Упражнение «Мой сосед справа»
Цели: повышение уровня взаимопонимания и согласованности действий участников; развитие внимания. Время: 10 мин. Материал: магнитофон, кассета с энергичной музыкой. Процедура проведения. Участникам предлагается потанцевать. По хлопку ведущего каждый должен имитировать то танцевальное движение, которое в момент сигнала выполнял сосед справа, затем танец продолжается. Игра заканчивается, когда к каждому участнику вернется его собственное движение. Анализ: — Были ли сложности в выполнении задания? С чем, как вы думаете, они были связаны?
Мини-лекция
См. приложение 6.1.
Упражнение «Пятистишие»
Цель: обобщение элементов смоделированного образа первого свидания. Время: 5–7 мин. Материал: плакат со структурой пятистишия, лист A3, маркер. Подготовка: на доске закреплен чистый лист A3 и лист со структурой пятистишия (см. приложение 1.1.). Процедура проведения. Ведущий предлагает придумать стихотворение по теме «Свидание». Участники группы с опорой на структуру подбирают слова. Ведущий записывает их на чистом листе. По окончании работы он зачитывает стихотворение вслух целиком.
Упражнение «Подари движение»
Цели: развитие паралингвистических средств общения; повышение уровня сплоченности. Время: 7–10 мин. Материал: магнитофон, кассета с быстрой музыкой. Процедура проведения. Ведущий выходит в круг и выполняет любые однотипные движения в течение 15–20 секунд. Все остальные участники повторяют эти движения. Затем ведущий выбирает следующего водящего, который выходит в круг и придумывает свое движение. Каждый игрок должен побывать в роли водящего.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: «Как вести себя в обществе молодого человека»
Цели: — обсуждение возможных позиций в общении с мальчиками, анализ установок при их восприятии; — осознание ошибок поведения при взаимодействии с мальчиками; — совершенствование навыков эмоционального контакта;— развитие творческого мышления. Расположение зала: 3 командных рабочих стола. Материалы: карандаши, ручки, листы, маркеры, 4 листа A3, плакат.
Упражнение Пожелания»
Цели: активизация участников; формирование положительного настроя на совместную работу. Время: 7 мин. Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Каждому игроку поочередно предлагается высказать свои пожелания, ответив таким образом на вопрос: «Чего я жду от сегодняшней встречи?»
Упражнение «Замороженный»
Цели: совершенствование навыков эмоционального контакта; создание доброжелательной атмосферы в группе. Время: 10 мин. Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В каждой паре один участник играет роль «замороженного», а второй — «реаниматора». По сигналу ведущего «замороженный» застывает в неподвижности. В течение 3 минут «реаниматор» должен оживить его, при этом он не имеет права ни прикасаться, ни обращаться к «замороженному» со словами. Он может действовать только при помощи взгляда, мимики и пантомимы. Критерий «размораживания» — изменение выражения лица, улыбка или смех «замороженного». Затем участники меняются ролями. Анализ: — Какую роль было легче сыграть? — Кого из игроков не удалось разморозить? — С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задание?
Техника «мозгового штурма»
Цели: дать возможность найти новые пути решения проблемы и выработать адекватную модель поведения в обществе молодого человека; развитие творческого мышления. Время: 15–20 мин. Материал: плакат (см. приложение 7.1.), 4 листа формата A3, маркеры. Подготовка: ведущий делит участников на 3 группы. Каждая группа располагается за своим рабочим столом. На доске закреплен плакат с принципами «мозгового штурма». Процедура проведения. Ведущий знакомит участников с принципами работы. Каждой группе предлагается выбрать председателя, спикера, секретаря и таймера. Функции председателя: — следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы «мозгового штурма»; — поощрять участие каждого. Функции секретаря: — записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; — использовать ключевые слова и фразы участников группы. Функции спикера: — излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой. Функции таймера: — следить за временем, отведенным на дискуссию. Затем ведущий предлагает группам поработать над проблемой: «Как вести себя в обществе молодого человека», найти приемлемые пути решения. Время — 5 минут. Каждый участник предлагает группе свою идею. Председатель следит за тем, чтобы ни одна идея (на данном этапе) не комментировалась, не оценивалась, не отвергалась (даже самая фантастическая). Секретарь составляет общий список идей. По окончании работы группы представляют свои идеи. В процессе обсуждения ведущий просит участников всех команд высказать отношение к идеям из списка: уточнение, развитие идеи, позитивные стороны, критические замечания, контраргументы, содержательная оценка. Проясняются непонятные идеи и рекомендации. Исключаются повторения. При итоговом обсуждении группами составляется на отдельном листе общий список рекомендаций, выработанных всеми командами. Он вывешивается на доску и зачитывается ведущим. Анализ: — Какие затруднения возникли в процессе работы? Что помогло с ними справиться? — Что вы чувствовали, когда оценивали предложенные идеи? Ведущий благодарит за хорошую работу и предлагает похлопать самим себе.
|