Уточнение основных характеристик проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уточнение основных характеристик проекта



Данные процедуры охватывают процесс разработки бюджета, проектного анализа и составления бизнес-плана проекта. Финансирование проекта должно осуществляться в соответствии с бюджетом проекта[13]. Бюджет проекта - это план, в котором распределена сметная стоимость проекта во времени на основании календарного плана. Он составляется для того, чтобы знать динамику потребности проекта в финансовых ресурсах и отслеживать своевременное удовлетворение этой потребности в течение всего времени осуществления проекта. Разработка бюджета проекта ведется от общего к частному и осуществляется в трех уровнях. Первый уровень характеризуется интегральной кривой освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта и распределением средств по годам. Второй уровень представляет график, отражающий потребность в средствах на определенный отрезок времени; бюджет в этом случае включает всю сумму средств для выполнения работ, запланированных на данный период. Третий уровень - распределение финансовых средств по каждому виду работ по статьям затрат.

При разработке бюджета рассматривается несколько вариантов освоения средств: нормальный, замедленный, ускоренный, что дает возможность выбора наиболее целесообразного варианта для каждого конкретного периода времени реализации проекта. Бюджет текущего года определяется наиболее тщательно: с поквартальной и помесячной разбивкой. Ежегодно бюджет должен корректироваться в связи с нестабильными ценами на сырье, материалы, оборудование, рабочую силу, консалтинговые услуги. Общий бюджет проекта является основным документом, по которому согласовывают свои планы все участники проекта.

Бизнес-план - это документ, в котором описываются основные аспекты проекта, анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться проект, а также определяются способы их решения[14]. Бизнес-план готовит организация, желающая осуществить проект. Правильно составленный бизнес-план дает возможность ответить на вопрос: "Стоит ли вообще вкладывать деньги в проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты?" Бизнес-план позволяет не только оценить и обосновать реализацию проекта в условиях конкуренции, но и решить вопрос финансирования, т.е. он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта. Поэтому в бизнес-плане процесс выбора проекта должен быть отражен в таком виде, чтобы потенциальные партнеры, инвесторы и кредиторы убедились в общей пользе инвестиций и в том, что участие в инвестициях или капиталовложениях для них выгодно. На Западе не без оснований считают, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

Рассмотрим состав бизнес-плана. Начинается бизнес-план с вводной части, которая пишется после составления всего бизнес-плана. Максимальное внимание при этом должно быть уделено разъяснению сути и цели предлагаемого проекта. В ней указывается стоимость проекта и потребность в финансах, приводятся сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, выручке от реализации, затратах на производство, валовой прибыли, уровне рентабельности и, наконец, указывается срок, в течение которого можно гарантированно вернуть вложенные или предоставленные в кредит средства[15].

Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, в котором описывается продукция, ради производства которой задумывается весь проект. Очень важно идею нового проекта преподнести в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо изучить прогнозы по отрасли и выявить того потребителя, на которого рассчитана данная продукция.

При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям. Необходимо подчеркнуть уникальность и отличительные особенности продукции: новая технология, высокое качество, низкая себестоимость или какое-то другое достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. В этом разделе также следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.

Во втором разделе анализируется рынок сбыта продукции. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся проектов была связана именно со слабым изучением рынка. Необходимо убедиться в существовании рынка для продукции, определить тот сегмент рынка, который будет главным, и выявить структуру покупателей внутри этого сегмента. На основании этого анализа оценивается максимально возможная сумма реализации и прогнозируется объем продаж. В этом же разделе приводится информация о возможных конкурентах: о качестве выпускаемой ими продукции, примерных ценах и условиях продаж, а также их сильные и слабые стороны.[16]

Третий раздел содержит план маркетинга. В нем рассматриваются такие вопросы, как схема распространения продукции, цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама, продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей.

Четвертый раздел включает производственный план, главная задача которого доказать, что предприятие при данной организации производства будет производить нужное количество продукции требуемого качества и в нужные сроки. В этом разделе необходимо дать полное описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции, как будет размещено оборудование, как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в себестоимость продукции (например, затраты труда и материалов). Желательно привести схему производственных потоков, отразив в ней процессы контроля качества. Завершает производственный план оценка возможных издержек производства и их изменение на перспективу.

