Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ранняя философия Древней Греции (6-5 века до Н. Э. )↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема №3. Античная философия (Древняя Греция и Древний Рим)
План:
1.Проблема бытия в древневосточной и античной философии. Современное понимание бытия, мира и человека. 2.1.Человек и космос в античной философии. Проблема первоначала. 3.1. Материализм и идеализм в античной философии. 4.1.Учение античных философов об атомах как первооснове мира. Роль этого учения в истории философии и науке. 5.1. Античный атомизм. Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар. 6.1. Проблемы диалектики в учениях Гераклита, Зенона Элейского, Платона и Аристотеля. 7.1. Жизнь и философствование Сократа. 8.1.Философия Сократа. Его учение о методе познания. 9.1.Философия Платона. Его учение о «мире идей» и «мире вещей» 10.1.Платон об идеальном государстве. 11.1.Учение Платона о бытии, душе и познании. 12.1.Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении, человеке и государстве. 13.1. Аристотель о роли государства в обществе и формах государства. 14.1.Основные философско-этические концепции античности (Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур). 15.1. Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм).
Период существования Античной философии: 6 век до нашей эры – 6 век нашей эры. Ранняя философия Древней Греции (6-5 века до н.э.) Характеристика этапа: - Появление отдельных философских идей. - Появление материализма и идеализма, диалектики. - Главная тема исследований – поиск первоначала всего существующего. - Отсутствие философской терминологии (понятий, категорий)
II этап: Философия эпохи расцвета Древней Греции. Характеристика этапа: - переход от разрозненных идей к собственно философии; - выработка философской терминологии; - создание целостных философских систем; - появление новой проблематики исследований – познание общества и человека. План темы: 1. Проблема бытия и первоначала в античной философии. Материализм и идеализм. 2. Идеализм древних. Пифагорейская школа 3. Атомистический материализм (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Лукреций Кар). 4. Диалектика в древнегреческой философии (Гераклит, Евбулид, Зенон) 5. СФилософия Сократа 6. Философия Платона 7. Философия Аристотелья 8. Этические концепции античной философии (Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур). 9. Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм).
Период ее существования: 6 век до нашей эры – 6 век нашей эры.
Этап: Ранняя философия Древней Греции (6-5 века до н.э.) Характеристика этапа: - Появление отдельных философских идей. - Появление материализма и идеализма, диалектики. - Главная тема исследований – поиск первоначала всего существующего. - Отсутствие философской терминологии (понятий, категорий)
II этап: Философия эпохи расцвета Древней Греции. Характеристика этапа: - переход от разрозненных идей к собственно философии; - выработка философской терминологии; - создание целостных философских систем; - появление новой проблематики исследований – познание общества и человека.
Проблема бытия и первоначала в античной философии. Материализм и идеализм. 1. Человек и космос в античной философии. Проблема первоначала
Понятие «бытие» впервые использовал Парменид (540–480 до н.э.), греческий ученый. Бытие – это то, что всегда есть. «Бытие есть, а небытия нет». Бытие едино, вечно и неподвижно. Современное понятие бытия отражено в учении онтологии и в него включается все сущее (существующее): природа, общество, мышление, все материальное и идеальное. Оно изменчиво, его части диалектически взаимосвязаны между собой. Первоначало мира есть причина всего существующего, т.е. то, из чего все произошло. Внимание древних греков было посвящено поиску, определению первоначала мира.
Первоначало мира есть причина всего существующего, т.е. то, из чего все произошло.
Уже в самой ранней древнегреческой философии появились сторонники материализма и идеализма. Основной спор между ними шел о проблеме первоначала.
Материализм древних Его особенности: 1. Стихийный – объективное, т.е. ни от кого независимое стихийное существование природы само собой подразумевалось. 2. Наивный – из-за крайне слабой научной базы. О многом приходилось высказывать лишь догадки без их практической проверки. Отсюда – многочисленные ошибки (Земля – диск, цилиндр).
В центре внимания материалистов – космологизм (гр. космос – мир, вселенная) – изучение происхождения природы, мира в целом, а не создания его (как в религии). Новизна в том, что материалисты искали первопричину (первоначало) природы не вне ее (как религия и мифология), а в самой природе.
