Механизм учета инфляционных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм учета инфляционных процессов



В механизме учета инфляционных процессов можно использовать такие социально-экономические показатели, как, например, минимальная стоимость потребительской корзины или минимальный оклад и т.п. Наиболее точную оценку инфляционных процессов обеспечивает применение комплекса показателей инфляции, которые имеют разную динамику относительно элементов затрат. Таким образом, показатели инфляции должны быть объединены в интегральную оценку.

При расчете цены на платные услуги возникает ряд проблем, обусловленных несовершенством действующей нормативной базы. В свою очередь, цены на платные образовательные услуги не могут быть ниже стоимости аналогичных услуг финансируемых учреждений из средств соответствующего бюджета. При этом цена платной услуги должна обеспечивать покрытие издержек по обучению. Однако на цену услуги влияет платежеспособный спрос на нее и емкость рынка. Если установленная цена не покрывает издержки, образовательному учреждению следует определить источник покрытия возникающего дефицита остальной части издержек. Также оказываемые платные услуги в соответствии с контрактом (договором) по одному виду услуг не допускается установление различного уровня цен (исключением является предусмотренные законодательством льготы для отдельных категорий потребителей).

По конкретным платным ОУ допустимо использование пониженной или повышенной цены, а также применение льгот к ценам по определенному перечню или контингенту обучаемых. Такая дифференциация отражается в нормативных актах (положениях, приказах) ОУ.

Применение пониженной цены платной образовательной услуги допустимо, если при этом экономический эффект достигается за счет привлечения большего числа учащихся трудно комплектуемых специальностей, но при этом разница в ценах пересматривается за счет повышения цены на образо-вательные услуги, пользующиеся повышенным спросом.

Размер плановых накоплений (прибыль) может быть определен по нормативам, установленным соответствующим органом управления ОУ (например, Ученым советом) для каждого конкретного вида платных образовательных услуг в процентах от совокупных затрат по указанным составляющим.

Размер налоговых платежей, учитываемых в расчетах цены платной образовательной услуги, определяется действующим налоговым законодательством (федеральным, региональным, местным) в зависимости от вида платной образовательной деятельности.

Цена на предоставляемые платные образовательные услуги, определяется на основе типовых или разработанных внутривузовских методик, которые включают:

1. Определение базы для расчета цен;

2. Расчеты прямых и косвенных (накладных) расходов;

3. Механизм учета уровня инфляции;

4. Учет действующей системы налогообложения;

5. Учет рыночной конъюнктуры;

6. Учет существующих законодательных ограничений на установление цены;

7. Установление льгот, дифференциации и изменения цены.

Размер плановых накоплений (прибыли) определяется для каждого вида платных услуг ОУ по нормативам, установленным Ученым советом, иным полномочным органом или руководителем ОУ (например, в процентах от совокупных расходов).

 

5.6. Ценообразование на рынке образовательных услуг

Ценообразование на рынке образовательных услуг (ОУ) является одним из наиболее тяжелых для разрешения, поскольку традиционно, наряду со здравоохранением, воспринимается в обществе как сфера «бесплатных» услуг. Однако, как и любая другая бюджетная сфера, она финансируется из карманов налогоплательщиков. По сути дела исключительным и продавцом и покупателем образовательных услуг был один и тот же единственный субъект – государство в лице органов управления, в т.ч. – образованием и высшей школы. Именно это обстоятельство заслоняло проблемы ценообразования на ОУ и исключало саму возможность установления реальной цены как результата переговоров между покупателя-ми (потребителями) и продавцами (производителями) ОУ. Образовательное учреждение практически не было заинтересовано в инициативном продвижении и расширении объемов оказываемых услуг, повышении их качества, в реконструкции и обновлении фондов и т.п.

В настоящий момент при формировании цены на образовательные услуги используются следующие методы:

1. Затратный метод, при котором используется расчетная себестоимость, увеличенная на запланированную норму прибыли.

К преимуществу этого метода относятся: использование фактических затрат; цена формируется на основе бухгалтерской отчетности, без маркетинговых исследований; выравнивание договорных взаимоотношений вуза с юридическими и физическими лицами; выравнивание цены на образовательные услуги.

К недостаткам относятся: не учитывает уровень спроса; сложность оценки себестоимости; влияет на спрос; не отражает меры полезности образовательного продукта для потребителя; укомплектованность учебных групп.

2. Метод ощущаемой ценности, при котором цена определяется по интегральной оценке полезности образовательной услуги, причем эта оценка подтверждается потенциальным потребителем, а не издержками.

К недостаткам относятся: недостаточная компетентность потребителей; объективность оценки.

