Глава 1. Предмет и метод статистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Предмет и метод статистики



 

 

Объект и предмет статистики

 

В настоящее время экономика Казахстана развивается весьма интенсивно, за последние десять лет средний годовой прирост валового внутреннего продукта составляет около 10%. Этому способствовали коренные реформы, осуществляемые после перехода к рыночным отношениям в экономике, социальной и других сферах общественной жизни, а также наличие богатых природных ресурсов республики. При этом на первом этапе преобразований, начиная с 1991 года, когда Казахстан приобрел независимость, и до 2000-2004 года развитие экономики было обеспечено расширением и продажей сырьевых ресурсов, а после 2004 года была поставлена и решается задача развития перерабатывающих отраслей экономики, создание кластеров с целью получения и реализации конечных продуктов в результате комплексной обработки природных богатств нашей страны.

В настоящее время перед экономикой поставлена задача дальнейшего ускорения темпов роста и вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых, конкурентоспособных стран мирового сообщества.

Для обеспечения правильной организации управления экономикой нужны высококвалифицированные специалисты в области менеджмента, финансово-банковской сферы, учета и аудита, информационного обеспечения обработки массовых данных о развитии экономики и социальных процессов. Современные экономисты должны уметь проводить глубокий и всесторонний анализ состояния и развития всех сторон расширенного воспроизводства, вскрывать резервы повышения его эффективности, разрабатывать рекомендации по реализации неиспользованных ресурсов.

Для того, чтобы обеспечивать научно-обоснованное управление экономикой нужны данные об уровне и динамике общественных процессов, а именно, о численности и составе населения, его экономически активной части, о процессах его воспроизводства, об экономическом потенциале страны, объеме производства, распределении и использовании общественного продукта, национальном сбережении, приросте основного капитала, материальных оборотных средств, изменении финансовых активов страны, отдельных отраслей и секторов экономики и многие другие сведения.

Эти данные собирает, обрабатывает и представляет соответствующим органам и звеньям управления статистика. Что же такое статистика?

Слово «СТАТИСТИКА»произошло от латинского «status», что означает «состояние, положение вещей или явлений». От корня этого слова образовались термины (итальянского происхождения):

- «stato» - государство;

- «statista»- статистик, знаток государства;

- «statistica»- статистика, совокупность сведений о государстве.

В настоящее время слово «статистика» употребляется в нескольких

значениях. Под статистикой понимают:

- во-первых, совокупность цифровых данных о состоянии и развитии

общества, страны (о численности и составе населения, национальном богатстве, результатах производства продуктов и услуг, их распределении и использовании и т.д.), собранных, обработанных по соответствующей методологии и представленных потребителям (органам государственного управления, другим пользователям) систематизированном, обобщенном, удобном для них виде;

- во-вторых, область практической деятельности людей по сбору, обработке и анализу данных о состоянии и развитии различных сторон жизни общества, которая воплощена в работе органов государственной статистики, являющихся важнейшим звеном системы органов управления страной;

- в-третьих, отрасль знаний о теории и методологии сбора, обработки и анализа информации о развитии массовых общественных процессов, сформировавшейся в виде самостоятельной науки, имеющей свой объект, предмет и метод исследования.

В силу необходимости осуществления управления одной из функций

государства является организация получения данных о положении и развитии процессов и явлений, что вызвало объективную необходимость возникновения и развития статистики. Она имеет многовековую историю своего существования. Хозяйственные и военные нужды уже в древние века заставили осуществлять учет численности населения, территории страны, ее границ, национального богатства, результатов хозяйственной деятельности, прежде всего, с целью обложения населения налогами, воинской и трудовой повинности и т.д. С развитием общества, городов, торговли, межгосударственных связей потребность в статистической информации систематически возрастает. Государства стали, хоть и нерегулярно, проводить крупные статистические работы по учету населения, земель, имущества.

