Закон Республики Беларусь от 19. 07. 2010 n 170-з «О государственных секретах» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон Республики Беларусь от 19. 07. 2010 n 170-з «О государственных секретах»



К государственным секретам могут быть отнесены:

1) сведения в области политики:

о стратегии и тактике внешней политики, а также внешнеэкономической деятельности;

о подготовке, заключении, содержании, выполнении, приостановлении или прекращении действия МД РБ

об экспорте и импорте вооружения и военной техники;

о содержании или объемах экономического сотрудничества с иностранными государствами в военное время;

2) сведения в области экономики и финансов:

о содержании планов подготовки экономики к отражению возможной военной агрессии;

о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники;

об объемах финансирования из республиканского бюджета Вооруженных Сил РБ, других войск и воинских формирований, правоохранительных и иных гос органов, обеспечивающих нац безопасность РБ;

о технологии изготовления системы защиты, применяемой при производстве денежных знаков, бланков ценных бумаг и других документов с определенной степенью защиты,

3)сведения в области науки и техники:

о содержании государственных и других программ, концепций по направлениям, определяющим национальную безопасность РБ;

о проведении научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских работ в интересах национальной безопасности РБ;

4)сведения в военной области:

о планах строительства Вооруженных Сил, содержании осн направлений (программ) развития вооружения и военной техники;

о системе управления Вооруженными Силами

о содержании стратегических или оперативных планов, планов территориальной обороны,

5)сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о гражданах, сотрудничающих (сотрудничавших) на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, а также о штатных негласных сотрудниках и сотрудниках этих органов, в том числе внедренных в организованные группы, выполняющих (выполнявших) специальные задания;

6)сведения в информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь:

7)иные сведения в области политики, экономики, финансов, науки, техники, в военной области, области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь, которые включаются в перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.

К гос секретам не могут быть отнесены сведени я:

1) являющиеся общедоступной информацией, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не могут быть ограничены в соответствии с законодательными актами;

2) находящиеся в собственности иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований и переданные.

Служебная тайна. Сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь.

К служебной информации ограниченного распространения относятся сведения, касающиеся деятельности государственного органа, юридического лица, распространение и (или) предоставление которых могут причинить вред национальной безопасности РБ, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физ лиц, в том числе их чести и достоинству, личной и семейной жизни, а также правам и законным интересам юр лиц и которые не отнесены к гос секретам.

Сведения относятся к служебной информации ограниченного распространения в соответствии с перечнем сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, определяемым Советом Министров, а также в случаях, предусмотренных законами и решениями Президента. Решение об отнесении сведений к служебной информации ограниченного распространения принимается руководителем государственного органа, юридического лица или уполномоченным им лицом. На документах проставляется ограничительный гриф "Для служебного пользования".

 

16. Документированная информация.

– это информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

К признакам документированной информации относятся:

- наличие материального носителя – в данном ключе могут рассматриваться любые объекты материального мира, в том числе вещи и физические поля, в котором находят свое отражение определенные сведения;

- сведения, зафиксированные на носителе – это достигается путем указания реквизитов, которые позволяют установить источник и назначение информации, время ее документирования. Реквизиты должны быть зафиксированы на том же материальном носителе, что и идентифицируемые сведения.

- возможность изменения формы закрепления – то есть, информация, содержащаяся на носителе одного вида, фактически может быть закреплена и на носителе другого вида – фактически есть возможность ее копирования.

Документирование информации осуществляется ее обладателем в соответствии с требованиями делопроизводства, установленными законодательством. Порядок документирования информации, обработки, хранения, распространения и (или) предоставления документированной информации, а также пользования ею устанавливается актами законодательства, в том числе техническими НПА [Закон].

Пользование документированной информацией из гос информационных ресурсов – это доступ пользователей к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах с целью ее получения, распространения или предоставления, в том числе через информационных посредников.

Элементы документа.

- реквизиты – обязательные элементы оформления официального документа. Набор реквизитов официального письменного документа представляют собой формуляр документа.

