Основные бухгалтерские проводки по финансовым и другим вложениям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные бухгалтерские проводки по финансовым и другим вложениям



 

Содержание операций Корресппонденция счетов
п/п   Дебет Кредит
  Оплата ценных бумаг основными средствами 06,58  
  Передача как финансовые вложения нематериальных активов 06,58  
  Осуществление финансовых вложений оборудованием к установке 06, 58  
  Списание материальных ценностей в счет финансовых вложений 06, 58  
  Списание как финансовые вложения животных на выращивании 06, 58  
  Передача МБП как финансовые вложения 06, 58  
  Передача незавершенного производства как финансовые вложения 06,58  
  Списание услуг вспомогательных производств как финансовые вложения 06, 58  
  Передача продукции и услуг непромышленных производств как финансовые вложения 06, 58  
  Списание готовой продукции, переданной для осуществления совместной и другой деятельности Предоставленные займы неденежными средствами 06, 58 06, 58 40 40,41 и др.
  Приобретение ценных бумаг других организаций 06, 58 50,51, 52
  Погашение учредительного взноса финансовыми вложениями 06,58  
  Погашение задолженности государственного и муниципального органов ценными бумагами 06, 58  
  Списание разницы по стоимости ценных бумаг 06, 58  
  Списание сумм доходов, относящихся к будущим отчетным периодам    
  Списание полученных безвозмездно ценных бумаг и займов, не подлежащих погашению 06, 58  
  Приобретение ценных бумаг на погашение непокрытого убытка или на образование фондов потребления 06, 58  
  Списание проданных ценных бумаг   06, 58
  Поступление денежных средств в счет погашения предоставленных займов 50, 51, 52 06,58
  Перевод долгосрочных финансовых вложений в краткосрочные и наоборот 58,06 06,58
  Списание части разницы между покупной и номинальной стоимостью по ценным бумагам вместе с доходом 76,06, 58, 80, 76 80,06, 80,58
  Списание задолженности по проданным ценным бумагам   06, 58
  Списание на добавочный капитал безвозмездной передачи имущества, числящегося ранее как финансовые вложения   58,06
  Депонирование средств при выдаче чековых книжек   51,52, 90,92 и др.
  Зачисление средств, ошибочно списанных банком    
  Поступление от подотчетных лиц неиспользованных чековых книжек    
  Зачисление денежных средств от государственного и муниципального органов    
  Хранение обособленных средств целевого финансирования    
  Списание оплаты за товарно-материальные ценности 04,07, 10, 11, 12,15, 19  
  Оплата произведенных производственных расходов    
  Списание затрат на ремонт бракованных изделий    
  Оплата коммерческих расходов    
  Списание оплаченных расходов в торговле    
  Суммы по возвращенным в банк чекам 50,51, 52  
  Списание использованных средств в аккредитивах    
  Суммы выданных авансов Списание    
  задолженности покупателей и заказчиков    
  Расчеты по претензии к банку    
  Средства полученных авансов    
  Перечисление сумм страховых платежей    
  Перечисление внебюджетных платежей    
  Перечисление платежей в бюджет    
  Осуществление расчетов по социальному страхованию    
  Осуществление расчетов по оплате труда    
  Выдача, чековых книжек подотчетным лицам    
  Осуществление расчетов за услуги    
  Осуществление расчетов с государственными и муниципальными органами, дочерними (зависимыми) обществами и т.п. 77, 78, 79  
  Списание потерь от использования специальных счетов в банках    
  Погашение задолженности по кредитам банков 90,92  
  Списание средств целевого финансирования    
  Оплата денежных документов   50, 51, 52
  Денежные документы от подотчетных лиц    
  Поступление оплаченных денежных документов    
  Поступление денежных документов от дочерних (зависимых) обществ и по внутрихозяйственным расчетам   78, 79
  Выданные денежные документы подотчетным лицам    
  Осуществление расчетов по возмещению ущерба с работниками организации 73, 84  
  Списание непокрытых убытков от денежных документов    
  Аннулирование выкупленных акционерным обществом собственных акций    
  Передача безвозмездно денежных документов 87, 88  
  Передача финансовых вложений в доверительное управление   06, 58
  Возвращение учредителю управления имущества, передаваемого им ранее в доверительное управление 06, 58  
  Отражение доверительным управляющим переданных ему финансовых вложений 06, 58  
  Возврат доверительным управляющим финансовых вложений в связи с прекращением договора доверительного управления   06, 58
  Вклады товарищей в связи с договором простого товарищества 06, 58 48, 51
  Получение товарищами объектов имущества   06, 58
  Отражение организацией, ведущей общие дела, (финансовых вложений, полученных от товарищей 06, 58  
  Возврат вкладов в виде финансовых вложений организацией товарищам в связи с окончанием договора простого товарищества   06,58
  Фактические затраты по приобретению ценных бумаг   50,51, 52и др.
  Списание фактических затрат на приобретение ценных бумаг 06, 58  
  Списание разницы при выкупе собственных акций   56, 88