В пятом разделе (организационный план) указывается форма собственности и правовой статус: частное предприятие, кооператив, государственное предприятие, открытое или закрытое акционерное общество, СП и так далее. В этом разделе приводится организационная структура будущего предприятия, даются сведения о количестве персонала и расширении штата, о порядке обучения и подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров. Здесь же рассматриваются вопросы руководства и управления: кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать друг с другом и как намечается координировать и контролировать их деятельность. Необходимо привести механизм поддержки и мотивации руководящего персонала, указав, как будет оплачиваться труд каждого руководителя.

Шестой раздел посвящен анализу риска. Главное при написании этого раздела - умение заранее предугадать все типы рисков, с какими может столкнуться проект, выявить их источники, определить момент возникновения и разработать меры по сокращению рисков и минимизации возможных потерь. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров и др. Конечно, вероятность каждого типа риска различна, но необходимо хотя бы ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны и во что они могут обойтись, если произойдут. Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения.

Седьмой раздел (финансовый план) призван обобщить все предшествующие разделы и представить их в стоимостном выражении, поэтому он является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем продаж, себестоимость, прибыль, оборот капитала и т.д.[17] Финансовый план составляется на 3 - 5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, баланс активов и пассивов, график достижения безубыточности.

Заключительная часть бизнес-плана содержит стратегию финансирования. В ней приводится план получения средств для реализации проекта, в котором указывается: сколько необходимо средств, источники и форма получения этих средств. Здесь речь должна идти о том, какую долю средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую в виде акционерного или паевого капитала. Кроме того, в этом разделе оцениваются сроки возврата заемных средств и определяется срок окупаемости вложений.

Следующая группа процедур представляет собой анализ эффективности и рисков проекта:

3) Подтверждение и уточнение критериев успеха и неудач проекта;

4) Анализ и корректировка ограничений и допущений, принятых на предыдущих стадиях создания проекта;

Показатели эффективности проекта служат для оценки реализуемости и определения экономической эффективности инвестиционного проекта, а также для сравнительной оценки нескольких проектов.

Анализ реализуемости проекта — это полезный инструмент для описания проекта, целей его спонсоров, его чувствительности к различным рискам, связанным со строительством, вводом в эксплуатацию и операционными рисками. Кроме того, он включает анализ альтернативных вариантов финансирования и возможностей по усилению качества кредита. Он включает оценку потребностей в капитале, возможностей обслуживания долга, прогнозирование доходов от уровня планируемых продаж, анализ производственных издержек, прогноз рынка. Как правило, при рассмотрении альтернативных сценариев учитываются колебания таких переменных как цены на горючее, процентные банковские ставки, обменные курсы и пр.[18]

Показатели эффективности подлежат расчету и обязательному включению в следующие документы, разрабатываемые на прединвестиционной фазе жизненного цикла проекта: обоснование инвестиций, бизнес-план, технико-экономическое обоснование, а также в любые другие документы, связанные с оценкой эффективности инвестиционной деятельности. Показатели эффективности основаны на сопоставлении поддающихся количественному учету выгод и затрат от реализации проекта. Показателями эффективности проекта являются: Чистый дисконтированный доход (ЧСД) – величина превышения выгод от проекта над затратами на его реализацию, приведенных к начальному моменту вложения финансовых средств в проект. Индекс доходности (ИД) – отношение дисконтированных (приведенных) выгод от проекта к дисконтированным (приведенным) затратам по проекту. Внутренняя норма доходности (ВНД) – такая ставка дисконта, при которой приведенные выгоды равны затратам по проекту. Срок окупаемости (СО) – временной интервал от начала осуществления проекта, необходимый для покрытия затрат.[19] Риски проекта можно классифицировать на организационные, технические, внешние, управленческие. В иерархической структуре рисков перечислены категории и подкатегории рисков, которые могут появиться на типовом проекте (приложение 5). Для различных проектов и разных организаций применяются различные структуры рисков. Одним из преимуществ этого подхода является то, что участники процесса идентификации рисков имеют представление о многочисленных источниках рисков проекта.[20] Анализ и корректировка ограничений и допущений, принятых на предыдущих стадиях проекта включает в себя выделение рисков, разработку ограничений в предметной области проекта.

