Глава 3. Статистическое наблюдение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Статистическое наблюдение



 

3.1. Понятие, задачи и план статистического наблюдения ………...23

3.2. Формы организации статистических наблюдений ……………..28

3.3. Виды и способы статистических наблюдений ………………….33

3.4. Ошибки статистических наблюдений и методы их контроля и

устранения ………………………………………………………..37

 

3.1. Понятия, задачи и план статистического наблюдения

 

Для выявления закономерностей и особенностей развития общества, массовых экономических и социальных явлений и процессов, фактов и событий на основе их количественных, а так же качественных характеристик надо собрать о них необходимую информацию. Для решения этой задачи организуется и проводится комплекс работ, называемый статистическим наблюдением.

Статистическое наблюдение представляет собой научно-организованную регистрацию фактов, фиксацию качественных и, прежде всего количественных признаков изучаемых процессов и явлений общественной жизни и сбор этих зарегистрированных данных. Статистическое наблюдение, проще говоря – это сбор информации о массовых общественных явлениях и процессах и оно является первым этапом любого статистического исследования, любой статистической, т.е. любой экономической работы, целью которой является получение представления об общественной жизни.

Регистрация и сбор информации о развитии процессов и явлений, составляющих сущность, содержание статистического наблюдения и представляет собой цель данного этапа статистического исследования.

Для достижения этой цели должны быть поставлен и решен ряд задач.

Задачами статистического наблюдения являются:

- получение данных о ходе протекания соответствующих процессов и явлений;

- обеспечение полноты объективности и достоверности сведений;

- использование собранных данных для контроля степени выполнения планов и государственных заданий;

- использование полученных сведений в качестве информационной базы для составления научно-обоснованных планов и прогнозов на будущие периоды;

- обеспечение первичной информацией научных учреждений и отдельных ученых для проведения научных исследований с целью выявления тенденций и особенностей развития общественных процессов.

Статистическое наблюдение должно быть научно организованно, единообразно по своей методологии в пространстве и во времени, иметь заранее разработанные программу и организационный план своего проведения.

План статистического наблюдения включает в себя две группы вопросов: программно-методологические и организационные, которые должны быть реализованы в ходе подготовки и в процессе проведения наблюдения.

К программно-методологическим вопросам относятся следующие:

- установление цели и задач каждого конкретного статистического наблюдения;

- определение объекта и единицы наблюдения;

- разработка программы наблюдения;

- выбор вида и способа проведения статистического наблюдения.

К организационным вопросам плана относятся следующие:

- установление места, региона, отрасли, времени начала и сроков проведения статистического наблюдения;

- определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения;

- подбор, обучение и инструктаж кадров;

- размножение и рассылка статистических формуляров и другого инструментария наблюдения;

- установление сроков представления собранных материалов с результатами статистического наблюдения;

- решение ряда других практических вопросов, связанных с проведением статистического наблюдения.

Установление цели и задач статистического наблюдения является исходным пунктом любого исследования. Цель и задачи наблюдения обуславливаются потребностями научной и практической деятельности, нуждами государственного управления, регулирования и планирования развития экономики и общества. Цель и задачи должны быть сформулированы четко, ясно и развернуто. Задачи определяются характером объекта наблюдения и в целом всего статистического исследования.

Объектом статистического наблюдения называется совокупность, множество единиц изучаемого явления, подлежащих статистическому изучению. Например, при переписи населения объектом является совокупность лиц, проживающих, а точнее находящихся на территории страны, при изучении промышленности – совокупность промышленных предприятий и. т. д. Определение объекта наблюдения представляет собой сложную и ответственную задачу, потому что явления общественной жизни тесно связаны между собой. Недостаточно назвать объект исследования, нужно дать ему четкое научное определение, которое позволило бы ограничить данный объект от смежных с ним объектов, надо указать на его главные черты и свойства. Например, при получении данных о промышленности, в форме статистической отчетности надо указать, что это совокупность хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу природных благ, перерабатывающих их и продукты сельского, лесного и водного хозяйства в необходимые для общества товары и услуги. Но, кроме того, при получении тех или иных данных о сторонах деятельности промышленных предприятий, надо так же указать и другие признаки. Так предприятия с численностью до 50 человек составляют отчеты по одной форме, а с численностью более 50 работников – по другой схеме.

Наряду с определением объекта статистического наблюдения необходимо определить единицу этой совокупности, а так же установить единицу наблюдения.

Единица совокупности – это составной элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой счета. Численность единиц совокупности характеризует объем и распространенность изучаемого явления, а изменение этой численности – его развитие. От единицы совокупности следует отличать единицу наблюдения. Единица наблюдения – это та первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые статистические данные.

Единицы совокупности и единицы наблюдения могут совпадать, а могут и не совпадать. Так при переписи населения они совпадают – это отдельные лица, а при переписи промышленного оборудования единицей совокупности являются отдельные промышленные предприятия, а единицей наблюдения – отдельные станки, машины, механизмы, информацию об их износе, сроке службы, специализации, механизации, автоматизации и другие сведения необходимо собрать с целью замены, модернизации, ремонта и т.д.

Одним из важных условий для получения верных выводов является соблюдение принципа сопоставимости единиц совокупности.

После уточнения, определения объекта и единиц совокупности и единиц наблюдения необходимо составить программу наблюдения.

Программой наблюдения является перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы, или перечень показателей, признаков, подлежащих регистрации в процессе проведения статистического наблюдения. Так при переписи населения Республики Казахстан 1999 г. программу наблюдения составили вопросы, включенные в основные формуляры – «Переписной лист» и «Список проживающих в помещении и их жилищные условия». В переписной лист были включены следующие вопросы:

- родственное отношение к лицу, записанному первым в домохозяйстве;

- пол;

- дата рождения;

- место рождения;

- государственный язык и другой язык, которым владеете;

- гражданство;

- национальность;

- брачное состояние;

- образование;

- тип образовательного учреждения;

- источники средств существования и др.