Возникновение статистики как науки относится ко второй половине XVII века. Ее основателями являются английские ученые- экономист Уильям Петти (1623-1687) и демограф Джон Граунт (1620-1674). Уильям Петти выделил статистику из политической экономии (экономической теории) и в отличии от нее назвал эту науку «политической арифметикой».

Дальнейшее развитие своих теоретических и методологических положений статистика получила в трудах А.Ахенваля (1719-1772гг.,Германия), А.Кетле (1796-1874гг.,Бельгия), А.Боули (1869-1957гг.,Англия) и других ученых.

Свой вклад в развитие статистики внесли российские ученые.

В.Н.Татищев (1686-1750) впервые разработал статистико-географическую анкету, поставил вопрос о необходимости текущего учета населения.

И.К.Кириллов (1696-1737) первый в истории статистики представил экономико-статистические данные о государстве в табличной форме.

М.В.Ломоносов (1711-1765) разработал систему экономико-статистических исследований России, осуществление которых предполагал в виде регулярно проводимых переписей.

А.Н.Радищев (1749-1802) впервые занялся изучением явлений, характеризующих нравственное состояние общества, в частности, преступности, явился основоположником судебной статистики.

И.Ф.Герман (1755-1815) является первым российским статистиком-теоретиком. Он написал книгу «Всеобщая теория статистики» (1809), в которой сформулировал идеи взаимосвязей статистики и политической экономии, организации статистического наблюдения, критической оценки достоверности информации и др. В своих работах он сделал попытку исчисления национального дохода России, произвел расчеты численности населения, широко использовал наряду с абсолютными данными относительные величины.

В.С. Порошин (1809-1868) доказал, что статистика является особой, самостоятельной общественной наукой, рассматривал вопросы ее взаимоотношений с другими науками, подчеркивал, что основой статистики является политическая экономия (экономическая теория).

Д.П. Журавский (1810-1856) впервые подчеркнул значение метода группировок в статистике, выдвинул идею создания центрального статистического органа, исследовал проблемы достоверности статистических данных.

Во второй половине 19-го века и в начале 20-го века большое развитие в России получила так называемая академическая статистика. Видными ее представителями были профессор Петербургского университета Ю.Э.Янсон (1815-1893), написавший фундаментальный учебник «Теория статистики», а также ряд других работ, А.И.Чупров (1842-1908), Н.А.Каблуков (1849-1919), А.А.Кауфман (1864-1919) и др.

Значимый вклад в развитие науки внесла русская земская статистика (статистика земских управ, созданных в 1864 году в большинстве губерний и уездов).

Статистика получила дальнейшее развитие благодаря ученым советского периода, таких как С.Г.Струмилин, В.С.Немчиков, В.Н.Старовский, М.В.Птуха, А.И.Гозулов, А.Я.Боярский, Н.Н.Ряузов, Т.В.Рябушкин, Г.С.Кильдишев, В.Е.Овсиенко, Н.С.Есипов и др.

Академик С.Г.Струмилин (1877-1971) ввел в статистическую науку новый конструктивный метод расчетов, позволяющий дать количественную оценку таким явлениям как, как технический прогресс, производительность труда и другим. Он внес вклад в разработку многих вопросов статистической теории, в частности, в трактовку предмета и содержания статистики. В 1956 и 1969 гг. под его руководством вышли коллективные труды-учебники «Статистика».

Академик В.С.Немчиков является одним из первых советских ученых, принявших участие в разработке концепции, схемы и системы таблиц баланса народного хозяйства, автором выборочного метода предварительного определения урожайности, инициатором применения математических методов в экономико-статистических исследованиях.

М.В.Птуха (1864-1961) - выдающийся советский демограф, автор фундаментальных трудов по истории статистики, демографической статистике.

На основе теоретического и практического вклада вышеперечисленных и многих других ученых статистика сформировалась как самостоятельная научная дисциплина.

Объектом изучения статистики является общество, происходящие в нем экономические и социальные процессы и, соответственно, статистика относится к классу общественных наук.

