Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы предотвращения загрязнения воздушной среды. Система мониторингаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 6.2.1 Загрязнение воздушной среды 6.2.2 Защита воздушного бассейна от сажи (пыли) 6.2.3 Теоретические основы очистки газовоздушных сред от сажи (пыли) Рекомендуемая литература: 1, 4, 5, 1, 12,16, 18, 24, 25
Загрязнение воздушной среды Суда и многие другие транспортные средства являются достаточно активными источниками загрязнения воздушного бассейна углеводородами, оксидами углерода, азота, серы, фенолами, альдегидами, спиртами, кетонами, твердыми частицами (сажа), тяжелыми металлами (свинец и его соединения). С гигиенических позиций опасность загрязнения воздуха вредными веществами можно оценить с помощью ПДК и по данным об изменениях показателей здоровья населения. Загрязняющие вещества в атмосфере находятся в газообразном и аэрозольном состоянии. Отработавшие газы (ОГ) двигателей транспортных средств (ДТС) наносят существенный вред окружающей среде, биоте и здоровью человека. В их составе содержатся общеядовитые, удушающие компоненты (оксид углерода), компоненты раздражающего характера (оксиды серы, азота), мутагенные (тяжелые металлы, альдегиды, алколоиды), канцерогенные соединения (углеводороды, бенз(А)пирен), сажа (твердые частицы) и другие (табл. 6).
Таблица 6 - Токсические компоненты отработанных газов
Из трех метеорологических компонентов - скорость воздуха, температура, относительная влажность, наиболее существенной в образовании опасных зон является относительная влажность. Если в сухом нейтральном воздухе скорость окисления 802 до БОз составляет 2% в час, то повышение влажности воздуха до максимальной приводит к снижению конверсии до 6-0,1% в час. При тумане суммарное количество загрязняющих компонентов в газовой фазе и каплях тумана выше, чем при его отсутствии. Кроме химических реакций в атмосферном воздухе постоянно происходят массообменные и фотохимические процессы, в которых участвуют такие газы, как озон, двуокись азота, сернистый ангидрид. Наибольшее значение имеет фотохимия озона. В двигателях внутреннего сгорания ежегодно сжигается сотни тысяч тонн топлива и масла. При этом с отработавшими газами выбрасываются десятки тысяч тонн токсикантов. К 60-м годам вред, наносимый окружающей среде и человеку ОГ, стал ограничиваться законодательными актами. В Западной Европе действует законодательный документ ЕЭК ООН, в США в 1973 г. введен федеральный стандарт на ограничение дымности и газовыделения токсикантов с ОГ, запрет на использование этилированного бензина. Основные пути снижения концентрации токсикантов в ОГ дизелей: - оптимизация энергетического состояния воздушного заряда; - улучшение экономических и экологических характеристик дизеля путем повышения давления впрыска топлива; - улучшение качества топлива для судовых дизелей, разработка присодок к топливу, повышающих цетановое число компаундированного дизельного топлива, интенсифицирующих процесс окисления, воспламенения; - задержка воспламенения топлива и влияние ее на полноту сгорания и состав ОГ дизел1в; - улучшение показателей смесеобразования дизельного топлива с воздухом; - снижение уровня токсичности ОГ за счет ввода воды в дизельное томливо; - впрыск метанола непосредственно в камеру сгорания дизельного топлива; - снижение уровня токсичности ОГ с помощью нейтрализаторов. Существует несколько способов нейтрализации: - термический; - каталитический; - абсорбционный; - комбинированный. Термическая нейтрализация основана на дожигании продуктов неполного сгорания в конечные - диоксид углерода, вода, серный ангидрид. Оксиды азота при таком способе практически не снижаются. Каталитическая нейтрализация используется для снижения концентрации токсикантов при окислительных (СОг, СН3, S02) и восстановительных реакциях (разложение N02). Каталитические нейтрализаторы ускоряют окислительно- восстановительные процессы. Термические и каталитические нейтрализаторы чаще всего используются в бензиновых двигателях, т. к. в ОГ содержится значительно больше токсикантов - вредных соединений неполного сгорания. В последнее время каталитическая нейтрализация нашла применение и на дизелях. Содержание кислорода в ОГ превышает 10%, а содержание оксида углерода - не более 0,1-0,2%. Наличие сажи в ОГ дизелей создает дополнительные трудности для использования каталитических нейтрализаторов, т. к. сажа быстро забивает нейтрализатор и снижает эффективность его работы, приходится периодически выжигать сажу при 500°С или устанавливать перед катализатором специальную ловушку. При эксплуатации дизелей с каталитическими нейтрализаторами на алюмо- платиновом катализаторе 111 ПК-2 достигнута степень очистки по оксиду углерода 30-100%, по альдегидам 80-100%, по дожигу сажи 60-100%. Отработанные газы дизелей также очищают с помощью адсорбционных нейтрализаторов со специальным химическим реагентом. Атмосферный воздух загрязняется также в результате транспорта сыпучих, твердых и жидких материалов. Наиболее эффективным считается транспорт на судах сыпучих материалов (удобрения, сера, руда, уголь) в герметических контейнерах, установка локальных систем вентиляции и очистки газовоздушных сред от пыли. При транспорте нефтепродуктов на судах кроме загрязнения водного бассейна нефтесодержащими водами существенная эмиссия нефтепродуктов происходит также в воздушный бассейн за счет испарения нефтепродуктов. Более 30% потерь углеводородов приходится вследствие испарения, распределения и заправки двигателей транспортных средств. При транспортировке, хранении, перевалках нефтепродуктов и заправках топливом ДТС в атмосферу выделяются