Типовые бухгалтерские проводки по учету материалов в организациях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовые бухгалтерские проводки по учету материалов в организациях



64. Принципы организации учета затрат на производство.

Организация учета затрат на производство основана на следующих принципах:

- неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование продукции в течение года;

- полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;

- правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам;

- разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения;

- регламентация состава Сс продукции;

- соответствие фактических показателей Сс нормативным и плановым.

В РФ состав Сс продукции регламентируются НК РФ и ПБУ 10/99 «Расходы организации», которые определили издержки, относимые на Сс п, р., у. и затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования (Пр орг-ции, Фондов спец. назначения, целевого финансир-ния и поступлений). Государством также определен порядок начисления амортизации по ОС, НА, и установлен тариф отчислений на соц. нужды.

Для учета затрат на производство применяют счета 20, 23, 25, 26, 28, 97, 40 «Выпуск продукции, р., у.», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» - по Дебету указанных счетов учитывают расходы, а по Кредиту – их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно-распределительных счетах затраты списывают на счета основного и вспомогат. произ-ва.

С Кредита счета 20 и 23 списывают фактическую Сс выпущенной продукции, р., у. Сальдо этих счетов харак-ет незавершенное производство.

Счет 46 целесообразно использ-ть в организациях, осуществляющих работы долгосрочного характера (строит-х, проектных и др.), в которых расчеты осуществляются не в целом за за конченных и сданные работы, а по отдельным этапам работ.

Счет 40 используется по необходимости и предназначен для учета производимой продукции (р., у.) и выявления отклонений фактической производственной Сс от нормативной, плановой. Эта система использования счетов называется однокруговой.

Планом счетов для учета затрат по элементам рекомендовано использовать счета 20-39. Состав счетов и методику учета затрат по этим счетам определяет сама организация, исходя из учета особенностей своей деятельности и рекомендаций Минфина России, которые до наст. времени еще отсутствуют.

Суть использования этой методики в том, что дополнительно к используемым счетам 20-29 следует открыть синтетические счета:

- 30 «Материальные затраты»;

- 31 «Затраты на оплату труда»;

- 32 «Отчисления на социальные нужды»;

- 33 «Амортизация»;

- 34 «Прочие затраты».

На этих счетах учитывают все затраты организации по их элементам, т. е. на осуществление не только основной деятельности, но и на осуществление капитальных и финансовых вложений, операционные, внереализационные расходы и т. д.

По дебету счетов 30-34 необходимо учитывать все расходы по формированию соответствующих затрат. При этом по дебету счета 30 «Материальные затраты» будет отражена стоимость израсходованных материалов с К сч. 10, расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций, подлежащие включению в состав материальных затрат с К сч. 76, 71 и др.

По дебету сч. 31-34 отражаются соответствующие суммы начисленной ОТ с К счета 70, отчисления на социальные нужды с К счета 69, начисленная амортизация по ОС, доходным вложениям в МЦ и НА соответственно с К счетов 02, 05, и прочие затраты с К счетов 50, 51, 76 и др.

В зависимости от направлений расходов по окончании месяца учтенные на счетах 30-34 затраты списываются в Д счетов 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91, 99 и др.

Эта система отражения затрат по счетам получила название дуалистическая (двухкруговая).

 

65. Понятие и система учета затрат.

В предыдущих главах, рассматривались вопросы приобретения, использования, выбытия или продажи различ­ных видов имущества (ресурсов) организаций. Но, как извест­но, основная цель создания организации - производство про­дукции, выполнение работ или оказание услуг. В этой главе будет рассмотрен порядок учета затрат на производст­во и определения себестоимости конечного продукта этого про­изводства.

Как известно, процесс производства представляет собой со­вокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции (работ, услуг) определяется фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на ее (их) изготовление. Таким образом, себестоимость - это выра­женные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Определение (исчисление) величины затрат, приходящихся на единицу продукции, называется калькулированием себестоимости, а ведомость (регистр), в котором производится расчет себестои­мости, - калькуляцией.

Эффективность организации учета произведенных затрат во многом зависит от их группировки или классификации. Клас­сификация затрат осуществляется в зависимости от цели учета:

· для определения себестоимости изготовленной продукции и формирования финансового результата деятельности;

· для осу­ществления текущего контроля и регулирования;

· для принятия управленческих решений.

