Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и мероприятия международного сообщества по формированию универсальной конвенции марпол 73/78 по охране морской среды

Поиск

План лекции

1.1. Задачи дисциплины «Экология и охрана окружающей среды»

1.2. Характеристика современного общества

1.3. Отрицательное воздействие судов на окружающую среду

1.4. Международная конвенция МАРПОЛ 73/78

Рекомендуемая литература: 1, 3, 7, 8, 11, 18, 21, 23, 24

1.1. Задачи дисциплины «Экология и охрана окружающей среды»

Слово «экология» стало сейчас широко известным и общеупотребительным. В начале XX века его знали только ученые-биологи. Во второй половине XX века, когда разразился глобальный кризис, возникло экологическое движение, принимавшее все более широкий размах.

Экология - это наука, которая старается получить ответы на вопросы взаимодействия живой и неживой природы. В буквальном смысле слово «экология» означает «наука о доме» (от греч. «ойкос» - жилище, местообитание). Термин «экология» предложил немецкий зоолог Э. Геккель в XIX веке, но как наука экология возникла в начале XX века, а в широкий обиход это слово вошло в 60-х годах.

Экология - это изучение живых организмов в их собственном «жилище», или окружающей среде, включающей в себя все действующие на организм внешние условия и факторы, как живые (биотические), так и неживые (абиотические).

Экологическая система - это система, состоящая из живых и неживых элементов среды, между которыми имеет место обмен веществом, энергией и информацией (экологическая система Европы, страны, области, района, предприятия) [23].

Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи:

1) живые организмы;

2) популяции;

3) сообщества;

4) экосистемы;

5) экосфера.

1. Живой организм - это любая форма жизнедеятельности. Существует от трех до 20 категорий живых организмов. Для упрощения их подразделяют на три категории:

- растения;

- животные;

- деструкторы-редуценты (размеры варьируются от микроскопических размеров бактерий до грибков).

2. Популяция ~ это группа организмов одного вида (все окуни в пруду, население в отдельной стране или население Земли в целом).

3. Сообщества (вид) - совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях.

4. Экосистемы - это взаимосвязь сообществ с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Это вечно меняющаяся (динамическая) сеть биологических, химических и физических взаимодействий, которые поддерживают жизнеспособность сообществ и помогают им приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды.

5. Экосфера включает в себя все экосистемы Земли.

Планетарная совокупность живых и неживых организмов, взаимодействующих друг с другом и с неживой средой (энергией и химическими веществами) называется экосферой[1].

Целью изучения экологии и охраны окружающей среды является:

1 - формирование умения понимать, анализировать и действовать в различных экологических системах;

2 - индивидуальная информированность и на этой основе способность принимать уверенные и эффективные решения [1].

Цель курса:

1. Изучение фундаментальных законов эволюции Вселенной. Понимание жизни как неизбежного следствия глобального эволюционного процесса.

2. Понимание Вселенной (природы) как единого развивающегося организма с тесной взаимообусловленностью составляющих его подсистем и процессов.

3. Изучение вопросов теории глобального эволюционного процесса как в целом, так и в частных аспектах, касающихся самоорганизации материи и эволюции жизни на Земле.

4. Изучение основных законов организации биосистем разного уровня от вирусов до биосферы.

5. Анализ роли человека в жизни планеты и во Вселенной в целом и проблем взаимоотношений человека с окружающей средой, а также путей гармонизации деятельности человека.

6. Понимание причин и возможных последствий экологической катастрофы.

7. Знакомство с вопросами международного сотрудничества в области защиты окружающей среды [3].

Задачи дисциплины «Экология и охрана окружающей среды» -изучить:

♦ основные источники загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна и литосферы;

♦ пути совершенствования технологических процессов, оборудования, аппаратов и машин, снижающих отрицательное влияние на окружающую природную среду;

♦ технологию и оборудование очистки, утилизации промышленных отходов;

♦ принципы предотвращения загрязнения окружающей среды от объектов водного транспорта и судов.

♦ круговорот химических веществ в природе;

♦ этапы развития жизни на Земле;

♦ законы и категории экологии;

♦ концепцию устойчивого развития общества

♦ анализ роли человека в жизни планеты и во Вселенной в целом и проблем взаимоотношений человека с окружающей средой, а также путей гармонизации деятельности человека.

♦ понимание причин и возможных последствий экологической катастрофы.

♦ знакомство с вопросами международного сотрудничества в области защиты окружающей среды [18].

Возраст планеты составляет 9-12 млрд. лет.

В развитии жизни на Земле выделяют три основных периода:

♦ добиологический;

♦ возникновение биосферы;

♦ формирование ноосферы.

Добиологический период (первый период) охватывает от возникновения Земли до появления на ней жизни, т.е. мельчайшие микроорганизмы существовали за счет органического вещества, синтезированного в абиотических условиях.

Второй этап развития характеризуется возникновением биосферы -сферы жизни. За длительный период времени организмы в процессе своей жизнедеятельности значительно изменили круговорот веществ, природные процессы, а также обеспечили появление новых направлений круговорота веществ. Изменилась энергетика планеты, а также состав ее околоповерхностной части. Процесс эволюции живых организмов привел к появлению высшего биологического вида - человека.

Третий этап характеризуется появлением человека. В это время идет формирование ноосферы - сферы разума. В этом периоде развития планеты выделяют ряд этапов, отличающихся характером взаимодействия общества и природы.

В связи с глобальным загрязнением природной среды возникает еще одна важная проблема - адаптация живых организмов к новым условиям. В отличие от процесса изменения качества природной среды, которое происходит в результате антропогенной деятельности человека, эволюция живых организмов и человека - процесс очень медленный [22].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.208 (0.009 с.)