Экономическая сущность, понятие основных фондов, их классификация и структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность, понятие основных фондов, их классификация и структура.



А.В. Ростова

ЭКОНОМИКА В ОБРАЗОВАНИИ:

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебное пособие

 

Воронеж 2009

 

А.В. Ростова

 

 

ЭКОНОМИКА В ОБРАЗОВАНИИ:

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

Воронеж 2009

 


 

ББК 65.9(2)99

 

Ростова А.В. Экономика в образовании: курс лекций: учеб. пособие / А.В. Ростова. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2009. – 132 с.

В учебном пособии изложен теоретический материал и приведены примеры решения задач по дисциплине «Экономика в образовании», которые позволяют подготовить квалифицированных специалистов, способных успешно работать в рыночных условиях.

Издание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 230200 «Информационные системы», специальности 230202 «Информационные технологии в образовании», дисциплине «Экономика в образовании».

Предназначено для студентов всех форм обучения.

Учебное пособие подготовлено на магнитном носителе в текстовом редакторе MSWord 2003 и содержится в файле «ИТ LECTURE-ECON. doc»

Табл. 4. Ил.4. Библиогр.15 назв.

Научный редактор канд. экон. наук, доцент Л.Я. Иванова

Рецензенты: кафедра «Финансы и кредит»

институт менеджмента, маркетинга и

финансов» (зав. кафедрой канд. экон. наук,

доц. О.М. Фокина);

д-р. экон. наук, проф. И.А. Каблашова

 

© Ростова А.В., 2009

© Оформление. ГОУВПО «Воронежский

государственный технический

университет», 2009


Введение

Социально-экономическая значимость образования в целом и профессионального образования в частности, его роль в научно-техническом прогрессе, духовной жизни общества, в развитии и качественном совершенствовании всей экономики общепризнанны. Конкуренция стран в экономической области сводится в современных условиях рыночного хозяйства к конкуренции в области науки и техники и, как следствие, к конкуренции в области подготовки и организации использования квалифицированных кадров.

Основным предметом рассмотрения в данной работе стали экономические процессы, регулирующие функциониро-вание и развитие системы образования – как отрасли сферы услуг и национальной экономики в целом – в процессе их формирования и развития. Объектом изучения при этом является система образования, выраженная в форме норм, методов и инструментария, посредством которых определяются цели и взаимно обуславливающие условия эффективного функционирования и развития системы образования.

Развитие системы образования зависит от содержания образования и методов его определения; психолого-педагогических аспектов образования на его различных уровнях; методов оценки индивидуальной, микро- и макроэкономической эффективности образования; вопросов определения потребности личности в образовательных услугах; вопросов определения потребностей общества и государства в специалистах с различными уровнями профессиональной подготовки и т.п.

Содержание учебного пособия имеет достаточно универсальный характер и может быть адаптировано для любых типов образовательных подсистем и образовательных учреждений.

 

 

Тема 1. Юридические и экономические основы деятельности образовательных учреждений

1.1. Понятие и функции системы образования

1.2. Организационно-правовые формы образовательных учреждений

1.3. Порядок лицензирования и ликвидации образовательного учреждения

1.1. Понятие и функции системы образования

Экономика - греческое слово, которое можно перевести как «искусство ведения домашнего хозяйства». Сегодняшнее значение термина «экономика» значительно шире.

Экономика включает в себя отрасли материального производства или реальный сектор (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и пр.) а также отрасли непроизводственной сферы, или социальную инфраструктуру (просвещение, здравоохранение, культуру и пр.).

Российская система образования, в период проводимых в стране социально-экономических преобразований выдвинула на первый план ряд проблем, связанных с функционированием и развитием системы образования как отрасли национальной экономики.

Появление и стремительное развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производства, обеспечение высоких темпов развития науки и техники, обусловленные необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, требуют наличия квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки. Поэтому система предоставления образовательных услуг является важнейшим источником формирования и развития экономического потенциала страны.

По мере ускорения научно-технического прогресса связь между уровнем образования и квалификацией кадрового потенциала становится все более тесной. Это обусловлено следующими причинами:

1. Потребность общества в конкретном уровне образования, которая определяется достигнутым уровнем и перспективами развития техники и технологии.

2. Повышение уровня образования и квалификации кадров в решении усложняющихся задач повышения эффективности производства, которые невозможны без научных открытий и их внедрение в производство, а, следовательно, и сам научно-технический прогресс.