1. Учет основных затрат.

Основные затраты составляют большую часть себестоимости изготовленной продукции (работ, услуг). К таким расходам относятся:

1. сырье и материалы;

2. возвратные отходы (вычитаются);

3. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производст­венного характера сторонних организаций;

4. топливо и энергия на технологические цели;

5. заработная плата производственных рабочих;

6. отчисления на социальные нужды от заработной пла­ты производственных рабочих,

Преобладающая часть основных затрат - прямые затраты, т.е. те, которые включаются в себестоимость конкретного вида продукции на основании первичных документов и в калькуля­циях выделяются отдельными статьями.

Сырье и основные материалы, израсходованные на произ­водство продукции (работ, услуг), включаются в себестои­мость на основании лимитно-заборных карт, требований, на­кладных. Первичные документы предварительно группиру­ются по направлениям расходов материалов, и данные, которые в них содержатся, отражаются в ведомости распре­деления расхода материалов по каждому структурному под­разделению организации. Оценивается расход материальных ценностей в зависимости от принятой в организации методо­логии.

На основании ведомостей распределения материальных за­трат на счетах бухгалтерского учета делаются следующие за­писи;

Д-т 20 «Основное производство»

К-т 10 «Материалы».

В этом случае в себестоимость конкретного вида продукций включаются фактически произведенные конкретные матери­альные затраты.

Если из одного вида материальных ценностей произво­дятся несколько видов изделий, то расход материалов рас­пределяется между себестоимостями каждого вида продук­ции. Такое распределение может производиться пропорцио­нально расходу материальных ценностей по нормам установленным на единицу продукции; установленному коэффициенту расхода; количеству или весу изготовленной продукции и т. д.

Стоимость возвратных отходов уменьшает затраты на про­изводство продукции. Обычно возвратные отходы приходуют­ся на склад по накладным, оцениваются по ценам возможного использования и отражаются на счетах бухгалтерского учета следующей записью:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 20 «Основное производство».

В себестоимости конкретных видов продукции возвратные отходы отражаются прямым (по документам) или косвенным способами (после дополнительных расчетов).

Покупные изделия и полуфабрикаты, услуги сторонних организаций, как правило, предназначены для изготовле­ния конкретных видов продукции, поэтому в себестоимость этих видов они включаются на основании расходных доку­ментов.

В себестоимость конкретного вида продукции технологи­ческое топливо и энергия включаются, исходя из первичных документов или показаний измерительных приборов (счетчи­ков). Если прямое отнесение невозможно, то затраты топлива и энергии распределяются косвенным путем пропорциональ­но количеству часов работы оборудования с учетом его мощ­ности или норм расхода энергоресурсов на единицу продук­ции.

Заработная плата основная и дополнительная производст­венных рабочих включается в себестоимость конкретного вида продукции (работ, услуг) по данным табелей учета использования рабочего времени, нарядов, рапортов, ведомостей и др. На основании первичных документов, сгруппированных по на­правлениям затрат, составляются ведомости распределения за­работной платы по каждому структурному подразделению. Со­гласно этим распределительным ведомостям, на счетах делаются записи:

Д-т 20 «Основное производство»

К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Отчисления на социальные нужды включаются в себестоимость продукции в установленных законодательством процен­тах от начисленной заработной платы. Расчет таких отчислений производится в ведомостях распределения заработной платы по направлениям произведенных затрат. Данные из ведомостей переносятся в сводный регистр для обобщения всех затрат на производство продукции (работ и услуг). После расчетов на счетах делаются записи:

Д-т20 «Основное производство» I

К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

2. Учет расходов по обслуживанию производства и управлению.

Накладные расходы возникают в связи с организацией и об­служиванием производственного процесса и управлением им и состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Общепроизводственные (цеховые) расходы связаны с обслу­живанием и управлением производствами в цехах организа­ций. Состав и размер общепроизводственных расходов опреде­ляется сметами на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческих и хозяйственных расходов цеха. Составление смет производится по каждому цеху отдельно. Цель планирова­ния расходов и выделения в фактической себестоимости про­дукции самостоятельных калькуляционных статей - постоян­ный контроль за соблюдением смет.