- текст документа – информация, зафиксированная любым типом письма или любой системой звукозаписи, заключающая в себе всю или основную часть речевой информации документа. Автором документа признается физическое или юридическое лицо, создавшее документ. Подлинным является документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения. Видеограмма документа представляет собой изображение документа на экране электронно-лучевой трубки.

В РФ имеется ГОСТ «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», который можно отнести и к нам. В частности, в нем закреплен ряд понятий, которые относятся к анализируемому вопросу.

Классификация документов.

- в зависимости от целей создания и применения документ мб официальным (созданным юр или физ лицом, оформленным и удостоверенным в установленном порядке), служебным (официальным документом, используемым в текущей деятельности организации), личного происхождения (созданным лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей);

- в зависимости от юридической силы официального документа: подлинник (первый или единичный экземпляр официального документа), дубликат (повторный экземпляр офиц документа, имеющего юр силу), копия документа (документы, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или их часть и не имеющий юридической силы), заверенная копия документа (копия документа, на которой в соответствии с установленным законодательством порядке проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу);

- в зависимости от качества исполнения документа – беловой (без помарок и исправлений), черновой (документы отражающий работу автора над текстом);

- в зависимости от способа представления информации – текстовый (содержащий речевую информацию, зафиксированную любым типом письма или звукозаписи), письменный, рукописный, машинописный, изобразительный, аудиовизуальный и т.д.

- также выделяют организационно-распорядительный документ – документы, в котором фиксируются решения административных или организационных вопросов.

Информация обретает режим документированной информации в результате прохождения процедуры документирования, которая является обязательным условием включения информации в систему информационных ресурсов.

Информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах

Государственный информационный ресурс - информационный ресурс, формируемый или приобретаемый за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц.

Процедура документирования информации преследует ряд конкретных целей:

- установить владельца информации;

- обеспечить условия защиты информации в процессе ее хранения, обработки и передачи.

 

 

17. Электронный документ

Закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»; Положение о порядке удостоверения формы внешнего представления эл документа на бумажном носителе, утв. Постановлением Совмина № 1086.

Электронный документ - документ в эл виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность.

Целостность электронного документа - свойство электронного документа, определяющее, что в электронный документ не были внесены изменения и (или) дополнения; подлинность электронного документа - свойство электронного документа, определяющее, что электронный документ подписан действительной электронной цифровой подписью (электронными цифровыми подписями).

Электронная цифровая подпись - последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности (то есть этот реквизит обязательный, без него документ, содержащийся на электронном носителе электронным документом являться не будет).

Эл документ должен соответствовать требованиям:

- создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью программных, программно-технических и технических средств;

- иметь структуру, установленную Законом;

- быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Структура электронного документа состоит из двух неотъемлемых частей - общей и особенной.

Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа.

Особенная часть эл документа состоит из одной или нескольких эл цифровых подписей, а также может содержать доп данные, необходимые для проверки электронной цифровой подписи и идентификации электронного документа, которые устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

 

Электронный документ имеет формы внутреннего и внешнего представления.

Формой внутреннего представления электронного документа является запись информации, составляющей электронный документ, на электронном носителе информации (101010101)

Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на электронном средстве отображения информации, на бумажном либо ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком (то, что видим на экране).

Оригинал электронного документа существует только в электронном виде. Все идентичные экземпляры электронного документа являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу. Документы, созданные организацией или физическим лицом на бумажном носителе и в электронном виде, идентичные по содержанию, имеют одинаковую юридическую силу. В этом случае документ на бумажном носителе не является копией электронного документа. Копия электронного документа создается путем удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, причем она должна содержать указание на то, что является копией соответствующего электронного документа.

Удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе осуществляется:

- нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия;

- организацией или ИП, имеющими право на осуществление деятельности по удостоверению формы внешнего представления эл документа на бумажном носителе на основании лицензии (согласно Указу от 01.09.2010 № 450 деятельность по удостоверению формы внешнего представления ЭД лицензируется Оперативно-аналитическим центром при Президенте РБ в рамках деятельности по технической защите информации);

В Положении О порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе от 20.07.2007 № 1086 говорится, что:

Форма внешнего представления электронного документа на бумажном носителе считается идентичной по содержанию общей части соответствующей формы внешнего представления электронного документа при наличии следующих условий:

- электронная цифровая подпись электронного документа подтверждается путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием открытого ключа проверки электронной цифровой лица, подписавшего соответствующий электронный документ;

- форма внешнего представления электронного документа на бумажном носителе представлена в доступной и понятной для восприятия человеком форме и однозначно соответствует общей части формы внешнего представления электронного документа.

Уполномоченные лица осуществляют удостоверение с использованием программных или программно-технических средств для удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, имеющих сертификат соответствия, выданный в Национальной системе подтверждения соответствия РБ, или экспертное заключение, выданное Оперативно-аналитическим центром при Президенте.

Удостоверительная надпись на форме внешнего представления электронного документа на бумажном носителе придает ей юридическую силу.

Форма удостоверительной надписи устанавливается в соответствии с законодательством.

В случае, если в соответствии с законодательством требуются нотариальное удостоверение и (или) государственная регистрация документа, а документ создан в электронном виде, нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации подлежат электронный документ или его копия.

Подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

Электронный документ, подписанный после отзыва открытого ключа, не имеет юридической силы.

 

 

18. Электронная цифровая подпись

Электронная цифровая подпись предназначена для:

- удостоверения информации, составляющей общую часть ЭД

- подтверждения целостности и подлинности ЭД

Удостоверение информации, составляющей общую часть ЭД, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей лиц, подписывающих ЭД. Подтверждение целостности и подлинности ЭД осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей лиц, подписавших ЭД.

Электронная цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи. Электронная цифровая подпись может применяться как аналог оттиска печати или штампа.

Личный ключ электронной цифровой подписи - последовательность символов, принадлежащая определенным организации или физическому лицу и используемая при выработке электронной цифровой подписи.

Владельцем личного ключа являются:

- организация или;

- физическое лицо, осуществившие выработку личного ключа с использованием сертифицированного средства электронной цифровой подписи.

Владелец личного ключа обязан:

- хранить в тайне личный ключ;

- обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или модификации (изменения);

- не использовать личный ключ, если соответствующий ему открытый ключ отозван или срок действия этого открытого ключа истек;

- отозвать открытый ключ в случае, если тайна соответствующего ему личного ключа нарушена.

Подтверждение целостности и подлинности документа осу с использованием открытых ключей лиц, подписавших ЭД.

Открытый ключ -последовательность символов, соответствующая определенному личному ключу, доступная для всех заинтересованных организаций или физ лиц и применяемая при проверке электронной цифровой подписи;

Открытый ключ вырабатывается на базе личного ключа.

Владельцем открытого ключа являются организация или физ лицо, являющиеся владельцем личного ключа, на базе которого выработан этот открытый ключ.

Принадлежность открытого ключа владельцу личного ключа удостоверяется путем постановки на карточке открытого ключа собственноручной подписи представителя и оттиска печати владельца личного ключа, являющегося организацией, или собственноручной подписи владельца личного ключа, являющегося физ лицом.

Карточка открытого ключа проверки электронной цифровой подписи (далее - карточка открытого ключа) - документ на бумажном носителе, содержащий значение открытого ключа проверки электронной цифровой подписи (далее - открытый ключ), информацию, подтверждающую его принадлежность определенным организации или гражданину, в том числе ИП, а также содержащий иную информацию.

Сертификат открытого ключа - ЭД, изданный поставщиком услуг и содержащий информацию, подтверждающую принадлежность указанного в нем открытого ключа определенным организации или физическому лицу, и иную информацию.

Сертификат открытого ключа подписывается электронной цифровой подписью поставщика услуг, издавшего этот сертификат открытого ключа.

Карточка и сертификат открытого ключа должны содержать:

- значение открытого ключа;

- информацию однозначно идентифицирующую организацию или ФЛ, являющегося владельцем открытого ключа;

- информацию о сроке действия открытого ключа.