3. Предъявление требований к профилю и содержанию образования, так как темпы обновления оборудования, технологических процессов требуют быстрой переквалификации.

4. Развитие общества, науки и техники требует активизации и качественно нового уровня проводимых научно-исследовательских работ, соответствующей высокой квалификационной подготовки исследователей и разработчиков новых конкурентоспособных технологий.

5. Непрерывно происходящие изменения в производстве вызывают необходимость постоянного обучения занятого населения, высокий же уровень образования и квалификации позволяет обеспечить этот процесс.

Переход к новым технологиям, к новым средствам коммуникации, система управления людьми требует новых знаний. Таким образом, эффективность современного материального производства и научно-технический прогресс находятся в прямой зависимости, наряду с другими факторами, от общего развития знаний и квалификации работников. В связи с этим, выступая основным звеном процесса производства совокупной рабочей силы, система образования играет важную роль в социальном, экономическом и научно-техническом развитии страны.

Термин «образование» трактуют как потребность, разновидность услуги, институт, сфера общественного сектора экономики, важная функция государства, фактор безопасного развития общества, механизм, обеспечивающий связь поколений.

Потребности различают индивидуальные и общественные. Индивидуальные потребности в образовании связаны с духовными и (или) материальными потребностями человека. Общественные – для поддержания жизнедеятельности общества.

Институт – это созданные человеком ограниченные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми.

Социальный институт образования охватывает все возрастные группы, уровни и подгруппы образовательной системы, которые взаимосвязаны между собой, однако реализуют различные общественные задачи.

Общественные потребности в образовании конкретизируются в выполнении образовательной сферой шести главных социальных функций:

1. Функция культурного воспроизводства, т.е. передача культурных ценностей;

2. Функция формирования человеческого потенциала нации.

3. Социализирующая функция, т.е. включение человека в социум и деятельность на конвенциальной (договорной) основе.

4. Функция обеспечения социальной мобильности.

5. Функция социального контроля и профилактики социального конфликта.

6. Функция обеспечения профессиональной стратификации (специальной подготовки).

Наряду с социальными функциями выделяют экономические функции образовательной системы:

I. Формирование и совершенствование производительных сил общества.

Производительные силы общества – это система субъективных (люди) и объективных (средства производства) факторов, необходимых для преобразования веществ природы в готовые продукты с целью удовлетворения человеческих потребностей.

В развитии производственных сил выделяют три формы:

1. Естественные производственные силы основаны на ручном технологическом способе производства и соответствуют периоду доиндустриального общества.

2. Общественные производственные силы лежат в основе машинного технологического способа производства, соответствующего индустриальному обществу.

3. Всеобщие производственные силы формируются в ходе НТР на этапе становления постиндустриального общества. Прежде всего, это результаты труда ученых, интеллектуальная информация, научные открытия, изобретения, которые при внедрении в практику и составляют основу НТР.

II. Обеспечение качества экономического роста, как необходимая база для обеспечения качества жизни человека посредством развития образования.

III. Обеспечение непрерывности процесса экономичес-кого развития и возможности его ускорения, т.е. удовлетворение материальных потребностей.

IV. Адаптация человека к изменяющемуся экономичес-кому и технологическому пространству.

Соответственно образовательные потребности общества формируют перечисленные функции, координируя последовательность и взаимодействие этапов их удовлетворения с учетом сбалансированности стратегических целей социально-экономического развития общества, текущих социально- экономических и политических задач общества и личностных устремлений индивидуума.

1.2. Организационно-правовые формы образователь-ных учреждений

По действующему законодательству учреждение представляет собой одну из организационно-правовых форм юридических лиц. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, которая создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично.

Образовательные учреждения классифицируются по видам организационно-правовых форм. На сегодняшний день используют ведомственный одноуровневый классификатор Министерства образования и науки России, содержащий виды организационно-правовых форм образовательных учреждений (табл. 1).

Таблица 1.2

Классификатор организационно-правовых форм образовательных учреждений
Код организационно-правовой формы Наименование организационно-правовой формы
  Государственное образовательное учреждение
  Государственное образовательное учреждение субъекта Российской Федерации
  Муниципальное образовательное учреждение
  Негосударственное образовательное учреждение

Согласно ст. 50 ПС РФ все юридические лица подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие. В основе классификации в данном случае была принята цель деятельности юридического лица.

Юридические лица, осуществляющие свою деятельность с целью извлечения прибыли и распределения между участниками являются коммерческими юридическими лицами. Таким образом, предназначение коммерческих юридических лиц заключается в обогащения участников этих юридических лиц. Поэтому для всех коммерческих юридических лиц характерно наличие двух признаков: 1) направленность на извлечение прибыли; 2) распределение полученной прибыли между участниками юридического лица.

