Таким образом, сумма амортизации, начисленная за весь срок службы основных фондов, отражает в денежном выражении износ ОФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, сумма амортизации, начисленная за весь срок службы основных фондов, отражает в денежном выражении износ ОФ.



 

Источники финансирования воспроизводства основных средств

Воспроизводство основных средств имеет две формы:

- простое воспроизводство, когда затраты на возмещениеизноса основных фондов соответствуют по величине начисленной амортизации;

- расширенное воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных фондов превышают сумму начисленной амортизации.

Затраты капитала на воспроизводство основных фондов имеют долгосрочный характер и осуществляются в виде капитальных вложений на новое строительство, на расширение и реконструкцию производства, на техническое перевооружение.

Источники финансирования воспроизводства основных средств можно разделитьнасобственные, заемные и привлеченные.

К собственным источникам относятся: прибыль, амортизация.

К заемным источникам относятся: кредиты банков, заемные средства.

К привлеченным источникам относятся: взносы физических и юридических лиц, финансирование из бюджета и внебюджетных.

Инвестиции

При создании или расширении организации возникает потребность в основном капитале (капиталовложениях, инвестициях). Под инвестициями понимаются расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этим изменения оборотного капитала.

В капитальные вложения включаются затраты на новое строительство, на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих учреждений, затраты на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство.

В состав капитальных вложений включаются стоимость строительства или реконструкции, энергетического и других видов оборудования, включаемого в основные фонды, а также затраты на проектные, геологоразведочные, изыскательские работы.

Доля каждой группы капиталовложений в их общем объеме характеризует структуру капитальных вложений.

При планировании капитальных вложений составляются капитальные (инвестиционные) проекты. Оценка их эффективности осуществляется в ходе проектного анализа на основе сопоставления затрат на проект и результатов его реализации.

Проектным анализом называется процесс анализа доходности капитального проекта, так как главной целью, например, является максимизация прибыли, а затраты, которые несет учреждение во время реализации инвестиционного проекта, сводятся преимущественно к расходам, которые необходимы для осуществления проекта.

При обосновании затрат на проект и используя цены, которые учреждение заплатит, необходимо учесть стоимость, которую заплатят потребители услуг при реализации проекта.

Анализируя доходность инвестиционного проекта, целесообразно сравнивать две будущие альтернативные ситуации:

а) фирма осуществила свой проект;

б) фирма не осуществила свой проект.

Этот прием называется «с проектом - без проекта». Используя этот прием, доходность инвестиционного проекта можно представить в виде формулы

, (2.15)

где - доходность инвестиционного проекта, р.;

- изменения в выгодах (доходах) благодаря проекту, р.;

- изменения в затратах благодаря проекту, р.

В стране с высокой инфляцией часто стремятся ускорить реализацию проекта, так как в противном случае он будет стоить дороже, а значит и планируемые выгоды от его реализации уменьшатся. Вследствие этого невозможно иметь полную картину баланса между выгодами и затратами, если он будет рассчитан на базе сегодняшних цен. Поэтому, если отсутствует гиперинфляция, проекты обычно рассчитываются без учета инфляции, считая, что она одинаково воздействует на выгоды и затраты.

Тема 3. Оценка и повышение эффективности использования ресурсов образовательными учреждениями

3.1. Принципы оценки и классификация показателей эффективности использования ресурсов в образовательных учреждениях.

Методы анализа и мониторинга эффективности использования Федеральной собственности.

3.1. Принципы оценки и классификация показателей эффективности использования ресурсов в образовательных учреждениях.

Для характеристики работы промышленных предприятий в качестве показателей эффективности их работы используются классические категории, ориентированные на извлечение максимальной прибыли (рентабельность, ликвидность); применительно к некоммерческим организациям, к которым относятся образовательные учреждения (ОУ), используются иные подходы к оценке деятельности.

Эти подходы, при всем их различии, предусматривают проведение многостороннего экономического анализа деятельности предприятий и учреждений, использующего объективные показатели эффективности.

Для оценки состояния, эффективности использования государственной собственности необходимы:

· способ оценки текущего состояния имущества и финансов образовательных учреждений;

· система объективных и сопоставимых показателей использования федеральной собственности, закрепленной за ОУ;

· экономический анализ деятельности ОУ;

· интегральные показатели оценки эффективности использования федеральной собственности;

· комплексная методика, обеспечивающая всесторонний анализ состояния и эффективности использования федеральной собственности.