Пользователем открытого ключа является ФЛ или ЮЛ которым владелец открытого ключа или уполномоченное им лицо предоставляет открытый ключ для проверки электронной цифровой подписи.

Распространение открытого ключа должно осуществляться способом, обеспечивающим возможность доказательства принадлежности открытого ключа его владельцу. При этом распространение открытых ключе госорганов и других госорганизаций осуществляется через государственную систему управления открытыми ключами (ГосСУОК).

Владелец открытого ключа имеет право отозвать открытый ключ. Владелец открытого ключа должен осуществить отзыв открытого ключа способом, позволяющим пользователям этого открытого ключа получить информацию об его отзыве.

Оказание услуг по распространению открытых ключей осуществляется организациями, в том числе поставщиками услуг, и ИП на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством о лицензировании.

Согласно Указу № 450 от 01.01.2010 года данный вид услуг лицензируется в рамках следующего вида деятельности: «Деятельность по технической защите информации, в том числе криптографической деятельности». Выдает Оперативно-аналитический центр при администрации Президента.

Поставщики услуг мб аккредитованы в Государственной системе управления открытыми ключами.

Ранее вопросы деятельности данной системы входили в компетенцию Нацбанка. С 02.12.2013 – компетенция Оперативно-аналитического центра.

Государственная система управления открытыми ключами предназначена для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах и их владельцах в РБ и представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней поставщиков услуг. Сертификаты ОК, изданные в ГосСУОК обязательны к применению при обращении электронных документов во всех государственных информационных системах, а также в информационных системах, содержащих информацию распространение и предоставление которой ограничено.

Данная система имеет иерархическую структуру и состоит из следующих звеньев:

- Корневой удостоверяющий центр;

- Подчиненные ему удостоверяющие центры;

- Регистрационные центры;

- Реестры сертификатов открытых ключей из списков отозванных сертификатов ОК;

- Архивы сертификатов ОК их списков отозванных сертификатов ОК.

Функции оператора корневой системы --- РУП «Национальный центр электронных услуг».

К конечным пользователям данной системы относятся:

Владельцы сертификатов. ЮЛ или ФЛ Являющиеся владельцами личного ключа на базе которых издан ключ

Доверяющие стороны. Могут запрашивать в удостоверяющих центрах сертификаты открытых ключей любого пользователя указанной системы и использовать им для проверки ЭЦП электронного документа. Перед удостоверением документа доверяющие стороны обязаны:

Убедиться в действительности сертификата (нет отзыва, не истек ли срок действия)

Удостовериться, что назначение сертификата ОК соответствует предполагаемой области применения и любым другим ограничениям, связанным с его использованием, что дб указано в этом сертификате.

Владелец личного ключа обязан заключить договор с удостоверяющим центром на издание сертификата открытого ключа. Договор заключается в регистрационном центре, подчиненном удостоверяющему центру. А для получение сертификата оформляется заявка в регистрационный центр. При оформлении заявки проверят все документы и их достоверность, которые касаются владельца личного ключа

Регистрационный центр направляет заявку в удостоверяющий центр. Удостоверяющий делает сертификат и направляет в регистрирующий центр, а также размещает его в реестре сертификатов открытых ключей.

Сертификаты открытых ключей должны содержать:

- Идентификатор удостоверяющего центра;

- Информацию, идентифицирующую владельца ОК;

- Назначение СОК;

- Значение ОК;

- Срок действия СОК;

- Идентификационный номер ОК;

- Иные данные.

Для отзыва СОК его владелец взаимодействует регистрационный центр, а регистрационный центр затем направляет информацию в удостоверяющий, а последний размещает информацию об отзыве в реестре.

Иностранный сертификат открытого ключа, соответствующий требованиям законодательства иностранного государства, в котором этот сертификат издан, признается на территории РБ в случаях и порядке, определенных МД РБ, предусматривающим взаимное признание сертификатов открытых ключей или другой способ придания юридической силы иностранным ЭД.

СОК, изданный поставщиком услуг иностранного государства, аккредитованным в ГосСУОК, признается на территории РБ.

