Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы и мероприятия международного сообщества по формированию универсальной конвенции марпол 73/78 по охране морской среды↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План лекции 1.1. Задачи дисциплины «Экология и охрана окружающей среды» 1.2. Характеристика современного общества 1.3. Отрицательное воздействие судов на окружающую среду 1.4. Международная конвенция МАРПОЛ 73/78 Рекомендуемая литература: 1, 3, 7, 8, 11, 18, 21, 23, 24 1.1. Задачи дисциплины «Экология и охрана окружающей среды» Слово «экология» стало сейчас широко известным и общеупотребительным. В начале XX века его знали только ученые-биологи. Во второй половине XX века, когда разразился глобальный кризис, возникло экологическое движение, принимавшее все более широкий размах. Экология - это наука, которая старается получить ответы на вопросы взаимодействия живой и неживой природы. В буквальном смысле слово «экология» означает «наука о доме» (от греч. «ойкос» - жилище, местообитание). Термин «экология» предложил немецкий зоолог Э. Геккель в XIX веке, но как наука экология возникла в начале XX века, а в широкий обиход это слово вошло в 60-х годах. Экология - это изучение живых организмов в их собственном «жилище», или окружающей среде, включающей в себя все действующие на организм внешние условия и факторы, как живые (биотические), так и неживые (абиотические). Экологическая система - это система, состоящая из живых и неживых элементов среды, между которыми имеет место обмен веществом, энергией и информацией (экологическая система Европы, страны, области, района, предприятия) [23]. Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи: 1) живые организмы; 2) популяции; 3) сообщества; 4) экосистемы; 5) экосфера. 1. Живой организм - это любая форма жизнедеятельности. Существует от трех до 20 категорий живых организмов. Для упрощения их подразделяют на три категории: - растения; - животные; - деструкторы-редуценты (размеры варьируются от микроскопических размеров бактерий до грибков). 2. Популяция ~ это группа организмов одного вида (все окуни в пруду, население в отдельной стране или население Земли в целом). 3. Сообщества (вид) - совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях. 4. Экосистемы - это взаимосвязь сообществ с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Это вечно меняющаяся (динамическая) сеть биологических, химических и физических взаимодействий, которые поддерживают жизнеспособность сообществ и помогают им приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды. 5. Экосфера включает в себя все экосистемы Земли. Планетарная совокупность живых и неживых организмов, взаимодействующих друг с другом и с неживой средой (энергией и химическими веществами) называется экосферой[1]. Целью изучения экологии и охраны окружающей среды является: 1 - формирование умения понимать, анализировать и действовать в различных экологических системах; 2 - индивидуальная информированность и на этой основе способность принимать уверенные и эффективные решения [1]. Цель курса: 1. Изучение фундаментальных законов эволюции Вселенной. Понимание жизни как неизбежного следствия глобального эволюционного процесса. 2. Понимание Вселенной (природы) как единого развивающегося организма с тесной взаимообусловленностью составляющих его подсистем и процессов. 3. Изучение вопросов теории глобального эволюционного процесса как в целом, так и в частных аспектах, касающихся самоорганизации материи и эволюции жизни на Земле. 4. Изучение основных законов организации биосистем разного уровня от вирусов до биосферы. 5. Анализ роли человека в жизни планеты и во Вселенной в целом и проблем взаимоотношений человека с окружающей средой, а также путей гармонизации деятельности человека. 6. Понимание причин и возможных последствий экологической катастрофы. 7. Знакомство с вопросами международного сотрудничества в области защиты окружающей среды [3]. Задачи дисциплины «Экология и охрана окружающей среды» -изучить: ♦ основные источники загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна и литосферы; ♦ пути совершенствования технологических процессов, оборудования, аппаратов и машин, снижающих отрицательное влияние на окружающую природную среду; ♦ технологию и оборудование очистки, утилизации промышленных отходов; ♦ принципы предотвращения загрязнения окружающей среды от объектов водного транспорта и судов. ♦ круговорот химических веществ в природе; ♦ этапы развития жизни на Земле; ♦ законы и категории экологии; ♦ концепцию устойчивого развития общества ♦ анализ роли человека в жизни планеты и во Вселенной в целом и проблем взаимоотношений человека с окружающей средой, а также путей гармонизации деятельности человека. ♦ понимание причин и возможных последствий экологической катастрофы. ♦ знакомство с вопросами международного сотрудничества в области защиты окружающей среды [18]. Возраст планеты составляет 9-12 млрд. лет. В развитии жизни на Земле выделяют три основных периода: ♦ добиологический; ♦ возникновение биосферы; ♦ формирование ноосферы. Добиологический период (первый период) охватывает от возникновения Земли до появления на ней жизни, т.е. мельчайшие микроорганизмы существовали за счет органического вещества, синтезированного в абиотических условиях. Второй этап развития характеризуется возникновением биосферы -сферы жизни. За длительный период времени организмы в процессе своей жизнедеятельности значительно изменили круговорот веществ, природные процессы, а также обеспечили появление новых направлений круговорота веществ. Изменилась энергетика планеты, а также состав ее околоповерхностной части. Процесс эволюции живых организмов привел к появлению высшего биологического вида - человека. Третий этап характеризуется появлением человека. В это время идет формирование ноосферы - сферы разума. В этом периоде развития планеты выделяют ряд этапов, отличающихся характером взаимодействия общества и природы. В связи с глобальным загрязнением природной среды возникает еще одна важная проблема - адаптация живых организмов к новым условиям. В отличие от процесса изменения качества природной среды, которое происходит в результате антропогенной деятельности человека, эволюция живых организмов и человека - процесс очень медленный [22].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.208 (0.009 с.) |