Некоммерческие организации создаются для удовлетворения духовных потребностей общества. Поэтому здесь весьма сложно уже изначально конструировать цель деятельности как получение прибыли. Предпринимательская деятельность некоммерческой организации осуществляется с целью дополнительного финансирования ее деятельности. В соответствии с п.З ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям. Следовательно, по первому критерию некоммерческие и коммерческие организации соотносятся между собой следующим образом. Для коммерческих организаций получение прибыли является основной целью деятельности, а достижение соответствующего общественного результата представляет собой второстепенную цель их деятельности. В то время как для некоммерческой организации основная цель состоит в достижении определенного общественного результата. Второстепенной целью является то, что некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли.

Следующим критерием разграничения коммерческой и некоммерческой организации является возможность распределения прибыли, полученной юридическим лицом,

между его участниками. Если коммерческая организация вправе прибыль распределять между его участниками, то участники некоммерческой организации такой возможностью не обладают (п.1 ст. 50 ГК РФ). Однако данный критерий в ряде случаев не может приниматься во внимание, поскольку не все коммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность и соответственно не получают прибыль, а значит ничего не распределяют. Наоборот, некоторые некоммерческие организации не только вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль, но и распределять ее между участниками.

Государственные и негосударственные вузы отличаются составом учредителей и источниками финансирования.

В соответствии со ст. 10 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшее учебное заведение создается и реорганизуется учредителем (учредителями) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителями государственных высших учебных заведений являются правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти (администрации, правительства) субъектов Российской Федерации. Как правило, в наименовании государственного высшего учебного заведения указывается его организационно-правовая форма (Московский государственный университет, Московский государственный социальный университет и т. д.). Одна­ко имеются исключения. Например, старейший государственный вуз – Московский энергетический институт (технический университет) – не имеет в своем названии слова «государственный». Данный статус образовательного учреждения указан в лицензии, наличие которой является обязательным. Лицензия на право ведения образовательной

деятельности выдается высшему учебному заведению только федеральным (центральным) органом управления образованием, т. е. Министерством образования Российской Федерации (II, ст. 10, п. 4).

 

1.3. Порядок лицензирования, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения

В лицензии наряду с наименованием высшего учебного заведения указывается его организационно-правовая форма (государственное образовательное учреждение, негосударственное образовательное учреждение, муниципальное образовательное учреждение).

Помимо самой лицензии существует приложение к ней, в котором указываются профессиональные образовательные программы (специальности, направления подготовки), по которым вуз имеет право вести образовательную деятельность.

В соответствии с действующим законодательством существуют три процедуры, регламентирующие деятельность высшего учебного заведения: лицензирование, аттестация и государственная аккредитация. Они тесно взаимосвязаны и каждая последующая процедура невозможна без предыдущей.

Лицензирование – это установление соответствия условий ведения образовательной деятельности федеральным и региональным требованиям. Содержание образования предметом лицензирования не является. Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) (I, ст. 33).

Лицензии на право ведения образовательной деятельности в области высшего и послевузовского профессионального образования выдаются федеральным (центральным) государственным органом управления высшим

профессиональным образованием (Министерством образования РФ) на основании заключений экспертной комиссии (II, ст. 10).

Аттестация – это установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестация проводится государственной аттестационной службой (в настоящее время Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России). Соответствие содержания образовательного процесса и его учебно-методического обеспечения требованиям государственных образовательных стандартов производится на основе экспертной оценки, а соответствие качества подготовки выпускников – на основе педагогических измерений с применением диагностических материалов.

Первая аттестация вновь созданного высшего учебного заведения осуществляется по его заявлению (или по заявлению учредителя) после первого выпуска специалистов при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников (I, ст. 33). Аттестация вуза проводится один раз в пять лет.

Государственная аккредитация – это установление (подтверждение) государственного аккредитационного статуса (типа, вида) высшего учебного заведения.

Государственная аккредитация вуза проводится федеральным (центральным) государственным органом управления образованием (Министерством образования РФ).

Все документы, представленные для аккредитации, регистрируются аккредитационным органом и хранятся в течение срока действия свидетельства. Порядок рассмотрения документов при проведении аккредитации устанавливается аккредитационным органом. Период рассмотрения документов, проведения аккредитации и принятия соответствующего решения не должен превышать четырех месяцев.

