Нормативное регулирование учета основных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное регулирование учета основных средств



Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

По состоянию на текущий момент отдельные требования к учету ОС содержатся в разных нормативных документах. В частности, к ним относятся:

  • Закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В данном нормативном акте законодатель установил базовые принципы и правила, которыми фирмам следует руководствоваться при ведении учета не только ОС, но и активов вообще.
  • Положение по ведению бухучета в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, где регламентированы базовые аспекты учета непосредственно ОС. А именно говорится, что следует причислять к ОС, а также на какие группы классифицируются ОС в фирме. Кроме того, приводятся правила расчета учетной стоимости ОС.
  • ПБУ 6/01 об учете ОС, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Данное ПБУ является основным нормативным документом, в котором рассматриваются такие вопросы: определение понятия ОС, классификация ОС по разным группам, корректное определение срока полезного использования ОС, оценка учетной стоимости, механизмы и правила начисления амортизации. Также приводятся указания, как следует отражать сведения об ОС в отчетности фирмы.
  • Методические указания по учету ОС, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н. Документ более подробно раскрывает и поясняет правила, закрепленные в ПБУ 6/01. Несмотря на то что не имеет императивного действия, компаниям на практике необходимо им руководствоваться.
  • ПБУ 9/99 «Доходы компании» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказами Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н и № 33н соответственно. Указанные ПБУ устанавливают, в каком порядке следует признавать доходы и расходы фирмы при приобретении ОС или при выбытии объектов ОС компании.
  • Методические указания по проведению инвентаризации, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В данном документе для компании представляют интерес правила и алгоритм проведения инвентаризации ОС.
  • План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Указанным документом компаниям необходимо руководствоваться для того, чтобы корректно отражать операции, связанные с движением ОС в фирме (а также с начислением амортизации по ним) на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

 

38. Состав и задачи учета ОС.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить правильное документальное оформление и своевременное отражение в peгистрах бухгалтерского учета поступление основных средств, из перемещения и выбытия, контроль за сохранностью и правильным использованием каждого объекта.

Основные средства - материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты учитываются в составе собственных основных средств арендатора в сумме произведенных вложений, если иное не предусмотрено договором аренды.

Капитальные вложения в многолетние насаждения включаются в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

- правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

- достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

- точное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта), правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств;

- контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, и эффективностью их использования.

Для организации учета основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, важное значение имеют следующие предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств, установление единицы учета предметов основных средств.

Основные средства группируют по следующим признакам: видам, принадлежности, использованию.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы:

1. жилые помещения,

2. нежилые помещения,

3. сооружения,

4. машины и оборудование,

5. транспортные средства,

6. производственный и хозяйственный инвентарь,

7. библиотечный фонд,

8. драгоценности и ювелирные изделия,

9. прочие основные средства.

Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

-в эксплуатации;

- запасе (резерве);

- стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

- на консервации.

Указанные объекты должны относиться к основным средствам по Общероссийскому классификатору основных фондов.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются:

o на объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

o объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

o объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

39. Оценка и переоценка основных средств.

Общий размер основных средств в силу многообразия их видов может быть определен только в денежном выражении. Для этого применяют различные способы оценки основных средств в зависимости от времени их приобретения (изготовления) и состояния.

Полная первоначальная стоимость (Спп) отражает факти­ческие цены, по которым производилась оплата за приобрета­емые (создаваемые) основные средства, включая затраты на их доставку и установку в конкретных условиях (цены на сырье, материалы, транспортные тарифы, энергоресурсы и т. п.), т. е. цены, действовавшие в момент создания (приобретения) объек­та.

В бухгалтерском учете первоначальной стоимостью ос­новных средств, приобретенных за плату, считается сумма фак­тических затрат на их приобретение, сооружение и изготовле­ние, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

В бухгалтерском балансе предприятия объекты основных средств числятся по первоначальной стоимости, поэтому первоначальную стоимость еще называют балансовой стоимостью.

Остаточная (первоначальная) стоимость за вычетом износа (Спо) со­ответствует полной первоначальной стоимости конкретного объекта на данный момент за вычетом суммы износа (эта сумма приравнивается к данным о начисленной за время существова­ния объекта амортизации), образовавшейся к этому моменту.

Полная восстановительная стоимость (Свп) характеризует затраты на создание (приобретение) объекта в современных ус­ловиях. Она определяется в процессе проведения переоценок основных средств, которые в России проводились до 1998 года по специальным решениям Правительства РФ, а в настоящее время переоценку осуществляют каждый год предприятия самостоятельно.

Остаточная (восстановительная) стоимость за вычетом износа (Сво) характеризует фактическую степень изношенности объекта новых условиях воспроизводства.

В результате переоценки основные средства оцениваются по полной и остаточной стоимости (с учетом физического и мораль­ного износа) на дату ее проведения.

В действующей практике восстановительная стоимость основных средств (согласно Постановлению Правительства РФ от 24.06.98г. №627) определяется путём их переоценки. Организациям предоставлено право осуществлять переоценку самостоятельно в начале года с использованием индексного метода и метода прямой или экспертной оценки основных средств по документально подтверждённым рыночным ценам.

При переоценке определяется также остаточная (восстанови­тельная) стоимость основных фондов. Она учитывает износ, начисленный за весь период эксплуатации основных фондов (накоп­ленный износ). Это сделано для более объективной оценки основ­ных фондов. Дело в том, что сумма износа и соответственно вели­чина остаточной стоимости объектов увеличиваются при переоценке, любом методе ее проведения пропорционально увеличению их полной стоимости. При этом процент износа основных фондов при переоценке не меняется. Такой метод позволяет избежать завыше­ния стоимости основных фондов в результате переоценки.

Для оценки основных средств могут также использоваться:

Страховая стоимость – величина страховой оценки объектов основных средств, подверженных риску повреждения, утраты или уничтожения (определяется на основании договора страхования);

Ликвидационная стоимость – стоимость продажи объекта основных средств при банкротстве или ликвидации организации.

Налогооблагаемая стоимость – стоимость основных средств, определяемая для целей налогообложения.

Балансовая стоимость основных фондов (ОФбал) - это стоимость, по которой учитываются основные фонды на предприятии. Она совпадает либо с первоначальной (ОФперв), либо с восстановительной стоимостью (ОФвост):

Ликвидационная стоимос ть (ОФликв) - это стоимость возможной реализации выбывающих основных средств.

Амортизируемая стоимость (ОФам) - это стоимость основных фондов, которую необходимо перенести на готовую продукцию:

40. Документальное оформление операций по учету поступления и использования ОС.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяй­ственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типо­выми формами первичной учетной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате:

- осуществления капитальных вложений,

- без­возмездное поступление основных средств,

- аренда,

- лизинг,

- оприхо­дование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвен­таризации,

- внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначае­мая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности.

В актах указывают:

- наименование объекта,

- год постройки или вы­пуска заводом,

- краткую характеристику объекта,

- первоначальную сто­имость,

- присвоенный объекту инвентарный номер,

- место использова­ния объекта и другие сведения, необходимые для аналитического уче­та основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).

Ha основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей, и организации, принимающей основные средства).

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии.

Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для их устранения. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (про­изводства, отдела, участка) в. другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-пе­редачи основных средств.

Акт-накладную выписывает в двух экзем­плярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распис­кой получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в ин­вентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а спи­сание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприце­па — актом на списание автотранспортных средств.

В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и. т.п.), полученных от лик­видации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

41. Порядок, методы начисления амортизации основных средств, бухгалтерские проводки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.033 с.)