сновные проводки по учету финансовых вложений:

Содержание операции Документ Номера корреспондирующих счетов
    Дебет Кредит
1. Выдан краткосрочный займ. Договор займа, выписка с расчетного счета либо расходный кассовый ордер   51 (50)
2. Приобретен банковский вексель сроком погашения до года Договор купли-продажи, акт приема-передачи, вексель 08 58 76 (51) 08
3. Приобретены акции (облигации) другого предприятия Договор купли-продажи, акт приема-передачи либо выписка со счета депо (выписка из реестра) 08 06 76 (51) 08
4. Покупка государственных облигаций (ГКО, ОФЗ, ОВВЗ) на бирже (через посредника): Выписка со счета депо, договор на брокерское обслуживание с профучастником, отчет брокера    
  • перечислены денежные средства для участия в торгах
  51 (52)
  • определена покупная стоимость облигаций (цена сделки)
   
  • удержана комиссия посредника (брокера)
   
  • облигации поставлены на баланс
06 (58)  
5. Приобретена доля (пай) в обмен на другое имущество Договор купли-продажи (мены), расходная накладная, акт приема-передачи 06 08 76 47 (48,46) 08 76 47 (48,46) 01 (04,12, 10,41)
6. Продажа (погашение) банковского векселя Договор купли-продажи, акт приема-передачи, вексель 51 48 76 (62) 48 76 (62) 58 48 80
7. Погашена купонная облигация (номинал + последний купон): Выписка со счета депо, выписка с расчетного счета    
  • получены средства на расчетный счет
   
  • определена номинальная стоимость
   
  • определен доход по купону
   
  • списана балансовая стоимость облигации
   
  • определен доход по погашению стоимости облигации
   
8. Реализация купонных облигаций: Договор купли-продажи, акт приема-передачи либо выписка со счета депо    
  • получены средства на расчетный счет за облигации
   
  • определена погашенная номинальная стоимость
   
  • определена величина погашенного купона
   
  • списана балансовая стоимость облигации
   
  • списан купон
   
  • определен доход по облигации
   
  • определен купонный доход
   
9. Реализация акций (пая) в обмен на другое имущество Договор купли-продажи (мены), приходная накладная, акт приема-передачи либо выписка из реестра 48 76 (62) 01(04,06,12...) 06 48 76 (60)
10. Погашение беспроцентного краткосрочного займа Договор займа, выписка с расчетного счета    

 

54. Понятие классификация, основные задачи учета материально-производственных запасов, нормативное регулирование.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01 от 09.06.01 г.) к учету в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:

· используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи, выполнении работ, оказании услуг;

· используемые для управленческих нужд организации;

· предназначенные для продажи.

В состав МПЗ входят следующие группы оборотных активов:

· материалы — часть МПЗ, являющихся предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в которой они используются однократно. Они целиком потребляются в производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

· инвентарь и хозяйственные принадлежности — часть МПЗ, используемых в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев;

· готовая продукция — часть МПЗ, предназначенных для продажи и являющихся конечным результатом производственного процесса;

· товары — часть МПЗ, приобретенных у юридических лиц с целью их продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Основные задачи учета производственных запасов:

· правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению материальных ценностей;

· контроль за поступлением и заготовлением материальных ценностей;

· контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

· систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их продажей;

· своевременное осуществление расчетов с поставщиками производственных запасов.

 

55. Документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов.

Для учета движения материалов используется типовая документация.

Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:

· приходный ордер (ф. М-4);

· акт о приемке материалов (ф. М-7).

При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества документальным данным поставщика и, если расхождений нет, выписывает приходный ордер на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов.