Милетская школа (6 век до н.э., г.Милет в Средней Азии) – первая материалистическая школа в Древней Греции. Идеализм древних . Пифагорейская школа Основатель - Пифагор ( 580-500 до н.э.), (с острова Самос), объективный идеалист. Большой вклад в развитие математики и астрономии. Сам ничего не писал, Многое ему приписано, в т.ч. и знаменитая теорема про треугольник (сумма двух катетов равна гипотенузе).
Онтология Пифагора Первоначалом, основой мира являются числа, количественные отношения. (Это – объективный идеализм). Основывались на открытии числового ряда, например, количественного интервала в музыкальной гармонии. Например, игра «Угадай мелодию». С двух нот. Две ноты: «Та-та-та-та-а-!». «Дас ист Моцарт? Найн, дас ист Бетховен!» 5-я симфония Бетховена. Кинофильм «Пианист» – пианист-еврей спас себе жизнь! Надо знать, что и кому играть! Пифагор: «Вселенная есть ничто иное как гармония чисел». Сочетания чисел выражают собой вещи и их закономерности. Познание природы возможно лишь через познание числа и числовых отношений. Главное число – 10. Число насчитывает три измерения: арифметическо-геометрическое, акустическое (музыкальное) и астрономическое. Таким образом, пифагорейцы переносили количественные отношения на все остальное в мире. Это привело их к абсолютизации чисел, т.е. идеального. И привело Пифагора к односторонности (метафизичности) в понимании мира. Пифагор абсолютизировал роль чисел, ноНо при этомон показал их большую роль и значение чисел в природе и в жизни человека.
Атомистический материализм
2. Атомистический материализм (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Лукреций Кар).
Демокрит (460-370) – великий древнегреческий материалист, параллельно и независимо друг от друга создали с Левкиппом (ок. 460 г. до н.э., сочинения не сохранились) атомистическую теорию. Отказался от попытки объяснения первоначала (основы) природы каким-либо конкретным видом вещества. И создал атомистическую теорию, параллельно и независимо с Левкиппом (ок. 460 г. до н.э., сочинения его не сохранились) Онтология Атомистическая теория Демокрита:
Мир состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустоте. Атомы материальны, разнообразны по форме (круглые, угловатые, кубические, крючкастые, шероховатые), весу и порядку расположения. Соединяясь в различные комбинации, атомы образуют все тела.
Доказательство материализма: 1 вариант: Но раз атомы неделимы, то следовательно неразрушимы и, вечны, как и сама природа, из них состоящая. Следовательно, природуее никто не создавал и онаприрода первична (доказательство материализма) и не создана Богами.. 2-й вариант: Но раз атомы неделимы, то, следовательно, и неразрушимы. А то, что нельзя разрушить, нельзя и создать. Поэтому природа (материя) неуничтожима и несотворима. Следовательно, мир не создан Богами, а существует вечно (это док-во материализма). Демокрит сформулировалтакже принцип (закон) каузальности. Каузальность (лат. causa – причина) - причинность, закономерная связь причины и следствия. Принцип каузальности означает, что каждое явление имеет свою причину и одновременно является причиной другого явления (следствия). То есть – без причины ничего не появляется.
В мире атомов господствует абсолютная причинность (необходимость), они не могут отклоняться в заранее заданном движении.. Это привело Демокрита его к фатализму, отсутствию свободы действий и воли. «Куда влечет нас рок событий?». Дополнительно: Приложение (к каузальности): Причина в свою очередь распадается на: - (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит; - (внутренние) условия, благодаря которым она совершается; - возбуждение, которое служит непосредственным поводом. Например: если порох сухой (обстоятельство), и правильно составлен (условие), то благодаря удару (возбуждение) он воспламеняется (действие). Но! ошибочно полагать: если «после этого» – значит «поэтому». У явления обязательно должна быть причина! А. Шопенгауэр различал три формы каузальности: - собственно причина (в неорганическом мире); - раздражение (в органически-растительной жизни); - мотив (в поступках всех одушевленных существ).