Методы анализа и мониторинг (наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату), предполагают соблюдение ряда основополагающих принципов:

1 универсальность, т.е. независимость от типа и масштаба образовательного учреждения;

2 прозрачность, т.е. возможность открытой публикации и обсуждения результатов анализа экономической деятельности;

3 достоверность и одновременно минимальная трудоемкость применения, основанные на использовании существующих форм бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных ведомственного кадастра Министерства образования РФ;

4 оперативность и непрерывность, обусловленные законодательно установленными сроками подготовки исходных данных;

5 целостность, обеспечения непротиворечивостью и взаимной увязкой используемой исходной информации из отчетных форм образовательных учреждений;

6 сопоставимость результатов экономического анализа, обусловленная применением относительных объективных показателей.

За основу методов оценки эффективности мониторинга использования федеральной собственности могут быть использованы следующие виды и приемы анализа: анализ бухгалтерской отчетности, горизонтальный, вертикальный, трендовый, системный анализ.

Анализ бухгалтерской отчетности – способ изучения абсолютных показателей, представленных в отчетных формах ОУ.

Горизонтальный анализ – способ сравнения показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущего периода.

Вертикальный анализ – способ определения удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе с последующим сравнением с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ – способ, основанный на расчете относительных отклонений показателей отчетности от базового уровня за ряд отчетных периодов.

Системный анализ – исследования ОУ как целостного экономического объекта на основе имеющейся четко выраженной структуры системы объективных показателей.

Специфичность оценки состояния федеральной собственности, находящейся в управлении образовательных учреждений, можно классифицировать следующими показателями эффективности: имущественного состояния, деловой активности, финансовой активности, профильного использования (табл.1.1).

Показателями первой группы оценивается имущественное состояние по следующим величинам: стоимость основных средств; уровень их износа; удельный вес площадей, арендуемых и отвлеченных в аренду ОУ; коэффициент обновления и коэффициент выбытия основных средств. Это позволяет оценить деловую активность образовательного учреждения, которая характеризуется оборачиваемостью поступивших средств, активов и составных частей актива, а также коэффициентами затрат на содержание (показывает совокупность текущих затрат и капитальных вложений, приходящихся на одного учащегося) и деловой активности и демонстрирует совокупность финансовых средств, приходящихся на одного среднесписочного работника ОУ.

 

 

Таблица 3.1

Классификация показателей эффективности использования образовательными учреждениями федеральной собственности

 

Имуществен-ное состояние Деловая активность Финансовая активность Профильное использование
· Стоимость основных средств · Стоимость износа основных средств · Удельный вес площадей: - арендуемых; - отвлеченных в аренду · Коэффициент обновления основных средств · Коэффициент выбытия основных средств · Оборачиваемость средств, поступивших с начала года · Оборачи-ваемость активов · Оборачи-ваемость оборотных средств · Оборачи-ваемость основных средств · Оборачи-ваемость материальных запасов · Оборачи-ваемость дебиторской задолженности · Уровень финансовой устойчивости · Коэффициент профильного использования площадей · Коэффициен-ты поддержа-ния и восста-новления основных средств

 

В качестве исходных данных в расчетах показателей всех групп используются сведения их форм бухгалтерской и статистической отчетности:

- баланс (форма №1);

- приложения к балансу (формы № 2, 4,5);

- форма 3-нк (для вузов);

- форма 2-нк (для техникумов);

- форма 4-т.

Рассмотрим классификацию оценочных показателей эффективности использования образовательными учреждениями федеральной собственности по группам, использование которых позволяет выявить проблемы и принимать управленческие решения, направленные на достижение социально-экономических целей образовательного учреждения.

I. Группа показателей оценки имущественного состояния характеризует состояние и использование образовательными учреждениями федеральной собственности.

1. Коэффициент износа основных средств (ОС) характеризует степень износа ОС в целом по ОУ:

, (3.1)

где И – величина износа основных средств на конец (начало) года;

Сос – стоимость основных средств на конец (начало) года.

Чем меньше значения данного коэффициента, тем быстрее обновление и восстановление основных средств, а повышение этого коэффициента свидетельствует о старении материально-технической базы.

2. Коэффициенты ремонта зданий показывают величину фактических расходов на капремонт зданий, приходящуюся на 1 руб. балансовой стоимости основных средств.

, (3.2)

где - затраты на капитальный ремонт, направленные на нужды образовательного учреждения за счет внебюджетных источников;

-затраты на капремонт за счет бюджетных средств;

- стоимость основных средств на конец (начало) года.

, (3.3)

или

, (3.4)

, (3.5)

где -площадьзданий, находящихся в капитальном ремонте или реконструкции, м2;

-общая площадь зданий, м2.

