нет в сердце у тебя того, Что сходит с языка

.Язык наш—меч, нет у него ножен, Он страшен тем, что вечно обнажен.

Уместна шутка и смешна бывает, Коль никого она не задевает.

Коль много шутишь ты—беда Тебе, мудрец: У шутников почти всегда Плохой конец.

С мудрецом поговоришь, Станешь сам умней,

С подлецом поговоришь, Станешь сам подлее.

Тем, где пользу принесет Дружеская речь,

Не должны пускать мы в ход Золото и меч.

Слова — ступеньки на пути Для тех кто хочет ввысь идти.

Кто из мудрых даст ответ: Жизнь иль слово — что дороже?

Жизнь уйдет, бессмертных нет, Слово сохраниться может.

* * *

Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) Максимы иморалтъьератьиилашя (1665)

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов.

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.

Страсти — это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны; их искусство рождено как бы самой природой и зиждется на непреложных законах. Поэтому человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный.

Ум всегда в дураках у сердца.

В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить — и ничего не сказать.

Иные упреки звучат как похвала, зато иные похвалы хуже злословия.

Люди хвалят или бранят чаще всего то, что принято хвалить или бранить.

Искусство и наука общения невербальная коммуникация 129

Чистосердечно хвалить добрые дела — значит до некоторой степени принимать в них участие.

* * *

Блез Паскаль (1623-1662)

Из «Мыслей» (1670 г.)

Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием... Оно состоит в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами

Надо по возможности сохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного. Форма должна быть изящна, но этого мало, она должна соответствовать содержанию и заключать в себе все необходимое, но только необходимое.

Если хотите спорить не втуне и переубедить собеседника, прежде всего уясните себе, с какой стороны он подходит к предмету спора, ибо эту сторону он обычно видит правильно. Признайте его правоту и тут же покажите, что если подойти с другой стороны, он окажется неправ. Ваш собеседник охотно согласится с вами — ведь он не допустил никакой ошибки, просто чего-то не разглядел...

Красноречие: существенное должно сочетаться с приятным, но приятное следует черпать только в истинном.

В свете не прослывешь знатоком поэзии или математики, или любого другого предмета, если не повесишь вывески «поэт», «математик» и т.д. Но к человеку всестороннему не пристает кличка поэта, математика и т.д., он и то, и другое и может судить о любом предмете... Хорошо, когда кого-нибудь называют не математиком, или проповедником, или красноречивым оратором, а просто порядочным человеком. Мне по душе только это всеобъемлющее свойство.

Хороший острослов—дурной человек. Хотите, чтобы люди поверили в наши добродетели? Не хвалитесь ими.

Если человек восхваляет себя, я его уничижаю, если уничижает — восхваляю и противоречу ему до тех пор, пока он не уразумеет, какое он непостижимое чудовище.

Я равно порицаю и того, кто взял себе за правило только восхвалять человека, и того, кто всегда его порицает и того, кто насмехается над ним. Я с тем, кто тяжко стеная, пытается обрести истину.

Нравственность и язык — предметы наук частных и в то же время всеобщих.

И чувство и ум мы совершенствуем или, напротив, развращаем, беседуя с людьми. Стало бьпъ, иные беседы совершенствуют нас, иные развращают. Значит, следует тщательно выбирать собеседников...

Величие человека. — Наше понятие о человеческой душе так высоко, что мы не вьшосим, когда в душе другого человека живет презрение к нам. Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

Жан де Лабрюйер (1645-1696) Из «Характеров или нравов нынешнего века» (1688 г.)

...В устную речь можно вложить более тонкий смысл, чем в письменную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.158 с.)