РБ по данному направлению пытается перенять опыт зарубежных государств, где использование ЭЦП более распространено, в частности, в банковской сфере (SWIFT), кроме того рядом транснациональных корпораций создаются специализированные организации для обеспечения обмена ЭД-ми.

Сформировалось несколько подходов, формулирующих требования к электронно-цифровой подписи:

- мягкий подход (США), согласно которому в качестве электронно-цифровой подписи должны рассматриваться любые элементы документа, так или иначе свидетельствующие о том, что исходящий документ связан с его отправителем (коды, пароли, инициалы отправителя, а также сканы отпечатков пальцев), без предъявления каких-либо особых требований к уникальности, неизменяемости и степени подконтрольности ЭЦП;

- более жесткий подход, согласно которому ЭЦП должна отвечать ряду доп, установленных законодательством требований, например, возможность достоверного установления отправителя информации и иметь связь с передаваемыми данными, в случае изменения которых ЭЦП становилась бы недействительной;

- самый жесткий подход, согласно которому ЭЦП – результат криптографического преобразования исходного электронного документа, что выдвигает более детализированные требование к ЭЦП.

19. Информационные правоотношения в области библиотечного дела

Закон «Аб бiбiлiатэчнай справе у Рэспублiцы Беларусь».

Библиотечное дело – это отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, задачами которой являются создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение деятельности библиотек.

Библиотека – учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие сбор i обеспечивают сохранность документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных i других потребностей пользователей библиотеки. То есть либо это некоммерческие организации, либо структурные подразделения юридических лиц.

Классификация библиотек:

По форме собственности:

1) Государственные. Основаны государственными органами или государственными ЮЛ

2) Частные. Основаны ФЛ и/или негосударственными ЮЛ.

По назначению:

1) Национальные;

2) Республиканские;

3) Областные;

4) Городские;

5) Районные;

6) Поселков городского типа;

7) Сельские.

По содержанию библиотечных фондов:

1) Универсальные. Главная – Национальная библиотека. Она является республиканским центром автоматизированной информационной библиотечной системы, республикнским отраслевым центром информации по культуре и искусствам, национальным центром межбиблиотечного обмена, научно-исследовательским учреждением по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, а также депозитарием материалов ЮНЕСКО;

2) Отраслевые.

По предназначению:

1) Публичные. Предоставляют возможность пользоваться ее фондами и услугами всем гражданам независимо от пола, возраста;

2) Специальные. Удовлетворяют образовательные или профессиональные информационные потребности пользователей. *Электронные*

Порядок создания и ликвидации библиотек обязательными условиями являются:

- наличие не менее 2000 документов библиотечного фонда;

- возможность «заснавальника» обеспечить библиотеку зданием, изолированным помещением, которые соответствуют условиям обслуживания пользователей и сохранению библиотечного фонда, а также обеспечить финансовыми и техническими средствами, необходимыми для деятельности библиотеки.

В случае ликвидации библиотеки «заснавальник» должен передать библиотечный фонд другой государственной библиотеке, а если ликвидируется частная библиотека, то право преимущественным правом приобретения библиотечного фонда обладают государственные библиотеки.

Права и обязанности.

Минкультуры утвердили Типовые правила пользования библиотеками в РБ.

Основное право – право на библиотечное обслуживание.

Право на пользование библиотеками на территории РБ имеет любое физ лицо независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических и религиозных убеждений и профессиональной принадлежности, а также любое юридическое лицо независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности. Пользователи библиотеки в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами имеют право на свободное и бесплатное получение основных услуг библиотек государственной формы собственности, кроме платных (дополнительных) услуг.