3. Коэффициенты аренды характеризуют удельный вес площади зданий, как сданных в аренду ОУ, так и арендуемых.

, (3.6)

где -площадь зданий, сданные образовательным учреждениям в аренду, м2;

- общая площадь зданий, м2.

, (3.7)

где -площади зданий, арендуемые образовательным учреждением, м2.

Исходя из конкретных возможностей ОУ, значение показателя должно повышаться, что позволит увеличить финансовые поступления. Значение показателя должно понижаться, так как аренда ОУ площадей и других материальных элементов ОС приводит к изъятию средств, что отрицательно сказывается на эффективности использования собственности.

4. Коэффициент обновления основных средств показывает долю поступивших в течение года основных средств в балансовой стоимости основных средств, рассчитанных на конец (начало) года.

, (3.8)

где - стоимость основных средств поступивших в течение года.

- балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года.

Если позволяют финансовые возможности ОУ, значение этого показателя желательно увеличивать, так как уменьшается среднее значение износа ОС.

5. Коэффициент выбытия основных средств показывает долю выбывших в течение года основных средств в балансовой стоимости основных средств, рассчитанной на конец (начало) года.

, (3.9)

где -стоимость основных средств, выбывших в течение года.

Значение этого показателя не должно снижаться ниже установленного уровня.

В качестве дополнительных показателей имуществен-ного состояния образовательного учреждения могут быть использованы показатели качественной структуры имущества, выраженные в коэффициентах удельного веса видов имущества в общей структуре основных средств.

А). Удельный вес зданий определяется по формуле:

, (3.10)

где -балансовая стоимость зданий на конец (начало) года.

Б). Удельный вес сооружений определяется по формуле:

, (3.11)

где -балансовая стоимость сооружений на конец (начало) года.

В). Удельный вес передаточных устройств определяется по формуле:

, (3.12)

где -балансовая стоимость передаточных устройств на конец (начало) года.

Г). Удельный вес машин и оборудования:

, (3.13)

где -балансовая стоимость машин и оборудования на конец (начало) года.

Д). Удельный вес транспортных средств:

, (3.14)

где -балансовая стоимость транспортных средств на конец (начало) года.

Е). Удельный вес производственного инструмента:

, (3.15)

где -балансовая стоимость производственного инструмента (включая принадлежности) и хозяйственного инвентаря на конец (начало) года.

Ж). Удельный вес рабочего и продуктивного скота:

, (3.16)

где - балансовая стоимость рабочего и продуктивного скота на конец (начало) года.

З). Удельный вес библиотечного фонда:

, (3.17)

где - балансовая стоимость библиотечного фонда на конец года.

И). Удельный вес прочих основных фондов:

, (3.18)

где - балансовая стоимость прочих основных фондов на конец года.

Удельные веса показывают долю элементов основных средств ОУ по группам в общей стоимости на конец года.

II. Группа показателей деловой активности (позволяет оценить деятельность ОУ с точки зрения эффективности использования имеющегося федерального имущества и его экономического потенциала).

1. Коэффициент оборачиваемости и структуры поступивших средств по образовательному учреждению показывают количество всех поступивших финансовых средств, приходящихся на 1 руб., вложенных в активы ОУ , а также удельный вес внебюджетной доходности в общей доходности .

, (3.19)

где - сумма поступивших средств из всех источников за год;

- валюта баланса на конец года.

, (3.20)

где - сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год.

Для образовательных учреждений желательно увеличение значений этих показателей.

2. Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача) показывает, сколько финансовых ресурсов получено ОУ на 1 руб., вложенных в основные средства.

, (3.21)

где - балансовая стоимость основных средств на конец года.

Для ОУ желательно увеличение этого показателя за счет максимизации финансовых поступлений.

3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует количество оборотов финансовых ресурсов ОУ.

, (3.22)

где - стоимость оборотных средств на конец (начало) года.

Для ОУ желательно увеличение значения этого показателя за счет максимизации финансовых поступлений.

4. Коэффициент затрат на содержание образовательного учреждения показывают сумму текущих и капитальных вложений, приходящуюся на одного обучающегося.

, (3.23)

где - расходы на содержание ОУ за год;

- численность обучающихся.

, (3.24)

где - капитальные вложения за год.

, (3.25)

, (3.26)

где - расходы на содержание образовательного учреждения за год за счет средств федерального бюджета;

- капитальные вложения за год за счет средств федерального бюджета;

- численность обучающихся в рамках бюджетного финансирования.

Для ОУ желательно снижение этих показателей, не приводящее к ухудшению качества образовательного процесса, за счет рациональной структуры расходов на содержание ОУ, капитальных вложений и численности обучающихся.