Акт о приемке материалов применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов (неотфактурованные поставки) и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика.

Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.

Акт составляется в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков; второй — передается в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую выписывает грузоотправитель в 4-х экземплярах:

· первый — служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;

· второй — для оприходования материала получателем;

· третий — для расчетов с автотранспортной организацией;

· четвертый — для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу

Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение материалов оформляют требованием-накладной, которую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях розничной торговли, у других организаций и кооперативов, у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования, количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца.

Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:

· Лимитно-заборная карта (ф. М-8);

· Требование-накладная на отпуск материалов (ф. М-11);

· Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).

Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу в двух экземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой в цех — получателю. Кладовщик записывает количество отпущенного материала в обеих картах и сразу определяется остаток лимита. Расчет потребности необходимого вида материалов для выполнения программы осуществляет производственный отдел.

Лимитно-заборные карты используют при постоянном, систематическом отпуске материалов.

Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требования-накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается получателю, другой — складу.

Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладной на отпуск материалов на сторону. Ее выписывает отдел маркетинга в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарная накладная в 4-х экземплярах.

Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ) с 1 января 2013 г. организации могут отказаться от большей части унифицированных форм по учету материалов и разработать свои, утвердив их приказом руководителя или в учетной политике.

Разрабатывая свои формы первичных документов, организация вправе сократить их количество, объединив несколько форм в одну, тем самым упростив документооборот по учету материалов.

 

56 Оценка материально-производственных запасов.

Для правильной организации учета материально-производственных запасов в организациях разрабатывается номенклатура-ценник. Номенклатура — систематизированный перечень наименований материалов, запасных частей, топлива и других, используемых в данной организации. Каждому наименованию материалов присваивают числовое обозначение — номенклатурный номер.

В номенклатуре-ценнике указывается учетная цена и единица измерения материалов.

Согласно ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов (МПЗ) относятся:

· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

· суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

· таможенные пошлины;

· невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением МПЗ;

· вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;

· затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;

· затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором;

· затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;

· иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных учредителями в счет вклада в уставный (складочный) капитал, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов, за перевозку погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы).

Движение материалов происходит в организации ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство организаций ведут текущий учет по твердым учетным ценам. Ими могут быть средние покупные цены.

В случае использования в текущем учете покупных (договорных) цен по окончании месяца рассчитывают суммы и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.

Организация при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материалов, списываемых на производство:

· по средней (средневзвешенной) себестоимости;

· по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО).

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей стоимости вида (группы) запасов, на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в отчетном месяце.

Этот способ оценки материальных ресурсов является традиционным для отечественного учета.

При методе ФИФО производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприятие по принципу: «первая партия на приход — первая в расход». Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем второй и т. д.

Преимущество метода в том, что он позволяет получать в остатке суммы материальных ценностей по ценам последних по времени закупок, наиболее близко совпадающих с текущей рыночной стоимостью.

В налоговом учете стоимость материально-производственных запасов складывается так же, как и в бухгалтерском учете, из фактических затрат организации на их приобретение.

Пример.

Оценка материалов по методу ФИФО
Показатели Кол-во ед., кг Цена за ед., руб. Сумма, руб.
1. Остаток материалов на начало месяца      
2. Поступили материалы в течение месяца:
первая партия      
вторая партия      
третья партия      
Итого приход за месяц    
3. Расход материалов за месяц (150 кг)
Списание по методу ФИФО      
     
     
     
Итого расход за месяц    
4. Остаток материалов на конец месяца по методу ФИФО      

Расчет средневзвешенной себестоимости единицы материала (исходные данные из таблицы)

1. Определяем стоимость материала данного вида, находящегося в обороте предприятия:

450 + 3120 = 3570 (руб.).

2. Определяем количество материала:

30 + 140 = 170 (кг).

3. Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материала:

3570: 170 = 21 (руб.)

4. Фактическая себестоимость израсходованного материала равна:

21 руб. X 150 кг = 3150 руб. Остаток на конец месяца составит:

20 кг по цене 21 руб. на сумму 420 руб.

Метод ФИФО занижает себестоимость выпущенной продукции и соответственно увеличивает налогооблагаемую прибыль. Стоимость остатка материалов на складе является наибольшей. Метод средней себестоимости позволяет достичь золотой середины. Ведь он учитывает колебание цен и сглаживает их.