Филиалы вуза, прошедшие аттестацию, проходят аккредитацию в составе высшего учебного заведения, структурным подразделением которого они являются.

По результатам государственной аккредитации высшее учебное заведение получает свидетельство, в котором указываются номер и дата выдачи, наименование вуза, его организационно-правовая форма, место нахождения, тип (высшее учебное заведение) и вид (институт, академия, университет), срок аккредитации, как правило 5 лет. Свидетельство не действительно без приложения. В приложении к свидетельству о государственной аккредитации указывается перечень профессиональных образовательных программ, по которым вуз имеет право выдавать документы государ­ственного образца. Свидетельство и приложение (приложения) к нему подписываются министром образова­ния Российской Федерации и заверяются гербовой печатью.

Наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации является основанием для отказа вузу в приеме документов.

Отрицательное заключение по результатам аттестации является основанием для отказа вузу в аккредитации.

Аккредитационный орган своим распорядительным документом может приостановить действие либо аннулировать выданное им свидетельство (лишить вуз аккредитации) полностью или по отдельным указанным в приложении к свидетельству, образовательным программам в случае:

а) представления учредителем (учредителями) или органом, осуществляющим полномочия учредителя, соответствующего заявления;

б) обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для аккредитации;

в) нарушения вузом требований законодательства Российской Федерации в области образования;

г) приостановления действия лицензии либо аннулирования ее;

д) получения отрицательного заключения по результатам аттестации, проведенной в период действия свидетельства;

е) предъявления рекламации государственного органа, проводившего аттестацию вуза.

В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства, его действие по решению аккредитационного органа может быть возобновлено.

Соответствующие распорядительные документы Аккредитационного органа доводятся до сведения вуза, учредителя (учредителей) или органа, осуществляющего полномочия учредителя, и органа управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого находится вуз.

Распорядительный документ аккредитационного органа об аннулировании свидетельства является основанием для исключения вуза из реестра аккредитованных вузов.

Повторная в течение двух лет рекламация государственного органа, осуществляющего аттестацию вузов, на качество образования и (или) несоответствие его требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта влечет за собой лишение вуза аккредитации, оформляемое распорядительным документом аккредитационного органа. Возобновление действия свидетельства в этом случае осуществляется в порядке, установленном для его получения.

В случае ликвидации или реорганизации вуза (слияния, присоединения, разделения, выделения), изменения его организационно - правовой формы, статуса аккредитация вуза утрачивает силу и выданное ранее свидетельство признается недействительным, о чем делается соответствующая запись в реестре аккредитованных вузов.

При проведении в период действия свидетельства реорганизации, ликвидации вуза он обязан представить в аккредитационный орган соответствующую информацию и вернуть свидетельство.

Решение об аккредитации вуза или об отказе в его аккредитации может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Сведения о вузах, прошедших аккредитацию и получивших свидетельства, с перечнем аккредитованных программ, а также сведения о вузах, действие свидетельства которых приостановлено или аннулировано, вносятся аккредитационным органом в реестр аккредитованных вузов и публикуются в периодических изданиях этого органа.

 

 

Тема 2. Основные средства образовательного учреждения.

Износ основных фондов.

Оценка основных фондов.

Амортизация основных фондов

Инвестиции

 

Износ основных фондов

В процессе эксплуатации основные производственные фонды изнашиваются и ветшают. От этого их стоимость уменьшается.

Износ - это стоимостный показатель потери ОФ физических качеств или утраты технико-экономических свойств, а в результате этого стоимости.

Износ делится на физический и моральный.

Физический (материальный) износ - это утрата основными фондами своей потребительной стоимости. Эта утрата может произойти либо в связи с их использованием, либо под воздействием сил природы.

Моральный износ основных фондов выражается в уменьшении их стоимости вне зависимости от физического износа.

Различают моральный износ первого и второго рода.

Моральный износ первого рода связан с утратой ОФ своей первоначальной стоимости в результате роста общественной производительности труда.

Элементы ОФ той же конструкции и с теми же характеристиками выпускаются с меньшими затратами и более низкой ценой.

Моральный износ второго рода связан с появлением новой, более прогрессивной и экономичной техники в результате научно-технического прогресса, что приводит к снижению относительной полезности старых фондов.

Моральный износ первого рода приводит к снижению эффективности и качества оказываемых услуг, а второго рода – приводит к невозможности проведения научных исследований и не соответствия квалификации будущих специалистов требованиям работодателя.