Планирование и учет общепроизводственных расходов про­изводится по следующей номенклатуре статей:

· амортизация производственного оборудования и транспортных средств;

· отчисления в ремонтный фонд или затраты по ремонту производственного оборудования и транспортных средств;

· расходы по эксплуатации оборудования;

· заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование;

· содержание аппарата управления цеха;

· содержание зданий цехов и цеховых сооружений;

· расходы на проведение испытаний, опытов, и исследований;

· охрана труда работников цеха;

· потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам и др.

Синтетический учет общепроизводственных расходов ве­дется на активном собирательно-распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы», а аналитический - в спе­циальных ведомостях по каждому цеху в разрезе статей сме­ты.

На основании первичных документов, подтверждающих факт и сумму произведенных общепроизводственных расхо­дов на счетах бухгалтерского учета делаются записи:

Д-т 25 «Общепроизводственные расходы»

К-т 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материа­лы», 60 «Расчеты с

поставщиками и подрядчи­ками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате

тру­да», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и пр.

По окончании месяца сумма общепроизводственных расхо­дов, учтенная по дебету счета 25, списывается. Описание озна­чает распределение всей суммы общепроизводственных расхо­дов, т.е. обнуление (закрытие) счета.

Общепроизводственные расходы относятся на себестои­мость товарной продукции, т.е. уже законченной обработкой, и на себестоимость незавершенного производства, оставшегося на конец месяца. Сумма общепроизводственных расходов, при­ходящаяся на себестоимость товарной продукции, распределя­ется между себестоимостями отдельных видов продукции про­порционально сумме основной заработной платы производст­венных рабочих, прямым затратам материалов и др. При выбо­ре способа распределения общепроизводственных расходов ор­ганизация исходит из специфики своей деятельности, уровня автоматизации учетных работ, квалификации работников и т.д. При распределении общепроизводственных расходов сна­чала определяется отношение общей суммы общепроизводст­венных расходов по цеху к общей сумме, например, заработной платы производственных рабочих по цеху. Затем найденный процент умножается на сумму основной заработной платы производственных рабочих, учтенную по каждому виду продукции; цеха. В итоге получается доля общепроизводственных расхо­дов, приходящаяся на этот вид продукции.

На основании такого расчета по распределению общепроиз­водственных расходов, оформленного бухгалтерской справкой, на счетах делается следующая запись:

Д-т 20 «Основное производство» (изделие 1)

Д-т 20 «Основное производство» (изделие 2) и т.д.

К-т 25 «Общепроизводственные расходы».

Следующий вид накладных расходов - общехозяйственные расходы, которые связаны с управлением и обслуживанием ор­ганизации в целом. Состав и размер этих расходов определяет­ся сметой.

Планирование и учет общехозяйственных расходов ведется по следующей номенклатуре статей:

· содержание аппарата управления;

· расходы на служебные командировки аппарата управле­ния;

· содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

· представительские расходы, связанные с деятельностью ор­ганизации;

· содержание прочего хозяйственного персонала;

· канцелярские и почтово-телеграфные расходы;

· амортизация основных средств общехозяйственного назна­чения;

· отчисления в ремонтный фонд или затраты на текущий ре­монт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;

· расходы на содержание зданий, сооружений и инвентаря об­щехозяйственного назначения;

· затраты на проведение испытаний, опытов, исследований, содержание общехозяйственных лабораторий;

· расходы на охрану труда работников организации;

· подготовка и переподготовка кадров;

· обязательные отчисления, налоги и сборы;

· непроизводительные общехозяйственные расходы и пр.

Синтетический учет общехозяйственных расходов ведется на активном собирательно-распределительном счете 26 «Обще­хозяйственные расходы», а аналитический - на счете 26 по статьям сметы в отдельной ведомости.

Все фактические затраты собираются и отражаются запи­сями:

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»

К-т 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материа­лы», 60 «Расчеты с

поставщиками и подрядчи­ками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате

тру­да», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и пр.

