Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития русской философии.

Поиск

Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Русская философская мысль заявила о своей вполне совершенной самостоятельности лишь к концу 40-х годов XIX в. в лице П. Чаадаева. Дело в том, что с принятием христианства на Руси в мировоззренческом отношении монопольное положение заняла византийская христианская теология. Освоение античного наследия совершалось опосредованно, преломлялось через призму этого вероучения.

Период монголо-татарского нашествия затормозил развитие философии, она возрождается в 15 веке в рамках церкви. Развивается исихазм – учение о внутренней сосредоточенности для общения с богом. Его влияние проявляется в творчестве Андрея Рублева, деятельности Сергия Радонежского.

Светская философия зарождается в 16 веке в связи с политическими потребностями объединения княжеств вокруг Москвы. Возникает концепция «Москва – третий Рим». Под «Римом» понимается центр истинной веры, православия. Эта идея способствовала централизации государства, его укреплению и усилению и, в то же время, порождала настроения мессианизма и изоляционизма, которые еще долго проявлялись в нашей истории.

В конце 17 века начинаются реформы Петра I, вокруг него собирается группа передовых мыслителей, «ученая дружина». Ее участники проповедуют учение Коперника, отстаивают право науки на свободное развитие.

Выдающимся мыслителем 18 века был М.В. Ломоносов. Как любой крупный ученый, он от проблем науки приходил к мировоззренческим, философским обобщениям. Развивая корпускулярную теорию, теорию сохранения вещества Ломоносов склонялся к материализму, высказывал идеи развития материального мира. Его современником был выдающийся украинский мыслитель Г. Сковорода. В истории философии он получил прозвище «украинский Сократ»: подобно античному философу главной проблемой философии считал изучение человека и был гоним за свои взгляды.

В 20-30 годах 19 века в работах П.Я Чаадаева ставится вопрос, надолго определивший проблематику русской мысли – о судьбе России. В «Философических письмах» настроения мыслителя пессимистичны: Россия выпала из исторического прогресса, настоящее ее темно, а будущее неопределенно. Причиной отсталости нашей страны мыслитель считает православие как консервативную, противящуюся прогрессу силу. К концу жизни Чаадаев высказывает надежду: может быть, Россия как былинный богатырь копит силы и совершит еще великие дела.

В 30-40 годы 19 века разворачивается дискуссия между славянофилами и западниками. Первые выступали за особый путь развития для России, а вторые считали, что Россия подобно всем европейским странам должна идти по пути капитализма. В 50-60 годы своеобразным продолжением славянофильства было почвенничество. Россия имеет свою, особую почву для развития и не должна допускать у себя развития капитализма, атеизма и социализма, всех этих западных зол. К этому направлению принадлежал знаменитый писатель Ф.М. Достоевский.

Своеобразным и очень интересным явлением стал космизм. Его родоначальником является Н.Ф. Федоров. В произведении «Философия общего дела» автор утверждает: главным злом в жизни людей является смерть, люди, боясь смерти, стремятся насытиться земными благами, соперничают и воюют из-за них. Значит надо при помощи науки и техники сделать людей бессмертными, а чтобы соблюсти справедливость, надо оживить и сделать бессмертными всех предков. Человечество расселится по космосу и создаст справедливый общественный строй.

Волюнтаризм.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883), идеалистич. направление вфилософии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии напервый план волю. Элементы Волюнтаризма имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовныхпроцессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом. Предпосылкой новейшего Волюнтаризма явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл.

В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса. 4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.231 (0.01 с.)