Оплата и мотивация труда работников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оплата и мотивация труда работников.



4.1. Состав и структура работников образовательного учреждения.

Кадры образовательного учреждения - это основной состав работников данного учреждения.

Все работники учреждения делятся на четыре категории:

- административно-управленческий персонал;

- профессорско-преподавательский состав (ППС);

- учебно-вспомогательный персонал;

- обслуживающий персонал.

Каждая из категорий принимает в той или иной степени участие в осуществлении основных видов деятельности образовательного учреждения, к которым относятся учебная и научная деятельность.

К основной категории кадрового потенциала образовательного учреждения относится ППС, который непосредственно участвует как в процессе обучения, так и в научно-исследовательских работах.

Учебно-вспомогательный персонал обеспечивает нормальную работу ППС.

Обслуживающий персонал обеспечивает нормальные условия работы всем другим категориям, а также обучающимся.

Административно-управленческий персонал выполняет функции управления.

В зависимости от характера трудовой деятельности кадры подразделяются по профессиям и специальностям.

Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Например, бухгалтер, экономист, инженер и т.д.

Специальность - вид деятельности в пределах данной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работника специальных знаний и навыков. Например, бухгалтер по заработной оплате, экономист по труду, инженер-программист и т.д.

Должность - характеризуется определенным рабочим местом, кругом прав и обязанностей, а также ответственности.

Состав и количественные соотношения отдельных категорий работников характеризуют структуру кадров.

Структура работников образовательного учреждения находит отражение в штатном расписании, которое 2 раза в год утверждается руководителем и представляет собой перечень сгруппированных по всем структурным подразделениям (отделам, кафедрам и службам) должностей с указанием должностного оклада.

По длительности найма на работу наемный труд подразделяется на подгруппы:

- постоянные работники;

- временные работники;

- сезонные работники.

В течение года в образовательном учреждении происходит движение кадров, связанное с увольнением и приемом на работу.

В связи с этим различают следующие абсолютные показатели движения трудовых ресурсов предприятия:

- оборот по приему (численность работников, принятых на работу);

- оборот по увольнению (численность работников, уволенных по различным причинам);

- общий оборот работников.

Для проведения анализа движения трудовых ресурсов также используются относительные показатели (коэффициенты):

коэффициент оборота по приему

(4.1)

 

коэффициент оборота по выбытию

(4.2)

где - количество принятых работников за анализируемый период, чел;

- количество уволенных работников за анализируемый период, чел.;

- среднесписочная численность образователь-ного учреждения, чел.

(4.3)

где - численность работников помесячно, с первого по -й месяц анализируемого периода, чел.;

- количество месяцев в анализируемом периоде, мес.

Увольнение работников может быть вызвано объективными причинами, например, уход в армию. Увольнение работников за нарушения трудовой дисциплины и по собственному желанию называется текучестью кадров.

Коэффициент текучести - это отношение численности уволенных работников в связи с нарушением трудовой дисциплины и по собственному желанию, к средней списочной численности за отчетный период.

коэффициент восстановления работников

(4.3)

коэффициент постоянства кадров

 

(4.4)

где - число списочного состава работников в анализируемый период времени, чел.;

Расчет численности по каждой категории работающих в образовательном учреждении имеет свои особенности.

Норма численности – это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для осуществления эффективной деятельности.

Численность профессорско-преподавательского состава, в общем виде, зависит от количества и групп учащихся, а также норм времени по различным видам нагрузки деленного на утвержденный (нормативный) объем учебной нагрузки на одного преподавателя.

Расчет численности рабочих на основе нормативной трудоемкости определяется по формуле

(4.5)

где - численность профессорско-преподавательского состава, рассчитанная на основе нормативной трудоемкости и объема учебной нагрузки, чел.;

- количество обучаемых, чел.;

- трудоемкость i-го вида нагрузки, нормо-ч.;

– нормативный объем нагрузки на одного преподавателя, ч;

- количество видов нагрузки.

Численность учебно-вспомогательного персонала принимается в размере 20-30% от ППС.

Численность обслуживающего персонала зависит от величины площади зданий, которыми располагает образовательное учреждение.

Численность административно-управленческого персонала принимается в размере 20% от всех категорий работающих.

Численность работников образовательного учреждения является важнейшим количественным показателем, характеризующим трудовые ресурсы и измеряется показателями списочной, явочной и среднесписочной численности работников.

Списочная численность – это показатель численности работников списочного состава на определенную дату.

Явочная численность характеризует количество работников списочного состава, явившихся на определенную дату, включая находящихся в командировках.

Разница между явочной и списочной численностью показывает величину отсутствующих по различным причинам (отпуск, болезнь и прогул т.д.).

Коэффициент перевода явочной численности в списочную, определяется отношением списочной численности к явочной.

Среднесписочная численность – это численность работников в среднем за определенный период времени (месяц, квартал, с начала года, за год). Данная величина определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день по анализируемому периоду, а выходные и праздничные дни приравниваются к списочной численности предыдущего рабочего дня.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.009 с.)