В конце каждого месяца производится списание общехозяй­ственных расходов. Распределяются общехозяйственные рас­ходы между готовой продукцией и незавершенным производст­вом, оставшимся на конец отчетного месяца; затем затраты, приходящиеся на готовую продукцию, распределяются между отдельными ее видами пропорционально выбранной базе или способу списания. Списание этих расходов может производить­ся двумя способами:

· включением в затраты на производство конкретных видов продукции путем распределения, аналогичного распределе­нию общепроизводственных расходов. На счетах бухгалтер­ского учета при этом делаются следующие записи:

Д-т 20 «Основное производство» (изделие 1)

Д-т 20 «Основное производство» (изделие 2) и т.д.

К-т 26 «Общехозяйственные расходы».

Базой распределения общехозяйственных расходов могут выступать; основная заработная плата производственных рабочих, прямые затраты; затраты сырья в материалов и т.д.;

· списанием общехозяйственных расходов, как условно-постоянных, на счет «Продажи» путем распределения меж­ду видами реализуемой продукции:

Д-т 90 «Продажи» (изделие I)

Д-т 90 «Продажи» (изделие 2) и т.д.

К-т 26 «Общехозяйственные расходы».

При списаний общехозяйственных расходов на счет 90 они распределяются между видами реализованной продукции, работ или услуг пропорционально выручке от продажи, производственной себестоимости продукции или другому показателю. Выбор того или иного способа списания общехозяйственных расходов должен быть отражен в учетной политике организации. Конечно, второй способ значительно упрощает списание общехозяйственных расходов. Однако он применим при усло­вии, что вся продукция, к которой относятся общехозяйствен­ные расходы, реализована или удельный вес этих расходов в се­бестоимости продукции незначителен.

Фактические данные после учета и распределения наклад­ных расходов заносятся в ведомость сводного учета затрат на производство продукции (работ, услуг).

Таким образом, в конце отчетного месяца после распределе­ния накладных расходов и их списания счета 25 «Общепроиз­водственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» за­крываются и остатков на конец месяца не имеют.

3. Учет и оценка остатков незавершенного производства.

При определении себестоимости продукции затраты отчет­ного месяца корректируются на разницу в стоимости остатков незавершенного производства на начало и конец месяца. К не­завершенному производству относится продукция, не прошед­шая все стадии производственного процесса, а также неуком­плектованные изделия, не прошедшие технические испытания и не принятые на склад готовой продукции. Не относятся к не­завершенному производству неисправимый брак, материалы в цехах, не начатые обработкой, детали, узлы и изделия по анну­лированным заказам и т.д.

В бухгалтерском учете фактическая величина затрат в неза­вершенном производстве представляет собой величину дебето­вого сальдо по счету 20 «Основное производство».

В конце месяца в производствах, имеющих постоянные переходящие остатки незавершенного производства, для оп­ределения затрат, приходящихся на выпущенную готовую продукцию, необходимо установить количество и стоимость этих остатков.

Оценка остатков незавершенного производства может про­изводиться:

· в единичном производстве - по фактически произведенным затратам;

· в массовом и серийном производстве - по нормативной (пла­новой) производственной себестоимости; по прямым стать­ям затрат; по стоимости фактически израсходованных сы­рья, материалов и полуфабрикатов.

Для такой оценки используют информацию о количестве изделий или деталей, не законченных обработкой; об их место­нахождении и степени готовности. Затем складывают затраты по материалам и заработной плате по нормам и расценкам тех операций обработки, которые изделие (деталь) уже прошло. Та­кой расчет производится по всем не законченным производст­вом изделиям, работам или услугам.

Фактическая себестоимость выпущенной продукции опре­деляется следующим образом: к остаткам незавершенного про­изводства на начало месяца (начальное сальдо по сч. 20) при­бавляются затраты за месяц (оборот по дебету сч.20), вычитают возвращенные и списанные суммы (возвратные отходы, потери от брака, простоев и др.) (оборот по кредиту сч-20), а также ос­татки незавершенного производства за конец месяца (конечное сальдо по сч.20).

При небольшом удельном весе и стабильности остатков незавершенного производства общепроизводственные и об­щехозяйственные расходы относятся на остатки незавер­шенного производства в плановом (сметно-нормативном) размере.

 

66. Учет затрат на производство обслуживание производства и управление.