Общественные явления и процессы изучают многие науки, такие как история, экономическая теория, макро- и микроэкономика, планирование, государственное регулирование и многие другие. Отличает друг от друга эти общественные дисциплины предмет их исследования.

Вопрос о предмете той или иной науки очень важен. Если нет своего предмета, то эта отрасль знаний не является самостоятельной, обособленной от других наукой. Определение предмета - это решение вопроса о ее содержании, месте среди других наук, характере ее взаимоотношений с ними и, главное, о ее самостоятельности как науки.

Предметом статистики, как самостоятельной общественной науки, являются различные количественные характеристики массовых экономических и социальных явлений и процессов, такие как численность, объем, пропорции, взаимосвязи и др., в неразрывной связи с их качественным содержанием, выявление количественных проявлений закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

В этом определении предмета статистики содержатся ряд признаков, при наличии которых эта отрасль знаний является отдельной наукой.

Во-первых, статистика изучает количественные параметры, признаки, свойства. Это роднит статистику с математикой.

Во-вторых, статистика дает количественную оценку различным сторонам общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием, сущностью внутренних свойств и признаков. Статистика изучает при помощи различных количественных признаков не явления вообще, абстрактно, а дает количественную характеристику качественно определенных объектов.

В-третьих, статистика на основе количественных параметров выявляет закономерности развития явлений.

Говоря о закономерностях протекания процессов надо отметить следующее. Люди постоянно сталкиваются с повторяемостью, последовательностью и порядком в явлениях природы и общества. Так, последовательно происходит смена времен года, дня и ночи, увеличивается возраст человека и с его старением увеличивается смертность людей, при этом смертность мужчин превышает смертность женщин и, соответственно, средняя продолжительность жизни мужчин ниже, чем у женщин, ежегодно работники получают трудовой отпуск и т.д. Вся эта повторяемость, последовательность, интенсивность развития называется закономерностью. Закономерности проявляются по-разному. Одни закономерности проявляются в каждом единичном явлении, другие- только в массе, большом числе единиц наблюдения, в больших совокупностях. Так, например, смена времен года, дня и ночи проявляется в обязательном порядке ежегодно, ежесуточно. Такие закономерности, проявляющиеся в каждом единичном случае называются динамическими закономерностями, а закономерности, выявляемые только на основе изучения массовых явлений, фактов, множества отдельных единиц совокупности, называются статистическими.

В динамических закономерностях связи между причиной и следствием выражаются достаточно ясно, могут быть отражены в виде математических формул, систем уравнений и т.д. Такая точность и определенность причинно-следственных связей в явлениях, где действуют динамические закономерности, дает возможность точно предсказать наступление событий. Например, в астрономии с высокой точностью вычисляется траектория движения небесных тел.

Для динамической закономерности характерна жесткая, механическая

причинность, которая конкретно определяет поведение каждой единицы совокупности.

В статистических закономерностях выражается лишь определенная правильность, последовательность в явлениях, которая обусловлена рядом причин и складывается под влиянием не одного, а множества факторов. Например, на рост прибыли и рентабельности предприятий влияет рост производительности труда, что ведет к снижению себестоимости продукции, а на рост производительности труда влияет уровень квалификации работников, внедрение достижений технического прогресса, повышение степени годности оборудования и т.д.

Причинно-следственная связь, обусловленная одновременным действием многих причин и проявляющаяся отчетливо только в массе фактов, свойственна только статистическим закономерностям и она называется статистической или вероятностной причинностью.

Теоретико-познавательное и практическое значение имеют динамические и статистические закономерности, но сущность статистических закономерностей выявить сложно, так как она может быть обнаружена только в совокупностях.

Статистические закономерности присущи, прежде всего, общественным явлениям и процессам и проявляются только при изучении множества единичных случаев, фактов, совокупности единиц. Совокупность - это одно из основных понятий статистики. Совокупность - это множество элементов, фактов, случаев, физических и юридических лиц, материальных благ и т.д., которые являются однородными по своей сущности, содержанию, но различаются по своим признакам, которые могут меняться во времени и в пространстве. Отдельные первичные элементы или отдельные факты, события, составляющие статистическую совокупность, называются единицами совокупности.

