Формы организации статистических наблюдений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации статистических наблюдений



 

Получение информации о ходе проведения массовых общественных явлений и процессов, о состоянии и развитии экономики, об уровне благосостояния населения, образования, здравоохранения и других сторонах социальной сферы государством возложено на органы государственной статистики. Хотя сбором сведений о тех или иных объектах могут заниматься и другие организации – научные учреждения, службы по опросу общественного мнения и т. д.

Статистические службы организуют сбор информации двумя способами: во-первых, путем систематического получения от предприятий и учреждений необходимых массовых первичных данных в форме статистических отчетов, и, во-вторых, путем организации специальных статистических обследований.

Отчетность – это такая организационная форма статистического наблюдения, при которой предприятия и учреждения представляют в установленные сроки и по определенным адресам необходимые сведения о различных сторонах своей деятельности – о ресурсах, производстве, затратах, финансовых результатах и т. д. в виде специальных документов-отчетов, содержание которых обусловлено заранее разработанными формами.

Представление отчетности является строго обязательным, причем ответственность за своевременное представление и достоверность содержащихся в них сведений несут руководители предприятий. На основе отчетности получают большую часть статистических данных, которые используются для государственного управления, и государственного регулирования экономикой, принятия решений по многим вопросам развития страны, отраслей и регионов, составления планов и комплексных программ развития отдельных секторов экономики. Важнейшая задача статистики и управления экономикой в целом, - контроль выполнения планов и государственных заданий и это обуславливает включение в отчетность наряду с фактическими данными плановых показателей.

Показатели отчетности должны носить активный характер, они не должны ограничиваться констатацией фактов, а должны позволять выяснить причины отклонений от плана и уровней прошлых периодов, выявлять резервы и неиспользованные ресурсы.

Данные статистических отчетов составляются на основе сведений первичного учета, ведущегося на предприятиях. И от достоверности данных оперативного и бухгалтерского учета зависит качество статистической информации, на основе которой вышестоящие органы – парламент, министерства и др. принимают законодательные акты и управленческие решения.

Разработка и утверждение форм отчетности, их содержания, сроков и способов представления возложены Правительством страны на Агентство РК по статистике. Статистическая отчетность, не утвержденная статистическим ведомством, является незаконной, требовать от подведомственных предприятий не имеют право никакие вышестоящие организации. Исключение составляет ведомственная отчетность, которая разрабатывается отдельными министерствами, но и она должна быть утверждена центральным аппаратом органов государственной статистики.

В связи с постоянно происходящими изменениями в экономике и других сферах жизни и необходимости отражения этих изменений отчетность периодически изменяется, совершенствуется. В целях сохранения относительной стабильности форм статистической отчетности, а так же обеспечения режима экономики Агентство РК по статистике постановило, что изменения в действующую статистическую отчетность могут вноситься не чаще двух раз в пять лет, а печатание бланков производить, исходя из потребности одного года с сохранением матриц в течение 2-3 лет.

Общие вопросы первичного учета решает Агентство РК по статистике, а порядок ведения учета на предприятиях устанавливает Министерство финансов РК, поэтому между этими ведомствами должно быть налажено тесное сотрудничество.

Статистическая отчетность должна отвечать ряду следующих требований:она должна быть средством контроля, за работой отдельных предприятий, развитием отраслей, всей экономики и социальной сферы;

- должна быть оперативной и представляться в строго установленные сроки по утвержденной единой программе;

- данные отчетности должны быть объективными, достоверными и научно-обоснованными;

- отчетность должна представляться всеми предприятиями без исключения, т.е. должна носить сплошной характер с точки зрения охвата единиц совокупности;

- отчетность должна быть простой, ясной.

Перечень утвержденных форм отчетности с указанием сроков, адресов и способов передачи и другими уточнениями называется табелем форм статистической отчетности.

Каждая утвержденная форма отчетности кроме содержательной части, где приводится перечень показателей, для отражения которых она предназначена, должна иметь следующие реквизиты:

- название формы;

- номер формы, способ передачи;

- период, за который представляется отчет или дата, к которой относятся данные;

- сроки представления отчета;

- адреса, в которые представляется отчет;

- название и адрес предприятия, представляющего отчет;

- коды министерства, предприятия;

- должности, фамилии и подписи лиц, обязанных подписывать данный отчет и несущих ответственность за своевременность представления и достоверность сведений;

- печать предприятия и дату отправки.