Физический и моральный износ основных фондов частично возмещается путем капитального ремонта и модернизации, а полное возмещение (реновация) осуществляется путем их замены.

Для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных фондов образовательному учреждению следует обеспечить накопление средств.

Физический износ оценивается экспертным путем: специалисты обследуют техническое состояние отдельных объектов ОФ.

Износ рассчитывается по фактическому сроку службы или по сроку, определенному комиссией для остаточного использования.

(2.1)

где – нормативный срок службы (использования), лет;

– фактический срок службы, лет.

Нормативный срок службы оборудования это продолжительность его эксплуатации в годах, установленная с

учетом морального и физического износа, в условиях планируемого уровня использования.

Оценка основных фондов.

Основные фонды оценивают в натуральном и стоимостном выражении. Натуральные показатели ОФ отражают характеристику и количество отдельных объектов. Например: для оборудования – это число единиц по видам и возрасту. Сведения по каждой единице ОФ отражены в инвентарных карточках.

Амортизация основных фондов

Амортизация осуществляется в целях накопления средств для полного восстановления (реновации) ОФ.

Пример.

Определить годовые суммы амортизационных отчислений для оборудования способом уменьшаемого остатка. Первоначальная стоимость оборудования 120 тыс. р. Срок полезного использования 6 лет.

Таблица 2.1

Решение.

Годы   Остаточная стоимость, тыс. р.   Норма амортизации, % Годовая сумма амортизации, тыс. р.
    1/6*100=16,67   120*0,1667=20  
  120-20=100   16,67*2=33,34   100*0,3334=33,34  
  100-33,34=66,66   16,67*3=50,01   66,66*0,5001=33,34  
  66,66-33,34=33,32   16,67*4=66,68   33,32*0,6668=22,22  
  33,32-22,22=11,1   16,67*5=83,35   11,1*0,8335=9.25  
  11,1-9,25=1,85   16,67*6=100   1,85*1=1,85  

Способ суммы чисел.

При способе суммы чисел годовая сумма амортизационных отчислений начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе указывается число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе сумма чисел лет срока службы объекта.

Годовые суммы амортизационных отчислений при данном способе в первые годы эксплуатации основных фондов выше, чем при линейном способе, но в дальнейшем постепенно уменьшаются. Это позволяет списать за более короткий срок большую часть стоимости основных фондов, что создает благоприятные условия для их обновления.

Годовая сумма амортизации способом суммы чисел рассчитывается по формуле:

(2.13)

Норма амортизации изменяется каждый год и определяется по формуле:

(2.14)

где - срок полезного использования основных фондов, лет;

Пример.

Определить годовые суммы амортизационных отчислений способом суммы чисел для оборудования, первоначальная стоимость которого 120 тыс. р., а срок полезного использования 6 лет.

 

 

Таблица 2.2

Решение.

Годы     Первонача-льная стоимость, тыс. р.   Норма амортизации, %   Годовая сумма амортизацион-ных отчислений, тыс.р.  
    2*(6-1+1)*100/(6*(6+1)) =28,57   120*0,2857=34,29  
    2*(6-2+1)*100/(6*(6+1))=23,81   120*0,2381=28,57  
    2*(6-3+1)*100/(6*(6+1))=19,05   120*0,1905=22,86  
    2*(6-4+1)*100/(6*(6+1))=14,29   120*0,1429=17,15  
    2*(6-5+1)*100/(б*(6+1))=9,52   120*0,0952=11.42  
    2*(6-6+1)*100/(6*(6+1))=4,7б   120*0,0476=5,71  

Амортизационные отчисления рассчитываются ежемесячно по тем ОФ, которые числятся на 1 число отчетного месяца. Амортизация по вновь поступившим ОФ начисляется с 1-го числа месяца следующего за месяцем вступления в эксплуатацию, а по выбывшим ОФ начисления прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

Общая сумма начисленной амортизации по основным фондам за весь срок их фактической службы представляет ту часть стоимости ОФ, которая в процессе эксплуатации была перенесена на услуги и работы.

Инвестиции

При создании или расширении организации возникает потребность в основном капитале (капиталовложениях, инвестициях). Под инвестициями понимаются расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этим изменения оборотного капитала.

В капитальные вложения включаются затраты на новое строительство, на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих учреждений, затраты на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство.

В состав капитальных вложений включаются стоимость строительства или реконструкции, энергетического и других видов оборудования, включаемого в основные фонды, а также затраты на проектные, геологоразведочные, изыскательские работы.

