Трансцендентальная философия Канта. «Критика чистого разума». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансцендентальная философия Канта. «Критика чистого разума».



Иммануил Кант (1724-1804 гг.) – основоположник немецкой классической философии. Перед Кантом стояла интеллектуальная задача, представлявшаяся во второй половине ХVIII в. совершенно невыполнимой. Ему предстояло примирить притязания классической науки на обладание определенным и подлинным знанием о мире с заявлением философии о том, что опыт не способен стать основанием для подобного знания (скептицизм Беркли, Юма).

Философия Канта – трансцендентальная философия. Ее цель – выяснение условий возможности познания. Поскольку всякое научное познание находит свое выражение в суждении, условия познания являются условиями суждения, точнее всякое научное познание есть суждение. Рассудок и разум – это способность человека к мышлению и рассуждению. Кант предположил, что природа человеческого рассудка и разума такова, что они не могут пассивно воспринимать чувственные данные. Происходит их активное усвоение и переработка. Учение Канта о рассудке и разуме называется трансцендентальной логикой. Трансцендентальный – от слова «переступать», т.е. выходить за границы наших чувств. Разум – это способность к самому высокому обобщению, синтезу, единству познания, способность производить понятия, строить принципы и умозаключения. Наш разум включает ряд идей, имеющих трансцендентальный характер: например, идея добра как такового или совершенного государственного устройства.

«Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft) — философский труд Иммануила Канта, впервые опубликованный в 1781 году в Риге. Считается одной из наиболее фундаментальных работ в истории философии и главным сочинением философа. Ключевой вопрос Критики — это исследование познавательной возможности разума, в отрыве от знаний, получаемых эмпирическим, то есть опытным путем. На пути своего исследования философ освещает вопросы пространства и времени, возможности доказательства существования Бога посредством разума и др.

Основную тему книги составляет понятие трансцендентального, которое раскрывается в двух частях работы: «Трансцендентальной эстетике» (о пространстве и времени как априорных формах созерцания) и «Трансцендентальной логике».

Главный вопрос «Критики» - как возможны синтетические априорные знания. Синтетические априорные суждения составляют фундамент всей теории научного знания у Канта. По его глубокому убеждению, все математические знания априорны и синтетичны. Кант проявил большую проницательность, обнаружив, что рассуждения Эвклида в его Началах, не сводимы к чисто аналитической дедукции, в них вкраплены некие добавочные сведения наглядного, хотя и крайне абстрактного созерцания. Решение вопроса о характере этого созерцания Кант стал искать в не очень определенном направлении. У Канта различие между синтетическим и аналитическим проистекает, в конечном счете, из различия между соответствующими методами: рассуждение аналитично, если оно не вводит новых индивидуальных объектов и не утверждает их бытия или небытия, но синтетично, если вводит их и утверждает нечто об их существовании. Именно последнее происходит в математике, где, по сути, объединяются противоположности чувственного и рационального. Возникают у Канта вопросы и о том, как развиваются естественные науки, философия (метафизика), можно ли вообще, считать метафизику наукой. Соответственно этим вопросам Кант расчленяет познавательную способность сознания в целом на три различные способности. Это – чувственность, рассудок, и собственно разум. Каждой из этих способностей соответствует свой вопрос, а именно: как возможна чистая математика, как возможно чистое естествознание, как возможна метафизика. Соответственно трем вопросам, обращенным на три способности познания, гносеология Канта делится на трансцендентальную эстетику, аналитику, диалектику. Две последних образуют трансцендентальную логику. Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.003 с.)