Необходимость отражения различных сторон деятельности предприятий и учреждений обуславливают наличие различных форм статистической отчетности, которые можно классифицировать, исходя из ряда признаков, а именно:

- охвата отраслей экономики и предприятий, которые должны составлять и представлять отчеты;

- степени специализации;

- длительности периода, за который в отчете содержаться сведения;

- способа передачи.

По охвату отраслей экономики отчетность делится на общегосударственную и внутриведомственную.

К общегосударственным относятся статистические отчеты, которые должны составлять все без исключения юридические лица. Сведения, содержащиеся в них, через органы государственной статистики представляются правительству для принятия государственных решений.

Ведомственная отчетность – это отчеты, которые составляются в пределах отдельных министерств и ведомств, для решения внутренних потребностей. Эти отчеты не представляются правительству.

По степени специализации отчетность делится на типовую и специализированную. В типовой отчетности содержатся одни и те же показатели, независимо от отраслевой принадлежности, видов подчиненности, форм собственности. Так, в отчете по труду, являющимся типовой отчетностью, независимо представлен ли он промышленным предприятием, торговой или другой организацией, с точки зрения их отраслевой принадлежности, содержатся данные о списочной численности работников, в том числе рабочих и служащих, фонде их заработной платы и другие сведения. Другими словами, программа – перечень показателей - в типовой отчетности одна и та же.

В специализированной отчетности содержатся показатели, отражающие специфику отдельных отраслей экономики. В отчете сельскохозяйственных предприятий содержатся специфические показатели - весенняя продуктивная площадь, видовой урожай, урожай на корню и другие, которых не может быть в отчетах предприятий других отраслей. Такие отчеты относятся к специализированным.

По длительности периода, за который в отчетах проводятся данные, статистическая отчетность делится на текущую и годовую.

К текущей относится отчетность, в которой содержатся сведения о деятельности предприятий за месяц, квартал, полугодие, а ранее существовали срочные отчеты с информацией за неделю, декаду. Последние относятся к сельскому хозяйству, когда собирались оперативные данные о подготовке к весеннему севу, заготовке кормов (сенокосу), уборке урожая.

К годовой относится отчетность, в которой содержатся данные о различных сторонах деятельности предприятий за год.

По способу передачи отчетность подразделяется на срочную и почтовую. Деление отчетов на две группы зависит от сроков их представления. Если сроки являются сжатыми, и нет возможности представить их по почте их относят к срочным отчетам, их передают по телеграфу, а с учетом современных видов организационной техники по факсу, видеотелефону и др. с тем, чтобы не сорвать сроки представления. А если респонденты находятся недалеко от регионального органа государственной статистики, то срочные отчеты доставляются нарочными, лично используя те или иные виды транспорта. При этом в отчете в качестве пожелания сказано, что можно использовать технические средства передачи данных, если нет другой возможности.

К почтовой отчетности относятся отчеты, сроки представления которых позволяют обеспечить своевременность их доставки в органы государственной статистики путем использование почтовой связи.

Объем информации, содержащейся в срочной отчетности существенно меньше, чем в почтовой отчетности, при этом данные двух форм отчетов могут отличаться, но эти отклонения, как правило, незначительны. Надо сказать, что данные почтовых отчетов более достоверные, так как они составляются в более спокойной обстановке, без спешки и есть возможность уточнения сведений.

Другой организационной формой сбора информации при осуществлении статистических наблюдений, как было сказано выше, является проведение специальных статистических обследований.

Необходимость проведения специально организуемых статистических наблюдений связана с тем, что все многообразие общественной жизни, невозможно охватить статистической отчетностью. Например, нельзя заставить все домашние хозяйства (население), отчитываться об их жизни, расходах, доходах, производственной и иной деятельности, а потребность в таких сведениях для решения многих экономических и социальных вопросов у органов управления всегда существует.