 

57. Оценка при выбытии материально-производственных запасов.

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка в текущем учете производится одним из следующих методов:

а) по себестоимости каждой единицы (драгоценные металлы);

б) по средней себестоимости;

в) по себестоимости первых по времени приобретения материалов (по способу ФИФО);

г) по себестоимости последних по времени приобретения материалов (по способу ЛИФО).

Перечисленные методы учета можно разделить на две группы: точного учета (единичный учет) и приближенного учета, при котором учетная цена отпущенных в производство материалов определяется расчетным путем (способы средних цен, ФИФО и ЛИФО).

Все методы учета материалов основаны на том, что нам известен количественный расход материала по каждому факту передачи в производство. Мы точно фиксируем дату и количество расхода конкретного материала. Знание этого является основой суммового учета.

Кратко рассмотрим суть каждого из вышеперечисленных методов оценки материалов. (Подробнее рассмотреть курсантам на самоподготовке).

При выборе первого метода оценки материалов их отпускная цена совпадает с фактической себестоимостью (ценой) приобретения (п.17ПБУ5/01).

При выборе второго метода оценки материалов средняя себестоимость материалов, отпускаемых в производство и при прочем выбытии, определяется по каждому виду (группе) материалов как частное от деления общей себестоимости приобретения вида (группы) материалов на их количество с учетом остатка на начало отчетного периода.

Оценка материальных запасов методом ФИФО.

ФИФО- это метод оценки материальных ценностей по их п ервоначальной стоимости, в котором применяется правило: «первая партия на приход -первая в расход», т.е. расход материальных ценностей оценивается по себестоимости приобретения в определенной последовательности: сначала списываются в расход материалы по цене первой закупочной партии, затем второй, третьей и так в порядке очередности до исчерпания общего количества израсходованного материала.

Оценка материальных запасов методом ЛИФО.

ЛИФО- это метод оценки материальных ценностей по восстановительной стоимости (по текущим ценам), в котором применяется правило: «последняя партия на приход- первая в расход». Материальные ценности, выданные со склада, оцениваются по стоимости последнего приобретения, затем предыдущего и так далее, хотя их фактическое движение на складе может быть иным.

Применение методов ФИФО И ЛИФО для оценки стоимости израсходованных на производство и при ином выбытии материалов целесообразно на предприятиях, где используется широкая номенклатура материалов и нет возможности осуществлять контроль за выбытием каждого вида и партии материалов, поступивших на предприятие.

Оценка по методам ЛИФО И ФИФО взята из международной практики бухгалтерского учета. Однако в отечественном бухгалтерском учете данные методы оценки материально- производственных ресурсов не нашли широкого применения.

Справка: над целесообразностью с экономической точки зрения применения методов ФИФО и ЛИФО в практике бухгалтерского учета материальных ресурсов можно предложить подумать курсантам самостоятельно и подготовить ответы к предстоящему семинарскому занятию по рассматриваемой теме.

Выбор метода оценки материально-производственных ресурсов при их отпуске в производство и ином выбытии является элементом учетной политики предприятия. В соответствии с п.21ПБУ 5/01 организация (предприятие) в течение отчетного года применяет один способ оценки по каждому виду (группе) материально-производственных запасов.

Основными задачами бухгалтерского учета материально-производственных запасов являются:

а) формирование фактической себестоимости запасов;

б) правильноеи своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и выбытию запасов;

в)контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг;

д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

е) проведение анализа эффективности использования запасов.

Необходимыми предпосылками действен­ного контроля за сохранностью запасов являются:

1) наличие должным образом оборудованных складов, кладовых, площадок; организация складского хозяйства;

2) установление порядка формирования учетных цен;

3) определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов; увольнение (перемещение) материально-ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером;

4) определение списка лиц, имеющих право подписи первичных документов на получение и отпуск запасов, согласованный с главным бухгалтером; и т.д.

Вывод: Под материально-производственными запасами понимается часть имущества предприятия, используемая при производстве продукции (работ, услуг) и для управленческих нужд предприятия, а также предназначенная для продажи. В бухгалтерской отчетности предприятия материальные ресурсы отражаются по стоимости, определяемой исходя из используемых способов их оценки: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по способам ФИФО и ЛИФО.

 

58. Синтетический учет движения материалов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.093 с.)