Интересы управленческого учета требуют обособления затрат по обслуживанию и управлению производством с целью их минимизации. Как самостоятельные статьи калькуляции данные затраты могут быть обозначены после составления смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Для целей планирования, учета и анализа общепроизводственные расходы подразделяются на две большие группы в зависимости от целевого использования затрат:

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

Цеховые расходы.

Каждая из частей состоит из простых и комплексных статей затрат. Простые статьи – это виды однородных затрат. Комплексные статьи состоят из набора нескольких видов однородных затрат.

Состав расходов по содержанию и эксплуатации оборудования:

заработная плата рабочих, занятых обслуживанием оборудования;

отчисления на социальные нужды от заработной платы рабочих занятых обслуживанием оборудования;

материалы, предназначенные для ухода за оборудованием, запасные части, сменные мелкие детали;

все виды топлива и энергии, предназначенные для эксплуатации оборудования и приведение в движение моторов машин и механизмов. При невозможности выделить топливо и энергию на технологические цели в самостоятельную статью затрат их включают в статью данной сметы;

амортизация оборудования;

содержание внутризаводского транспорта (транспорта организации). Комплексная статья включающая затраты на заработную плату, рабочих-водителей, горюче-смазочные и другие материалы;

все виды ремонта оборудования – текущего, среднего и капитального за исключением модернизации и реконструкции производственных подразделений. Комплексная статья, включающая затраты на заработную плату рабочих, разнообразные виды материально-энергетических затрат.

Состав цеховых расходов или расходов по управлению хозяйственными подразделениями:

заработная плата руководителей, специалистов, служащих подразделений;

отчисления на социальные нужды от заработной платы персонала управления подразделением;

расходы на канцелярские товары;

расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;

расходы на командировки персонала подразделений;

расходы по обеспечению нормальных условий труда. Комплексная статья, включает расходы на отопление, освещение, поддержание в нормальном санитарном состоянии помещения подразделений организации, а также затраты на все виды ремонта за исключением реконструкции и технического перевооружения;

затраты на охрану труда и технику безопасности;

затраты на противопожарную безопасность подразделений;

амортизация зданий и сооружений подразделений;

другие расходы, относимые в соответствии с учетной политикой организации на цеховые расходы.

Расходы на управление производством, которые нельзя отнести к расходам производственных подразделений аккумулируются в смете “Общехозяйственные расходы”. Состав расходов по управлению производством подробно представлен в гл. 2 настоящего Пособия и включен в схему на рис. 5 как третий блок расходов I-го элемента исходной модели.

Статьи сметы “Общехозяйственные расходы” могут состоять из одного вида расходов (например, “расходы на заработную плату персонала управления”) или из нескольких видов (например, “расходы на создание нормальных условий труда”). Методика расчета простых видов затрат изложена в разделе 4 Пособия. Расчет комплексных статей затрат выполняется от простого к сложному по этой же методике.

Для составления данной сметы имеет значение сколько и каких договоров заключила организация по хозяйственному обслуживанию и на какие суммы. Расходы на услуги АТС, банков, вычислительных центров, вневедомственной охраны, арендные платежи, расходы на сертификацию продукции, на привлеченный транспорт, на подготовку кадров и др. относятся на общехозяйственные расходы на основе заключенных договоров.

Управление общехозяйственными расходами должно осуществляться с соблюдением следующих правил:

формирование состава статей общехозяйственных расходов необходимо производить с учетом хозяйственной целесообразности этих расходов;

комплексные статьи расходов должны быть раскрыты по видам расходов как в планировании так и в учете;

расходы необходимо обосновать действующими на данный момент времени расценками и тарифами (например, оплата услуг банков, оплата юридических услуг, услуг нотариусов, аэродромные сборы и т.п.);

расходы, регулируемые со стороны государства в затраты включаются строго по нормам (например, командировочные расходы);

расходы на услуги обслуживающих организаций включаются в общехозяйственные расходы на основе договоров, цены на услуги в которых проставлены в соответствии со ст. 40 НК РФ;

состав статей общехозяйственных расходов не должен противоречить ст. 264 НК РФ.

 

67. Особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств.