Специальные статистические обследования являются более трудоемкими, а, следовательно, более дорогостоящими, так, как в ходе их проведения необходимо органам государственной статистики вначале организовать и осуществить регистрацию фактов общественной жизни, а затем собрать эти зарегистрированные на тех или иных носителях информации, до сих пор, как обычно на бумажных формулярах, данные, в то время, как при организационной форме в виде статистической отчетности в органы статистики поступает готовая информация и нет необходимости дополнительных затрат на регистрацию фактов по месту их возникновения.

Специально организованные обследования проводятся в форме переписей, единовременных учетов и текущих обследований.

Переписи – это крупного масштаба специально организуемые, периодически проводимые статистические обследования, обычно охватывающие территорию всей страны, которые проводятся одновременно и по единой программе, при которых сбор информации осуществляется путем организации регистрации данных работниками государственной статистики с выездом их на места нахождения единиц совокупности, например, при проведении переписи населения - на места их проживания, при переписи скота - на места их дислокации - фермы, пастбища, кошары и др.

Многолетняя практика проведения переписей выработала ряд правил их осуществления, главными из которых являются следующие:

- дата начала и сроки (продолжительность) проведения должны быть одинаковыми для всех единиц наблюдения на всей обследуемой территории. Исключение могут составлять отдаленные и труднодоступные районы, где обычно переписи проводятся в сроки наиболее удобные для посещения этих мест;

- переписи должны проводиться в возможно короткие сроки с целью обеспечения экономии средств и оперативного получения информации;

- переписи должны проводиться по возможности через одинаковые промежутки времени.

Ярким примером данного вида специально организуемых статистических обследований является переписи населения. Так перепись населения Казахстана 1999г. на всей территории республики началась одновременно в 8 часов утра 25 февраля и проводилась в течение 8 дней, а в предыдущие переписи с учетом имеющейся в то время вычислительной и организационной техники проводилась в течение 14 дней. Послевоенные переписи в СССР, проводились через каждые 10 лет, (исключение составили перепись 1970 г.) в 1959, 1970,1979, 1989 г.

Другим видом специальных статистических обследований являются единовременные учеты.

Единовременные учеты представляют собой специальные обследования, проводимые нерегулярно, а по мере возникновения потребности в тех или иных сведениях о каких либо процессах. Они проводятся работниками органов государственной статистики и при этом информацию регистрируют не на основе непосредственного опроса, подсчета, измерения, взвешивания и т. д., а на основе данных учета, ведущегося на предприятиях. И достоверность собранных в процессе этой формы сбора информации, зависит от правильности, полноты и качества первичного учета. Проводя сравнение с переписями можно отметить, что с точки зрения полноты и точности сведений надо отдать предпочтение переписям, так, как в этом случае лица, ведущие наблюдения, фиксируют данные, полученные ими непосредственно в результате опроса, установления фактов и замеров.

Однако с целью повышения достоверности собранных фактов не всегда возможно проводить непосредственный учет самими работниками, а приходится довольствоваться данными учета предприятий. Например, практически невозможно путем непосредственного замера, взвешивания установить остатки бензина и других видов топлива на нефтехранилищах, нефтебазах, где имеются сотни тысяч литров горючего.

Наряду с проведением переписей и единовременных учетов для получения информации о тех или иных объектах, которые не охвачены статистической отчетностью, проводятся текущие обследования. Они представляют собой специальные статистические обследования, которые проводятся не периодически, как переписи, а постоянно во времени, и в отличии от единовременных учетов сведения получают не на основе данных учета предприятий, а непосредственно самими работниками государственной статистики. С точки зрения охвата единиц наблюдения текущие обследования носят выборочный характер. Они являются большой и сложной статистической работой, которая проводится по специально разработанной программе. Примером таких специальных обследований является сбор данных о денежных доходах и расходах домашних хозяйств. При этом задача сводится к изучению размеров и структуры доходов и расходов различных общественных групп населения по всем источникам поступлений и направлениям расхода. Полученные данные используются при составлении баланса денежных доходов и расходов населения, сводного финансового баланса, расчета валового внутреннего продукта и национального дохода, счетов СНС и служат для оценки уровня и динамики материального благосостояния народа и принятия правительственных решений по увеличению заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.014 с.)