Социальная тема русской философской мысли 19 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная тема русской философской мысли 19 века.



XIX век в истории русской философии характеризуется ее усложнением, появлением ряда философских направлений, связанных как с идеализмом, так и с материализмом. При этом, возрастает роль профессиональной философской мысли, прежде всего, за счет развития философского образования в стенах университетов и духовных академий. Налицо также общий рост философского знания, особенно в таких его областях, как антропология, этика, философия истории, гносеология и онтология.
Значительную роль в развитии русской мысли сыграли высшие духовные учебные заведения. Достаточно сказать, что первое по времени обобщенное изложение истории русской философии принадлежало перу архимандрита Гавриила (в миру В. Н. Воскресенского) и было опубликовано в Казани в 1840 г. С.С. Гогоцкий, представитель Киевской школы духовно-академической философии, опубликовал первые в России философские лексиконы и словари. Первые русские учебники по философии были написаны также профессорами духовных академий – Ф.Ф. Сидонским, В.Н. Карповым, В.Д. Кудрявцевым-Платоновым.

30-50-е гг. XIX в. в России – это время образования самых влиятельных идейных течений, еще называют «философским пробуждением». В этот период общественная мысль России разделилась на два направления – славянофильство и западничество.

Одним из наиболее крупных представителей славянофильства был Алексей Степанович Хомяков. Согласно Хомякову, достижение соборности предполагает оцерквление социальной жизни. Общество, чтобы стать соборным, по мнению мыслителя, должно восстановить благочиние первохристианской апостольской Церкви начала новой эры. Хомяков считал, что Россия может жить свободной ввиду того, что у нее есть община как носитель соборности. Наша страна, по его мнению, должна быть образцом нового устроения жизни. Другим крупнейшим представителем славянофильства был Иван Васильевич Киреевский. Историки философии высоко оценивают его вклад в философию. Его статьи вызывали широкий интерес у читающей публики, так в статье «Девятнадцатый век», он отдает предпочтение русской культуре, сравнивая ее с западной. согласно Киреевскому, в XIX в. направление европейских умов изменилось в лучшую сторону. Он предлагает сделать заимствования у западной культуры. По его мнению, отсталость России от Запада объясняется рядом причин. Основная из этих причин - в ограниченности элементов русского просвещения.

если западники идеализировали капиталистический строй жизни, утверждавшийся в передовых странах Европы, и буржуазную демократию, закрывая глаза на негативные явления жизни буржуазного Запада, то славянофилы впадали в другую крайность — заявляя, что Западная Европа с самого начала шла по ложному пути и что раздираемая противоречиями она не способна к дальнейшему прогрессивному развитию.

62.Приниципы диалектики.
Основными принципами диалектического метода являются: принципы объективности, всесторонности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей, детер­минизма и др. Основными принципами диалектики являются:

- принцип всеобщей связи; Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов.

- принцип развития; Развитие представляется не как чисто количествен­ное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития ле­жит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойствен­ных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старо­го к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высше­му, более совершенному), так и элементы регресса.

- принцип системности; системность означает, что многие связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуя целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

- принцип причинности; Причинность — наличие таких связей, где одна порождает дру­гую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обуслов­лены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. При­чина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом имену­ются причинно-следственными.

- принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:- вечность, неуничтожимость истории, мира;- его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Детерминизм в широком смысле слова – такая концепция мира (способ объяснения происходящих в нем изменений, которая основывается на причинности и закономерности). Длительное время в философии господствовал механистическийдетерминизм, базировавшийся на понимании связи как однозначной (т.е. необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность исключалась из рассмотрения, считалась несущественной.

63. «Русский космизм» как философское направление.

Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма: религиозно-философский; естественнонаучный; поэтически художественный.

Николай Федорович Федоров (1828 -1903) считается одним из родоначальников русского космизма и самым крупным его представителем. Федоров полагал, что неустройство нашей жизни — следствие дисгармонии в отношениях человека к природе. Последняя выступает как враждебная нам сила из-за своей бессознательности. Однако эту силу можно обуздать с помощью человеческого разума. По мнению философа, люди должны “приводить мир в порядок”, вносить в него гармонию.

Для преодоления разрыва человека и природы, считал Федоров, надо осуществить всеобщую регуляцию. Метеорическая регуляция включает: “а) управление атмосферными процессами (преодоление метеорических “погромов” — засух, наводнений, градобития и т. д.), овладение климатом, выявления оптимального отношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности; б) регуляцию сейсмически-вулканических явлений; в) телурическую регуляцию (рациональное использование земных недр; замена в будущем металла, добываемого в рудниках, металлом метеорического и иного космического происхождения); г) гелиорегуляцию (использование солнечной энергии и вытеснение ее трудоемкой добычи каменного угля и т. д.)”.

Следующая ступень регуляции — превращение Земли в космический корабль, странствующий во Вселенной.В конечном счете человечество должно объединить все звездные миры.

Общее дело мыслилось Федоровым как путь к просветлению, самообновлению людей, становлению мира между народами, сплочение всех землян в единую братскую семью.

Другим крупным представителем философии русского космизма является Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935). Он известен как писатель-фантаст и провозвестник ракетодинамики и астронавтики, а так же как оригинальный мыслитель.

Циолковский считал, что понять наш мир правильно можно только с космической точки зрения. Будущее мира связано с освоением космоса человеком. Деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека с космосом.

Философия Циолковского опирается на ряд принципов. Важнейшим из них выступает панпсихизм, заключающийся в признании чувствительности всей Вселенной. Другим принципом является монизм, базирующийся на допущении того, что материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная.

Третий принцип — это принцип бесконечности. Согласно этому принципу мир, Вселенная, могущество космического разума бесконечны.

Четвертый принцип — принцип самоорганизации, основывающийся на допущении у Вселенной способности содействовать своей организации, дающей ей возможность бесконечно долго существовать во времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.008 с.)