Кроме того, Демокрит впервые выдвинул механистический принцип объяснения целого как суммы составляющих его частей (с учетом определенной формы, положения и порядка составляющих).
Эпикур (341-270 до н.э.): Развивал, популяризировал учение Демокрита об атомах.
В природе бесчисленное множество спонтанно развивающихся миров в результате столкновения и разъединения атомов, помимо которых существует лишь пустота. Души и живые существа состоят из легчайших, тончайших и наиболее подвижных атомов. Между мирами живут Боги. В отличие от Демокрита Эпикур допускает возможность отклонения атомов и наличия случайности в мире.
Лукреций Кар (96-55 до н.э.), древнеримский философ, последователь Эпикура в его объяснении устройства мира, но сторонник признания строго действующего рока, равнодушного к людям и предопределяющего их горести и беды.
Значение атомистической теории: Впоследствии, на основе данного учения об атоме была создана теория атомистического строения материи (до середины 20 века).
С Философия Сократа Сократ (469-399) – объективный идеалист, скульптор.
Сам ничего не писал. Излагал свои идеи устно в форме диалога или спора. Создал в Афинах философскую школу. Осужден за критику богов и афинской демократии (бобы – жребий при выборе должностных лиц государства (рулевой, плотник, флейтист) – глупо!). Присужден к изгнанию. Казнен (цикута, «Гамлет»).
Гносеология: Скептически относился к возможности и необходимости эмпирического познания природы, к способностям органов чувств. Это противно Богу, который руководит природой. Т.е. Сократ был агностиком в познании материального мира. Природу познать невозможно и не нужно, т.к. ею руководит Бог (агностицизм Сократа). Во власти человека не природа, а его душа. В ней сущность человека. Поэтому главная задача человека – самопознание для нахождения обще человеческих нравственных норм, чтобы человек стал лучше. Главные нравственные ценности: бескорыстие, служение добру, следование своему долгу и принципам. «Познай самого себя!» – (Nosce te ipsum).
Знание есть обнаружение общего для ряда вещей (т.е. создание понятий).
Этика: Был сторонник рационалистической этики (этического идеализма). Дурные поступки людей - из-за незнания или заблуждения. Добродетель невозможна без наличия знаний, следовательно, она зависит от познания. Т.е. человек может стать лучше, нравственнее, только если будет углублять знания. Знание есть источник (основа) нравственного развития общества. Т.о. СократПлатон – рационалист и об. идеалист, т.к. гл. движущая сила развития общества – знание (идеальное начало).
Гносеология: Логика Сократа Развил искусство спора для исследования и углублениясовершенствования понятий с помощью диалектики (путем последовательного и качественного уточнения и углубления понятий). Это т.н. «субъективная диалектика», т.е. диалектика понятий, мышления, в отличие от объективной диалектики природы (вещей).
Противоречия есть движущаяся сила развития. Познание истины может быть только в научном споре путем столкновения мнений и разрешения возникающих противоречий. Противоречия есть движущаяся сила развития. Создал т.н. «метод иронии» - последовательное приведение соперника в споре к противоречию с его первоначальным утверждением, после чего начинался совместный поиск истины и уточнение понятия. Например: сформулируйте самостоятельно понятие «ручка». Затем попытайтесь уточнить его.
Д Например: диалог Сократа с Евтидемом о понятии «несправедливость»: 1 уровень исследования понятия: Понятие «справедливость» – есть то, что хорошо. Евтидем: «Несправедливость -, т.е. несправедливые поступки (ложь, обман, грабеж) – то есть то, что плохо». Сократ: «А хитрость (обман) врага в бою? А военные трофеи?». Нахождение противоречия в утверждении у оппонента. 2 уровень: Евтидем: Уточняю понятиеим: «Неправедливость – это обман друзей. (Друзьям нужноадо говорить только правду!). А по отношению к врагам обман допустим. Сократ: А поддержка тяжело заболевшего друга добрым словом «Ты обязательно выздоровеешь!». (или святая ложь врача, матери – инсульт «Совсем неплохо!» во спасение больного). 3 уровень: Совместный поиск истины и Совместный, окончательноеый вывод и: уточнениное понятие «несправедливости»: «Несправедливость есть: а) плохие поступки б) по отношению к друзьям,,в) которые им вредят». Т.о. уточнение и углубление понятия идет через разрешение диалектических противоречий в споре, т.е. через качественное развитие. Сравни: Первоначальное понятие «Человек» как биологический вид: «Это животное на двух ногах без перьев и без шерсти». Но есть и ощипанный петух тоже без крыльев и без шерсти! Уточненное понятие: Человек есть животное на двух ногах без перьев шерсти и без клюва». Философия Платона Платон (наст. имя Аристокол - широкие плечи, ок.427-347 до н.э.)