1. Коэффициент деловой активности показывает эффективность финансовых ресурсов, поступивших в ОУ в расчете на одного среднесписочного работника.

, (3.27)

где среднесписочная численность работников ОУ.

Для ОУ желателен рост значения этого показателя за счет увеличения поступлений денежных средств из всех источников финансирования и рационализации численности работающих.

Для конкретизации и выводов об эффективности использования имущества ОУ отдельно по бюджетным и внебюджетным средствам могут быть рассчитаны также дополнительные показатели деловой активности, выраженные несколько иначе, чем рассмотренный выше.

6. Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача) показывает, сколько финансовых ресурсов получено ОУ на 1 руб., вложенный в основные средства.

, (3.28)

где - бюджетное финансирование за год;

 

, (3.29)

где - сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год.

Для ОУ желателен рост значений этих показателей за счет максимизации финансовых поступлений.

7. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует количество оборотов финансовых ресурсов ОУ.

, (3.30)

где - стоимость оборотных внебюджетных средств.

Для ОУ желателен рост значения этих показателей за счет увеличения финансовых поступлений и уменьшения стоимости оборотных средств.

8. Коэффициенты деловой активности показывают поступление финансовых ресурсов в расчете на одного среднесписочного работника.

, (3.31)

Для ОУ желателен рост этих показателей за счет увеличения поступления денежных средств из всех источников финансирования и оптимизации численности работающих.

III. Группа показателей финансовой активности (характеризует эффективность использования ОУ финансовых инструментов).

1. Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает скорость оборота дебиторской задолженности, т.е. сколько поступивших финансовых средств приходится на 1 рубль средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность.

, (3.32)

где - средняя величина дебиторской задолженности за год.

Увеличение этого показателя положительно характеризует финансовую активность ОУ.

2. Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает скорость оборота кредиторской задолженности, т.е. сколько поступивших финансовых средств приходится на 1 руб. средств, привлеченных в кредиторскую задолженность.

, (3.33)

где - средняя величина кредиторской задолженности за год.

Увеличение этого показателя также положительно характеризует финансовую активность ОУ.

3. Коэффициент финансовой значимости характеризует величину заемных средств, приходящуюся на 1 руб. средств, вложенных в активы ОУ.

, (3.34)

где - сумма заемных средств на конец (начало) года;

Значение этого показателя не должно превышать определенный уровень.

4. Коэффициент финансовой устойчивости:

, (3.35)

где - величина фондов и средств целевого назначения;

- величина износа средств на конец (начало) года.

5. Коэффициент покрытия:

, (3.36)

где - средства учреждений и расчеты.

6. Доля оборотных средств в активах:

, (3.37)

IV. Группа показателей профильного использования (характеризуют использование различных видов имущества, находящегося в распоряжении ОУ).

1. Коэффициент профильного использования площадей показывает удельный вес площадей, непосредственно используемых для обеспечения процесса обучения, в общей площади ОУ.

, (3.38)

где - сумма площадей ОУ, непосредственно используемых для обеспечения процесса образования.

Желательно всемерное увеличение значения этого показателя.

2. Коэффициент поддержания и восстановления основных средств за счет внебюджетных источников показывают долю затрат из внебюджетных источников в общей сумме коммунально-эксплуатационных затрат, затрат на капитальный ремонт, приобретение оборудования и всех видов основных средств, поступивших в течение года.

, (3.39)

где - коммунально-эксплуатационные затраты, направленные на нужды ОУ за счет внебюджетных источников;

- коммунально-эксплуатационные затраты за счет бюджетных средств.

, (3.40)

где - затраты на капитальный ремонт, направленные на нужды ОУ за счет внебюджетных источников;

- затраты на капитальный ремонт за счет бюджетных средств.

, (3.41)

где - затраты на приобретение оборудования, направленные на нужды ОУ за счет внебюджетных источников;

- затраты на приобретение оборудования за счет бюджетных средств.

, (3.42)

где - стоимость основных средств, поступивших в течение года за счет внебюджетных источников;

- стоимость основных средств, поступивших в течение года.

Для ОУ желательно повышать значение этих показателей, так как их уменьшение может означать снижение потенциальных возможностей стратегического развития ОУ. Однако рост показателей должен быть сдержанным во избежание возникновения диспропорций по отдельным показателям.

Приведенные методики расчета показателей эффективности использования находящихся в распоряжении образовательных учреждений ресурсов, позволяют, используя только данные основных форм бухгалтерской и статистической отчетности, провести детальный анализ экономического положения ОУ, тенденции и причины его изменения.