Обязанности пользователей:

12.1. выполнять правила пользования библиотекой и соблюдать режим работы библиотеки;

12.2. бережно относиться к библиотечным фондам. При получении документов с какими-либо дефектами пользователь должен уведомить об этом библиотекаря;

12.3. возвращать документы в установленный срок;

12.4. бережно относиться к имуществу библиотеки и оборудованию;

12.6. соблюдать общественный порядок и чистоту в помещениях библиотеки, уважать права других пользователей;

12.7. иметь опрятный внешний вид;

12.8. в чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, угроза террористического акта и иных) выполнять требования работников библиотеки, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Права пользователей:

11.1. посещать библиотеку в соответствии с режимом ее работы;

11.2. бесплатно получать полную информацию о составе фондов и информационных ресурсах библиотеки через систему каталогов, картотек, баз данных и другие формы библиотечного информирования;

11.3. бесплатно получать консультационную помощь в поиске источников информации;

11.4. получать во временное пользование документы из фондов библиотеки для работы в читальном зале или на абонемент;

11.5. продлевать срок пользования документом при условии его предъявления в сохранности и отсутствия запросов со стороны других пользователей на данный документ;

11.6. получать доступ к электронным информационным ресурсам в соответствии с правилами пользования библиотекой;

11.10. пользоваться мобильными телефонами вне зон обслуживания читателей;

11.11. обращаться к представителям администрации библиотеки с предложениями, замечаниями, жалобами по всем вопросам, касающимся обслуживания, приобретения и организации информационных ресурсов и услуг;

11.12. пользоваться иными видами услуг, в том числе платными, перечень которых определен библиотекой и утвержден в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Для отдельных категорий пользователей установлены особенности использования библиотек:

- Несовершеннолетие. Имеют право на библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание в публичных библиотеках, госудатсвенных детских библиотеках, а также посредством библиотечной сети учреждений образования. При этом регистрация несовершеннолетних в возрасте до 14 лет производится в присутствии родителей, законных представителей по предъявлению последними документа, удостоверяющего личность. От 14 до 18 – с письменного согласия родителей. Если нет разрешения – можно не платить за уплату или повреждение книг.

- Лица со слабым рением и лица, утратившие зрение. Имеют право на библиотечное, информационное и справочно-библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в публичных библиотеках и специальных государственных библиотеках.

- Лица, которые не могут посещать библиотеку по месту жительства по причине пожилого возраста, ограниченных физических возможностей. Данная категория имеет право на нестационарные формы обслуживания с учетом предусмотренного на эти цели дополнительного финансирования из фондов соответствующих бюджетов и программ.

Основной обязанностью государства является обеспечение реализации прав граждан на библиотечное и информационное обслуживание.

Для этой цели государство:

- Гарантирует финансирование государственных библиотек;

- Создает и обеспечивает деятельность сети библиотек;

- Обеспеч-ет подготовку кадров для отрасли библиотечного дела;

- Создает условия для международного взаимодействия библиотек.

Гос регулирование библиотеками осуществляется гос органами в соответствии с их компетенцией. РОГУ, местные исполнительные органы, которые имеют в своем подчинении библиотеки, проводят гос политику в данной области, определяют систему управления сетью библиотек, обеспечивают финансирование, комплектование и охрану фондов библиотек.

Общее руководство библиотечным делом осуществляет Минкультуры.

Одно из направлений государственной политики в данной сфере – это организация взаимодействия библиотек как внутри РБ, так и на международном уровне (межбиблиотечный абонемент, депозитарий и тд).

В настоящее время сущетсвует система межбиблиотечного абонемента и доставки документов государств-участников-СНГ. Положение утверждено решением Экономическим советом СНГ от 11.03.2005 года. Документы по данной системе предоставляются на основе заказов. Заказы оформляются только через определенные библиотеки (у нас Нац). Заказы платные. При этом органы информации государтсв-участнков данного соглашения обязуются предоставить заказанные документы.

Также имеется понятие «сетка библиотек» (введено в 2014 году) – совокупность библиотек, объедененных в соответствии с назначением, территориальной принадлежностью или «заснавальниками» и имеющие координационный и методический центр, которые соответственно могут быть республиканского, областного, районного и городского уровней.

Для публичных библиотек республиканским координационным и методическим центром является Нац. библиотека, для специализированных – Президентская библиотека, фундаментальная библиотека БГУ и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.104 с.)