углеводороды - компоненты «парникового» эффекта. Помимо прямого ущерба окружающей среде это приводит к истощению невозобновимого сырья. В атмосферном воздухе под действием внешних и внутренних факторов постоянно протекают гидродинамические, тепловые, электромагнитные, химические и фотохимические процессы, от которых зависит температура, давление, скорость перемещения воздушных масс и его химический состав. Атмосфера на сотни километров простирается вокруг Земли, ее масса составляет 5,3 • 1015 тонн. Это 1 • 10"6 массы нашей планеты. Плотность, влажность, давление, температура, скорость перемещения и химический состав атмосферы неодинаковы и зависят от высоты слоя атмосферы над Землей. Условно атмосферный воздушный бассейн можно разделить на пять сфер: - тропосфера; - стратосфера; - мезосфера; - термосфера; - экзосфера. Природный состав атмосферного воздуха необходимо знать для того, чтобы своевременно определить новые загрязнители, которые могут поступить в атмосферу вследствие антропогенной деятельности. Источники загрязнения атмосферного воздуха подразделяют на две группы: - природные; - антропогенные. К природным относятся - лесные пожары, пыльные бури, землетрясения, ураганы, морские бури, космическая пыль, извержения вулканов. К антропогенным - промышленность, транспорт, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс. К основным загрязнителям атмосферного воздуха относятся оксиды серы и азота (компоненты кислотных дождей), пыль, монооксид углерода. Выбросы вредных веществ в атмосферу характеризуются по четырем признакам: - по агрегатному состоянию; - по химическому составу; - по размеру частиц; - по массе выброса. Вредные вещества классифицируются по следующим признакам: - по характеру действия; - по степени опасного воздействия на человека. По характеру действия на человека вредные вещества делят на: 1. Нервно-паралитические - аммиак, анилин, сероводород, тетраэтилсвинец. 2. Раздражающие - хлор, аммиак, сернистый ангидрид, оксиды азота. 3. Общеядовитые - синильная кислота, мышьяк, соли ртути, фосфорсодержащие соединения. 4. Удушающие - фосген, оксид углерода, ацэтилен, инертные газы. 5. Прижигающие - Кислоты, щелочи, ангидриды. 6. Наркотические - бензол, эфиры, дихлорэтан, ацетон. 7. Мутагенные - соединения свинца, ртути, хлора, углеводороды ароматические. 8. Канцерогенные - каменноугольная смола, бензапирен. 9. Аллергены - соединения никеля, алколоиды. По степени опасного воздействия на человека вредные вещества делят на: 1. Чрезвычайно-опасные (первый класс) - ПДК 0,1 мг/дм3 2. Высокоопасные (второй класс) - ПДК - 0,1 -1,0 мг/дм3 3. Умеренно-опасные (третий класс) - ПДК - 1,0 - 10,0 мг/дм3 4. Малоопасные (четвертый класс) - ПДК -10,0 мг/дм3 и выше. Для обеспечения экологической безопасности, создания нормальных, здоровых условий труда и отдыха разработаны предельные уровни загрязнения воздушного бассейна - предельно-допустимые концентрации (ПДК). ПДК нормируются в рабочей зоне, в населенной местности. ПДК в населенной местности подразделяются на общие, средне-суточные, максимально-разовые. ПДК в рабочей зоне - это максимальная концентрация вредного вещества, которая в течение ежедневной работы (кроме выходных и праздничных дней) не более 8 часов в сутки, не более 41 часа в неделю не ухудшает состояние здоровья, не приводит к дискомфортности труда, а при длительном воздействии не приводит к профессиональным заболеваниям. Известны следующие способы очистки выхлопных газов судовых установок от вредных токсических компонентов: -абсорбционный; -адсорбционный; -диффузионный; -высокотемпературный, термический; -каталитический.
Предельно-допустимый выброс ПДВ, мг/с определяется по уравнению: ПДВ = М = Свв • Угвс, мг/час, (6) где Свв - концентрация вредного вещества в сбрасываемой в атмосферу газовоздушной смеси, мг/мз; Угвс - нагрузка по газовоздушной смеси, сбрасываемой в атмосферу, м7час. Для каждого предприятия устанавливается конкретная величина ПДВ, выше которой сброс недопустим. В следствие сгорания моторного топлива в судовых энергосиловых установках образовываются отработанные газы, которые содержат сажу, оксиды серы, азота, углерода, углеводороды. По условиям экологической безопасности отработанные газы перед выбросом в атмосферу должны быть очищены до безопасного уровня. Предельнодопустимый выброс (ПДВ), мг/с, определяется по уравнению: ПДВ = М = Ci * Vor, мг/с, (7) где Ci - концентрация вредного вещества i - того вида в отработанных газах, мг/м3; Vor - расход отработанных газов, м3/с. При этом необходимо учитывать концентрацию вредных веществ в воздухе от других источников, чтобы поддерживалось условие: Ci + Ciф<ПДKiC/c (8) где Ciф - фоновая концентрация i - того вещества в атмосферном воздухе, мг/м3. Промышленные объекты размещаются с подветрянной стороны от жилищных массивов и отделены санитарно-защитными зонами (СЗС). Размеры санитарно-защитных зон, X, м, устанавлены согласно «Санитарных норм проектирования промышленных предприятий». Полученный по расчетам размер СЗС должен бьггь скорректирован на рот/ ветров данного района по формуле: X = Xj • P/Po (9) где Xj - расчетное расстояние от источника загрязнения до границы СЗС без учета поправки на розу ветров, м; Р - среднегодовая повторяемость направлений ветров данного румба, %; Р0 - повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров, %. Если размер СЗС для предприятия больше установленного, то необходимо пересмотреть проект предприятия и обеспечить снижение выброса вредных веществ или увеличить высоту выброса, обеспечить требования норм по чистоте водного бассейна в зоне жилых строений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.245.202 (0.006 с.) |