Объективный идеалист, ученик Сократа. Бежал из Афин после гибели учителя. Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики (900 лет!).
Онтология Платона. Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий, как основы вещей. Учение о двойственности мира: Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдос), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеиистинны, вечны, неизменны, например, идея «дерево», «человек». Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна.
Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдос), т.к. вещи которые временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного. Предметы это как мерцающие тени на стене пещеры. Мир вещей вторичен и производен от мира идей (эйдос). Ониистинны, вечны, неизменны), например, идея «дерево», «человек». Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна. Таким образом, в основе мира лежат идеи, которыми мир создается и движется с помощью Бога (мастера).
Диалектика мира - в единстве и взаимосвязи мира идей и мира вещей. Таким образом, Платон подчеркивает значимость идей (понятий) в мире, например, в науке и их диалектическую связь с вещами!
Гносеология Платона В познании главная роль отводится душе. Предметом познания является мир идей, которые постоянны, устойчивы. Так как идеи первичны, то чЧувства обманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые ей даны свыше до рождения человека. Именно первичное знание идеи вещи позволяет познатьузнать и саму вещь.
Философия Аристотеля Аристотель (384-322 до н.э.), непоследовательный объективный идеалист. Ученик Платона. Основал в Афинах философскую школу Ликей. Энциклопедист. Наставник Александра Великого (Македонского). Маркс «Аристотель величайший мыслитель древности». Онтология Аристотеля Автор геоцентрической системы мира (центр мира – Земля). Перводвигатель – Бог. В природе существует принцип бессознательной целесообразности развития.
Учение о материи и форме: Отверг вывод (тезис) Платона о первичности и оторванности идей от чувственно воспринимаемых вещей. Идеи (Платона) это лишь понятия, то есть копии отражающие действительный, материальный мир. «Амикус Плятта, сэд магис амика эст веритас» (Платон мне друг, но истина дороже»). Материя (природа) есть первичная реальность, она объективна, несотворима и неуничтожима. Однако она пассивна, неоформлена и выступает лишь как потенциальная возможность существования единичных вещей (подобно глыбе мрамора).
Предметы возникают в результате соединения материи с той или иной формой, которая и придает ей определенность. Форма же (совокупность признаков). Таким образом, каждая вещь есть единство материи и формы. Например: медный шар: медь (вещество, материя) + шар (форма). Они составляют единство. Таким образом, Аристотель впервые говорит о существующей диалектическойвзаимосвязи понятий. Формы, в конечном счете, приводятся в движение безличным Богом (форма форм). Бог является источником, причиной и конечной целью всякого движения. Все существующее целесообразно (природа, общество, человек) и отвечает на вопросы: «Для чего?», «Для какой цели?» - к высшему благу, к Богу. Гносеология Аристотеля Здесь Аристотель материалист,- эмпирик. Объективная действительность (природа) существует независимо от субъекта. Ощущения человека есть отражения предметов внешнего мира в его мозгу. Источник познания – чувственный опыт (см. эмпиризм). В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении, кроме высших аксиом науки и мышления.
Создал учение о категориях: Категории – есть высшие (главные) родовые понятия, к которым сводятся все остальные понятия, и которые отражают наиболее общие связи и отношения вещей в мире. Они лежат в основе мира. Сформулировал ряд основных философских категорий (10): сущность, количество, качество, время, место, отношение, положение, обладание, действие, страдание.