Вспомогательные производства представляют собой совокуп­ность подразделений организации, занятых обслуживанием основ­ного производства, выполнением работ для него и оказанием ему услуг.

Вспомогательное производство подразделяют:

по видам и функциям: • на инструментальное, • ремонтное, • транспортное,

• по переработке сельскохозяйственной продукции и т.д.;

по однородности выпускаемой продукции:

• на производство по выпуску однородной продукции, • производство по выпуску разнородной продукции (в том чис­ле остатки незавершенного производства);

в зависимости от характера технологического процесса:

• на массовое производство, • серийное производство, • индивидуальное производство.

Аналитический учет затрат на производство однородной продук­ции ведется в целом по производству. Во вспомогательных производствах, производящих разнородную продукцию, затраты детализируют в зависимости от характера продукции и вида производства.

Например, для инструментальных и ремонтных производств характерны следующие затраты: материальные за вычетом возвратных отходов); заработная плата производственных рабочих; общепроизводственные расходы; потери от брака.

В любом случае затраты необходимо подразделять по нормам и отклонениям от норм.

Для учета затрат вспомогательных производств применяют синтетический калькуляционный счет 23 «Вспомогательные производ­ства», который по содержанию и назначению близок к счету 20 «Основ­ное производство». Так, косвенные расходы предварительно собирают да счете 25, а затем распределяют между центрами затрат вспомогательных производств.

В небольших производствах или производствах, занятых выпуском однородной продукции, работ, услуг, общепроизводственные расходы рекомендуется учитывать сразу на счете 23.

Обычно затраты вспомогательных производств распределяют пропорционально количеству потребленных услуг или по производ­ственным заказам.

В производствах, выпускающих однородную продукцию, все за­траты за месяц распределяют на количество произведенной продук­ции или услуг в соответствующих единицах измерения;

в производ­ствах, выпускающих разнородную продукцию, на первом этапе распределяют косвенные расходы, на втором — оценивают остатки незавершенного производства (так же, как и в основном производстве). По окончании месяца на основании первичных документов (накладных, приемо-сдаточных актов и др.) и извещений соответству­ющих служб организации о потреблении услуг (электроэнергии на осно­вании показателей электросчетчиков) в натуральном выражении и по плановой (фактической) себестоимости составляют ведомость распределения услуг вспомогательных производств (разработочная таблица № 9).

Особенностью вспомогательных производств является наличие взаимных (встречных) услуг. Оценивать и списывать взаимные и все остальные услуги на соответствующие счета целесообразно по плано­вой или нормативной себестоимости.

Организации могут определять отклонения фактической себе­стоимости от плановой (нормативной) на счете 40 «Выпуск продук­ции (работ, услуг)» и относить их на счет 90 «Продажи», если это при­нято учетной политикой организации в части отклонений по вспомо­гательному производству:

• при экономии — методом «красное сторно» (Д 90 — К 40);

• при превышении — дополнительной записью (Д 90 — К 40).

В течение месяца на плановую (нормативную) себестоимость в бухгалтерском учете делают запись: Д 10,43 «Готовая продукция» — К 40.

По окончании месяца фактическую себестоимость отражают записью: Д 40 - К 23.

Оказанные услуги и работы на сторону или своим капитальным строительством и обслуживающим производствам отражают одним из следующих способов:

Д 45 (90) — К 23 — по фактической себестоимости;

Д 45 (90) — К 40 — по плановой (нормативной) себестоимости.

 

68. Особенности учета и распределения затрат общепроизводственных расходов.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к косвенным расходам.

Общепроизводственные расходы – это затраты на общее обслуживание и организацию производства и управление на уровне отдельных производств или структурных подразделений.

К общепроизводственнымотносят следующие расходы: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы.

Общепроизводственные расходы планируются и учитываются по номенклатуре статей (амортизация производственного оборудования и транспортных средств; эксплуатация оборудования; текущий ремонт оборудования; содержание аппарата управления цеха; содержание прочего цехового персонала; охрана труда и др.).

Обычно составляется смета расходов согласно номенклатуре статей. Сметы общепроизводственных расходов составляются по каждому производственному цеху. Таким образом, аналитический учет общепроизводственных расходов ведется в разрезе цехов по установленной номенклатуре статей расходов.