Доля каждой группы капиталовложений в их общем объеме характеризует структуру капитальных вложений.

При планировании капитальных вложений составляются капитальные (инвестиционные) проекты. Оценка их эффективности осуществляется в ходе проектного анализа на основе сопоставления затрат на проект и результатов его реализации.

Проектным анализом называется процесс анализа доходности капитального проекта, так как главной целью, например, является максимизация прибыли, а затраты, которые несет учреждение во время реализации инвестиционного проекта, сводятся преимущественно к расходам, которые необходимы для осуществления проекта.

При обосновании затрат на проект и используя цены, которые учреждение заплатит, необходимо учесть стоимость, которую заплатят потребители услуг при реализации проекта.

Анализируя доходность инвестиционного проекта, целесообразно сравнивать две будущие альтернативные ситуации:

а) фирма осуществила свой проект;

б) фирма не осуществила свой проект.

Этот прием называется «с проектом - без проекта». Используя этот прием, доходность инвестиционного проекта можно представить в виде формулы

, (2.15)

где - доходность инвестиционного проекта, р.;

- изменения в выгодах (доходах) благодаря проекту, р.;

- изменения в затратах благодаря проекту, р.

В стране с высокой инфляцией часто стремятся ускорить реализацию проекта, так как в противном случае он будет стоить дороже, а значит и планируемые выгоды от его реализации уменьшатся. Вследствие этого невозможно иметь полную картину баланса между выгодами и затратами, если он будет рассчитан на базе сегодняшних цен. Поэтому, если отсутствует гиперинфляция, проекты обычно рассчитываются без учета инфляции, считая, что она одинаково воздействует на выгоды и затраты.

Тема 3. Оценка и повышение эффективности использования ресурсов образовательными учреждениями

3.1. Принципы оценки и классификация показателей эффективности использования ресурсов в образовательных учреждениях.

Методы анализа и мониторинга эффективности использования Федеральной собственности.

3.1. Принципы оценки и классификация показателей эффективности использования ресурсов в образовательных учреждениях.

Для характеристики работы промышленных предприятий в качестве показателей эффективности их работы используются классические категории, ориентированные на извлечение максимальной прибыли (рентабельность, ликвидность); применительно к некоммерческим организациям, к которым относятся образовательные учреждения (ОУ), используются иные подходы к оценке деятельности.

Эти подходы, при всем их различии, предусматривают проведение многостороннего экономического анализа деятельности предприятий и учреждений, использующего объективные показатели эффективности.

Для оценки состояния, эффективности использования государственной собственности необходимы:

· способ оценки текущего состояния имущества и финансов образовательных учреждений;

· система объективных и сопоставимых показателей использования федеральной собственности, закрепленной за ОУ;

· экономический анализ деятельности ОУ;

· интегральные показатели оценки эффективности использования федеральной собственности;

· комплексная методика, обеспечивающая всесторонний анализ состояния и эффективности использования федеральной собственности.

Методы анализа и мониторинг (наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату), предполагают соблюдение ряда основополагающих принципов:

1 универсальность, т.е. независимость от типа и масштаба образовательного учреждения;

2 прозрачность, т.е. возможность открытой публикации и обсуждения результатов анализа экономической деятельности;

3 достоверность и одновременно минимальная трудоемкость применения, основанные на использовании существующих форм бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных ведомственного кадастра Министерства образования РФ;

4 оперативность и непрерывность, обусловленные законодательно установленными сроками подготовки исходных данных;

5 целостность, обеспечения непротиворечивостью и взаимной увязкой используемой исходной информации из отчетных форм образовательных учреждений;

6 сопоставимость результатов экономического анализа, обусловленная применением относительных объективных показателей.

За основу методов оценки эффективности мониторинга использования федеральной собственности могут быть использованы следующие виды и приемы анализа: анализ бухгалтерской отчетности, горизонтальный, вертикальный, трендовый, системный анализ.

Анализ бухгалтерской отчетности – способ изучения абсолютных показателей, представленных в отчетных формах ОУ.

Горизонтальный анализ – способ сравнения показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущего периода.

Вертикальный анализ – способ определения удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе с последующим сравнением с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ – способ, основанный на расчете относительных отклонений показателей отчетности от базового уровня за ряд отчетных периодов.

Системный анализ – исследования ОУ как целостного экономического объекта на основе имеющейся четко выраженной структуры системы объективных показателей.

Специфичность оценки состояния федеральной собственности, находящейся в управлении образовательных учреждений, можно к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.96.240 (0.121 с.)