Аристотель основатель формальной логики (суждения и умозаключения). Этика Аристотеля Фактически разработал основные ее положения как философской дисциплины. 1. Нравственность есть стремление к благой цели (, проявляется только в обществе, в общении). 2. Добродетельное поведение – добрые намерения и поступки, направленные, сознательность и направленность на достижение справедливости. 3. Справедливость – подчинение закону и его соблюдение.
Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм) есть заключительный этап древнегреческой и древнеримской философии (3 век до н.э.-5 век нашей эры).
Скептицизм (гр. - взвешивать, быть в нерешительности) Основатель - Пиррон (360-270). Продолжатели: Тимон, Аркесилай и др. Сомнение в достоверности какого-либо знания, т.к. мир изменчив, а человеческие ощущения субъективны и неодинаковы. Поэтому ничему нельзя придавать безусловного значения. Единственно правильный способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких-либо суждений о них.
Стоицизм (III – II век до н.э.) Основатель – Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), стоик. Название школы «Стоя», т.е. портик (место у «Пестрого портика» в Афинах, где Зенон излагал свое учение).
Высшая цель человека – достижение счастливой жизни. Для этого необходимо освободиться от страстей и пороков через апатию (а – не, патос – страсть) -: терпение, сдержанность, душевный покой. ЧПри этом человек не полностью свободен, он зависит от судьбы, Фатума (рока): (богатство или бедность, здоровье или болезнь). Он не властен изменить судьбу, но властен изменить свое отношение к жизни. Поэтому нужно со спокойствием переносить в жизни и радости и невзгоды (унижение, страдания, бедность и др.). Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней! Нравственный идеал – в неуклонном осуществлении добродетели и избегании пороков.. Четыре основных добродетели: благоразумность, умеренность, справедливость и мужество. Четыре основных порока: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость. Стоицизм дает человеку психологическую защиту от превратностей нестабильного и несправедливого мира.
Неоплатонизм – последняя форма идеалистической греческой философии, 3-6-й века нашей эры. Плотин, Ямвлих, Порфирий, Прокл
Плотин ( 204-270), объективный идеалист, последователь Платона. Основные идеи неоплатонизма: - Бытие имеет иерархическую (ступенчатую) структуру; - Высшей ступенью бытия является некое идеальное начало. Однако это не идеи Платона, а Единое (Благо), лишенное всяких свойств. - Единое есть творческое первоначало, которое последовательно создает все остальное в мире: Ум (мысль) – Мировую Душу (чувство) – Материю. - Таким образом, существующее единство мира носит не материальный, а идеальный характер. - Задача человека подняться по идеальной (духовной) лестнице: от чувств через мысль к духовному экстазу (Единое ), т.к. оно не постижимо рационально, а доступно лишь в сверхразумном экстазе.
Идеи неоплатонизма положили начало средневековой христианской философии. [П1] [П2] Тема №3. Античная философия (Древняя Греция и Древний Рим)
План:
1.Проблема бытия в древневосточной и античной философии. Современное понимание бытия, мира и человека. 2.1.Человек и космос в античной философии. Проблема первоначала. 3.1. Материализм и идеализм в античной философии. 4.1.Учение античных философов об атомах как первооснове мира. Роль этого учения в истории философии и науке. 5.1. Античный атомизм. Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар. 6.1. Проблемы диалектики в учениях Гераклита, Зенона Элейского, Платона и Аристотеля. 7.1. Жизнь и философствование Сократа. 8.1.Философия Сократа. Его учение о методе познания. 9.1.Философия Платона. Его учение о «мире идей» и «мире вещей» 10.1.Платон об идеальном государстве. 11.1.Учение Платона о бытии, душе и познании. 12.1.Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении, человеке и государстве. 13.1. Аристотель о роли государства в обществе и формах государства. 14.1.Основные философско-этические концепции античности (Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур). 15.1. Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм).
Период существования Античной философии: 6 век до нашей эры – 6 век нашей эры. Ранняя философия Древней Греции (6-5 века до н.э.) Характеристика этапа: - Появление отдельных философских идей. - Появление материализма и идеализма, диалектики. - Главная тема исследований – поиск первоначала всего существующего. - Отсутствие философской терминологии (понятий, категорий)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.01 с.) |