Синтетический учет общепроизводственных расходов ведется на активном, собирательно-распределительном счете 25. Счет 25 на конец отчетного периода сальдо не имеет.

В течение месяца общепроизводственные расходы собираются на счете 25 (по Д-ту). В конце месяца при распределении по видам продукции эти расходы списываются в Д-т счета 20 (или 23 – в части расходов, включаемых в себестоимость продукции подразделений вспомогательных производств).

Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов необходимо:

1) выбрать объект, на который распределяются затраты (н: видам продукции и др.)

2) выбрать базу распределения затрат – показатель, с использованием которого производится распределение затрат

3) рассчитать ставку (коэффициент) распределения

4) распределить косвенные расходы по объектам согласно ставки распределения.

Базу распределения общепроизводственных, общехозяйственных расходов организации устанавливают самостоятельно и закрепляют ее в учетной политике.

В качестве базы распределения может использоваться, например:

Основная заработная плата производственных рабочих – используется, когда заработная плата занимает большой удельный вес в общепроизводственных расходах.

Сумма затрат на производство продукции –расходы распределяются пропорционально стоимости потребленных на продукт основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих

Стоимость основных материалов – применяются ставки распределения расходов в процентах от стоимости использованных основных материалов.

Сводный учет затрат на производство. Варианты сводного учета затрат на производство.

Для расчета себестоимости продукции необходимо подсчитать затраты всех цехов и служб организации. Это и представляет собой сводный учет затрат на производства. Существует два способа сводного учета затрат на производства:

· Полуфабрикатный

· Бесполуфабрикатный

При полуфабрикатном способе сводного учета затрат в каждом цехе исчисляется себестоимость изготовленных в нем полуфабрикатов. В конечном счете себестоимость готовой продукции исчисляется нарастающим итогом и представляет собой сумму затрат всех цехов. Достоинства полуфабрикатного варианта:

- исчисляется себестоимость как готового продукта, так и НЗП

- в бухгалтерском учете отражается движение полуфабрикатов по стадиям изготовления

- облегчается проведение инвентаризации

К недостаткам полуфабрикатного варианта относится трудоемкость и громоздкость

При бесполуфабрикатном варианте сводного учета затрат себестоимость полуфабрикатов не рассчитывается, их передача из одного цеха в другой на счетах бухгалтерского учета не отражается. Себестоимость готовой продукции исчисляется путем списания доли затрат каждого цеха, участвующего в ее производстве. Бесполуфабрикатный вариант менее трудоемок, поэтому находит более широкое применение. Однако недостатком бесполуфабрикатного варианта является сложность сверки фактического объема НЗП с данными инвентаризации.

Существует определенная последовательность в обобщении затрат. В первую очередь на издержки производства относят прямые затраты – Д-т 20 К-т 10, 70,69 и др. Затем на себестоимость продукции списывают косвенные расходы – Д-т 20 К-т 25, 26. Подсчитав производственные затраты по цехам основного производства, определяются затраты на производство по организации в целом.

 

69. Особенности учета и распределения затрат общехозяйственных расходов.

Общехозяйственные расходы – расходы по управлению и обслуживанию всего производства в целом.

К Общехозяйственным относя следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Аналитический учет общехозяйственных расходов ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.

Синтетический учет общехозяйственных расходов ведется на активном, собирательно-распределительном счете 26.

Учтенные на счете 26 общехозяйственные расходы распределяются организацией по методике, установленной в ее учетной политике. В зависимости от способа формирования себестоимости продукции (работ, услуг) существует два варианта списания общехозяйственных расходов:

- при учете по сокращенной себестоимости общехозяйственные расходы в конце каждого отчетного периода в полном объеме списываются на счет 90 «Продажи»

- при формировании полной себестоимости общехозяйственные расходы, собранные на счете 26, распределяются между различными видами продукции и включаются в их себестоимость по аналогии с общепроизводственными расходами.

Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов необходимо:

1) выбрать объект, на который распределяются затраты (н: видам продукции и др.)

2) выбрать базу распределения затрат – показатель, с использованием которого производится распределение затрат

3) рассчитать ставку (коэффициент) распределения

4) распределить косвенные расходы по объектам согласно ставки распределения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.212 с.)