Однородность, однокачественность элементов по своей сути, содержанию - важнейшая черта статистических совокупностей. Так, например, для промышленных предприятий общим является их основная деятельность по производству промышленных товаров и услуг. Но по многим другим признакам отдельные предприятия отличаются друг от друга- по численности работников, объему основного капитала и оборотных средств, количеству цехов и т. д.

Индивидуальные признаки отдельных единиц совокупности, которые

отличаются друг от друга, называются варьирующими признаками, а изменчивость признаков от единицы к единице, а также во времени называется вариацией.

Объемы, уровни варьирующих признаков зависят от общей закономерности развития явлений, а также от ряда других, случайных факторов. Так, даже у рабочих одной специальности и квалификации, выполняющих одну и ту же производственную операцию, уровень производительности труда может различаться. Это происходит под влиянием множества причин - состояния оборудования, наличия или отсутствия сырья и материалов, оснастки, инструмента, самочувствия рабочих и т. д.

Общая закономерность у отдельных единиц совокупности может и не

проявляться, а будет ясно выражена только при изучении достаточно большого числа элементов совокупности и это есть проявление закона больших чисел.

Сущность закона больших чисел заключается во взаимном погашении

случайных индивидуальных отклонений признаков отдельных единиц совокупности от определенного типичного уровня, который проявляется все ярче и отчетливей при увеличении количества единиц совокупности, которые в единичных наблюдениях часто не проявляются в силу влияния случайных обстоятельств.

Количественные характеристики массовым общественным явлениям и

процессам статистика дает при помощи специальных измерителей, называемых статистическими показателями.

Статистический показатель - это количественная характеристика того или иного варьирующего признака качественно определенного объекта, явления или процесса в конкретных условиях места и времени.

Статистический показатель должен иметь название, в котором отражается наименование признака, указание на объект исследования, пространственные и временные координаты, количественное выражение варьирующего признака и единиц применения. Примером статистического показателя является: «Численность населения Республики Казахстан по состоянию на 25.02.1999 года составила 14953,1 тысяч человек». Здесь указано наименование варьирующего признака - численность, объект - население, территориальная привязка – Республика Казахстан, время - 25.02.1999 года, количественное выражение - 14951,1, единица измерения - тысяч человек.

В связи с множеством изучаемых объектов, явлений и процессов, необходимостью отражать различные их стороны, аспекты, разные признаки объективно существует многообразие статистических показателей.

С точки зрения охвата единиц изучаемой совокупности показатели

делятся на индивидуальные и обобщающие, в том числе частные (групповые) и общие.

Индивидуальные показатели характеризуют количественные параметры отдельных единиц совокупности, например, уровень заработной платы, производительности труда отдельных работ и т. д. Индивидуальные показатели получают в процессе сбора информации о каждой единице изучаемого объекта.

Обобщающие показатели характеризуют либо отдельные группы однородных единиц и называются групповыми или частными, либо совокупность всех единиц изучаемого объекта и называются общими.

С позиций времени показатели могут характеризовать параметры объектов по состоянию на определенные даты, моменты времени и называются моментными, или за определенные периоды времени и называются интервальными.

Показатели, относящиеся к отдельным районам, называются региональными, к отдельным отраслям - отраслевыми, ко всей экономике - макроэкономическими или народнохозяйственными.

По познавательной сущности и методологии исчисления статистические показатели могут выражаться в виде абсолютных, относительных и средних величин.

Статистика изучает общественные явления, распределяя, группируя их в отдельные классы, разделы, виды, группы, подгруппы в зависимости от их роли и места в процессе воспроизводства и исходя из других признаков и дает количественную характеристику каждому из этих групп объектов исследования посредством отдельных групп показателей, которые как и сами общественные явления, взаимосвязаны между собой и образуют систему статистических, отчетных показателей.

Во главе системы стоят показатели населения, рабочей силы и рабочего времени, производительности и оплаты труда работников.