Методы анализа и мониторинга эффективности использования Федеральной собственности.

Мониторинг эффективности использования ресурсов применительно к системе образования является важным рычагом, позволяющим решать экономические задачи.

Мониторинг – наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

К основным задачам мониторинга относятся:

1. Сбор информации о состоянии и использовании федерального имущества за отчетный период.

2. Расчет динамики изменения основных показателей, характеризующих имущественное состояние, деловую активность и финансовую активность, профильное использование имущества образовательных учреждений.

3. Сравнительная оценка полученных результатов.

Показатели мониторинга использования федерального имущества ОУ, классификация которых по группам рассмотрена выше, включает: оценку имущественного состояния, деловой и финансовой активности, профильного использования.

Сбор и анализ информации по состоянию и использованию федерального имущества для определения указанных показателей производится с периодичностью не менее одного раза в год. По результатам анализа могут быть приняты управленческие решения, направленные на повышение эффективности использования федеральной собственности ОУ.

Цель мониторинга – определение динамики общего состояния и использования ОУ федеральной собственности в целом, а также по отдельным ее видам и направлениям деятельности, сложившимся в заданном временном интервале.

Решение задач мониторинга определяет подход и направления последующего комплексного анализа. Комплексный анализ представляет собой систематизацию сопоставимых показателей эффективности использования собственности, находящейся в оперативном управлении ОУ – со средними (эталонными, прогнозируемыми или рекомендуемыми) данными ОУ с учетом их дифференциации или со средними данными ОУ других ведомств.

Особое место в системе комплексного анализа занимает рейтинговая оценка, учитывающая всю совокупность показателей.

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение ОУ по каждому показателю эффективности использования федеральной собственности со средними (эталонными, прогнозируемыми или рекомендуемыми) показателями. Т.о., базой отсчета для получения рейтинговой оценки являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся при реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых ОУ.

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки эффективности использования собственности ОУ может быть представлен последовательностью следующих действий.

1. Исходные данные представляются в виде матрицы , т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей , а по столбцам – номера учреждений .

2. По каждому показателю находится максимальное значение, которое заносится в столбец эталонного учреждения .

3. Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного учреждения по формуле:

, (3.43)

где - стандартизированные показатели эффективности использования федеральной собственности j-го образовательного учреждения .

4. Для каждого анализируемого j-го ОУ значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

, (3.44)

где - рейтинговая оценка для j-го ОУ;

- стандартизированные показатели j-го анализируемого ОУ.

5. ОУ упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки.

Наивысший рейтинг имеет ОУ с минимальным значением сравнительной оценки, полученной по данной формуле. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений на количество сравниваемых показателей и ОУ не накладывается.

Изложенный алгоритм получения рейтинговой оценки может применяться для сравнения ОУ:

1. На дату составления баланса (по данным на конец периода).

2. В динамике.

В рейтинговой оценке возможно использование одновременно как моментных, так и темповых показателей (т.е. удвоение количества показателей эффективности использования федеральной собственности). Это позволяет получить обобщенную рейтинговую оценку, характеризующую как состояние, так и динамику, обусловленную деятельностью ОУ.

Алгоритм получения рейтинговой оценки может быть модифицирован. Вместо приведенной выше формулы можно использовать формулу:

, (3.45)

где - весовые коэффициенты показателей, назначаемые экспертами.

Эта формула определяет рейтинговую оценку для j-го анализируемого ОУ с учетом значимости отдельных разнонаправленных показателей для этого учреждения по какому-либо критерию (например, значимость с точки зрения влияния на стратегическое развитие).

Данная методика рейтинговой оценки базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке эффективности использования федеральной собственности, находящейся в оперативном управлении образовательного учреждения. Она реализуется на основе данных официальной отчетности ОУ, для составления которой используется вся совокупность показателей, применяемых в оценке эффективности использования федеральной собственности.

Рейтинговая оценка является сравнительной и учитывает реальные результаты деятельности всех ОУ. По динамике показателей в соответствии с вышеприведенной методикой их определения и анализа принимаются соответствующие управленческие решения. Принципиальное отличие методики рейтинговой оценки, основанной на системе показателей эффективности использования федеральной собственности, находящейся в ведении ОУ (т.е. фактически эффективности использования имеющихся в его распоряжении ресурсов), в том, что для формирования рейтинга используются не экспертные оценки, а полученные из отчетных данных показатели, экономически характеризующие эффективность основной деятельности ОУ.

Тема 4. Персонал образовательного учреждения. Оплата труда и мотивация работников

4.1. Состав и структура работников образовательного учреждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.50.252 (0.148 с.)