3. Методы, ориентированные на конкурентов, которые опираются на анализ цен других вузов по аналогичным или родственным образовательным программам.

Возможность применения этих методов зависит от степени дифференциации (изменений) образовательных продуктов, чувствительности потребителей к цене, рыночной доли, принадлежащей образовательному субъекту.

В зависимости от конкурентной ситуации на рынке вуз может выбрать следующие методы формирования цены:

1) ориентация на средние рыночные цены;

2) ориентация на ценового лидера;

3) ценовой картель.

К преимуществу этих методов относятся: простота, оперативность, учет рыночной ситуации.

К недостаткам относятся: невозможность обособленного использования.

Рассмотрев вышеизложенные методы с их достоинствами и недостатками, можно сделать вывод, что эффективнее синтезировать цену на основе их комплексного сочетания, базирующейся на треугольнике ценовой политики (рис. 1).

 

 

Рис. 5.2. Модель ценовой политики

 

В данной модели ценовой политики заложен следующий механизм формирования цены:

1 этап – определяется базовая цена на основе анализа спроса;

2 этап – цена сопоставляется с ценами конкурентов на аналогичные образовательные услуги;

3 этап – на основе принятого норматива рентабельности определяется цена затратным методом, где фиксированная себестоимость является нижним порогом цены;

4 этап – корректировка цены.

Алгоритм ценообразования (рис.5.3) состоит из следующих блоков:

Блок 1. В качестве целей ценовой политики выступают:

§ обеспечение экономической безопасности;

§ сохранение сегмента (доли) рынка.

Блок 2. Определяется потенциал потребителя об «ощущаемой ценности» услуги.

Блок 3. Определяется «ценностное ценообразование», т.е. установление цены для обеспечения финансового результата за счет достижения выгодного соотношения «ценность-затраты».

Блок 4. Определяется себестоимость.

Блок 5. На основе расчетной себестоимости при установленном нормативе рентабельности определяется «затратная» цена.

Блок 6. Проведение маркетинговых исследований на аналогичные услуги.

Блок 7. Проведение сопоставительного анализа цен.

Блок 8. Осуществление корректировки цены.

Блок 9. Обеспечение гибкости и адаптивности ценовой политики (система скидок и наценок).

 

 

 

Рис. 5.3. Алгоритм ценообразования

 

При отсутствии необходимости проведения индивидуальных занятий цена платной образовательной услуги устанавливается на группу обучаемых (курс, поток). Цена индивидуального обучения в этом случае является расчетной.

Общая оценка уровня конкурентоспособности образовательных учреждений определяется путем выбора ими одного из двух типов конкурентных преимуществ при оказании платных образовательных услуг:

- более низкие издержки;

- специализация.

Более низкие издержки - способность образовательных учреждений реализовывать услуги более эффективно, чем конкуренты.

Специализация – способность удовлетворять особые запросы потребителей в оказании платных образовательных услуг и получать за это премиальную цену (т.е. более высокую, чем у конкурентов).

С помощью метода обеспечения целевой прибыли (рис. 5.4) определяется цена конкретного вида платной образовательной услуги, обеспечивающая при их заданном объеме получение целевой прибыли:

(5.1)

где -цена конкретного вида образовательной услуги;

-соответственно переменные, постоянные издержки и прибыль, обусловленные оказанием и реализацией данного вида образовательной услуги.

В условиях расширенной номенклатуры услуг цена определяется:

(5.2)

где -доля -го вида услуг в общем объеме дохода от платной образовательной деятельности образовательного учреждения;

(5.3.)

где -объем дохода образовательного учреждения от оказания -го вида услуг и общий объем дохода образовательного учреждения от всех видов внебюджетной деятельности соответственно.

 

Руб.

Целевая

Прибыль

 

 

ФИ

 

 

 

ПИ

 

N, ед./период

 

 

Рис. 5.4. График определения целевой прибыли.

 

Объем реализации каждого вида платных образовательных услуг, обеспечивающих целевую прибыль при сложившейся рыночной цене, определяется по формуле:

(5.4)

В современных условиях маркетинг услуг образовательных учреждений является основой планирования внебюджетных доходов и формирования стратегии захвата, удержания и расширения рынка потребителей. При этом маркетинговый подход позволяет по-иному (по сравнению с рассмотренными методиками) подойти к определению цены на услуги, что позволяет объективизировать расчетную цену потенциальной емкости рыночного спроса.

 

Тема 6. Потребности образовательного учреждения в инвестиционных ресурсах.

6.1. Общие положения, основные термины и определения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.015 с.)