Затем следуют группы показателей, характеризующие национальное богатство - финансовые и нефинансовые ресурсы, в том числе основной и оборотный капитал. После этих групп следуют показатели, отражающие результаты производства продуктов и услуг, затем показатели системы национальных счетов, затрат на производство, финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, экономической эффективности предприятий и уровня жизни населения.

По своей сущности, методологии расчета статистические показатели связаны с плановыми, а различаются тем, что статистические показатели отражают свершившиеся события, а плановые - задание на будущие периоды.

Однако, система статистических показателей должна быть шире системы плановых показателей, так как не все процессы могут планироваться, например, брак в производстве, а если он в реальности имеет место, то это должно быть отражено посредством тех или иных статистических показателей.

В процессе развития одни явления, одни формы хозяйствования отмирают, появляются новые, которые надо количественно измерять, а это значит, что система статистических показателей не может быть неизменной, жизнь требует постоянного ее совершенствования.

Как было указано выше, при изучении общественных процессов статистика распределяет совокупность объектов исследования на относительно однородные группы, использует в своей практике различного рода классификации и группировки. Так, при изучении населения оно распределяется по полу, возрасту, уровню образования, источникам средств существования и каждой группе дается количественная оценка, при изучении национального богатства страны, оно делится на финансовые и нефинансовые ресурсы, нефинансовые - на материальные и нематериальные, материальные - на основной капитал и материальные оборотные средства и т.д. Используются и множество других классификаций и группировок, среди которых важное значение для упорядоченного, рационального и эффективного управления экономикой имеют отраслевая и секторная классификации, классификация видов продукции, общий классификатор предприятий и организаций и некоторые другие.

В настоящее время статистика представляет собой сложную научную дисциплину и в широком смысле называется социально-экономической статистикой. Эта отрасль знаний включает в себя ряд самостоятельных статистических курсов, а именно, общую теорию статистики, которая в действующем государственном стандарте образования сейчас называется статистикой и включена в цикл обязательных дисциплин, экономическую статистику, которая имеет в свою очередь ряд отраслевых курсов, таких как статистика промышленности, статистика сельского хозяйства, статистика строительства, статистика транспорта и т.д. в соответствии с количеством отраслей реальной экономики, социальная статистика, в том числе статистика образования, статистика здравоохранения, статистика спорта, судебная статистика и другие, статистика народонаселения или иначе демографическая статистика, система национальных счетов, индекс человеческого развития.

Для подготовки специалистов для различных отраслей экономики студенты должны изучать как минимум три статистических курса, а именно, общую теорию статистики, социально-экономическую статистику, и одну из отраслевых статистик в соответствии со специализацией.

Однако в силу включения в учебные планы ряда новых рыночных курсов, таких как микроэкономика, макроэкономика, анализ проектов и др. при сохранившемся сроке образования в настоящее время в учебных планах, к сожалению, имеется только одна обязательная для изучения статистическая дисциплина и один из статистических курсов, включеных в цикл дисциплин по выбору.

 

Статистическая методология

 

Наряду с объектом и предметом изучения статистика, как самостоятельная наука имеет свои теоретические и методологические основы и совокупность метода исследования.

Теоретическими основами статистики является законы и положения

экономической теории, которая обосновывает качественные закономерности развития общества, экономических процессов воспроизводства общественного продукта, взаимосвязи между производством, распределением и использованием результатов труда, влияние отдельных факторных признаков на результативные признаки, пропорции между отдельными отраслями экономики и социальной сферы. На основе этих теоретических положений и экономических законов статистика дает количественную характеристику состояния и развития экономики и общества в целом.

Но связь между экономической теорией и статистикой не односторонняя. Статистические количественные параметры экономических и социальных процессов используются экономической теорией для обоснования и доказательства своих качественных закономерностей общественного развития.

Статистика взаимосвязана и с другими общественно-экономическими науками, такими как макро – и микроэкономика, бухгалтерский учет и аудит и т.д.