5) Выбор критериев оценки промежуточных и окончательных результатов создания проекта;

В оценке результатов проекта заинтересованы все его участники. Форма и степень участия каждого конкретного участника в оценке результатов проекта зависит от принятой схемы управления проектом. Состав и содержание показателей, по которым оцениваются результаты проекта, а также критерии оценки определяются исходя из интересов отдельных участников. Иными словами, участники проекта сами решают, что, как и когда надо оценивать. Заказчик, как правило, оценивает результаты проекта, чтобы принимать решения о своевременном перечислении средств и соответствующем вознаграждении исполнителей. Критерием результата для заказчика выступает факт завершения проекта (достижения поставленных целей) в заданные сроки и в пределах согласованного бюджета.

Инвестору оценка результатов нужна для принятия инвестиционных решений и формирования стратегии и тактики инвестирования в будущем. Результатом здесь является доход на вложенный капитал в сочетании с конкретным сроком возврата (окупаемости) инвестиций. Кредиторы следят за ходом реализации проекта, чтобы вовремя направлять обусловленные соответствующим договором объемы кредитных ресурсов и принимать решения о дальнейшем кредитовании проекта. В качестве объектов внимания кредиторов выступают денежные потоки проекта, платежеспособность заказчика, ликвидность активов собственника проекта.

Исполнители проекта также оценивают его результаты. Реализация проекта сопряжена с воздействием на него целого ряда внешних и внутренних факторов, не учтенных или учтенных не полностью на этапе стратегического, тактического и оперативного планирования. Эти факторы могут существенно влиять на фактические параметры проекта, такие, как себестоимость работ, сроки и т.д. В связи с этим руководству проекта необходимо постоянно оценивать фактически достигнутые промежуточные результаты, сравнивать их с плановыми показателями, выявлять причины отклонений и корректировать ход реализации проекта (контроль и управление изменениями проекта).

Оценка прогнозируемых конечных результатов проекта, проводимая на стадии его реализации, дает возможность определить, насколько правильно реализуется проект в целом. Анализ фактических конечных результатов проекта позволяет сделать соответствующие выводы на будущее и принять меры по усовершенствованию подходов к управлению проектами. Различают промежуточные и конечные результаты проекта. Промежуточные результаты, как правило, связаны с выполнением комплексов (пакетов) работ и завершением определенных вех проекта. Конечный результат связан с окончательной реализацией всего проекта. Точной оценке поддаются в основном экономические результаты проекта. Результаты (последствия) социального, экологического, политического характера корректной количественной оценке практически не поддаются. Результаты проекта могут быть выражены в виде статических и динамических показателей, абсолютных и относительных величин. В качестве результатов проекта могут выступать:

· абсолютные показатели продолжительности, затрат и выгод проекта (продолжительность строительства, стоимость выполненных работ, объем затраченных ресурсов, прибыль от эксплуатации проекта, срок окупаемости и др.);

· относительные показатели эффективности использования ресурсов проекта (оборачиваемость ресурсов, производительность труда, рентабельность проекта, доходность инвестиций и др.);

· динамические показатели, характеризующие изменение во времени или по отношению к другим аналогичным проектам параметров проекта (например, рост производительности труда, снижение себестоимости работ, сокращение сроков строительства и др.). Результаты могут измеряться в натуральных и денежных единицах, временных величинах и т.д.

Основными результатами проекта являются.

1. Факт завершения проекта (достижение поставленных целей с выполнением требований качественного характера).

2. Стоимость выполненных работ (стоимость затраченных ресурсов).

3. Продолжительность реализации проекта.

4. Экономические выгоды, полученные в результате реализации проекта (доход, прибыль, укрепление рыночных позиций и др.).

5. Социально-экономические достижения (увеличение занятости, рост уровня жизни населения и т.д.). Оценка результатов проекта основана на сравнении фактических показателей с плановыми и/или с показателями аналогичных проектов. Таким образом, оценка характеризует меру достижения намеченных целей (результатов) и относительные преимущества реализуемого проекта. Анализ результатов позволяет выявить факторы, приведшие к отклонениям от заданных параметров проекта, обнаружить «слабые места», установить причину сбоев, задержек, перерасхода средств и других «неприятностей». Оценка и анализ результатов проекта служат основой эффективного управления проектом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.017 с.)