Разработка программы наблюдения - одна из наиболее важных и ответственных задач, которая должна быть взаимосвязана с конечной целью статистического исследования.

Программа статистического наблюдения должна отвечать ряду следующих требований:

- в нее надо включать такие вопросы, которые имеют наиболее важное научно-теоретическое и практическое значение и являются самыми существенными для данного объекта с учетом современных условий, требований текущего момента. Например, при переписях населения, проводимых в советский период, не имел существенного значения вопрос о гражданстве так, как абсолютное большинство составляли лица с гражданством СССР. А в настоящее время в республике проживает достаточно большое число лиц с иностранным гражданством или без гражданства;

- в программу должны включаться вопросы, признаки, которые не одинаковы для единиц изучаемой совокупности, например, пол, возраст, семейное состояние у отдельных людей различны, отношение к биологическому виду – одинаково, все они люди. И поэтому, этот вопрос не включен в программу;

- программу нужно строить так, чтобы ответами на одни вопросы можно было контролировать правильность ответов на другие вопросы, например, человек, указал возраст 15 лет, а на вопрос о семейном положении дал ответ, что он разведен, что сразу же вызывает сомнение, следовательно, возникает необходимость повторного опроса этого человека в ходе контрольного, повторного обхода;

- вопросы программы должны быть сформулированы четко, кратко, ясно. Так в переписном листе при проведении пробной, пилотной переписи населения Республики Казахстан 1997 года, вопросы о национальной принадлежности были сформулированы нечетко, многословно: «К какой национальности (народности) или национальной (этнической) группе себя относите»? В результате обсуждения программы переписи населения РК данный вопрос был сформулирован кратко и ясно: «Национальность».

Для обеспечения единообразного толкования вопросов всеми участниками наблюдения в программе даются подсказы – ряд возможных ответов на соответствующие вопросы. Даже на такой относительно простой вопрос о брачном состоянии для получения правильных ответов даны следующие подсказы:

- никогда не состоял (а) в браке;

- состою в браке;

- вдовец, вдова;

- разведен (а), разошелся (ась).

Если бы не было этих подсказов, то вдовец или разведенный мог бы дать ответ, что он не состоит в браке, что для познавательных целей было бы неверным с позиций демографической оценки, в частности, могли ли быть или имеются у него дети и т. д.

Программно – методологический вопрос о видах и способах проведения статистического наблюдения будет рассмотрен ниже в следующих параграфах данной темы.

В организационную часть плана статистического наблюдения, как было указано выше, включаются вопросы об установлении места, времени начала и сроков проведения наблюдения, указания ответственных за выполнение работ и др.

Вопрос о месте проведения наблюдения приобретает важное значение, если единицы наблюдения могут перемещаться. В этом случае необходимо точно установить, в каком месте надо провести регистрацию, чтобы обеспечить наиболее точный учет. Там, например, при проведении переписи населения, где бы ни находились люди-дома, на работе, в командировке и т.д., они будут учтены по месту жительства.

Говоря о сроках начала и продолжительности проведения наблюдения надо отметить, что в статистике различают объективное и субъективное время наблюдения.

Объективным временем называется время, к которому относятся данные наблюдения. Оно характеризует тот период или момент времени, по состоянию на который были зарегистрированы и собраны данные о совокупности. Так, например, данные о производстве продукции получают за определенные периоды времени – за месяц, квартал, … Этот период и является объективным временем наблюдения.

Другие наблюдения приурочиваются к определенному моменту времени, признаки отдельных обследуемых единиц фиксируются по состоянию на определенный момент, например, при переписи населения, который еще называется критическим моментом переписи, он и называется объективным временем.

Субъективное время наблюдения – это срок, период времени, в течение которого проводилось наблюдение, регистрация признаков единиц совокупности. Так, при проведении переписи населения Казахстана в 1999 г. объективным временем был момент на 12 часов ночи с 24 по 25 февраля. Субъективным временем – период с 25 февраля на 4 марта 1999года. Если сроком представления отчета о производстве продукции за первый квартал отчетного года является 10 апреля, то объективным временем являются первые три месяца года, а субъективным временем – срок с 1 по 10 апреля, которое отведено на составление и представление отчета по месту требования, прежде всего в региональные органы статистики.

К организационным вопросам плана наблюдения относятся установление ответственных за осуществление данного этапа работы, набор и обучение дополнительных работников, если штатных сотрудников недостаточно. Кроме того, надо предусмотреть меры по распечатке, размножению и рассылке формуляров, указаний, инструкций и других нормативных документов. Так, например, при проведении переписи населения ответственным органом является статистические учреждения, но с учетом того, что штатные работники не смогут осуществить эту работу в установленные сроки, производится набор сотрудников со стороны, которых по заранее разработанным нормативно-методическим документам -инструкциям и др. обучают с целью получения теоретических знаний и практических навыков.

Сроки представления данных с итогами наблюдения устанавливаются заранее на основе Закона РК о государственной статистике, нормативных, законодательных актов, так срочный месячный отчет о производстве продукции должен быть представлен 2 числа после отчетного месяца, почтовый месячный отчет – 10 числа после отчетного месяца и т.д.

В организационной части плана наблюдения предусмотрена реализация многих других практических вопросов с целью своевременного и качественного выполнения работ. Так, при переписи населения надо предусмотреть помещения для счетных участков, их оснащение производственным и хозяйственным инвентарем, оргтехникой и многое другое.

Качественно составленный план статистического наблюдения обеспечивает успешное и своевременное выполнение работ на данном этапе статистического исследования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.025 с.)