Методологическими основами статистики являются принципы и положения диалектического познания окружающей действительности.

Любое статистическое исследование осуществляется поэтапно. На

первой стадии изучения общественных процессов, статистика проводит массовое статистическое наблюдение, которое представляет научно -организованную регистрацию отдельных фактов и событий из которых состоят изучаемые явления и процессы, и сбор этой зарегистрированной информации по заранее разработанной программе. При проведении статистических наблюдений используется две организационные формы сбора информации в виде статистической отчетности и на основе специально организованных статистических обследований.

В виде статистических отчетов все хозяйствующие субъекты в установленные сроки и по заранее разработанным формам представляет данные о различных сторонах своей деятельности. Необходимость и обязательность предоставления информации предприятиями и организациями в статистические учреждения предписана Законом Республики Казахстан. «О государственной статистике» - Астана 2001 год.

В связи с тем, что не все объекты охвачены государственной отчетностью, а информация об их деятельности необходима для целей управления страной, статистика для получения данных сама организует выезд на места расположения этих объектов и осуществляют регистрации и последующий сбор массовых первичных данных. Вторая форма организации получение информации является более трудоемкой. Более подробно о видах статистической отчетности, специальных обследованиях и классификации видов статистических наблюдений будет изложено ниже в 3 главе.

После сбора массовых первичных материалов осуществляется второй

этап статистического исследования, который заключается в научном разграничении и сводной обработке собранного материала.

В процессе данной стадии исследования производится группировка информации в разрезе тех или иных признаков, подсчет групповых и общих итогов в виде обобщающих абсолютных величин, расчет относительных и средних показателей и изложение результатов в виде статистических таблицей и графиков.

На третьем этапе статистического исследования осуществляется анализ собранной и обработанной информации, в процессе которого выясняется основное содержание, трактовка обобщенных показателей, тенденции развития изучаемых процессов, резервы повышения эффективности производства, формулируются выводы и предложения о состоянии и развитии общественных процессов в виде аналитических записок, которые представляются вышестоящим органам управлением для реализации представленных предложений и программ.

В процессе статистического исследования на различных его стадиях

применяется специфические приемы и способы изучения общественных процессов, которые в совокупности образуют статистическую методологию или кратко метод статистики.

Массовое статистическое наблюдение наряду с тем, что оно представляет отдельный этап любого экономического исследования, одновременно является одним из важных способов получения достоверной информации об изучаемых явлениях.

Не менее важным является метод статистических группировок,

позволяющий расчленить массовые данные обо всех единицах изучаемых совокупностей на относительно однородные групп по значению тех или иных признаков и выяснить поведение, тенденции развития каждой из этих групп единиц с целью практического использования полученных результатов. Так распределяя предприятия по численности работников, объему основного капитала и другим признакам можно выявить влияние степени концентрации производство и создавать оптимальные по объему изучаемых признаков предприятия, которые на данном этапе развития экономики являются наиболее эффективным.

Существенную роль в статистическом изучении общественных явлений играют статистические таблицы и графики тесно связанные с методом группировок. Таблицы и графики являются методами рационального и наглядного изложения цифрового материала, показывающими закономерности общественного развития.

Особое место в статистической методологии занимают количественные

параметры в виде абсолютных, относительных средних величин, индексный и выборочный метод, сущность каждого из этих методов будет изложена в отдельных темах данного учебника.

Наконец, исключительную ценность в разнообразных экономических

исследований имеет балансовый метод, используемый при составлении национальных счетов и в других расчетах.

 

Задания для самостоятельной работы и самопроверки знаний студентов

1. Для чего нужна статистика?

2. Какие три значения имеет термин «статистика»?

3. Краткие сведенье об основоположниках статистики как науки?

4. Объект статистики.

5. Предмет статистики.

6. Статистическая совокупность.

7. Признак, вариация признаков.

8. Понятие о статистических показателях.

9. Виды статистических показателей.

10. Система статистических показателей.

11. Этапы и методы статистических исследований.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.63 (0.075 с.)